Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Пастырское богословие » Посвящение и ее благодатные дары

Посвящение и ее благодатные дары

2021-03-09СтудИзба

Посвящение (хиротония) и ее благодатные дары

         Крещение Господа Иисуса Христа во Иордане от Иоанна Предтечи не вызывалось нуждою в освящении. И на возбранение Иоанна Спаситель отвечает: «Оставь ныне, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду» (Лк. 3,15). Приведенный текст передается так: «Допусти теперь же, без замедления Меня ко крещению, потому что так особенно удобно исполнить всю правду».

         По возрасту тогда Господь с точки зрения евреев уже имел право вступить в общественное служение. Иоанн понял это, и поэтому крещение Спасителя во Иордане следует принимать за акт посвящения Христа как Пастыря на служение роду человеческому и за «объявления Его Израилю» (Ин. 1,33). Схождение Духа Святого в виде голубя на Крестившегося во Иордане Спасителя и голос к Нему Отчий внешне авторитетно свидетельствовали о личности Его как Пастыреначальника. Небесное Помазание соделало Спасителя на берегу Иордана духовной Главой новой теократии. Во время Крещения Спаситель напряженно молился все время (Лк. 3,21), быть может, о том, чтобы Отец Небесный благословил начатый Им в Крещении подвиг очищения и искупления от грехов человечества.

         Дары благодати и прохождение пастырского подвига пастыри получают в таинстве священства.

         Первый дар хиротонии -  с и л а  (динамис) выражает власть, право и полномочие пастырей сознавать себя Божиими посланниками; совершают ли они таинства, молятся ли за паству или ее наставляют. Новопосвященный молится сильно и живо, ясно чувствует милость Бога, Божией Матери и Святых и душой живет точно в премирной жизни. Тогда молитвы его наиболее действенны. Св. Симеон Солунский хиротонисуемым советовал в момент посвящения просить себе у Бога чего-либо особо важного, и сам просил их помолиться о нем в виду особенной близости Богу к их душам. В это время, действительно, значительно повышается сила веры, сила общения с Богом рукополагаемых, что нередко обнаруживается и в слезах их.

         Второй дар хиротонии -  л ю б о в ь  (агапи) дает возможность пастырю проявлять свою власть и права не иначе, как только с любовью ко спасению людей божественной истиной.

         «Душа, - учит старец Силуан Афонский, - знает эту любовь, но передать словами не может, она познается только Духом Святым, кому Его дает Господь»1.

         Тесное соединение с Богом любви в таинстве священства низводит в сердце начатки пастырской любви. Действительно, пастырь в таинстве хиротонии как бы обручается с невестою - Церковью вообще, и своим приходом особенно, и сам обязуется начаток дара любви к Невесте развивать своей любовной заботой о Ней. Равным образом, и паства невольно  располагается отвечать любовью на благодатное отношение к ней нового пастыря. Так древнерусская девица - затворница при обещании отца привести ей жениха начинала его любить еще до свидания с ним. Из любви пастыря к пасомым отрождаются сострадание и горячее желание нести крест пастырского подвига во спасение паствы.

         Третий дар пастырской благодатной настроенности по дару священства -   ц е л о м у д р и е  (софронисимос). «Целомудрием, - пишет св. Иоанн Златоуст, - Апостол называет здравие души и ума»2, то есть здоровое, цельное состояние души вообще. В частности, сюда относятся: ясное и верное понимание духовных вещей, различение добра и зла, благоразумие и рассудительность. Эти черты принадлежат и к мудрости ума, и к морально-здравому душевному возрождению от страстей, поскольку эти страсти отличают больную душу. Или можно сказать, что понятие «целомудрие» указывает на святое направление человеческой природы и на чистоту и истинность ее чувств.

Рекомендуемые материалы

         Пастырю-руководителю и образцу всех - наиболее нужны святость и правильность мыслей и чувств. Неправильно настроенный ум его может неверное использовать свои права,  не подсказать меры любви во время. Целомудрие же предостерегает его от ошибок.

         Рассматривая три поименованных свойства благодатного дара священства в целом, нельзя не отнести «силу» к воле, «любовь» к сердцу и «целомудрие» к уму пастыря. Таким образом, благодать хиротонии охватывает всю душу пастыря. Ее дары подобны трем свойствам Божества в мироуправлении. Всемогуществу Божию в пастыре соответствует сила, благости - любовь, премудрости - целомудрие, обнимаемые общим понятием «спасение».

         По словам архимандрита Сергия (Страгородского), «благодать таинства, входя, так сказать, в душу человека и непременно сорастворяясь с человеческим усердием, закрепляет и осуществляет совершаемый волей человека нравственный перелом и дает человеку силы устоять в принятом решении»1.

         Полное равнодушие к своему делу иных хиротонисанных - знак недостойного ношения благодати священства, неподготовленности к нему или пренебрежения им по нерадению. «Если кто отважится вступить в священство недостойно, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - тот уготовляет себе кромешнюю тьму и суд без милости»2.

         Для достойного служения спасению других пастыри обязаны возгревать дары хиротонии3  (1 Тим. 4,14). Так возгрел их некогда Апостол Матфей мытарь и утратил Иуда.

         Предупреждая чрезмерный страх ответственности за ношение даров священства, Златоуст писал своему другу Василию: «Прошу и умоляю, не предавайся страху. Есть, есть защита для нас, немощных, никогда не вступить в эту должность, а для вас, крепких, по получении благодати Божией полагать надежду спасения не в другом чем, а в том, чтобы не делать  ничего недостойного этого дара и Бога, Его давшего»5.

         а) Характерные черты дара хиротонии

         Первой характерной чертой дара хиротонии, по мысли В.Экземплярского, является то, что этот дар своими благими плодами относится, в конце концов, не столько к личности самого пастыря, сколько к жизни самих пасомых1. В этом именно залог того, что христианское пастырство по самому существу своему есть истинное служение Церкви Христовой, но не господство над наследием Божиим.

         Второй характерной чертой благодатного дара священства, неразрывно связанной с первой, как со своим основанием, является  независимость этого дара по существу от степени действительного нравственного совершенства его носителя2.

         Третьей характерной чертой дара хиротонии, как и всякого благодатного дара, подаваемого в таинствах Церкви, должно признать его неотъемлемость3. Священник может быть отрешен от своего служения на время или навсегда; но внешний суд Церкви не простирается на невидимые действия благодати хиротонии и потому последней, по существу, не касается. Благодать хиротонии является, таким образом, неизгладимою ни личным несовершенством священника, ни  приговором церковного суда, а самое таинство священства неповторяемым4.

         Четвертой характерной чертой благодати священства является то, что эта благодать сообщается в различной мере (иное диакону, иное священнику, иное епископу), именно в трех степенях священства.

         Ко всему этому прибавим, что в Церкви Христовой, по православному учению, существует двоякое священство, согласно словоупотреблению «Православного исповедания»: духовное и таинственное. Духовное - все истинно верующие (Исх. 19,6; 1 Петр. 2,3-5); таинственное - пастыри Церкви (Мф. 16,19). Необходимость «особого» таинственного священства вытекает из самого понятия о Церкви и ее жизни и основывается как на внутренней нужде особого пастырства в Церкви Христовой, так и на непосредственно выраженной воле Самого Бога.

         Иерархическое священство находится в живой связи с служением Пастыреначальника и может быть названо продолжением его на земле до скончания века.

Эта связь со Христом не только «духовно-органическая», но и внешне-таинственная, осуществляемая чрез преемственное рукоположение от Самого Спасителя, выражаемое в особом благодатном даре Святого Духа.

б) Порядок совершения хиротонии во иерея

Посвящение во иерея совершается после Херувимской песни1. На великом  выходе архиерей полагает воздух на голову посвящаемого, и он вперед всех выходит на середину храма. Отдав воздух одному из диаконов, ставленник остается на своем месте. По окончании пения Херувимской песни протодиакон и диакон приводят его к Царским вратам и, возглашая: «повели, повелите, повели, преосвященнейший владыко», вводят в алтарь.

Ставленник поклоняется земным поклоном архиерею, сидящему на кафедре у левой стороны престола. Архиерей осеняет его рукой крестовидно.

Старший из протоиереев (или архимандрит) трижды обводит ставленника вокруг престола. Он благоговейно целует при этом углы престола, осеняя себя крестным знамением с произнесением слов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». После каждого обхода ставленник целует руку архиерея, омофор и палицу его.

При обхождении последовательно поются: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», «Исаие, ликуй»2.

После обхождения престола, рукополагаемый совершает два поясных, третий земной поклон святому престолу, произнося: «Боже, милостив буди мне, грешному». Вслед за этим преклоняет оба колена у правой стороны престола, полагает крестовидно на престол руки, положив чело между руками.

Архиерей, встав с кресла, возлагает на главу посвящаемого конец омофора, а затем, после благословения, возлагает на главу и руки, произнося первую совершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восплоняющая, проручествует благоговейнейшего диакона (имя рек) во пресвитера: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

На этот призыв архиерея следует троекратное пение в алтаре сослуживцами: «Господи, помилуй» и певчими хора от лица народа.

Во время пения архиерей трижды благословляет рукополагаемого, полагает на его голову руки и читает две тайные молитвы («Боже Безначальный... благослови подъять великую силу благодати Святаго Твоего Духа...» и пр.). Затем вслух: «Боже, великий в силе и неисследимый в разуме...».

По прочтении молитв ставленник встает, Архиерей подает ему принадлежности священнического облачения: епитрахиль, пояс, фелонь, крест и служебник, возглашая: «Достоин» (Аксиос). Ставленник целует каждую подаваемую ему вещь и руку архиерея. Облачившись, новорукоположенный целует омофор и руку архиерея, отходит и целует сослужащих священников в правое плечо и становится возле первенствующего.

По освящении Святых Даров архиерей вручает ему часть Тела Христова (с надписью Х-С) со словами: «Прими залог  сей и сохрани его цел и невредим до последнего своего издыхания, о немже имаши истязан во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Новопосвящаемый, взяв сию Святую Часть при целовании руки архиерея, положив руку со Святой Частицей на престол, преклонив главу, читает пятидесятый псалом. Перед возгласом архиерея: «Святая Святым» новорукоположенный возвращает Святую Часть архиерею.

При причащении он приступает первым из священников к Святым Дарам, получая предпочтение ради благодати и обновления от Святого Духа. В конце Литургии он читает Заамвонную молитву и тем делает первый шаг в священнослужении.

б) Переживания посвящаемого при хиротонии и после нее

         Внутреннее состояние рукополагаемого - особое, исключительное состояние. Его нельзя ни рассказать, ни описать. Захватывая все существо посвящаемого, оно тем полнее, святее и выше, чем лучше и достойнее подготовил себя к хиротонии посвящаемый.

Могут ли не вострепетать в момент посвящения все струны сердца, когда посвящаемый знает, что на него сходит та же благодать Святого Духа, которая сделала великими святых Апостолов, делает его сослужителем ангелов, совершителем и раздаятелем величайших тайн, солью земли, светильником на свещнице (Мф. 5,13-16), что отныне он обязан духовно руководить своей паствой, соединять ее с Богом, спасать от вечной смерти?

С другой стороны, в это же время сознанию посвящаемого преподносится и тот крестный путь пастырских подвигов, лишений, страданий, скорбей, который неизбежен на пастырском служении (Ин. 15,20). Все это, сталкиваясь и переплетаясь в душе посвящаемого, усиливает его молитву.

Пламенная молитва посвящаемого открывает его душу для Божественной благодати, которая, проникая все его существо, укрепляет его силы и, как зерно, упавшее на добрую почву, принесет затем и великие плоды.

Витающего же в момент посвящения своими мыслями в земном, суетном мире Господь хотя и не лишает благодати ради его паствы, однако, Он не делает его духоносным, любвеобильным пастырем, готовым служить пастве всеми благодатными дарами.

После благодатно воспринятой хиротонии рукоположенный чувствует себя не столько на земле, сколько на небе. Тихая, большая радость и неизъяснимый мир вошли в его душу и сердце и расширили их до необычайных размеров. Все в нем и около него озарилось особым сиянием. Все окружающие стали как-то по-особому близки и дороги. Душа внутренне полна тем состоянием, которое смело можно назвать благодатным. И это бросается в глаза всем, присутствующим при хиротонии.

Хиротония и принятие Тела и Крови Христовой, - здесь как бы сливаются два солнца в душе ставленника. Одно восплоняется другим, усиливая Серафимовскую любовь в сердце его. «Духовный хлеб Тела Христова, - говорит епископ Игнатий Брянчанинов, - укрепляет сердце, укрепляет все существо, укрепляет волю, укрепляет ум, доставляет  правильность пожелания души и тела»1.

К новопосвященному подходят собратья, сердечно поздравляют и многие из них с особой настойчивостью просят его иерейского благословения, справедливо считая, что благодать, только что почившая на нем, коснется и их душ через его благословение.

С каким благоговением, с какой четкостью и строгостью очерчивает в воздухе начертание креста благословляющая рука новопосвященного батюшки!

О, как важно было бы сохранить на всю жизнь это строгое, благоговейное отношение к своему иерейскому благословению, как, впрочем, и все благодатные дары хиротонии!

г) Действие Божественной благодати при хиротонии2

Действие благодати хиротонии - тайна. К тому же оно различно в каждом отдельном случае, сообразно различию духовной природы и подготовки к рукоположению ищущих священного сана.

В нашей пасторологической литературе существуют два крайних взаимопротивоположных взгляда на действие благодати хиротонии на душу пастыря.

Проф. В. Певницкий в своих высказываниях приближается к взгляду, что благодать хиротонии есть благодать служения в узком, специальном смысле этого слова. Она не затрагивает глубоко внутренний мир пастыря. Духовно-нравственное состояние пастыря мало изменяется сравнительно с тем, что оно было до посвящения. У почтенного профессора имеется тенденция - сущность пастырского служения определить преимущественно как деятельность таинства, а к внутреннему миру пастыря предъявлять общехристианские требования1.

Другой крайний взгляд архиепископа Антония (Храповицкого). Он заключается в том, что благодать хиротонии дает ставленнику «сострадательную любовь», как новое качество, новую добродетель, обуславливающую собою способность переживать в себе скорбь борьбы и радость о нравственном совершенстве своих пасомых»2. В этой «сострадательной любви» и заключается основной дар хиротонии.

Нет сомнения, что любовь необходима для пастырского служения. Но она, однако, не дается в готовом, полном виде посвящаемому. Если бы это было так, то эта любовь украшала бы и сразу радикально изменяла бы каждого новопосвященного пастыря. Нельзя не видеть, что в этой концепции (взгляде) идеальное принимается за реальное, ожидаемое - за существующее.

Ближе к истине среднее мнение. По учению Макария Великого, благодать в человеке действует исподволь, то есть,  постепенно овладевая духовной природой подвижника по мере ее развития. Это среднее мнение более основательно, так как оно подтверждается и Священным Писанием.

Оно заключается в том, что душа с задатками, скажем, любви, расположенная к сострадательности и самопожертвованию под действием благодати хиротонии начинает активизироваться и с течением времени может превратить задатки во всеобъемлющую христианскую любовь и душепопечительность.

Но, повторяем, подобное превращение задатков любви в саму любовь может  быть плодом только длительных подвигов в духовной жизни пастыря.

Сострадательная любовь, как таковая, есть высшая добродетель, даруемая благодатью Божией по мере преуспеяния в духовном подвиге в последующей жизни пастыря.

То же самое следует сказать и в отношении всех других добродетелей и способностей в душе новопосвященного. Все они (дар молитвы, покаяния и пр.) начинают раскрываться и развиваться под воздействием благодати хиротонии, если только молодой пастырь создает в себе достаточную решимость встать на путь духовного подвига с первых же шагов пастырского служения.

У святого апостола Павла мы находим подтверждение этого среднего мнения о влиянии благодати хиротонии на всю духовную природу рукополагаемого: на ум его, сердце, волю и вместе с тем указание на те «дары», которые даются при хиротонии.

Дары хиротонии он предлагает «возгревать» (1 Тим. 4,14), считая, что без этого «возгревания», закрепления их в опыте духовного подвига легко утратить их.



1  О любви Бога к человеку прекрасно раскрывается в учении старца Силуана Афонского, ознакомиться с которым настоятельно рекомендуем кандидатам священства из трактата иеромонаха Софрония «Старец Силуан». Париж, 1952.

2  Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 760.

1  Архим. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Казань, 1898, с. 172.

2  Св. Ефрем Сирин. Творения, т. 2, с. 505-506.

3  Возгревать - греческое                                               (анаксопирин) - раздувать, давать место течению воздуха, чтобы огонь не погас.

5  Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с. 450.

1  В. Экземплярский. Учение о сущности священства. Киев, 1904, с. 228.

2  Там же, с. 228.

3 Там же, с. 229.

4  Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. М., 1897, т. 7, с. 52.

3.2 Восстание и интервенция - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

1  Во диакона - после Освящения Святых Даров; во епископа - после пения «Трисвятого» (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...).

2  Святые мученицы, сами «добре страдальчествовавшие и венчавшиеся Господу» призываются молиться за того, кто венчается на высокий (мученический) подвиг священнослужения. Прославляется Христос, «апостолов похвало и мучеников веселие». Вместе с прославлением Христа Жизнодавца ублажается и Дева, родившая, согласно проречению ликующего Исаии, Еммануила.

1  Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865, т. 4, с. 124.

2  «Бога и благодать Духа Его Святого, - говорит преп. Серафим Саровский, - люди не во сне видели, и не в мечтании, и не в исступлении расстроенного воображения, а истинно в яве» (М.А.  Новоселов. Забытый путь опытного Богопознания. М., 1912, с. 48-50).

1  Проф. В. Певницкий. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. Киев, 1891, с. 12.

2  Архиеп. Антоний (Храповицкий). Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 18.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее