Популярные услуги

История папства в IV - XI вв

2021-03-09СтудИзба

История папства в IVXI вв.

Папские притязания на главенство в Церкви.

Замечание. В идеале, все патриархат должны были быть равноправными и независимыми, без претензии на власть над всей Церковью. Но на практике, Римский папа в силу ряда особенностей управления западной частью Церкви подчинил ее себе, требуя того же и от восточной Церкви. На это были причины. В западной литературе начиная с III века стали проводиться мысли об особенном единстве Церкви- которое обуславливается видимой главой, стоящей во главе всего церковною управления. Это римский папа, так как Рим — всемирный город, кафедра апостола Петра, который в свою очередь был князем апостольским, а епископ Рима его преемник, со всеми вытекающими последствиями. Папы поддерживали это мнение и всячески проводили его в жизнь. С IV века этому способствовали политические обстоятельства:

IV в. В 330 г. император Константин Великий перенес столицу из Рима в Византию. Епископ Рима стал независимым от императора и мог иногда даже давать отпор государственной власти. Это проявилось при борьбе с арианством. Папа Юлий (336 — 352 гг.) предоставлял убежище православным епископам. Это возвысило его в глазах епископов; поэтому они стали смотреть на него как на единственного защитника веры и Церкви.

К II Вселенскому собору (381 г.) мнение о высшем авторитете папы уже сложилось, поэтому папа Дамас протестовал против возвышения Константинопольского епископа.

V в. Затем Рим становится столицей западных императоров, от чего очень много выигрывает. Импиратор Валентиниан III законом 445 г. утверждает власть папы над всеми церквами запада, заявив, что мир в Церкви будет, когда вся Церковь будет признавать одного правителя. Его современник папа Лев I Великий смотрел на себя как на правителя всей Церкви. Он писал послания на Восток, проникнутые чувством достоинства своей кафедры. На фактически подготовленном им IV Вселенском соборе его легаты имели очень большое значение. Но все-таки на этом соборе было принято знаменитое 28 правило, подтверждавшее равенство константинопольского патриарха с римским, не смотря на то, что Лев I был убежден, что римский епископ, как преемник князя апостолов, должен иметь всю полноту власти в Церкви.

Падение Западной римской империи в 476 г. возвысило пап в мнении христианского мира. В Италии господствовали варварские племена, папа защищал от них.. Император Юстиниан I отнял Италию у готов и ограничил независимость. Но вскоре Италия переходит во владения к лангобардам и папа занимает прежнее положение.

Византийские императоры смотрели с уважением на могущество пап.

VI в. В 578 г. Константинопольскому патриарху Иоанну Постнику присвоили титул Вселенский, из-за этого на него восставали папы. Святой Григорий Двоеслов (590 604 гг.) в пику титула Константинопольского патриарха Вселенский назвал себя «рабом рабов Божьих». Император Фока (602 — 610 гг.) по политическим причинам признает папу Вселенским (universalis).

Во время иконоборства папы отказывались подчиняться императорам-иконоборцам.

В это же время папы вступают в контакт с усилившимся Франкским государством этому послужил миссионер Бонифаций.

Рекомендуемые материалы

VIII в. В 752 г. папа Захария (741 — 752 гг.) помазал на царство майор-дома Пипина. Теперь папы не боялись нападений.

При Стефане II (752 - 757 гг.) лангобарды заняли равенский экзархат (Византийская империя) и угрожали Риму, папа призвал Пипина и он в два похода (754 — 755 гг.) громит лангобардов и передает все завоеванное Риму. Дарственная грамота была положена на гроб ап. Петра. — Этим положено начало светской власти пап.

Византия, в свою очередь усиливала власть в западных церквях, находившихся вне пределов власти Рима. В африканской и испанской церквах Рим пользовался популярностью, туда обращались за разрешением недоумений. Это подало повод римским епископам писать послания к ним, где разрешались вопросы на основании апостольского предания. Они появляются с IV века и получают название декреты («канонические определения») Через это автокефальные западные церкви становились в подчинение к Риму. Карфагенская церковь отстаивала свою независимость, но из-за вандалов в VI веке вынуждены были обираться к Риму. Церкви же Британии и Германии легко подчинились тем более, что главная миссия шла из Рима.

IX в. Папа уже глава и судья Церкви. В это же время появляется канонический сборник «Лжеисидоровские декреталии» - декреталии пап с 77 г., подложные или искаженные, - который лег в основу права главенства папы. По ним папа имеет полноту власти во Вселенской церкви. Все епископы его вассалы и пользуются властью только в силу власти полученной от папы. Собор не может созываться или привести в исполнение решение без разрешения папы. Он высшая безапелляционная судебная инстанция. От папы назначаются из старших митрополитов викарии апостольского престола или примасы имевшие полноту прав папы на месте. Они были проводниками папской власти. Власть папы, таким образом была выше власти Вселенских соборов.

Папа Николай I (858 — 867 г.) первый стал применять декреталии. Установил для каждого новопоставленного архиепископа, при получении паллиума давать клятву верности и повиновения папе. Его личные качества способствовали этому: ум, твердый характер и строгая нравственность. Эти качества проявились во взаимоотношениях с а) Лотарем, владетелем Лотарингским и б) Гинкмаром, архиепископом реймсским.

а) Лотарь хотел жениться на Валдраде, для этого ему надо было развестись с женой Титбергою. Он обращается к ахенскому собору (862 г.) где дело решают в его пользу. В этом проявили участе Гюнтер, архиепископ кельнский и Титго, епископ тритарский. Но жена не была согласна с этим и обратилась к папе Николаю I. В Меце для вторичного рассмотрения в 863 г. был новый собор под председательством легатов папы. Этот собор тоже в пользу Лотаря — Гюнтер, архиепископ кельнский и Титго, епископ тритарский сами привозят в Рим определения на утверждение. Папе эти решения не понравилось и он отвергает постановления собора, а Гюнтера и Титго лишает сана. Ни Лотарь, ни лишенные сана не хотели покориться решению папы, они требовали митрополичьего собора и настроили против папы брата Лотаря, Людовика II. Последний занял Рим, но вскоре примирился с папой. А Гюнтер и Титго протестовали, но бесполезно, так как дело было заведомо неправое. Общественное мнение было на стороне папы. Николай I отлучает Гюнтера и только тогда епископы покоряются папе. Но он в свою очередь сан им не возвращает. Лотарь видя ситуацию сходиться с папой. Тот требует Вернуться к законной жене. Лотарь — повиновался.

б) Во втором случае архиепископ Гинкмарк отстаивал права местного самоуправления.

Папа вел линию лжеисидоровых декреталий. На одном из соборов Гинкмарк низложил ему подвластного епископа Ротарда. Последний обратился к папе. Папа потребовал чтобы оба явились на суд в Рим. Явился только Ротард и папа его восстановил в сане и занял свою кафедру, при чем без возражений Гинкмарка.

Таким образом, папа выступал блюстителем нравственных законов, защитником невинности и верховным судьей, что весьма сильно влияло на общественное мнение и способствовало укреплению папской власти.

Папа Адриан П (867 — 872 гг.) был менее удачен, так как лез в политические дела. После смерти Лотаря Карл Лысый незаконно овладел его землями (так как был наследник император Людовик II). Папа потребовал возврата, а лотарингским епископам велел прекратить общение. Папу не слушали. А Гинкмарк реймский в письме к папе дал понять, что никто не потерпит вмешательства в политику. Он же, из-за низложения на соборе одного епископа отказал папе в пересмотре дела в Риме. Адриан — уступил.

Папа Иоанн VIII (872 — 882 гг.) положил начало раздачи корон папами.

Карл Лысый присвоил себе императорство в 875 г. и нуждался в поддержке Церкви. Иоанн VIII короновал Карла и таким образом признал его «законные» права, одновременно заявив, что получение императорства зависит только от папы. Карл не протестовал, а на западе утвердилось мнение, что папа источник императорской власти. Этот же папа с помощью Карла выпустил постановления против вмешательства светских деятелей в дела Церкви (особенно, касательно инвеституры), но они оставались только на бумаге.

После Иоанна VIII из-за политических махинаций папство склонилось к падению. Престол занимали люди недостойные, безнравственные, по политическим мотивам, поэтому преступления для пап стали нормой. Из-за этого идея папства не пострадала, но в жизнь уже не воплощалась примерно до XI века.

Отпадение Западной церкви от союза с Восточной.

Причины разделения.

Римская империя была разделена на две половины: восточную и западную; из-за:

1) Разнородного населения:

В восточной - греческое. В западной — латинское и олатинившееся. Каждое со своей ментальностью (характер, нрав, генетические склонности, воззрения).

Соответственно и христианство в силу ряда таких же причин распадалось (или условно можно поделить) на восточную и западную половину. С первого же времени наблюдаются особенности, характерные для той и другой половины.

2) Разность интересов.

На востоке в догматических и вообще богословских рассуждениях практическое первое место занимал разум. Поэтому иногда (при перегибах) возникали ереси.

На западе — чуждались научных исследований в догматах, а обращали внимание па внешнюю сторону: обряды: дисциплину, управление; взаимоотношения государства и Церкви. Из-за вышесказанных особенностей ересей практически не было, только расколы. Старались всячески охранить порядки, быть независимыми и влиять на общество.

Разделение произошло не сразу, так как общность таинств, церковного устройства долго связывало две половинки. Оно совершилось тогда, когда западная часть нарушила единство веры, не сразу, а постепенно из-за:

3) Нарушений — в а) догматической, б) обрядовой и в) канонической области.

а) Исхождение Св. Духа и от Сына (filioque) (VI - XI вв.) – подобное Церковь признавала ересью, а учащих так отлучала.

б) Пост в субботу, опресноки, конфирмация, целибатство и т. д.

в) Главенство папы учение ниспровергавшее все церковные порядки.

NB! «Такими заблуждениями и уклонениями от общецерковных порядков, в связи с существовавшею издавна разницей в характере и направлении жизни и деятельности между восточною и западною церквами, церковь западная подготовила свое отпадение от союза с церковью восточною». Е. Смирнов. История Христианской Церкви. Петроград., 1915 г. стр. 364 .

История разделения.

К IX веку все выше перечисленные причины сложились так, что требовался только повод к разделению.

Патриархи Фотий и Игнатий. С 842 г. Византийской империей управляла имп. Феодора — регентша малолетнего сына Михаила III и Варда - кесарь. Варда желая устранить Феодору, уговаривает своего воспитанника Михаила заключить ее в монастырь. Против выступает патриарх Игнатий — протеже императрицы Феодоры. Это был не первый конфликт патриарха и кесаря. Игнатий обличал его в безнравственной жизни.

Варда заключает императрицу в монастырь, а Игнатия низлагает и заточает в 857 г. На его место ставит Фотия. Партия почитателей Игнатия неприязненно относились к Фотию, из-за его прежней светской карьеры. Кесарь стал уговаривать Игнатия признать Фотия на что тот не соглашался. Патриархат раскололся на две партии, которые проклинали друг друга. Для прекращения этого император Михаил с подачи Варды созвал собор в Константинополе в 861 г. на который пригласил папу Николая I.

Папе прислали приглашения император и патриарх. О нестроениях и смутах Николай I знал и поэтому спешил выступить в роли вселенского судьи. Он отправляет легатов с письмами к императору и патриарху. В них он обличал императора в незаконном низложении Игнатия: без совета с папой, а патриарха в незаконном принятии сана, так как каноны запрещают возводитъ так быстро на все степени. Поэтому папа не признает его патриаршего достоинства и требует рассмотрения дела. Собор состоялся, но восточные отцы действовали независимо. Игнатия низложили. Фотия признали патриархом. Акты отослали с легатами к папе и прибавили еще письмо, где Фотий объяснял свое избрание не честолюбием, а принуждением. Относительно правил он заметил, что принятые на поместных соборах правила не обязательны для Константинопольской церкви, практика же восточной церкви такое допускала. Также Фотий упрекнул папу, в нарушении канонов, так как он принимал беглых духовных лиц без грамот.

Николай I в ответ пишет письмо императору Михаилу, где сообщает, что не признает постановлений Константинопольского собора и объявляет Фотия лишенным сана. Игнатия приказывает возвести на патриарший престол, а правила римской церкви (в том числе о поставлении мирян) обязательны для всех. В 862 г. папа созывает собор в Риме, где проклинает Фотия и восстанавливает Игнатия. В своем послании он требует от восточных патриархов прекращение общения о Фотием. Император Михаил ответил письмом, где сообщил, что папа вмешивается не в свое дело. Ответ папы был таким же резким.

Вопрос о болгарской церкви. В 864 г. крестился болгарский царь Борис с народом. Первую иерархию составили греки. Но политические причины побудили Бориса искать общения в Риме. В 865 г. он отправляет к папе посольство с приглашением латинской иерархии. Они начинают заново миропомазывать, устанавливают пост в субботу, в первую неделю поста разрешают на сыр, молоко и яйца, вводят целибатство, филиокве. Греков изгнали.

Фотий на поместном соборе осудил заблуждения латинян и сообщил об этом в окружном послании. В 867 г. открылся собор в Константинополе. Присутствовали местоблюстители патриархов, епископы и император Михаил с кесарем Василием Македонянином. Фотий разоблачил латинян. Собор осудил папу и постановил низвести его с престола, о чем и оповестил императора Людовика.

Вместе с этой лекцией читают "3.3. Потребители электрической энергии".

Начался разрыв. Споры приобретают другой характер. Императора Михаила убивают по наущению Василия Македонянина, который становится императором. Разрыв с Римом не входил в его планы. Он идет на сближение, для этого низлагает Фотия и ставит Игнатия. Отправляет на восток унизительное послание к папе. Василий просил утвердить Игнатия. Но Николай умирает. Папа Адриан II пользуется ситуацией и созывает в 868 г. собор в Риме, где проклинает Фотия и сжигает постановления Константинопольского собора 867 г. Затем отправляет в Константинополь легатов, которые составляют собор в 869 г. (VΙΙΙ вселенский для католиков), где Фотия низлагают и проклинают, а Игнатия восстанавливают. Легаты проводили идею примата папы и его неподсудности даже Вселенским соборам. В вопросе же болгарской церкви греки остались непреклонными. Легаты, под давлением восточных епископов (в том числе и местоблюстителей патриархов) признали справедливым подчинить Болгарию Константинополю. После отъезда легатов Игнатий отправил в Болгарию греческого архиепископа, латинян - изгнали. Папа Адриан запрещал вмешиваться Игнатию, но на это не обращали внимания.

В 869 г. Фотий после низложения был сослан в заточение. У императора Василия Македонянина он воспитовал детей. Тогда же он помирился с Игнатием, после смерти которого Василий предложил ему занять престол. Через 10 дет после осуждения Фотия состоялся собор в Константинополе, где были и легаты Иоанна VIII, на котором восстановили Фотия в патриаршем достоинстве. Папа на это согласился, так как сам был в стеснении, но под условием отказа от Болгарии. Ллегатам разъяснили, что это зависит полностью от императора. Окончательно Фотий был низвергнут императором Львом Мудрым.

Окончательное разделение.

В период от Фотия до первой половины XI века не было постоянного общения. Общались только императоры с папами.

В начале XI века папой был Лев IX. Константинопольским патриархом Михаил Керулларий. В Италии были епархии, находившиеся под юрисдикцией Константинополя. Их папа хотел прибрать себе. Делал он это аккуратно, путем распространения латинских воззрений. Потом стал стравливать императора с патриархом константинопольским. Патриарх отлучил от причастия начальника греческих войск Аргира, содействовавшего латинской пропаганде. Закрыл в Константинополе в 1053 г. западные монастыри и церкви, а Льву, архиепископу Болгарскому поручил написать полемическое противолатинское сочинение. Это произведение сильно раздражило папу. В ответ он написал, что никто из смертных не может критиковать апостольскую кафедру, а константинопольский патриарх должен к ней относиться с почтением за преимущества, предоставленные ему папой. В планы императора Константина Мономаха (1042 — 1054 гг.) не входило нарушить общение с Римом, поэтому папский ответ был воспринят весьма любезно. Константин хотел закрепить такое положение дел, для чего папа и прислал двух легатов. Среди них был кардинал Гумберт, относившийся к патриарху с неуважением. Керулларий отказался от переговоров. Но легаты, надеясь на императора, вели пропаганду в пользу Рима. Гумберт издал ответ на труд Льва болгарского, а император его растиражировал в народе. Так же заставили автора полимического противолатинского труда, Никиту Стифата, уничтожить свою книгу. После же всех бесплодных попыток, легаты написали акт отлучения на Михаила Керулларня и на греческую церковь, с обвинениями в ересях. Этот акт они положили на престол Святой Софии во время богослужения и уехали. Это вывело греков из терпения. Если бы не император, то народ растерзал бы легатов. В 1054 г. Михаил составил собор в Константинополе, где проклял папских легатов. Потом, в окружном послании ознакомил и других епископов со случившемся.

«С этого времени во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении и с этого времени Западная церковь упорно остававшаяся при своих заблуждениях догматических, окончательно отпала от союза с церковью Восточной» [1].



[1] Е. Смирнов. История Христианской Церкви, Петроград, 1915., стр. 371

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее