Популярные услуги

Великий Четверток

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 19. Тема: Великий Четверток

Начиная с Великого Четверга не читаются никакие кафизмы вплоть до Антипасхи, до вечера Светлой Субботы. Разберем порядок Утрени Великого Четверга. Утреня в Великий Четверг имеет порядок будничный, с целым рядом особенностей. Начинается как обычно по Уставу с Двупсалмия, Шестопсалмия и Великой ектеньи, после чего поется Аллилуйя, что странно. Только что я сказал, что Утреня эта будничная, должен петься Бог Господь, но поется почему-то Аллилуйя. И далее тропарь Великого Четверга «Егда славныя ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает…». Давайте разберем текст. Как это перевести? Когда славные ученики просвещались на умовении во время Тайной Вечери, тогда же злочестивый Иуда, недугоговав болезнью сребролюбия омрачался. Ученики просвещались омовением, которое совершал Христос, а Иуда омрачается сребролюбием и в результате беззаконнным судиям Тебя, Праведного Судию предает. Это первая часть тропаря, видите: здесь такое описание. Далее продолжается: «Виждь, имений рачителю…». К кому это обращение, как вы считаете? «Виждь… сих ради удавление употребивша…». Смотри на того, кто употребил удавление ради сребролюбия, т.е. смотри на Иуду. Кто должен смотреть на Иуду? Верующие: это обращение к молящимся. «Имений рачителю…» – тот, кто реально желает приобретения, обращение к некоему верующему, страдающему тоже сребролюбием. «Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшая…» - бегай от настроения Иуды. И совершенно неожиданно тропарь заканчивается: «… иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Очень неожиданный переход на самом деле, сначала описательный кусочек, затем обращение к некоему грешнику, желающему спастись, а заканчивается почему-то : «… иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Вот такой тропарь. Что, впрочем, нормально для византийской словесности - резкое переключение объекта, к кому обращен текст, как бы текст не успевает за стремительностью мысли. Мысль настолько быстро переходит от предмета к предмету, что текст не успевает за ней. Мы здесь как раз видим, что в одном песнопении три разных куска, три разных обращения. В первой части обращения вовсе нет, затем обращение к верующему, затем обращение ко Господу. Тропарь этот поется трижды и затем читается Евангелие от Луки. Как и в первые три дня Страстной седмицы на утрене читается Евангелие (на Страстной седмице на всех Утренях и Вечернях читается Евангелие соответствующее тому моменту, что произошло на Страстной седмице). Здесь подряд 108 и 109 зачало от Луки – рассказ о том, как ученики приготовили для Христа горницу, где совершалась Пасха. И далее весь рассказ о случившемся. Затем сразу читается 50-ый псалом, поскольку кафизм нет, и начинается канон. Это полный канон, написанный Косьмой Маюмским. Ирмос первой песни: «Сеченое сечется море Чермное…(рассекаемое рассекается Красное море)». Замечательный, превосходный канон. Далее седальны по 3-ей песни, по 6-ой – кондак. Синаксарь здесь как всегда интересно расположен – по 6-ой песни канона (стоит с ним тоже ознакомиться). Честнейшая не поется, как во всю Страстную. В конце 9-ой песни трижды поется эксапостиларий, тот самый, что и в первые три дня Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный…». Далее Хвалитные псалмы и стихиры на Хвалитех, вседневное славословие, Просительная ектенья, Стиховные стихиры, Благо есть, Трисвятое, тропарь, Сугубая ектенья, т.е. обычный порядок Утрени.

К Утрене присоединяется Первый час, и на нем поются: тропарь пророчества, прокимен, читаются паремии из книги пророка Иеремии и второй прокимен. То, что должно было быть на Шестом часе, оказалось на Первом. Остальные часы без всяких особенностей, без паремий, поскольку паремия с Шестого часа перемещена на Первый.

С Вечерни Великого Четверга, которая чаще всего бывает с утра (Вечерня с Литургией в Великий Четверг, поэтому она начинается с утра), начинается самое главное, то, ради чего христиане весь пост постились, начинается собственно празднование Страстей и Воскресения Христова. Все предыдущие службы были в какой-то степени подготовительные. А с Вечерни Великого Четверга празднование начинается во всей своей силе. Устав указывает звонить в самый большой колокол к этой службе и т.д. После обычных часов, Изобразительных, которые должны по идее отдельно совершаться, но на практике прочитываются перед Литургией, начинается Вечерня с возгласа «Благословенно Царство», поскольку это Вечерня с Литургией. Читается Предначинательный псалом, Великая ектенья и сразу поется «Господи воззвах» (кафизмы нет) и стихиры на «Господи воззвах». Во время «Господи воззвах» по идее должна совершаться проскомидия, но поскольку у нас сейчас «Господи воззвах» поется быстро по сравнению с древними напевами, когда стихиры могли продолжаться много минут подряд, то проскомидию обычно начинают заранее. Совершается Вход с Евангелием, Свете тихий, читается прокимен, Исхода чтение, второй прокимен и чтение Иова. Эти чтения Исхода и Иова мы уже видели в первые три дня Страстной седмицы, увидим также и в Великую Пятницу. Они соответствуют двум чтениям в обычные дни Великого Поста. В обычные дни Великого Поста мы обычно читаем Бытие и Притчи, а здесь на Страстной мы читаем Исход и Иова (вторую соответственно законодательную и нравоучительную книгу). К этим двум обычным паремиям прибавляется специальная паремия о страстях (из пророка Исайи). Затем Малая ектенья, Трисвятое и дальше совершается по чину Божественная Литургия. Апостол на этой Литургии из Первого послания к Коринфянам (149 зачало), рассказ апостола Павла о Тайной Вечери. По Уставу это место читается только раз в году, только в Великий Четверг. Можно здесь отметить, что по старообрядческому молитвослову это зачало входит в состав молитв ко Причащению, таким образом его прочитывают всякий раз перед причащением (это зачало и 6-ю главу от Иоанна), что, вообще говоря, логично. Кроме наших молитв ко причащению у староверов есть еще Причастные часы, на них читаются три псалма, которые у нас читаются «Господь пасет меня…» и Апостол и Евангелие (1 Кор, и Ин.6, Беседа о Хлебе Небесном). Очень полезно перед причащением читать эти места. Аллилуарий имеет больше стихов, чем всегда (повторяется большее число раз). Вот нужно об этом задуматься, что Аллилуарий по идее должен повторяться большее число раз, чем обычно, поскольку стихов больше. И читается Евангелие от Матфея, так оно называется. На самом деле оно составное. А именно Евангелие от Матфея выбрано в качестве основы и в эту основу включены фрагменты из других Евангелий. Получается такой весьма длинный текст (рисунок).

Это, наверное, самое длинное литургийное Евангелие в году (именно литургийное). Еще длиннее первое Евангелие Страстей, но из литургийных Евангелий это самое продолжительное. Для удобства в Приложении к служебному Евангелию это зачало выписано в конце целиком, чтобы священник не мучился, не переворачивал туда-сюда. Далее совершается Литургия Василия Великого. Вместо Херувимской поется тропарь «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Он же поется вместо причастна и вместо заключительного тропаря «Да исполнятся уста наша…». Можно здесь тоже отметить, что у греков принято во время причащения весь год петь «Вечери Твоея Тайныя днесь…». «Тело Христово» в греческих церквах поют только на Пасху и в Послепасхальное время (как у нас поют всегда), а в обычное время «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Здесь же можно отметить, что в последние несколько лет распространился дурной обычай петь на Пасху вместо причастна «Христос воскресе из мертвых…», это ни на чем не основано и противоречит Уставу. Нужно на Пасху петь «Тело Христово приимите…» – пасхальный причастный. Мы к этому вопросу вернемся еще.

Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-ой песни канона, Задостойник «Странствие Владычною…» и в конце Литургии, если это монастырь или архиерейский собор бывает Чин омовения ног. Порядок его выписан в специальном Архиерейском чиновнике или в большом Требнике. Вкратце его можно охарактеризовать так: дьякон читает Евангелие от Иоанна, где излагается порядок от лица рассказчика (встал Господь, подошел к ученикам и т.д…), все слова, которые должен говорить Христос читает архиерей, который препоясуется специальным облачением. Один из священников говорит слова от лица Петра. Участвуют 12 священников. Нужно отметить, что в Константинополе в древности место 12 священников занимали 3 епископа, 3 священника, 3 дьякона и 3 иподьякона. Еще нужно отметить, что положение этого чина до Литургии или после Литургии – одно из ярких отличий Студийского устава от Иерусалимского. Еще просто по истории можно отметить любопытный такой казус, что на Руси в Средние века возникали серьезные споры - кто будет изображать Иуду на Чине омовения ног. Обычно священник, который изображал Иуду, потом сильно от прихожан страдал, поэтому самому нелюбимому давали. Надо отметить, что на Западе бывает тоже такой Чин омовения ног (это, видимо, древняя какая-то традиция, если она есть и у нас, и у них). Но там омывают ноги не священникам, а обычно спонсорам. В Милане совершается такой Чин с большой помпой. В этот день ради Тайной Вечери благословляется вкушение вина и елея. Были серьезные споры в древности, нужно ли в этот день вкушать пасхального агнца (баранину), поскольку это ведь Тайная Вечеря. Но все-таки со временем решили, что не надо, разрешается только вино и елей.

Малое Повечерие в четверг содержит опять Трипеснец Андрея Критского, но он тоже замечательный, но другой. Поскольку Малое Повечерие у нас сейчас не совершается, вполне можно этот Трипеснец пропеть, например, на Литургии во время Запричастного стиха, чтобы он, такой замечательный, прозвучал, так же, как и Трипеснец накануне четверга, говорящий о Тайной вечери, очень уместно пропеть в то время, как батюшка, например, исповедует.

Тема: Богослужение Великой Пятницы

Утреня Великой Пятницы даже отделена в Триоди специальным заголовком «Последование Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Т.е. это не просто рядовая Утреня и в Триоди есть специальный заголовок «последование святых Страстей». В Чин Утрени здесь включено особое последование воспоминания Страстей Господних. Откуда оно взялось? Вы все уже прекрасно знаете, что наше богослужение в своей основе константинопольское. Константинопольские Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, константинопольский порядок Крещения и др. Таинств, константинопольский набор праздников. Но наше богослужение испытало и сильное влияние Палестинской традиции, порядок служб (Утреня, Вечерня, Часы) у нас палестинский, а не константинопольский. Бывает, что палестинские гимнографы звучат за богослужением, самый яркий пример Косьма Маюмский, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, т.е. наш Устав носит смешанный характер – он константинопольский, но имеет палестинское влияние. В некоторых службах это палестинское влияние ощущается сильнее других. К таким службам, в частности, принадлежит Утреня 12 Евангелий, Утреня Великой пятницы. Уже в Типиконе Великой Церкви IX века, в памятнике, который еще не носит на себе никакого палестинского влияния, отражает чисто константинопольскую кафедральную традицию, для Великой пятницы указывается обычная кафедральная Вечерня и Утреня, обычные кафедральные Часы с соответствующими тропарями, но не имеющие никаких отклонений в своем порядке (как Вечерня и Утреня других дней). Но в качестве примечания там говорится, что на панихис (это особая служба) желающие поют Иерусалимское последование 12 Евангелий. То есть уже в такое раннее время эта иерусалимская служба завоевала себе популярность и использовалась в Константинополе, причем не на Утрене, а на другой службе. Истоки этой службы нужно искать в Иерусалиме. По сообщениям уже конца IV века «Паломничество Егерии» в эту ночь с четверга на пятницу все жители Иерусалима во главе с епископом ходили с места на место, вспоминая различные моменты Страстей Христовых. Ходили на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, в то место, где была Претория, и там читали соответствующие Евангелия, посвященные Страстям. А во время шествия с места на место пели специальные антифоны. Вот таким образом сформировалось это последование. Оно состоит из нескольких Евангелий, перемежаемых пением антифонов. Сейчас уже никакого шествия не происходит, все это происходит в храме, поскольку только в Иерусалиме такое шествие было бы актуально. В Иерусалиме и до сих пор подобное шествие устраивается. Тем не менее, служба состоит из нескольких (а не из 12 Евангелий), а между ними поются антифоны и другие песнопения.

Разберем ее порядок. Хотя это Утреня, Устав говорит: «во святыя великия четверток вечера». Это странно. Утреня начинается вечером. Это единственная Утреня, которая по Уставу начинается вечером. Все Утрени по Уставу начинаются ночью, а эта Утреня начинается вечером. На самом деле это не Утреня, а Всенощная. Что за служба, которая вечером начинается, а Утром заканчивается? Это Всенощная. «Во второй час нощи», т.е. около 8 вечера. В приходской практике всю ночь не поют эту службу, а поют ее вечером в четверг. После возгласа, двупсалмия и шестопсалмия и Мирной ектеньи поется Аллилуйя и тропарь великого четверга. Хотя это Утреня Великой пятницы, но начинается она вечером в четверг, поэтому поется тропарь Великого четверга «Егда славние ученицы…» трижды. Затем Малая ектенья, все зажигают свечи, и читается первое Евангелие от Иоанна «Прощальная беседа Господа с учениками», т.е. крайне продолжительное Евангелие. По старому Уставу его должен читать епископ. Всего лишь 4 раза в году по древнему Уставу читал епископ Евангелие: это, первое из 12, Евангелие на Литургии на Пасху, Евангелие на пасхальной Вечерни и Евангелие на 1-ое сентября, на Новый год. Современный устав таких указаний не содержит, но в древнем - были, т.е. очень важное Евангелие. Читается Евангелие по Уставу в Алтаре как воскресное Евангелие. Для удобства молящихся у нас его читают в храме. После «Слава тебе, Господи, слава Тебе» поется по окончании Евангелия «Слава долготерпению Твоему, Господи». И после первого Евангелия 3 антифона. Затем Малая ектенья, седален (первый и последний раз целиком, а в середине – только конец). Читается второе Евангелие от Иоанна о беседе Христа с учениками по дороге в Гефсиманский сад и о взятии Христа под стражу. И затем эта последовательность: антифоны, Малая ектенья, седален и Евангелие повторяется еще 4 раза (получается всего 5 раз). Во время седальна совершается каждение. Поскольку Евангелие в Алтаре, то - каждевние Алтаря по Уставу, на практике – каждение храма малое. Поэтому Устав на этих седальнах запрещает сидеть (оказываются не седальнами). Третье Евангелие от Матфея о том, как Христа повели к Каиафе. 4-е Евангелие от Иоанна как Христа повели от Каиафы в преторию, 5-е Евангелие от Матфея – о самоубийстве Иуды и о том, как Христа повели на распятие. И, наконец, еще 3 антифона, Малая ектенья, седелен, он же тропарь Великой пятницы «искупил ны от клятвы закона…» и 6-е Евангелие от Марка о распятии Христа. Можно отметить, что у греков принято на Страстной седмице в первые дни полагать на аналое в Храме икону «Христос в терновом венце». Во время 15-го антифона перед Евангелием о распятии эта икона заменяется иконой распятия (поскольку Евангелие о распятии).

После 6-го Евангелия поются Блаженны с тропарями. Устав знает только две Утрени с Блаженными. Обычно Блаженны – принадлежность Изобразительных или Литургии, но никак не Утрени. Все же есть две Утрени с Блаженными: Утреня в четверг 5-ой седмицы (Стояние Марии Египетской) и Утреня Великой пятницы. Обе эти службы – палестинские. Во время Стояния Марии Египетской поется канон Андрея Критского (палестинского автора), читается житие палестинской святой – Марии, в Великую пятницу служба тесно связана с Иерусалимом. Так что, вероятно, каким-то образом появление Блаженных на утрене связано с палестинским влиянием (видимо это было нормально для палестинской Утрени).

Рекомендуемые материалы

После Блаженных с тропарями прокимен «Разделиша ризы Моя…», 7-е Евангелие от Матфея о крестной смерти Спасителя. Затем 50-й псалом, 8-е Евангелие от Луки о разбойниках, которых распяли со Христом. Затем поется Трипеснец Косьмы Маюмского. После первой его песни (5-я) Малая ектенья, кондак и икос и Синаксарь, где составитель его пытается примирить повествования разных евангелистов. 8-я песнь (Честнейшая не поется), обращаю ваше внимание на 9-ю песнь трипеснца, которая звучит так: Честнейшую херувим…  Вам должны быть эти слова знакомы. Это оказывается ирмос и автор его Косьма Маюмский. Согласно церковному преданию к этим словам позже добавлено «Достойно есть». Косьма Маюмский жил одновременно с Иоанном Дамаскиным в VIII веке. В X-XI веке на Афоне один монах пел этот ирмос («Честнейшую херувим») у иконы Божией Матери, ему явился ангел и перстом на камне написал припев «Достойно есть». Можно отметить здесь, что этот припев «Достойно есть» является древнейшим величанием Божией матери, так что на праздник многих икон, например, Казанской, он указывается в качестве величания, а певчие по неразумию своему поют все равно «Величаем Тя, Пресвятая Дево», хотя нужно петь «Достойно есть». 

После 9-ой песни канона - Малая ектенья и эксапостиларий «Разбойника благоразумного». Поется он, как и другие эксапостиларии, трижды: один раз – певец посреди храма, а 2 раза – по хорам, правый и левый. И читается 9-е Евангелие от Иоанна о словах, которые сказал Господь Иоанну Богослову и Пречистой Своей Матери, о смерти Спасителя на Кресте и о прободении Его Пречистого ребра. Далее поется «Всякое дыхание», что необычно. Великого славословия в этот день нет и вроде бы Хвалитные псалмы должны начинаться со слов «Хвалите Господа с небес». Но они начинаются со слов «Всякое дыхание», чем подчеркивается торжественность момента. Здесь же отмечу, что в этих т.н. «Последованиях Страстной седмицы» (книжечках) неправильно указано «Хвалите Господа с небес», хотя здесь четко написано «Всякое дыхание». Надо это поправить. И стихиры на Хвалитех. Далее 10-е Евангелие от Марка о том, как Иосиф испросил у Пилата Тело Иисусово и о погребении Христа. Читается Вседневное славословие, Просительная ектенья. Затем 11-е Евангелие от Иоанна, снова о том, как Иосиф испросил Тело Христово и о погребении. Затем Стиховные стихиры и 12-е Евангелие от Матфея о том, как на другой день иудеи утвердили камень с печатью со стражей (запечатали гроб и стражу поставили). Читается Благо есть, Трисвятое по Отче наш и тропарь Великой Пятницы (служба начиналась с тропаря Великого Четверга и заканчивается тропарем Великой Пятницы): «Искупил ны от клятвы закона…». Сугубая ектенья и отпуст. Первый час к Утрене не присоединяется.

Следующая служба должна совершаться (если Утреня заканчивается на рассвете) через непродолжительное время утром в пятницу. Это Царские или Великие часы. В то время как царь обычно приходил к Литургии во время Малого входа (Малый вход – вход царя и патриарха в храм), т.е. на Часах он отсутствовал, то здесь он приходил к Часам. На этих Часах читаются специальные псалмы, где говорится о Страстях Христовых, читаются особые стихиры, читаются паремии, Апостол и Евангелие. Отметим, что здесь мы читаем на каждом из Часов повествование о Страстях по одному из евангелистов (на Первом – от Матфея, на 3-м – от Марка и т.д.). Выходит, что мы на утрене Великой пятницы читали из разных евангелистов, а здесь мы читаем все эти повествования на каждом Часе целиком по каждому евангелисту. И заканчивается это Изобразительными.

Вечерня Великой пятницы. Начинается по Уставу о десятом Часе дне (т.е. в 4 часа дня), бывает обычно часа в два дня. Начинается Обычным началом. Предначинательный псалом, Мирная ектенья и сразу «Господи воззвах» (кафизм нет) и стихиры на Господи воззвах на 6. Вход с Евангелием, поскольку на Вечерне читается Евангелие. Свете тихий и прокимен «Разделиша ризы Моя …» (тот же, что и на утрене), чтение Исхода и чтение Иова. Обычные две паремии навечерия Страстной седмицы (Исход и Иов). Но к этим двум паремиям прибавлена третья: пророчество Исайи о страждущем Мессии. Знаменитые слова: «Как овча…». Затем прокимен и Апостол (Кор., 125 зачало): о смысле Креста для христиан. Далее Аллилуарий (большее, чем обычно число стихов). Евангелие от Матфея (составное, как на Вечерне в Великий Четверг), рассказ о Страстях - уже третий способ рассказа. На этот раз одно целое Евангелие, в котором кусочки из разных евангелистов объединены последовательно. Тремя способами Церковь напоминает нам о Страстях. Мы читаем 12 отдельных Евангелий о Страстях, затем читаем каждого евангелиста по очереди и, наконец, читаем продолжительное составное Евангелие… С этим Евангелием связаны некоторые проблемы вот такого рода. Согласно одному из евангелистов разбойники сначала хулили Распятого, потом один разбойник раскаялся. А в другом почему-то наоборот: сначала рассказывается о покаянии этого разбойника, а потом из другого уже евангелиста читается фрагмент, где говорится «также и распятая с Ним поношаста Его». Это двойственное число и сомнений быть не может - два разбойника. Получается ерунда – покаялся, а потом обратно покаялся. На эту ерунду уже давно обратили внимание всякие богослужебные комиссии, и давным-давно уже собор предписал исправить этот недочет, просто переставить эти два фрагмента местами. Это очень легко сделать без всякого ущерба для Евангелия. Но почему-то никак не могут напечатать.

Затем читается Сугубая ектенья «Рцем вси…». Сподоби Господи, Просительная ектенья. И поют стихиры на стиховне «Егда от древа Тя…». На Славу и ныне этих стихир - специальная стихира «Тебе, одеящемуся светом, яко ризою…». Эта стихира поется на очень продолжительную мелодию, обычно болгарскую или греческую. Дело в том, что в практике греческих церквей во время этой стихиры бывает изнесение Плащаницы из Алтаря. Плащаница полагается на Престол заблаговременно уже в начале Вечерни и там лежит. Во время этой стихиры совершается каждение и износят Плащаницу из Алтаря на середину храма, что изображает снятие Господа со Креста и погребение Его. Поэтому такие продолжительные напевы. У нас в России во время этой стихиры Плащаницу не износят, а лишь совершают каждение вокруг Престола. Износят же ее несколько позже. Затем Ныне отпущаеши, Трисвятое по Отче наш. Поются тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам…». У нас во время пения этих тропарей бывает изнесение Плащаницы. В тропаре «Благообразный Иосиф» неправильно стоит знак препинания. «Благообразный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистой обвив и вонями…» (Плащаницею и благоуханиями обвив) и дальше уже «во Гробе нове, покрыв, положил». Запятая стоит неправильно после слова «обвив». Не соответствует исторической действительности, потому что сначала помазывают благоуханиями. Затем обертывают плащаницей и затем только полагают во гроб, а не наоборот – сначала полагают во гроб, а потом сверху поливают благовониями. А второе: этот текст просто не соответствует греческому тексту. По-гречески здесь однозначно «Плащаницею чистой обвив и вонями». И отпуст.

Повечерие в этот день поется в келиях поскору ради продолжительных служб, которые совершались всю ночь. Пелась Утреня, длинные Царские часы, Вечерня. И на этом Повечерии поется канон (вовсе не Андрея Критского, как следовало бы ожидать, всю Страстную мы поем на Повечерии канон Андрея Критского) гораздо более позднего автора Симеона Логофета, все равно очень древнего. Это свидетельствует о позднем происхождении этого канона и позднем происхождении этой службы. Первоначально, видимо, Повечерие в этот день отменялось ради отдохновения. Канон на плач Богородицы. О том, что этот канон по отношению канона Косьмы Маюмского и Андрея Критского является второстепенным, говорит не только то, что он должен петься в келии, а не в храме, а также то, что Симеон Логофет даже не потрудился написать специальные ирмосы. Здесь используются ирмосы 6-го гласа «Яко посуху прошествовал Израиль…». Прекрасный канон, очень глубокий. Можно отметить, что ему придается обычно большое значение, его читают священники перед Плащаницей с большой торжественностью, что само по себе неплохо, а плохо то, что при этом те же самые каноны Андрея Критского прочитываются кое-как или вообще не прочитываются, хотя Устав уделяет им больше внимания. Они имеют свои собственные ирмосы, поются в храме, а не в келии, как этот канон. Нужно соблюдать субординацию. Если уж этот канон читают, то нужно читать и другие каноны на Страстной седмице.

Тема: Утреня Великой субботы

Начинается по Уставу в седьмой час (около часа ночи). Обычно Утреня на Афоне читается в 2-3 часа ночи, а эта немного раньше, чем обычно. Начинается как всегда с Двупсалмия, Шестопсалмия, Мирной ектеньи. Затем Бог Господь и тропари на Бог Господь. К двум тропарям, которые мы уже слышали на Вечерне «Благообразный Иосиф» и «Мироносицы жены» прибавлен воскресный тропарь второго гласа «Егда снизше еси к смерти…». В этом тропаре говорится о сошествии Христа во ад. Служба эта посвящена во многом сошествию Христа во ад. Хотя эта тема совсем не затронута в Евангелиях и лишь мимоходом затронута в Посланиях, скажем апостола Петра, но в богослужении Великой субботы она освящена. Во время тропарей обычно бывает полное каждение храма.

И затем начинается 17-я кафизма. Как же так, ведь, начиная с Великого четверга, все кафизмы отменены вплоть до Антипасхи. Исключение делается только для этой кафизмы. Это обычная субботняя кафизма, она же обычно и воскресная. Богослужение Великой субботы через покой этого дня, когда во гробе лежит Создатель вселенной (вселенский покой), уже просвечивает свет Воскресения. Эта кафизма воскресная поэтому не отменена, во-первых, а во-вторых она же бывает у нас во время заупокойных служб. Здесь она тоже поется, поскольку мы оплакиваем умершего Христа у Плащаницы. И с того момента, как Плащаница внесена, т.е. с уже Вечерни Великой пятницы, все ектеньи произносит дьякон перед Плащаницей. Кафизма не просто читается, а поется. Она разделена на 3 части, называемых статиями, т.е. во время нельзя сидеть, а нужно стоять. Причем первая поется на 5-й глас, вторая –тоже на 5-й, а третья – на 3-й. К каждому из стихов прибавлен тропарь, названный в Уставе «похвалой». Кафизма поется с похвалами. Обычно у нас хор поет всего несколько первых похвал, а затем начинают читать два священника. Один читает стихи, а другой читает похвалу. Для восприятия молящихся это обычно бывает трудно слушать. Продолжительное чтение, даже самых лучших чтецов, слушать все-таки тяжело. По Уставу все стихи и похвалы нужно петь на два хора. Но продолжительное пение может тоже утомлять. Поэтому можно, например, чередовать чтение и пение. Хор пел бы стихи или похвалы, а священник читал бы то, что останется. Конечно, нужно избегать сплошного безостановочного чтения, молящиеся через какое-то время перестают понимать, о чем идет речь. По Уставу все это поется. На Афоне, например, эти похвалы поют священники и монахи по очереди. Там каждый ждет своей очереди и получается интересно. Ходит по храму и дает книжку, у греков как-то более свободно. После первой статии повторяется первая похвала «Жизнь во гробе положил Христе» и Малая ектенья. Затем вторая статия начинается с малого каждения храма. Опять похвалы чередуются со стихами 17-ой кафизмы, в конце повторяется первая похвала второй статии «Достойно есть венчать Тебя, Жизнодавца» и снова Малая ектенья. Начинается третья статия – малое каждение храма, в конце третьей статии ничего не повторяется, а сразу добавляются воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор удивися». Всего два раза поются эти тропари в субботу – Великую и Лазареву. В Великую субботу уже мы предчувствуем воскресение – оно уже рядом. Кроме того, хотя кафизма заупокойная, но когда мы молимся о каком-то усопшем человеке грешном, то мы поем субботние тропари по Непорочных, где говорится о прощении грехов, вообще моление о упокоении. А здесь совершенно не нужно молиться о упокоении, мы верим, что Христос воскреснет, тем более безгрешный Богочеловек, поэтому вместо заупокойных тропарей по Непорочных поются победные воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор». Тем самым эта кафизма преображается, становится заупокойной воскресной. Затем Малая ектенья, седален. 50 псалом и канон.

Канон Великой субботы был написан по началу Косьмой Маюмским. Представляет из себя Четверопеснец – 6. 7. 8 и 9 песни. Эти песни написал Косьма. Затем канон был дополнен до полного канона монахиней Кассией, которую вы знаете. А затем еще Марк Одрантский (известный гимнограф, живший в Южной Италии – Одранта город, называется Идрунский по-русски, легендарный автор первых Марковых глав в Типиконе) оставил от произведения Кассии одни ирмосы, тропари написал свои. Получается, что у канона 3 автора. Первые 4 песни – тропари написаны Марком, а ирмосы Кассией, остальные 4 песни написаны Косьмой Маюмским. Тоже гениальный по своей поэтической красоте и по своей богословской глубине канон.

Разберем ирмос первой песни. «Волною морскою скрывшего древле гонителя мучителя..», т.е. Того, кто давно скрыл волною морской гонителя мучителя. Кто скрыл морскою волной гонителя мучителя? Господь. «Того, по землею скрыша спасенных отроцев» – погребают потомки спасенных Того, Кто в свое время утопил фараона. «Но мы, яко отроковицы (которые воспели Бога после перехода через Чермное море) и мы также вопиим «Славно Бог прославится». В этом ирмосе присутствует три разных времени. Исход, Погребение Христа и мы. Которые поем песни. По 3-ей песни канона – Малая ектенья, седален, по 6-ой песни канона – Малая ектенья, кондак и икос. И, как обычно, Синаксарь.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 47. Экономика Российской Федерации..

Вот что говорит Синаксарь об этом дне, о Великой субботе. «Во святую и великую субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже во ад сошествие празднуем. Им же от тли наш род воззван был, к вечной жизни прииде. Сех бо дней превосходит святая четыредесятница всех дней года выше святая Четыредесятница), сия же паки святая Великая седмица больше (а Четыредесятницу превосходит Страстная седмица). И великия седмицы паки больше сия великая суббота…». Как велик этот день, Великая суббота, фактически день перехода от Ветхого завета к Новому. Воскресает Христос и начинается новая жизнь. Это исполнение заповеди о субботнем покое во все полноте, во всей полноте раскрывается смысл заповеди о субботнем покое. Заповедь о субботнем покое получается как прообраз самой великой тайны на земле – тайны искупления человечество Христом. Христос покоится во гробе по заповеди и одновременно это есть искупление человечества – Крестная смерть, сошествие во ад и воскресение.

По 9-ой песни канона Малая ектенья, эксапостиларий «Свят Господь Бог наш». Как в Лазареву субботу, это воскресный эксапостиларий. Затем Всякое дыхание, Хвалитные стихиры на 6, на И ныне Богородичен воскресни «Преблагословенная еси Богородице Дево» - еще один элемент воскресной службы (тропарь «Ангельский собор», «Свят Господь Бог наш» и воскресный Богородичен).

Вслед за Великим славословием за этим священник облачается во все священнические одежды и по Уставу совершается Вход с Евангелием. Па практике совершается совсем иное. Здесь необходимо опять вернуться ко времени формирования нашего богослужебного Устава и указать вот на что. В кафедральном богослужении Константинополя праздничная Утреня оканчивалась именно так, совершался Вход. Как на Вечерне бывает Вход, так и на праздничной Утрени в конце Великого славословия бывал Вход в Алтарь (с середины храма духовенство переходило в Алтарь). Студийский Устав (на котором основан Иерусалимский, т.е. на котором основано все наше богослужение) вместо этого торжественного окончания Утрени с Великим славословием и Входом стал использовать иерусалимское окончание Утрени, где просто все поется без всякого Входа. Но в Великую субботу студийский Устав Вход сохранил. Подобный Вход у нас бывает, когда износится Крест в Крестопоклонную неделю. В конце Великого славословия священник выходит, говорит «Премудрость прости» с Крестом, правда не входит в Алтарь, а полагает Крест в храме. Но все равно это вход по сути своей. Так и здесь, т.е. в Великую субботу сохранился торжественный праздничный Вход с Евангелием. Со временем Евангелие стали завертывать в воздух. Тем самым Евангелие изображает Христа. А воздух – Плащаницу, в которую было обернуто Его тело. Плащаницы в Византии были расшиты. На них могли изображать, в частности, погребение Христа, надгробный плач или еще что-то. И отсюда возник собственно обычай сооружать Плащаницу. Именно из этого. Плащаница на самом деле это ни что иное как евхаристический воздух. Она, скажете, велика по размеру. Но в Византии совершали Литургию сразу на многих Дискосах и Чашах в больших храмах, поэтому и воздухи были большие. И отсюда в свое время возник обычай в Великую субботу совершать шествие с Плащаницей. Настоятель храма или первый старший священник идет с Евангелием, а над ним, священником, Плащаницу несут другие священники. Евангелие изображает Христа (Слово Божие, самый яркий символ Христа в богослужении, потому что святые Тайны – это не символ, это реальность), Плащаница – плащаницу. Отсюда ясно, что когда у нас бывает обряд изнесения плащаницы Божией Матери, Евангелие там носить не нужно (Христос не символизируется ничем). Во время Великого славословия священник облачает во все одежды, кадит Плащаницу и в конце пения бывает обхождение вокруг храма с Плащаницей и Евангелием. Что символизирует? Часто говорят, что погребение Христа или даже погребение Плащаницы. Зачем Плащаницу погребать? Но на самом деле мы тут видели, что снятие с Креста и погребение изображено уже в том, что Плащаницы износится уже на Вечерне, ее вынесли все, уже все песнопения спеты. А здесь идет уже вовсю Великая суббота, погребали в пятницу, значит в Великую субботу погребения быть не может. Поэтому по толкованию других святых отцов XX века это шествие с Плащаницей изображает сошествие Христа во ад. Вот такие две символики есть (погребальное шествие – это немножко натянуто. И символическое сошествие во ад). Как мы видим, это шествие возникло первоначально из других соображений, поэтому символика эта достаточно натянута.

По возвращении в храм священник говорит «Премудрость» как при Входе и поется тропарь «Благообразный Иосиф», тропарь Великой субботы и совершается каждение Плащаницы. Затем тропарь пророчества, прокимен, пророчество Иезекииля, где пророку в видении является поле, полное иссохших костей. И вот они воскресают эти кости. Затем прокимен и Апостол о том, что Христос – наша новая Пасха. И Аллилуарий 5-го гласа с такими стихами «Да воскреснет Бог и расточатся враз Его», «Яко исчезает дым, да исчезнут»…, т.е. с пасхальными стихами, но без «Сей день, его же сотвори Господь», поскольку день Пасхи только приближается. Мы видим, что Аллилуарий поется на пасхальный 5-й глас, с пасхальными стихами. Тема Воскресения Христова уже прорывается в богослужении со всей силой.

Читается Евангелие от Матфея, предпоследнее зачало, о том, что произошло в субботу. Затем Сугубая и Просительная ектеньи. При этом Сугубая ектенья имеет прибавку «Рцем вси…». Единственный раз в году, когда не на Вечерне, а на утрене сугубая ектенья читается со слов «Рцем вси», обычно на утрене она начинается с «Помилуй нас, Боже». Здесь след студийского обычая только раз в году петь Великое славословие в эту субботу. Затем отпуст и целование Плащаницы с пением стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» и читается Первый час.

Утреня эта должна занимать целую ночь и заканчиваться на рассвете. В московской практике служат ее в пятницу вечером. В последние годы в некоторых храмах распространился обычай ночь с пятницы на субботу петь Утреню и сразу за ней Литургию. Он абсолютно антиканоничен, потому что, наоборот, Литургия Великой субботы должна совершаться вечером, потому что это день строгого поста. Как и Великая пятница. Так и Великая суббота – это дни строгого поста. В Великую пятницу Литургии совсем нет и трапезы никакой, в Великую субботу Литургия положена на Вечерне вечером и перед ней бывает, таким образом, строгое пощение. В храмах служат ее с утра. Все-таки это не так плохо, как служить ее ночью уже. Тем самым пост нивелируется полностью. Лишается всякого смысла этот пост, потому что Литургию уже отслужили. Литургия ночью, наоборот, служится только в самые большие праздники (Пасха, Рождество), а чем больше пост, тем позже Литургия откладывается. Поэтому с этой практикой никак нельзя согласиться, хотя она в последние годы становится популярной. Должна совершаться Утреня ночью, а Литургия уже вечером Литургию и Пасхальную службу посмотрим в следующий раз.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее