Популярные услуги

Ислам

2021-03-09СтудИзба

7. Ислам

Возникновение ислама и современная география распространения.

Источники исламского вероучения.

Догматические и ритуальные основы ислама.

Мусульманское право. Шариат.

Конфессиональная организация ислама.

Мусульманская философия. Суфизм.

Своеобразие религиозной системы ислама.

Возникновение ислама и современная география распространения

Рекомендуемые материалы

Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное Мухаммаду, было повеление «читай»! И хотя ангел держал в руках свиток с полным текстом Корана, Мухаммад запоминал откровение с голоса, частями, ибо полная Божеская истина, явленная человеку сразу, испепелила бы его. Слово важнее образа, буквы главнее рисунка. Ислам — религия надписей, которые сопровождают верующего всю его жизнь, даже если он не учен грамоте, как не был учен, если верить преданию, сам Пророк. Ислам - самая молодая из трех мировых религий (после буддизма и христианства), возникшая на юго-западе Аравийского полуострова (Хиджаз).

Ислам возник на западе Аравийского полуострова, в области Хиджаз, через которую в древности проходил караванный путь, в VII в. н.э. Экономическим и религиозным центром Хиджаза была Мекка, где давно осело сильное племя курайш. Во времена джахипийи (от араб. «джахл» – «невежество», «неведение Бога»; так называют доисламскую эпоху) в городе устраивались большие торговые ярмарки. В Мекке находилось главное языческое святилище Хиджаза – Кааба, что в переводе с арабского означает «куб». В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя.

За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни.

С незапамятных времён в Каабе хранился знаменитый чёрный камень (по мнению некоторых учёных, метеоритного происхождения), олицетворявший небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Население языческой Мекки поклонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах.

Основателем ислама является пророк Мухаммад (Мухаммед), родившийся около 570 г. в аравийском городе Мекка. Мухаммад происходил из древнего купеческого рода Бану-Хашим племени Курейши, вначале был погонщиком верблюдов, затем - купцом-караванщиком, около 610 г. ощутил пророческий дар, после чего выступил с проповедью веры в Единого Бога, Аллаха - совершенного и всемогущего, который передает свою волю через избранных им пророков. Себя Мухаммад называл при этом «печатью пророков» - последним из пророков, замыкающим их ряд, через которого Аллах передал людям свою последнюю волю. На племенной территории Курейши располагался храм Кааба - главное святилище аравийских племен, в котором хранились племенные идолы. Фактическое владение Каабой давало курейшитам значительные выгоды, а потому племенная верхушка восприняла проповедь Мухаммада, отрицающую поклонение идолам (племенной политеизм), остро негативно. Последовавшая вслед за этим религиозно-политическая борьба привела к бегству Мухаммада и его последователей (мухаджиров) в соседний, соперничавший с Меккой, г. Ясриб в 622 г. С тех пор этот город стал называться Медина («Город Пророка»), а 622 г. стал началом мусульманского летоисчисления - «годом Хиджры» (переселения). Проповеди Мухаммада собрали вокруг него небольшую, но преданную группу верующих.

Превратившись в духовного и светского руководителя г. Ясриба, Мухаммед повел трудную борьбу с отвергнувшей его Меккой, и в 630 г. одержал решительную победу. Храм Кааба был очищен от языческих идолов. В 632 г. Мухаммад совершил паломничество к Каабе («Великий Хадж)», а спустя три месяца ушел из жизни. Созданная Мухаммедом во время мединского изгнания община мусульман («покорных Богу») стала основой сформировавшейся впоследствии всемирной исламской общины - уммы, и одновремен-

но - государственным образованием, выросшим в VII-VIII веках в мировую империю - Арабский халифат.

Вскоре власть Мухаммеда была признана также многими другими арабскими княжествами и племенами, и значительная часть Аравии вошла в созданное им политическое объединение. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Исламская традиция рассматривает Мухаммеда как совершеннейшего человека. Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет тщательнейшего изучения, образец для толкования, почитания и подражания. Ведь Мухаммед непогрешим, т.е. еще в младенчестве, как учит предание, ангелы вскрыли ему грудь и очистили сердце от скверны.

После смерти Мухаммада во главе общины встали халифы (преемники), избираемые всеми ее членами из числа близких родственников пророка. Первые четыре халифа, получившие власть, таким образом, и соединившие в своем лице функции духовного главы правоверных и светского государя, почитаются в мусульманском мире как «праведные халифы»: Абу Бакр, правил в 632—634 гг.; Омар (Умар ибн аль-Хатаб), правил в 634—644 гг.; Осман (Усман ибн Аффаи), правил в 644—656 гг.; Али (Али ибн Аби Талиба), правил в 656—661 гг. При них ислам вышел за пределы Аравии в результате завоевания арабами Ирана, Сирии, Палестины, Египта. Время их правления получило название «аср саадаг» («Счастливая эпоха»).

Во второй половине VII века происходит формирование двух основных течений в исламе - суннизма и шиизма. Это связано с первой гражданской войной в халифате, последовавшей вслед за убийством халифа Османа в 656 г. Последователи нового халифа Али - шииты («шиа Али» - община Али) выступили за наследственную передачу власти в халифате прямым потомкам пророка (халиф Али был зятем Мухаммада). В противоположность им сунниты (от слова «Сунна» - сборники хадисов - рассказов из жизни Мухаммада) выступали за избрание халифа всей общиной вне зависимости от родства с пророком. Борьба закончилась гибелью халифа Али в 661 г. и его сына Хусейна (от дочери Мухаммада Фатимы) в 680 г. и утверждением в халифате сторонника суннитов халифа Муавии, положившего начало династии Омейядов (661—750 гг.).

К настоящему времени сунниты составляют около 90% всех мусульман. В дальнейшем, после распада Арабского халифата, роль халифа как духовного главы правоверных становилась все более номинальной, хотя вплоть до взятия Багдада монголами в 1258 г. багдадский халиф (в 750 г. власть в халифате перешла к багдадской династии Аббасидов) был для мусульман Азии тем же, чем Римский папа для католической Европы. После этого титул халифа перешел с 1261 г. к египетским, а с 1517 г. - к османским султанам. Последний халиф - османский (турецкий) султан Мехмед VI, низложенный в 1922 г. Мустафой Кемалем Ататюрком, в 1924 г. был лишен своей духовной власти над мусульманами.

В отличие от суннитов шииты отвергают духовный авторитет суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов - потомков халифа Али. После таинственного исчезновения двенадцатого имама в 874 г. в шиизме сформировалось учение о «скрытом имаме», который должен явиться в положенное для этого время.

Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всём мире. Пророк Мухаммад остаётся самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране — священной книге мусульман — неоднократно подчёркивается, что посланник Бога — такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммад — совершенный человек, и жизнь его — наилучший пример для подражания. Среди мусульман широко распространились молитвы, включающие просьбы к Мухаммаду о заступничестве, исцелении и содействии в конкретных делах. Общепризнанным стало представление о чудодейственной силе могилы Пророка и талисманов с его именем. В народном творчестве Пророк Мухаммад обрёл черты сказочного героя.

За сравнительно короткий срок стремительно расширились горизонты арабов, еще недавно ограниченные пустынными пейзажами Аравии. Мусульманам открылись древние развитые культуры — византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культуры народов Закавказья и Центральной Азии, Индостана и других районов, включенных в Халифат. При Омейядах и свергнувшей их династии Аббадсидов (749-1258 гг.) сплав богатейшего и разнохарактерного опыта разных народов, вошедших в исламское государство, отлился в общие формы, которые мы называем мусульманской культурой.

В начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которого вступают в острую палемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация - Всемирный исламский конгресс. Апеллируя к традиционным ценностям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции «исламского государства», «исламского правления», исламской экономики», «исламского социализма» и т.д.

Концепции «исламского государства» подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть, осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия, по их реализации и пропаганде, носящие название «исламизации», осуществляются как «сверху» - путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане - исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение «исламского правления»), так и «снизу» - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют «Братья-мусульмане». Под «исламизацией» подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово «исламский» включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например, Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например, «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

В Европе мусульмане образуют подавляющее большинство населения в европейской части Турции и самые крупные конфессиональные группы в Албании (две пятых всего населения) и в Боснии и Герцеговине (также две пятых населения). Немало мусульман в Македонии (около трети жителей – албанцы, цыгане, турки и др.) и Болгарии (около одной седьмой населения – турки, часть цыган и небольшая группа болгар). Имеются мусульмане также во Франции (свыше 4 млн.), Германии (2млн.), Великобритании (около 1,5млн.), Италии (более 1млн.) и некоторых других европейских странах (в подавляющем большинстве это иммигранты из мусульманских стран Африки и Азии).

Исторически в нынешних российских границах сложились два очага исламской цивилизации, имеющие специфические особенности, определившие современную религиозную жизнь населяющих их народов. Это Волжско-Уральский регион (с которым генетически связаны мусульманские общины всей европейской России и Сибири) и Северный Кавказ.

К мусульманским народам Волжско-Уральского региона и Сибири относятся: башкиры, татары.

К мусульманским народам Северного Кавказа относятся: абазины аварцы, адыгейцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, лезгины, черкесы, чеченцы и др.

В России сторонники ислама преобладают среди северокавказских народов (кроме осетин), а также среди татар (включая западносибирских) и башкир. Во всех среднеазиатских странах мусульмане составляют самую крупную конфессиональную группу, в Таджикистане это более четырех пятых населения, в Туркменистане – свыше трех четвертей, в Узбекистане – более двух третей, в Киргизии – три пятых и в Казахстане – две пятых. В Закавказье ислам преобладает в Азербайджане (мусульмане составляют там четыре пятых населения).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж.Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции, созданная в 1969 году и объединяющая

44 афро-азиатских государства, а также Организация освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).

Источники исламского вероучения

Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чтение вслух»). Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали для себя отдельные отрывки коранических текстов, но в целом Коран передавался устно, по памяти. Знающий Коран наизусть носит почетное прозвище хафиз. Значение Корана в исламе значительно выше аналогичных священных книг других религий: по мнению мусульман - это речь самого Бога, вложенная им в уста пророка Мухаммада.

Согласно исламу Коран есть «вечное слово Аллаха». Отсюда - особая роль Корана как главного источника жизни мусульманской общины. Хранение в доме и чтение во всех жизненно важных случаях Корана относится к одному из наиболее распространенных мусульманских обычаев.

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» (Открывающая») обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же, что для христиан молитва «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610— 622 гг.) и мединские (622—632 гг.).

Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка. Поэтому ортодоксальные мусульмане убеждены, что только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой. Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод на другие языки невозможен, ибо он не передаёт Божественной сущности откровений.

Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII—VIII вв. Сейчас известны четыре списка этого времени. Два из них как священные реликвии недоступны для исследователей. Один хранится в Мекке, внутри Каабы, другой – в Медине.

В IX в. победило учение о «неподражаемости Корана» о том, что он есть предвечное и несотворенное слово Божие. Сторонники сотворенности Корана и некоторых других рациональных приемов в мусульманском богословии, известные как мутазилиты, в ходе напряженной борьбы потерпели поражение.

Помимо Священного писания ислам обладает и Священным преданием — примером, или сунной, Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммада (вот почему выше были приведены основные вехи его биографии), дающие ключ ко всем вопросам частного человека и всего общества. Различаются поступки (фил) Пророка, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которым он встречал некоторые поступки и высказывания окружающих.

«Людьми сунны» называют себя приверженцы крупнейшей ветви ислама — суннизма. Без знания сунны невозможно стать образованным мусульманином, ученым-богословом или факихом. Рассказы, составляющие ее корпус, называются хадисами (ед.ч. хади). Каждый хадис состоит из самого рассказа (матн) и ссылки (иснад) на цепь его передатчиков. Различают хадисы с сильным иснадом, восходящие к ближайшему окружению Мухаммада, и хадисы со слабым иснадом, имеющим пропуски или приписываемые менее надежным источникам. У шиитов хадисы обычно называются ахбар — «известия» (ед.ч. хабар).

Догматические и ритуальные основы ислама

Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столпов веры:

1) исповедание веры (шахада);

2) молитва (салат);

3) пост (саум);

4) обязательная милостыня (закат);

5) паломничество (хаджж).

Первый из столпов — исповедание веры, дословно «свидетельство», или шахада. Его формула такова: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад—посланник Аллаха». Здесь формулируются два основных догмата ислама — исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесение шахады обязательно для каждого мусульманина. С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется шахид. Иноверец, произнесший ее при свидетелях становится мусульманином; причем отступничество от ислама должно караться смертью. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Остальные столпы ислама связаны с обрядовой стороной, играющей в этой религии важнейшую роль.

Второй столп веры — молитва (араб. — салат, перс. — намаз). Мухаммед назначил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете (2 раката), полуденная (4 раката), предвечерняя (4 раката), на закате (3 раката), с наступлением ночи (4 раката).

Ракат — это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. После омовения молящийся, не надевая обуви, встает на молитвенный коврик (саджжада), обращается лицом к Каабе (кибла), опускает руки вдоль туловища и изъявляет про себя или вслух намерение совершить молитву. Молиться можно в любом ритуально чистом месте (тахара). По пятницам (джума) следует коллективная молитва в мечети, но делами в этот день заниматься дозволено. Женщинам подобает молиться отдельно. Чрезмерная аффектация (плач, смех), состояние опьянения, неподобающие звуки (кашель и т.д.) на молитве недопустимы.

Третий столп ислама — пост (саум) в месяц рамадан. В течение всех 30 суток этого месяца взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыхания табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотских отношений и т.д. С наступлением темноты, когда уже нельзя отличить белую нитку от черной и до рассвета, запреты снимаются. Однако и в это время надлежит предаваться благочестивым делам и мыслям. Освобожденные от поста из-за преходящих обстоятельств (дальнее путешествие, пребывание на чужбине, война, плен, болезнь, ритуальная нечистота) должны позднее возместить пропущенные дни поста. Старые люди, дети, недееспособные и все те, кому пост может причинить физический вред, также освобождаются от него.

По истечению рамадана, начинается праздник разговения (ид ал-фшпр), или малый праздник. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раздается милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Кроме ежегодного месячного поста, рекомендуется поститься в дни испытаний (войн, эпидемий, солнечных затмений, стихийных бедствий).

Четвертый столп веры — обязательная милостыня (закат). Это слово буквально означает «очищение», ибо уплата данного налога, взимаемого ради нуждающихся, «очищает» богатство, делает его праведным. Закат выплачивался подоходно взрослыми дееспособными мусульманами, а немусульман обкладывали другим, подушным, налогом (джизйа).

Пятый и последний столп ислама — паломничество в Мекку (хаджж), которое хотя бы раз в жизни обязан совершить любой мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности. Допускается послать вместо себя заместителя. Паломники прибывают в Мекку в 7 день лунного месяца зу-л-хиджжа и переходят в ихрам — особое состояние, необходимое для свершения малого (умра) и большого (хаджж) паломничества: они очищаются омовением, стригут волосы и ногти и надевают одеяние (тоже ихрам), которое состоит из двух кусков простой белой ткани. Одним куском (изар) опоясывают бедра, другой (рида) набрасывают на плечо. У мужчин голова не покрыта, для женщин обязательно головное покрывало. «Лаббайка! — восклицают паломники — Вот я пред Тобой, Господи!».

К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредственно примыкает важная обязанность — называемая джихад — «усилие», или борьба (за веру). В эпоху мусульманских завоеваний (632-752 гг.) идеи джихада получили развитие.

Весь мир был разделен на три сферы:

«область Ислама» (дар ал-Ислам), т.е. страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права;

«область мирного договора» (дар ас-сулх), т.е. области, подчинившиеся мусульманам путем договора (сулх), немусульманское население которых (ахл аз-зимма) находится под покровительством ислама и платит за это подушную подать (джизйа);

«область войны» (дар ал-харб), т.е. немусульманские страны, не имеющие мирного договора с мусульманами, а, следовательно, находящиеся с исламом в состоянии вечной войны, где отсутствие военных действий рассматривается как временное затишье.

Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство).

Из других обрядовых установлений ислама:

обрезание (хитан) для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) также для девочек;

бракосочетание: (завадж) супруг может иметь одновременно не более четырех жен, к которым обязан относиться одинаково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул);

Рекомендуем посмотреть лекцию "Методы обмена данными в локальных сетях".

погребение (дафн, джанаэа) в день смерти или на следующий день: труп обмывают, завертывают в саван — кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает соблюдать без чрезмерных выражений горя;

пищевые запреты (касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю).

Эти и некоторые другие обрядовые установления ислама и его моральные предписания преобладали и преобладают над догматикой вероучения, которая была предметом споров для сравнительно узкого круга мусульманских ученых и мыслителей.

Символическим знаком ислама считается полумесяц (иногда с расположенной возле него звездой).

Вопрос о происхождении этого символа до сих пор остается дискуссионным. По одной из версий, распространенной среди самих мусульман, полумесяц стал символом в связи с тем, что в день, когда Мухаммеду был впервые ниспослан Коран, луна находилась именно в такой фазе.

Существует и другая точка зрения, согласно которой полумесяц считался первоначально эмблемой Византии, после завоевания ее турками-османами был заимствован ими, а уже затем под влиянием Турции, ставшей самой могущественной мусульманской державой, превратился в общемусульманский символ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее