Основные теории античной эстетики
ТЕМА 8. Основные теории античной эстетики
Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, отличается гармоничностью, соразмерностью и выступает как воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе.
Учение пифагорейцев отличается двойственным характером: религиозным и научным. Двойственный характер их учения отразился и на их эстетических воззрениях. С одной стороны, в эстетике Пифагора присутствует математическая тенденция (пропорция и мера), с другой стороны, религиозная (искусство, музыка и ее воздействие на душу человека).
Не случайно учение Пифагора мы причисляем к космологической эстетике. Именно он вводит понятие космоса, которое предполагает понимание мира как упорядоченного единства. Сам взгляд пифагорейцев на мир – взгляд целостный, по сути эстетический. Понятия, введенные пифагорейцами и закрепившиеся в истории мысли как эстетические (гармония, пропорция, мера), являлись основополагающими в их философской системе, где математические отношения играли особую роль. Аристотель отмечал, что принципы математики являются принципами бытия у пифагорейцев.
Гармония – свойство космоса. Поэтому она рассматривалась ими в космологии. Слово «гармония» означает ансамбль, соединение. У пифагорейцев оно означает соразмерность, единство составных частей. Это единство, соразмерность являлось положительным, по сути прекрасным. Гармония звуков – проявление более глубокой гармонии, внутреннего порядка строения вещей. Гармония объективно обусловлена правильностью, порядком, регулярностью. Гармония – это математическая система.
Этот мотив оказался наиболее значимым в античной эстетике. Грекам в дальнейшем стал свойствен поиск закономерностей в мире и применение их в искусстве. Пифагорейцы предприняли этот поиск. Каконы изобразительного искусства явились во многом следствием пифагорейских идей.
Музыка оказала наибольшее влияние на теорию прекрасного (гармонию) у пифагорейцев. Музыка считалась пифагорейцами особым даром богов. Ритмы, с их точки зрения, заключены в природе и свойственны человеку от рождения. Душа высказывается с помощью музыки. Поэтому ритмы являются своеобразными портретами психики. Антропологическая эстетика представлена софистами (Протагор, Горгий, Продик и др.) и Сократом. В этот период развития античной философии проявился пристальный интерес к человеку.
У софистов прекрасное не объективно. Оно полностью зависит от человека. Ключом ко всей философии софистов и к их эстетике является выражение Протагора: «Человек – мера всех вещей» . Характер прекрасного не просто субъективен, он относителен. Прекрасное существует только в связи с условиями места, времени, цели. Софисты разрабатывали диалектику понятий прекрасного и безобразного.
Рекомендуемые материалы
Горгий говорил так: «Прекрасно то, что приятно для взора и слуха». Это определение сенсуалистский и гедонистический взгляд на природу пркрасного, постольку оно и соотносится не с космосом, не с моральной красотой, а с человеком.
Итак, софисты первыми в античной эстетике поставили специфически эстетические проблемы. Важными чертами их эстетики являются сенсуализм, гедонизм, субъективизм, релятивизм.
Сократ рассматривал прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно (нет красоты самой по себе, все вещи могут быть одинаково и прекрасны и безобразны, часто в зависимости от их полезности).
Сократ поставил вопрос о важности эстетических идей, понятий, принципов, чем открыл дорогу для систематической разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля. Причем, если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она выводится за его пределы. Прекрасное, по Платону, запредельно чувственному миру, предельно объективно, оно – вид, или идея, истинно сущее бытие. Прекраснее и совершеннее всего космос в своем предельном, идеальном выражении.
Важным моментом платоновской эстетики является постижение прекрасного. Поскольку прекрасное – идея, т.е. высший род бытия в платоновской онтологической иерархии, то оно не может быть постигнуто чувствами, оно постигается посредством ума, интеллектуальной интуиции.
Завершение классическая античная эстетика получает у Аристотеля. Если Платон среди эстетических вопросов уделял особое внимание прекрасному, то у Аристотеля, сферу эстетики преимущественно определяет искусство. Определение, данное Аристотелем искусству, продержалось около двух тысяч лет. Он охарактеризовал искусство как человеческую деятельность. «Через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе». Подразделяя человеческую деятельность на изучение, действие и созидание, Аристотель относил искусство к созиданию. Аристотель считал, что искусство, понимаемое как созидание, основано на правилах.
Он представил классификацию искусств, в которой делил искусства на подражательные (миметические) и дополняющие (природу). Подражательные искусства у Аристотеля более значимы, но, согласно его классификации искусств ряд музыкальных искусств и архитектура не попали в разряд миметических, а с другой стороны, туда попали некоторые ремесла.
Лекция "1.6. Классификаторы" также может быть Вам полезна.
Целью искусства, согласно Аристотелю, является помощь в достижении высшей цели человека – счастья. Искусство созидает желанный образ жизни. Удовольствие – важный элемент воздействия искусства, одна из его целей. Аристотель говорит о том, что ряд искусств доставляет умственное удовольствие (например, поэзия), ряд других – чувственное (музыка, изобразительное).
В послеклассический (эллинистический) период космос как основной объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих переживаний. Мера, ритм, гармония и другие категории эстетики из отвлеченных и абстрактно-всеобщих схем космического бытия все больше превращаются в способы самоизучения и внутреннего устранения человека (стоики, эпикурейцы, скептики). На закате эллинизма в неоплатонизме с его учением о божественном едином как духовном первоначале, порождающем все существующее, эти категории приобретают ярко выраженный мифологический и спекулятивный характер.
Античное искусство – начальный этап развития европейской художественной культуры и в частности письменной литературы. Оно выдвинуло художественную концепцию: герой живет и борется в прекрасном и трагическом мире, полном роковых обстоятельств.
Античность нашла гармоническое сочетание общего и индивидуального в характере и гармоничное единство характера и обстоятельств. Эта гармония способствовала развитию и комического и трагического в искусстве. Возникла тема социального бессмертия погибающего героя и невозместимости его утраты, что создавало исключительно благоприятную возможность для развития жанра трагедии.
Прошедшая длинную и сложную историю, античная эстетика оказала большое влияние на последующую эстетическую мысль, она заложила основы понимания многочисленных эстетических категорий, что сыграло важную роль в истории искусства и эстетики.
Контрольные вопросы к теме 8.
- Перечислите основные эстетические теории существующие со времен античности. Раскройте их суть.
- Какие принципы заложены древними греками в «золотое сечение»?
- Что есть предмет эстетической теории?
- Для чего необходимо изучать эстетику?
- Какую роль играют эстетические чувства в становлении личности?