Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » История восточной философии » Основные черты развития школ типа томизм

Основные черты развития школ типа томизм

2021-03-09СтудИзба

Основные черты развития школ типа томизм.

В XIII в. в доминиканском ордене преобладал томизм. На переломе столетия  у  Аквината  в  церковных   школах  было   уже  много  учеников  и последователей,  которые  защищали  его  учение от  оппозиции  и  занимались популяризацией.  Центром  томизма становятся прежде всего Париж  и  Неаполь, позже - Авиньон.

     Начиная  с XV в.  схоластика проявляется прежде  всего в форме томизма.

Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо

модернизацию,  и "ренессансный",  допускающий  соединение  томизма с  новыми

гуманистическими течениями.

     Стремлением  к актуализации выделяется прежде  всего  испанский томизм,

который пытается  развивать апологетику  с точки зрения  новых  потребностей

церкви. Среди  испанских доминиканцев выделяются  прежде всего  Франсиско де

Рекомендуемые материалы

Виториа  (1480-1546), среди иезуитов-Франсиско Суарес  (1548-1617),  который

некоторые  гносеологические  взгляды  номиналистов   объясняет   с   позиции

реализма. В  стремлении  сблизить томизм с гуманистической философией Суарес

пытается  разделить  и в  то  же время  соединить  метафизические  вопросы и

естественнонаучные  исследования.  В области  социальной и  политической  он

приближается к признанию республиканского устройства.  Народ, который принял

светскую власть  от бога, является  ее первым  субъектом  и тогда, когда  он

выбирает своего правителя.

     Скотизм.  Учение  Дунса  Скота  в  XIV   в.   приняли   преимущественно

францисканцы. Из английских учеников и поклонников "доктора  субтилис" можно

назвать Томаса Брэдуордена (ок. 1290-1349),  профессора теологии в Оксфорде,

выдающегося математика  воззрения которого  оказали  влияние  на  Виклефа  и

других  реформаторов.  Он  выступает  также  против   Оккама.  Главный  труд

Брэдуордена "De causa  Dei adversus Pelagium"  содержит  идеи об  абсолютной

власти бога над всем сотворенным. Ни одно  из  сотворенных существ,  включая

человека, не имеет свободной воли, все зависит от бога, определяется им. Его

учение строго детерминистское. Из  идеи отождествления мыслимого  бытия всех

вещей - идей - с божественной сущностью вытекают пантеистические следствия.

     В  XV  в.  выступают также  многочисленные  комментаторы  Дунса  Скота.

Скотизм  оказывает  влияние не только  на францисканские  школы, он  отчасти

переходит  и  в  круги  светских  магистров.  В  дальнейшем  происходит  его

внутренняя дифференциация и постеленный упадок.

     Аверроизм.  После официального осуждения церковью в 1227 г.  латинского

аверроизма это направление возрождается  в  начале  XIV в. Распространителем

его был Жан Жанден (ум. в  1340), магистр факультета искусств в Париже около

1310 г., который тесно сотрудничал с Марсилием  из  Падуи (ум. в  1340). Они

вместе участвовали в оппозиционном движении против папы Иоанна  XXII, вместе

явились  творцами  антицерковного  трактата   "Defensor  pacis"  ("Защитники

мира"). Жан Жанден  написал много работ в духе аверроистского аристотелизма.

После его смерти аверроизм  из Парижа  распространяется в  Италию  (Болонья,

Венеция, Падуя), но уже не приносит ничего нового.

     В XV и XVI вв. аверроизм вновь оживает, но уже в умеренной форме, и его

сторонники стремятся сблизить философию и науку.

     Неоплатоноеский альбертизм и мистика. Неоплатонизм играл в средние века

значительную роль в процессе принятия аристотелизма. Он выступал в различных

формах, проявлялся и у Фомы Аквинского, и у Альберта Великого.

     К  сторонникам  неоплатонизма  относится   Дитрих   Фрейбергский   (ок.

1250-1311),  которого, в  частности,  вдохновлял  Прокл.  Главные  идеи,  на

которых   он  был  сосредоточен,  следующие:  эманация   существ   из  бога,

возникновение разумности  путем  созерцания, роль  света  при  возникновении

вселенной, возврат всех существ к их принципу.

     За ним идет кельнский профессор Бертольд  Мосбургский (ум. ок. 1330) и,

главное, Экхарт из Хоххайма.

     Иоганн Экхарт (ок.  1260-1327),  чаще  всего  называемый Мастер Экхарт,

происходил из немецкого рыцарского рода. Учился в Кельне  и Париже,  получил

превосходное теологическое и философское  образование.  Особенно хорошо знал

схоластику  и учение  Аристотеля. Занимал  высокие церковные  должности -  в

1307-1327 гг. был генеральным викарием  своего ордена в Чехии, преподавал  в

Париже,  Страсбурге и Кельне-на-Рейне.  За  год  до  смерти  был  обвинен  в

заблуждениях; 28 его  тезисов были осуждены. Экхарт был принужден раскаяться

в ошибках. После  его  смерти  решением папы труды Экхарта были осуждены как

еретические (1329).

     Произведения Экхарта преимущественно  имеют характер проповеди.  Он  не

создал  какого-либо  крупного  философского учения.  Его философия  является

скорее   выражением  интенсивного   религиозного   переживания.   Экхарт  не

обращается к миру и природе, но неустанно обращается к богу и душе.

     Его представления о боге основаны на идеях неоплатонизма, с ними мы уже

встречались  у Плотина  и в  трактатах  Псевдо-Дионисия.  Божество  является

Добром, Единым, Абсолютом, тем  Светом, о котором  ничего позитивного нельзя

сказать;   Экхартово   учение   о   боге  является   негативной   геологией.

Интерпретированного  таким  образом полностью  трансцендентного бога  Экхарт

называет  божеством; божье существо является нерожденным, тогда как  персоны

Троицы рождены природой божества.  Божество  следует отличать от "бога" и от

"нарожденной  природы".  Божество  само никоим образом  не  действует; чтобы

действие могло произойти, божество должно проявиться,  причем в лицах. Бог в

отличие  от  божества  действует.  Таким  образом   из  божества  происходит

становление  триединого  христианского бога.  Божество вступает в  отношение

"субъект - объект". Бог-отец является субъектом. Объектом, словом, в котором

он выражается, является сын божий. Дух святой является союзов любви, который

соединяет отца и сына. Триединый бог христианства проявляется у  Экхарта как

первая эманация, как излучение стоящего над ним исходного божества.

     Другой  основной  идеей является старое мистическое  понимание единства

бога  и  человеческой  души.  Душа сотворена по образу божьему,  и  все вещи

сотворены ради нее. Все было сотворено для человека, без него  сотворение не

имело  бы  смысла. По Экхарту, и душа  тоже триедина. Она располагает  тремя

низшими душевными силами (эмпирическим познанием, возбудимостью и желанием),

а также тремя  высшими (памятью,  разумом  и  волей),  которым соответствуют

также три  главных христианских принципа - вера, любовь,  надежда. Над всеми

душевными  силами  (как  божество над  лицами)  стоит божественная "искорка"

("высший разум", "свет духа").

     Неизбежным  следствием  мистики  Экхарта  является третий  элемент  его

учения - идея самоотвержения и предания себя богу. Условием этого соединения

бога и души является избавление от всех грехов, которые отделяют человека от

бога.  Душевное  спокойствие,  внутреннее  равнодушие (душевное  равновесие)

предшествуют отвращению  от  всех  земных  вещей и дел и, наконец, от самого

себя, отказ от своей воли и предание себя воле божьей.

     Если душа достигнет этого  состояния, исключит все,  что отделяет ее от

бога, то наступит нарождение бога в человеческой душе. В этом состоянии душа

возносится над временем и пространством.  Все временное является преходящим,

но вечность-это вневременное присутствие. Экхарт видит спасение и блаженство

человека в познании, в  созерцании бога. Мистическое  познание,  по Экхарту,

достижимо уже в этой жизни.

     Мистико-пантеистическое учение  выражает протест  против  бездуховности

католической  иерархии.  Мистицизм этого толка был  выражением  возрастающих

требований  чувственной  жизни, которые не  удовлетворялись интеллектуальным

объяснением  этих вопросов, протестом  против  общеобязательных  религиозных

форм поиском личного отношения к богу.

     Неоплатоновская  метафизика   Экхарта  повлияла  на  рейнских  мистиков

Иоганна Таулера (ок. 1300-1361) и Генриха Сузо (ок. 1295-1366). Близок к ним

и Николай Кузанский (1401-1464).

     Своей  вершины мистика  достигла  в революционном учении Томаса Мюнцера

(1489-1525). Его  теолого-философское учение  выступало против всех  главных

В лекции "2.1. Многообразие определений культуры" также много полезной информации.

пунктов   не  только   католицизма,  но  и  христианства  вообще.  Мюнцер  в

христианских  формах  провозглашал  пантеизм,  который удивительно похож  на

нынешние спекулятивные воззрения, в некоторых местах он граничит с атеизмом.

     Мюнцер,  однако,  уже  был   наследником  радикальных   сектантских   и

оппозиционных течений позднего средневековья; у него  находили отклик и идеи

гуситской революции.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5139
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее