Популярные услуги

Социология семьи

2021-03-09СтудИзба

Тема 7. Социология семьи

Семья - это предусловие существования социума, благодаря физическому и социокультурному замещению поколений, поэтому изучение данной степени общности может дать ключ к ряду социальных процессов и явлений. При изучении семьи используют разные подходы:

– на основе структурно-системного подхода семья анализируется как социальный институт, как социальный источник принадлежности личности к определенной системе статусов с социальной структуре общества;

социокультурный подход направлен на раскрытие преемственности поколений, трансляции семейного опыта, ценностей, норм, ритуалов

психосоциальный направлен на изучение динамики семьи как малой социальной группы.

Понятие семьи.   

Существуют многочисленные определения семьи от самых простых типа "семья - это группа людей любящих друг друга" до наиболее полных. К последним относится определение семьи, данное А.Г. Харчевым: "Семья  - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена  в физическом и духовном воспроизводстве населения". (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С.75).

БРАК, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия).

Альтернативное определение. Брак одно из 7-ми таинств христианской религии.

Брак есть тайна, чрез которую мужескаго и женскаго пола, со взаимным обоих согласием, за благословением иерейским, бывает совокупление. Тихон Задонский Соб.Соч. т.1 стр.101.

1. Хотящи внити в супружество да уготовят себе благочестивыми делы, и да исповедятся грехов своих, и да причастятся Божественных таин, за три или за четыре дня пред венчанием. 2. Да имут правое намерение, во еже сочетатися не скотски, и не ради плотскаго угодия, но дабы род человеческий к славе Божией умножился, по благословенному рождению и по благоугодному чадовоспитанию. 3. Да не будет каково препятие, напр. сродство между собою, плотское или духовное; такожде время возбраненное, яко то пост, или насилие нехотящих чад к супружеству от родителей, и прочая сим подобная.

Рекомендуемые материалы

По детности семьи различаются на три типа: малодетные (1-2 детей). В  России они составляют 95%; среднедетные (3-4 детей). В стране их около 5%. Многодетные (5 и более детей). Их насчитывается около 1%. В среднем на семью в 1999 году приходилось 1,36 ребенка, а для замещения поколений необходимо 2,5 детей на семью.

Функции семьи.

Роль семьи в обществе определяется ее функциями:

– рождение ребенка (репродуктивные функции);

– содержание детей (экзистенциальные);

– воспитание и стремление понять детей (социализация).

Исторически  за семьей закрепились и неспецифические функции:

– накопление и передача собственности по наследству;

– организация производства и потребление материальных и духовных благ;

– ведение домохозяйства;

– осуществление отдыха и досуга;

– забота о здоровье и благополучии членов семьи;

– формирование микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению.

История возникновения и развития семьи. 

Научные основы возникновения и развития семьи были сформированы наиболее последовательно Льюсом Морганом (1818-1881 гг.) и неоспоримы до сегодняшнего дня. Первоначально была форма общественной жизни, где отсутствовали какие-либо семейные группы. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества - промискуитет. Далее различаются пять последовательных форм семьи, каждой из которой соответствует свой порядок брака.

1. Кровнородственная семья  основывалась на групповом браке между теми, кто принадлежал к одному поколению. Братья и сестры независимо от степени родства образовывали семью.

2. Пуналуальная семья основывалась на групповом браке, брачными партнерами являлась группа сестер из одного рода и группа братьев из одного рода. Семья становится экзогамной, формируется организация архаического типа - род. В его состав входят матери, их дети и потомки по женской линии, связанные кровным родством (матриархат).

3. Синдиасмическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. В этой семье становится известен биологический отец.

4. Патриархальная семья основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами (полигамный брак). Основа семьи - власть отца, мужчины, что связано с развитием скотоводства, земледелия.

5. Моногамная семья - брак вступает одна пара и на всю жизнь. Развитие аграрного общества приводит к тому, что производственные отношения существуют и развиваются через семью. В этом суть патриархальной семьи. Дети не только на содержании, но и работники в семье. Семья нуждалась в экономической поддержке детей в старости и заинтересована в передаче семейных ресурсов следующим поколениям. Преобладала многодетная крестьянская семья.

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства. Существуют различные классификации семей.

Подходы к семье

  1. Общественно-формационный (марксизм) – в патриархальном (или матриархальном) обществе, где возникает избыток продукта, устанавливается институт наследования собственности. Изначально – функция богатых (финансовое продолжение себя), затем, через надстройку возникает культура семьи (регуляция половых отношений, предсказуемость поведения). При коммунизме (бесклассовом обществе) такая необходимость отпадет.
  2. Культурно-исторический – изначально в рамках религии. Необходимость наследования племенных традиций + влияние биологических факторов способствует образованию табу на кровосмешение. Духовные союзы изначально групп людей, затем индивидов устанавливаются по примеру союзов племен. Поддержание воспроизводства определенных страт, ролей (вождь, шаман, воин). В современном обществе – духовное увековечение себя + традиции + государственное стимулирование.
  3. Экзистенциальный – изначально групповой брак после становления государства (перехода от общинного к общественному строю) обретает мозаичность, дифференцированность. Человек, рождаясь в общине, реализует себя в обществе. В силу ряда причин, формируемых в ходе общественной жизни, или их совокупности, человек устраивает собственную общину.
    1. обретения стабильного статуса и принятия решения остановиться в карьерном росте или избытка сил, не соответствующего темпу карьерного роста.
    2. упираясь в предел своих возможностей и возлагая свои несбывшиеся надежды на детей. Нужно быть чрезмерно талантливым, чтобы не почувствовать этого в обществе – сама природа общества ограничивает личность – ролевое общение, функционализм, давление норм, общественного ожидания и т.п. (В общине признают человека таким, какой он есть).
    3. попытке избавиться от экзистенциального одиночества и возлагая надежды на избавление от социальной отчужденности. Самая близкая к неподлинному браку.
    4. принимая вступление в брак как очередной этап самореализации (желая расстаться с родительской семьей) – «неподлинный» брак – не общинная, а общественная основа; незрелая личность, еще ребенок вступает в брак; брак как средство, а не цель
    5. Современное общество обречено на демографические кризисы (наряду с традиционным). В традиционном обществе значительное место занимают традиции + брак способствует укреплению статуса, оформлению полноценного члена общины (отдал долг, такой же как все)
  4. Психоаналитический – мужчина, под действием комплекса Эдипа, ищет прототип матери, женщина – отца + самореализация (Адлер – комплекс неполноценности). Не объясняет происхождения.

Этапы семейной жизни

Брачность

Брачность является следствием действия ряда факторов:

1. Социокультурные – а) к ним  относится возможность заключения повторных браков. Там, где повторный брак не допускается, существует «жесткая моногамия»: брачный отбор возможен лишь до заключения брака. Там, где повторный брак разрешен, действует «серийная моногамия». б) В некоторых культурах есть еще один фактор - браки организуют родители, родственники. В других – «свободный» выбор делают сами вступающие в брак. в) Правила эндогамии – экзогамные. Еще один фактор – традиция  выбирать брачного партнера из своей этнической или расовой группы. По данным переписи 1989 года доля вступающих в брак с лицами другой национальности составляло у мужчин и женщин: у русских – 16,1 и 17,7; у украинцев – 32,4 и 32,1; у белорусов – 38,5 и 37,2; у казахов – 7,3 и 7,3; у литовцев – 11,5 и 12,0 и т.д.

В США в начале 90-х годов из 50 млн. брачных пар – 1,8% являлись межрасовыми.

2. Социологические факторы – а) Фактор гомогамии означает, что браки между индивидами со сходными характеристиками более вероятны, чем между теми, чьи характеристики отличны друг от друга. К сходным характеристикам относятся возраст, образование, социальное положение. По переписи 1989 года в половине браков муж и жена имели одинаковое образование. Образовательная гомогамия тесно коррелируется с социальным статусом вступающих в брак. Гомогамия распространяется на такие характеристики как ум, физическая привлекательность, совместимость физических часов («совы» предпочитают «сов»), брачный статус: разведенные предпочитают разведенных, вдовые – вдовых, не состоящие в браке – не состоящих в браке. б) Другим фактором выступает близость (соседство). Совместная работа, учеба, место проживания повышают вероятность встречи с партнером. По данным опроса, для тех, кто вступил в брак местом знакомств были: совместная учеба или работа – 27,5%; проживание в одном месте: улица, село, знали  друг друга с детства – 36,5%; на отдыхе – 16,0%; в других местах – 20%.

3. Психологические факторы описывают сам процесс отбора брачных партнеров. Существует целый ряд теоретических концепций, трактующих эти явления. а) Если  предполагать, что в поисках партнера ориентируются на похожих отцов (дочери) или матерей (сыновья), то Р. Уинч, в теории комплиментарных потребностей (ТКП), показывал: люди предпочитают выбирать в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и  комплиментарны (дополнительны) их собственным. Р. Сентер в инструментальной теории выдвинул принцип гендерной конгруэнтности. Согласно ему брачный союз оказывается возможным, если ценности типичные для мужчины будут положительно согласовываться с ценностями, типичными для женщины. Например, мужское доминирование, властвование согласуется с женской потребностью в защите, опеке, заботе, покровительстве и тому подобное.

Согласно теории брачного обмена Дж. Хоманса человек «обменивает» свои качества на качества и свойства других людей по существующей в обществе шкале ценностей. К примеру, физическая привлекательность обменивается на богатство другого. В брачном отборе ценность может зависеть от численного соотношения мужчин и женщин; их возраста, внешнего облика; статуса; социально-психологических характеристик; системы взглядов, убеждений. Б. Мурштейн в концепции «стимулы – ценности - роли» (СЦР–теория)  показал, что привлекательность брачных партнеров зависит от постоянного обмена ценностями, ролями на всех стадиях: знакомство, ухаживание и решения вступить в брак.  Вначале индивиды привлекательны друг для друга благодаря физическим, интеллектуальным и социальным характеристикам. Далее начинается  взаимное оценивание всей системы ценностей, собирается информация обо всем: отношению к браку, детям, религии, политике, спорту.

Наконец, очень важна ролевая совместимость партнеров, сходство взаимных представлений о семейных и внесемейных ролях мужчины и женщины. Ролевая притирка – это бесконечный процесс, он может идти не только до вступления в брак, но и продолжается на протяжении брачного союза.

Сексуальное поведение

Сексуальное поведение в социологии рассматривается как система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения. Благодаря нему достигаются такие цели, как релаксация, снятие полового напряжения, деторождение; чувственное наслаждение (гедонизм); удовлетворение полового любопытства; чувство слияния с другим человеком.

В сексуальном поведении существенную роль играет половая мораль, принятая в обществе и усвоенная человеком. Она бывает различна: а) сексуальные отношения могут признаваться, одобряться только с целью деторождения на основе легальных брачных союзов, что называется легализм; б) самая распространенная половая мораль – ситуационная этика. Если человек руководствуется любовью и доброй волей, тогда признаются любые сексуальные отношения; в) для гедонизма единственным основанием сексуальных отношений является получение наслаждения, удовольствия;  г) отказ от половых отношений ради духовного самосовершенствования лежит в основе аскетизма; д) рационалистическая мораль расценивает сексуальные отношения с позиций ее положительных или отрицательных издержек.

Изучается два основных направления в сексуальном поведении. первое из них добрачное сексуальное поведение подростков.

Добрачное сексуальное поведение подростков. Оно  отличается повышенной сексуальной активностью, что проявляется в росте незапланированных беременностей, увеличением количества абортов и рождаемости. Рост рождаемости у подростков происходит на фоне общей рождаемости по стране. Если за 5 лет она снизилась на 20%, то среди подростков до 16 лет, рождаемость увеличилась на 34,3%; у 16-летних на 45,2%; 17-летних на 32,5%; у 18-летних на 35,4%.

Снижается возраст первого полового контакта. По данным международных социологических исследований  вступили в половую связь до 15 лет – 25% девушек, к 17 годам – 40% девушек в США и до 60% в Германии. Общество все больше начинает рассматривать сексуальное поведение подростков как норму, делая акцент на просвещение в этой области.

Второе направление – это сексуальное поведение в браке.    Залогом стабильности брака является удовлетворенность супругов сексуальными отношениями. По мнению американских социологов, половина браков разрушается по этой причине. Одним из показателей сексуальных отношений является частота сексуальных контактов. Классическое исследование в этой области, проведенное Р. Кинзи, показало, что с возрастом брака они снижаются. На это влияет не только профессиональная занятость, усталость, но и рутинизация семейных отношений. С другой стороны частота сексуальных контактов возрастает, если существует желание иметь детей, когда контрацепция освобождает от страха нежелательной беременности.

Трансформация семьи привела к относительному отделению сексуального поведения от репродуктивного.

Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение определяется как система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье, а так же вне брака. Важным показателем репродуктивного поведения является уровень рождаемости. Он может определяться как среднее число детей в семье, или среднее число детей, рожденное одной женщиной за всю ее жизнь. В 1999 году уровень рождаемости в России 1,36 ребенка на одну семью.

Репродуктивное поведение находится под социальным контролем не только семьи, но и общества, а так же зависит от физиологических основ женского организма. С последним связаны понятия: плодовитость и бесплодие. Реальная средняя плодовитость человека - 15-16 рождений за всю жизнь. Брак считается бесплодным, если в течение трех лет, без употребления контрацепции ребенок не рождается. Бесплодие один из факторов инфертильности, то есть отсутствие рождений. Инфертильность может быть результатом аборта, отсутствии сексуальных отношений, но вместе с младенческой и детской смертностью является причиной бездетности семьи.

Индивидуальное репродуктивное поведение включает в себя ряд важнейших элементов:

потребность в детях является наивысшей социальной потребностью. Ответы на вопрос о "предполагаемом количестве детей" дают возможность измерить силу и величину потребности в детях. Качественная сторона потребности в детях раскрывается через репродуктивные мотивы,  которые характеризуют смысл появления на свет ребенка. Среди различных классификаций мотивов чаще всего выделяют: экономические, если рождение ребенка определено материальными, экономическими выгодами; социальные мотивы - побуждают к рождению в рамках бытующих социокультурных норм типа "как все". Социальные мотивы действуют лишь тогда, если в обществе существуют стимулы, укрепляющие авторитет, статус, престиж родительства.

 Психологические мотивы делятся на два класса. Первый класс, - если родители любят ребенка, желают заботиться о нем, опекать, воспитывать. (Здесь ребенок является объектом родительских чувств). Второй  класс, - если родители удовлетворяют свою потребность в чувствах, получаемых или через общение с ребенком: потребность в любви, смысле жизни (здесь уже родители являются объектами чувств, а  не ребенок).

ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК: МОТИВАЦИЯ И ПРОГНОЗЫ

Некоторые психологи отводят на варианты любви, влюбленности и полового влечения к конкретной особи не более 10% всех заключенных браков. Далеко не каждый отдает себе отчет в том, что его решение жениться или выйти замуж продиктовано скрытыми мотивами.

Очень часто молодые люди вступают в брак по достаточно банальной причине: так делают все, пора. Социальные стереотипы имеют на нас весьма сильное влияние. Поэтому и в браке такой человек будет придерживаться основных стереотипов: быть защитником интересов семьи и добытчиком или хорошей хозяйкой и заботливой женой.

Достаточно часто люди вступают в брак в поиске более комфортных условий для жизни, в т.ч. жажда заботы и душевного тепла (у мужчин, чтобы его обслуживали, а у женщин — чтобы в доме был хозяин и добытчик, иностранец). Прогноз такого брака неплохой: цель достаточно четкая, сознание, незамутненное романтическими иллюзиями, позволяет трезво оценивать искомые качества кандидата.

Бывает, что женитьба — это своеобразное бегство от одиночества. В этом случае сверхцель весьма примитивна: чтобы кто-то был рядом. К разряду скрытой мотивации к вступлению в брак принадлежит и желание вырваться из родного гнезда. Чаще всего непреодолимое желание покинуть родительский дом продиктовано тяжелой семейной обстановкой, деспотизмом родителей или их склонностью к тотальному контролю. В этом случае можно говорить о «невротическом» браке, одной из особенностей которого является опасность, что муж или жена будут обладать именно теми качествами родителей, от которых пришлось удирать.

Нередко бывает и так, что брак человеку нужен для самоутверждения (родителям, что он достаточно взрослый, своему предыдущему партнеру, что он не страдает от того, что был отвергнут, старики на молодых, желание избавиться от комплексов, желание быть объектом восхищения).

И, вне всяких сомнений, люди вступают в брак, влекомые сильным всепобеждающим инстинктом продолжения рода, с которого, возможно, нужно было и начинать.

Нередко бывает так, что брак, который заключался не из самых высоких побуждений, перерастает затем в крепкий союз; легкомысленная влюбленность перерастает в любовь; примитивный материальный расчет сменяется глубокой привязанностью.

Изменения в институте семьи

Некоторые социологи суммируют изменения в институте семьи следующим образом.

Установки и поведение:

1) Отказ от двойного и переход к одинарному (сингулярному) стандарту: то, что разрешается мужу, разрешено и жене.

2) Сегодня проявляется большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих партнеров, но все еще меньшая к адюльтеру (измене в браке).

3) Секс рассматривается как ценность сама по себе, а не как средство воспроизведения потомства. Он отделен от деторождения и воспитания потомства.

4) От женщины ожидается такое же активное участие в общественной жизни, как и от мужчины.

5) Терпимое отношение к работе женщины вне дома, прежде всего на раннем этапе семейной жизни.

6) Женщина меньше занимается тяжелым домашним трудом и стремится быть экономически более независимой от мужчины.

Цель брака:

1) Романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейно жизни.

2) Социальные соображения все больше вторгаются в процесс создания семьи и рождения детей.

Психология женского упрека

Упрек - это одна из форм межчеловеческой агрессии. При этом не надо путать конструктивную критику и упрек. Конструктивная критика сменяется похвалой, если критикуемый предпринимает шаги к исправлению недостатка и прекращению критики. Упрек же обретает новый предмет. Ненасыщаемость отличает жену упрекающую от той, которая конструктивно критикует. На память приходит известная "Сказка о рыбаке и рыбке".

Какие же существуют упреки?

Прямой упрек, когда женщина непосредственно в глаза обвиняет мужчину в том, что он плох, материально несостоятелен и так далее. Другой вид упрека - сравнительный.

Отвечать на упреки надо так, как жена не ожидает. А она ожидает оправданий. Неправильный ответ: "Но я же купил кофейник в прошлом году, свозил на курорт" или "Ты вспомни, как мало я зарабатываю". Правильный ответ: "Я очень рад, за его жену. Петр Иванович очень милый человек, я его хорошо знаю, он хорошо зарабатывает. Молодец что купил жене шубу. Сейчас многие так делают ".

Рекомендация для Вас - К вопросу о последствиях политической раздробленности.

Как же защитить себя от несправедливых упрёков?

Если женщина сделает такой упрек - согласитесь. Не стоит оправдываться. "Конечно я не мужчина. Как это ты догадалась? У меня даже общего ничего нет". Таким образом она встанет в тупик. И если недоумевающая жена спросит: "Кто же ты тогда". "Я - лягушка". На глупый вопрос - глупый ответ. Это один из способов борьбы с агрессию - отвечать глупостью.

Упрек можно обратить против женщины, используя ее же оружие. Если она говорит: "Ты - не мужчина", то ответить надо: "Ты не смогла пробудить во мне мужчину, а значит, как женщина ты тоже имеешь какие-то недостатки". Возвращение упрека тому, кто его послал - это "принцип бумеранга". Когда женщина говорит: "Ты хуже всех"-, не худо будет, если вы усилите ее упрек. "У тебя ведь много подруг, и у всех замечательные мужчины: богатые, сильные, красивые. И только одна ты, несчастная, вынуждена проводить свою жизнь с тряпкой".

Упреки можно игнорировать, проявлять равнодушие или просто попытаться понять его. Ведь тот, кто упрекает несчастный человек. Самое главное, никогда не надо оправдываться. Человек оправдывается тогда, когда чувствует себя виноватым. Ответить на упрек можно и нужно, но не надо невротизироваться, плакать, страдать. Все должно быть достойно.

Почему женщины упрекают?

В этом может проявляться собственная неполноценность женщины, наличие у нее невротических комплексов. Иногда это связано с половой неудовлетворенностью. Причиной агрессии могут быть и особенности характера женщины. Некоторые получают удовольствие от ощущения того, что другой человек страдает. И если никакая защита не помогает и упреки делают жизнь невыносимой, то возможно выходом из тупиковой ситуации может стать обращение к специалисту.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее