Эстетика средневековья
ТЕМА 9. Эстетика средневековья
Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354 – 430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная.
Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок.
Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств. Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме – одной из важных эстетических категорий.
Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие.
Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480 – 524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096 – 1141), Бернар Клервосский (1091 – 1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079 – 1142).
В средневековом искусстве персонаж осуществляет необходимость и абсолютно подчинен Богу. Воле Бога вверяют себя все действующие лица. Часто в ход развития сюжета вмешиваются чудесные и волшебные силы. Они необходимы средневековому художнику и идеологически (отражение господствующего мировоззрения), и художественно (персонажи, уповая на Бога, часто прекращают борьбу, действие готово остановиться, и тогда его толкает новая пружина – волшебство).
Эстетика этой эпохи связана с теологией. Тертуллиан (конец II в. н.э. – 230 г.) отрицает искусство (христианская реакция на античное, языческое искусство). Он порицает театральные зрелища за притворство, что вызывало гонения на игрища и «бесовские песни».
Принципы средневековой поэтики – правдоподобие, иносказание, аллегория, символичность образов, особый акцент на изображении сверхъестественного, чудесного, потустороннего.
Рекомендуемые материалы
Главное место в эстетической системе средних веков занимает божественная красота, воплощающая в «зримых образах» - в единстве, целостности, порядке, форме.
Видимая красота осмысливается как символ невидимой: прекрасное определяется как «нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляющее созерцающему ее «невыразимое наслаждение», иными словами, начинают осознаваться как объективные, так и субъективные аспекты прекрасного. К античным представлениям об искусстве как о специфической духовной и практической деятельности добавляются идеи о месте и функциях искусства в религиозной жизни человека. Художник трактуется как посредник между божественным Логосом и людьми. Особое внимание уделяется религиозному содержанию изобразительных искусств, которые наделяются тремя основными функциями: 1) «книга для неграмотных»; 2) увековечение исторических событий; 3) украшение интерьеров храмов.
Красоту архитектуры видят не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а прежде всего в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладное искусство).
Средневековой эстетикой прекрасное было определено через субъект-объектное отношение: прекрасно то, что «нравится само по себе» (Гильом Овернский), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Тем самым в определении прекрасного был закреплен момент относительности. В то же время утверждалось, что наслаждение при созерцании доставляют только вещи, обладающие определенными объективными свойствами. Красота осмысливается как сияние «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Много внимания уделяется математическим (числовым и геометрическим) аспектам прекрасного и одновременно вопросам эстетического переживания, наслаждения. Безобразное также определяется через субъект-объектное отношение – как то, что вызывает отвращение.
Средневековое искусство давало моральное наставление и высокое иносказание, поднимающие верующего до божественной премудрости.
Средневековая поэтика провозглашала четыре плана литературного произведения, соответственно трактуемого в четырех смыслах: 1) грамматическом, или буквальном; 2) аллегорическом; 3) моральном; 4) воспитательном.
В средние века церковь оказывает определяющее влияние на искусство. Личность устремлена к неземному, возвышенному. Этому наиболее полно соответствует соборная архитектура и иконопись. Устремленность к небу обретает зримое, материально-пространственное выражение в формах готического собора. Архитектура обеспечивается материально-техническими средствами, развитие ее стимулируется.
Художественная концепция в эпоху средних веков включает в себя три художественные направления: 1) рыцарский романтизм; 2) сакральный аллегоризм; 3) карнавальный натурализм.
Художественные направления средневекового искусства объединяют создавшая их историческая реальность и единое духовное основание – христианская идеология.
Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. Рыцарский романтизм – художественное направление искусства средних веков, освещающее светскую историю широко понимаемой современности (события эпохи; важнейшая тема – рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля).
Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. Сакральный аллегоризм – художественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая тема – жизнь и мученическая смерть Христа). Средневекое искусство насышено аллегориями и символами (например, символика цвета в византийской живописи, аллегоричность скульптурных фигур в соборе Парижской богоматери).
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает сверхъестественное взамен естественного. Сверхъестественное и потустороннее устрашало и внушало религиозный трепет.
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает мученика взамен героя. Это хорошо видно при сопоставлении образа Прометея и образа Христа.
Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает утешение взамен очищения.
Лекция "Закрытые механические повреждения" также может быть Вам полезна.
В средневековой художественной культуре земной мир есть символ мира сверхчувственного; духовное качество, утверждаемое искусством, - благочестие. Все явления и поступки человека сопоставляются средневековым художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. История мира предстает как некий единый всемирно-исторический спектакль спасения.
В каждом виде искусства средневековья имелись свои наиболее характерные формы: в литературе – это жития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – изображения Христа, богоматери и святых.
Карнавальный натурализм (искусство Города) как художественное направление искусства средневековья выражает народную смеховую культуру, содержащую в себе идею вселенского обновления. Комедийно-праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал – несет радостное жизнеутверждение.
Карнавал носит вселенский характер, это особое художественно-эстетическое состояние мира, которому все причастны. Карнавальный смех, уравнивая всех, руша иерархические, имущественные, сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческого братства, свободы и равенства. Карнавал был комедийным праздничным прообразом счастливого истинно человеческого мира.
Карнавальный натурализм оказался не только целым пластом средневековой художественной культуры, но и, неся с собой радостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, и рыцарского романтизма, проявил себя как художественное направление средневекового искусства, сыгравшее большую роль в дальнейшем развитии художественной культуры.
Контрольные вопросы к теме 9.
- Какие характеристики имеет эстетика средневековья?
- Какие стили характеризуют искусство средневековья?
- В чем разница между античным искусством и искусством средневековья?
- Назовите основные категории эстетики, раскройте их содержание?
- Концепции каких ученых способствовали разработки основных категорий эстетики?