Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Литургия великой субботы

Литургия великой субботы

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 20. Тема: литургия великой субботы. Пасха

Вспомним еще раз, какие чины Великого Поста связаны с Таинством крещения.

- Во-первых, само то обстоятельство, что каждый день Великого поста читаются паремии (3 чтения каждый день Великого поста) для поучения оглашаемых.

- Затем с середины Великого поста износится крест, с которого начинается особенно усиленное оглашение, из-за чего установлен праздник Крестопоклонного воскресения и со среды этой недели начинает читаться ектенья о просвещаемых (о готовящихся ко святому крещению).

- Возглас «свет Христов просвещает всех» на Литургии Преждеосвященных Даров тоже связан с крещением.

- С Крестопоклонной недели, кроме того, что начинали усиленно готовить просвещаемых к принятию Таинства, над ними читали многократно во время Великого поста заклинательные молитвы, которые сейчас помещены в Чине оглашения (4 заклинания).

- В Великую Пятницу между службами патриарх совершал так называемый Чин оглашения Великой пятницы (катехизис Великой пятницы). В перерыве между службами патриарх собирал к себе всех просвещаемых, читал им поучения о высоте святого таинства, о том, как следует относиться к Таинству крещения. Это слово до XVII века перепечатывалось в русских требниках, правда, не в Чине крещения, а в Чине принятия неправославных. До сих пор у старообрядцев перепечатано это слово – «Огласительное слово Великой пятницы Иоанна Златоустого». С именем Иоанна Златоустого в Требнике связано три слова, причем все три этих слова отнесены к разряду спорных, потому что они, скорее всего, самим Иоанном не сочинены, а являются традиционными литургическими текстами константинопольской традиции, почему и называются именем Иоанна Златоустого. Это «Слово Великого четверга о Таинстве причащения», «Слово Великой пятницы о Таинстве Крещения» и «Слово на Пасху», которое вы все знаете: «Аще кто благочестив…». После того, как было прочитано патриархом это Слово (из года в год одно и то же традиционное Слово), совершался Чин отрицания от сатаны и сочетания со Христом, который вы все прекрасно знаете по Требнику. Так что к началу службы Великой субботы уже все подготовительные чины были совершены над крещаемыми.

Поэтому во время паремий Великой Субботы патриарх уходил в баптистерий, освящал здесь воду и совершал само крещение, т.е. погружение в воду, и затем облачение в крещальные ризы. Во время 15-ой паремии из кн. Пророка Даниила, которая заканчивается Песней трех отроков в пещи горящей, новокрещеные опять входили в храм и проходили по одному по очереди мимо патриарха, который стоял у дверей и помазывал каждого входящего Святым миром. В древности в Византии елеем помазывали все тело, буквально возливали на голову, а затем дьякон (мужчина) и дьяконисса (женщина) растирали этот елей по всему телу. А вот миром, в отличие от елея, помазывали только голову, поэтому было легко патриарху помазывать каждого проходящего, потому что нужно было поставить только одну печать Святого мира на голове (на лбу). Итак, эта песнь во время 15-ой паремии, когда новокрещеные входят в храм, эта песнь трех отроков в ранней христианской традиции считается прообразом совершенного Христом искупления, потому что в этой песни воспевается искупление, - хвалебная песнь Богу. Первые христиане пели ее не отвлеченно, а вполне конкретно, как прославление Бога за совершенное Им искупление. Кроме этой песни среди 15-ти паремий есть еще песнь Моисея при переходе через Чермное море. Как раз чтение Исхода заканчивается Песней Моисея. Таким образом, среди паремий присутствуют две Песни. На самом деле там есть еще песнь Ионы. Книга пророка Ионы среди 15 паремий читается в полном объеме. Библейская Песнь Ионы в отличие от Песней трех отроков и Исхода, в современной практике не поется, а читается, нельзя ее называть Песнью (хотя она является Библейской песнью): молитва Ионы из чрева кита. Ничто не мешает эту добрую традицию возродить на приходах. Вполне можно во время паремий пойти покрестить желающих (чтение паремий обычно продолжаются более часа).

Вслед за этим возглашается Малая ектенья и поется «Елицы во Христа креститеся…» (крещальный гимн). Читаются прокимен, Апостол (о Таинстве крещения, хотя оно уже давно с Великой Субботой не связывается), Аллилуйя и Евангелие от Матфея (два последних зачала), где говорится о событиях Великой Субботы, о Воскресении Христовом и о заповеди Господа ученикам идти крестить все народы. То же Евангелие читается во время крещения, только сокращенное. Вся эта последовательность («Елицы во Христа креститеся…», прокимен, Апостол, Евангелие) практически в неизменном виде в неизменном виде вошла в Требник в чинопоследование Таинства Крещения (именно отсюда, из службы Великой Субботы).

Далее совершается Литургия Василия Великого. На Литургии вместо Херувимской поется: «Да молчит всякая плоть человеческая…», вместо «Достойно» поется Задостойник (ирмос 9-ой песни канона Великой субботы) «Не рыдай Мене Мати…». Кстати на Литургии Великой Субботы между Апостолом и Евангелием вместо Аллилуария поется специальное песнопение «Воскресни Боже, Судия земли», во время которого духовенство переоблачается в белые одежды, указывая на Воскресение Христово. Только один раз в году на Литургии не бывает Аллилуария.

Рекомендуемые материалы

Процесс взаимодействия Русской Православной Церкви с органами государственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке (во II половине XIX – начале ХХ вв.)
Определить величину оборотных средств в производственных запасах по i– тым комплектующим, если годовой объем выпуска изделий, в каждом из которых применяются i– тые комплектующие на сумму 3 д. е., составляет 36000 шт. Договора с предприятиями-поставщ
Задача 528: В задачах 522 – 536 для данной гомогенной реакции А + В ↔ ↔ С + D определите температуру, при которой наступает равновесие. Напишите выражение константы равновесия. Рассчитайте 55 равновесный состав системы при этой температуре, если изве
Оптимизация двигателя ЯМЗ-536 по УОВ и совместной работе с турбокомпрессором
Лабораторная работа L36 (№7) отчет+код Вариант 36(?)
ДЗ №1 вар 36

В конце Литургии совершается благословение хлеба и вина с той же молитвой, что и на Всенощной. Каких 2-х веществ не хватает? Пшеницы и елея. Елей в Великую субботу Устав не разрешает вкушать (на Страстной седмице Устав разрешает вкушать елей только в четверг ради Тайной вечери). В Великую субботу разрешается по Уставу вкушать хлеб, вино с водой и фрукты, поэтому отсутствует елей и пшеница. Когда мы говорили о происхождении обряда благословения хлеба и вина на Всенощной, мы, в частности, узнали, что пшеница благословляется на Всенощной в связи с тем, что когда-то монахи из этой пшеницы тут же варили себе простенькую кашу. Поскольку в Великую субботу положено сухоядение (вареная пища не дозволяется), поэтому пшеница здесь отсутствует, - благословляется только хлеб и вино. После этого на практике все расходятся, служба заканчивается. Духовенство идет освящать куличи и пасхи. Остальные идут отдыхать.

Но не так по Уставу. По Уставу после того как закончилась Литургия (а это, напомню вам уже достаточно поздний вечер, если служба начинается в 4 часа дня и продолжается почти 4 часа), все садятся тут же в храме и чтец начинает читать Деяния святых апостолов. В это время все вкушают благословенные хлеб, вино и фрукты.

После прочтения Деяний совершается такое последование: «Приидите, поклонимся», 50-го псалма, затем поется канон Великой субботы с катавасией (в конце каждой песни ирмос повторяется) и с Библейскими песнями. Канон здесь поется не просто с тропарями без ирмосов, как это бывает на Полунощнице или на Повечерии, а с катавасией и с библейскими стихами. Давайте вспомним, на каких службах присутствует канон, кроме Утрени. На Повечерии, на воскресной Полунощнице, также на молебне, панихиде. На всех этих службах канон используется без Библейских песен, только на утрене канон бывает с Библейскими песнями. Нам здесь указание (канон поется с катавасией, с Библейскими песнями), что на самом деле это краткая Утреня. По Третьей песне канона здесь седален, по Шестой песни кондак с икосом (как на утрене, канон на Повечерии поется: по 3-ей песни ничего нет, по 6-ой – седален), в конце 9-ой песни во время катавасии обычно Плащаница уносится в алтарь и полагается на Святом Престоле до Отдания Пасхи. Затем читается Трисвятое, поется тропарь Великой субботы, Сугубая ектенья и отпуст. Все это напоминает краткую, сильно сокращенную Утреню. Вот такой порядок дает нам Устав.

Получается такое последование: Вечерня с воскресными стихирами, благословение хлеба и вина, великое чтение (чтение Деяний) и краткая Утреня. Все это нам напоминает последование Всенощной. Таким образом, это у нас оказывается не просто Вечерня Великой субботы, а Пасхальная Всенощная.

Почему читаются Деяния? Вроде бы связи с Пасхой никакой нет. Понятно, что Деяния – это то, что произошло после Воскресения Христова. Оказывается, что это – вторая половина этой Всенощной, которую на практике называют Пасхальной Полунощницей, хотя она вряд ли является Полунощницей. Справедливости ради можно отметить, что в Дониконовском Типиконе на этой службочке пелся не канон Великой субботы, а Троичный воскресный канон первого гласа, т.е. она была действительно настоящей Полунощницей. Кстати, это единственный случай, когда на Страстной и на Светлой седмице канон поется с Библейскими стихами (на Страстной и на Светлой седмицах Библейские песни отменяются).

После этой службы Устав предлагает всем монахам идти по келиям и некоторое время отдохнуть перед Пасхальной службой. У нас же в московской практике после этой Пасхальной Полунощницы сразу уже начинается собственно уже Пасхальное последование. Получается, что по Уставу идут по порядку без разрыва: Вечерня с Литургией, благословение хлеба и вина, чтение Деяний, Полунощница, после этого все расходятся. У нас не так. Получается, что все расходятся после благословения хлеба и вина, зато после Полунощницы никто не расходится, а все участвуют в Пасхальном богослужении.

Само время начала Пасхальной службы. По уставу это «час утренний», т.е. это не полночь, а 7-8 час ночи. Если темнеет сейчас в 21.30, то значит седьмой час ночи – 4.30. Вот примерно в это время должна начинаться Пасхальная Утреня. У нас в России принято начинать ее в полночь, поскольку точное время Воскресения Христова неизвестно (Евангелия об этом ничего не говорят: говорят только, что среди ночи).

Начинается она с того, что духовенство трижды в алтаре поет: «Воскресение Твое, Христе Спасе…», бывает при этом троекратное каждение Престола обычно. Первый раз стихиру поют при закрытых Царских вратах и завесе, второй раз обычно завесу открывают, третий раз открывают уже Царские врата. И все исходят из храма с Пасхальным шествием. На этот Крестный ход берут фонарь и хоругви, а из священных предметов и икон берут всего три предмета: Евангелие, икону Воскресения Христова и Напрестольный крест. Напрестольный крест с Трехсвешником несет в руках настоятель, также он идет обычно с кадилом. Двое священников несут икону Воскресения Христова и Евангелие. Больше на этот крестный ход никакие предметы не износятся, в отличие от других Крестных ходов, когда берется множество икон и т.д. При этом следует отметить, что если в храме недостаточно священников, т.е. нет возможности дать одному священнику икону, другому – Евангелие, то икону и Евангелие несут благочестивые миряне. Все эти предметы оказываются не только единственными, но и обязательными. По Уставу шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, про вхождение в храм Устав ничего не говорит. У нас в русской практике давным-давно храм принято обходить вокруг, затем останавливаться перед закрытыми дверьми. За это время, пока бывает шествие, в храме зажигают все свечи, вообще все, какие есть. Я здесь могу отметить, что на Афоне, где храм действительно освещается свечами и висит множество разного рода светильников, это единственный раз в году, когда зажигаются все свечи (даже в самые большие праздники на Афоне все-таки все свечи не горят). Зажигают несколько светильников в разной комбинации – несколько полиелеев, несколько хоросов, точнее один хорос, несколько полиелеев, несколько других светильников. Все свечи зажигают только раз на Пасху Кроме этого, Устав указывает на Пасху в это время поставить в храме сосуд с горящими углями и с ладаном, чтобы наполнить храм благоуханием.

Остановившись перед закрытыми дверями храма, изображающими камень, которым был запечатан гроб, все останавливаются и священник совершает каждение. Затем начинается Утреня с возгласа «Слава святей и животворящей и нераздельной Троице». При этом настоятель начертывает кадилом крест, не единожды, как в начале обычной Утрени, а трижды, как в начале Всенощной. И поется начальный пасхальный антифон, иначе называемый просто пасхальное начало. Поскольку это антифон, он поется поочередно. Сейчас в нашей практике он поется поочередно духовенством и хором. Запишите последовательность Пасхального начала:

1. Духовенство 3 раз тропарь Пасхи, хор трижды повторяет тропарь Пасхи.

2. Духовенство поет стих (из 67 пс.): «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», хор отвечает тропарем.

3. Духовенство поет второй стих: «Яко исчезает дым…», хор отвечает тропарем.

4. Далее третий стих: «Тако да погибнут грешницы…», хор снова тропарь.

5. Затем четвертый стих: «Сей день, его же сотворил Господь», хор опять поет тропарь.

6. Затем «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», хор опять поет тропарь.

7. И шестой стих: «И ныне…» Получается шесть стихов: три раза тропарь духовенства, три раза хор, затем духовенство поет 6 стихов (4 стиха из псалма и Слава, и ныне) и на каждый из этих стихов хор отвечает тропарем.

8. И напоследок духовенство поет тропарь до середины, и хор допевает вторую половину тропаря до конца. Это называется Начальный пасхальный антифон или просто Пасхальное начало.

С этого Пасхального начала начинаются все крупные службы во время Светлой седмицы, а именно: Утреня, Вечерня, Божественная Литургия, молебен (Крестный ход во время Светлой седмицы - это ни что иное, как молебен), Таинство крещения, в отличие от малых служб, таких как Часы, Повечерие, Полунощница, которые начинаются просто с троекратного чтения тропаря Пасхи. Во время Пасхального начала бывает каждение. При этом обычно в практике делают так: во время первого стиха священник кадит западную сторону Престола, обращенную к народу, затем переходит на правую сторону Престола и кадит во время чтения второго стиха. Во время третьего стиха он кадит Престол с восточной стороны, во время четвертого стиха - с северной стороны, во время пятого стиха кадит Алтарь, во время шестого – кадит народ.

Поскольку Пасхальная Утреня в Первый день пасхи начинается не в Алтаре, а на улице, то священник переходит с места на место во время пения Пасхального антифона и каждения. Еще можно отметить такой момент, те же самые стихи, которые поют в Пасхальном начальном антифоне, те же самые припевы использованы в Пасхальных стихирах в качестве припевов, но там эти стихи употреблены в более краткой форме. В антифоне стих звучит так: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, да бежат от Лица Его ненавидящие Его», в стихирах припев будет просто: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Более краткий вариант. Можно здесь отметить, что в составе Пасхального начала стихи поются полностью, хотя некоторые священники поют их здесь в сокращенном виде, как они употребляются в стихирах. Но здесь есть различие, его нужно соблюдать.

Вслед за этим настоятель приветствует всех пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» и все входят в храм, причем двери храма настоятель должен отворить своей рукой, должен изобразить Ангела, который сам отвалил камень от двери Гроба. Не всегда это соблюдается, но так указывается в Типиконе. Служится вся служба у нас в России в красных одеждах, называемых пасхальными, а в Греции принято служить в белых одеждах.

Все входят в храм, провозглашается Мирная ектенья и начинается Пасхальный канон, написанный Иоанном Дамаскиным в VIII веке. Если посмотреть, как Устав предписывает петь Пасхальный канон, можно увидеть, что это самый продолжительный канон в году. Пасхальный канон поется следующим образом: 4 раза ирмос, тропари на 12 (в тех песнях, где 2 тропаря, они повторяются по 6 раз, в тех песнях, где 3 – по 4 раза), еще 2 раза ирмос, затем катавасия. Всего получается 19 текстов. Если это исполнить Знаменным или каким-нибудь Византийским напевом, то все это будет занимать длинные-длинные часы. У нас у многих ассоциируется Пасхальная служба с чем-то таким кратким, что раз – и она закончилась (в отличие от длинных великопостных служб). На самом деле все наоборот оказывается. Пасхальная Утреня – самая продолжительная Утреня в году по идее, т.е. это легко понять с точки зрения здравого смысла: целый Великий пост люди готовились к этому событию, к празднованию Воскресения Христова: постились, молились, каялись… И вот оно наступило, это событие и, естественно, люди, которые к нему готовились, хотят насладиться им в полной мере, те самым служба удлиняется до невообразимых пределов. А у нас получается наоборот: люди готовились, готовились, готовились, а потом – бац, и все вроде бы закончилось, за полчаса Утреня прошла и все. Я не призываю вас петь с повторениями, а просто обращаю внимание ваше на некоторое несоответствие между практикой и уставными предписаниями. Сам напев Пасхального канона, московский напев, имеет достаточно спорное происхождение, которое мы сейчас не будем обсуждать. Когда приезжают люди из других епархий и слышат этот напев, им смешно становится, - уж совсем он краткий. Еще короче только на одной ноте все спеть. Вот как-то так повелось, что Пасхальная служба совершается максимально кратко. Нужно отметить, что греки здесь тоже не преуспели, они хотя канон поют подольше и на более сложную музыку и повторяют тропари, у них Пасхальный Крестный ход еще до начала службы заканчивается чтением воскресного Евангелия (у нас этого нет), после чего большая часть мирян идет спокойно разговляться. У них здесь на выбор – если хочешь, можешь остаться послушать Утреню. А хочешь – можешь сразу с чистой совестью идти разговляться. Читается Евангелие, сразу настоятель говорит «Христос воскресе!», все отвечают «Воистину воскресе!» и уходят на трапезу. Всю ночь танцы… То же самое у нас до революции было, - почитайте классику, Чехова… Пасхальная ночь – пушки палят, танцы, гулянки…

По Уставу каждую из песней канона начинает петь сам настоятель или духовенство в Алтаре. После каждой песни канона бывает Малая ектенья (всего 8). Во время пения каждой песни канона по Уставу совершается полное каждение всего храма, что вполне легко можно было бы осуществить, если бы канон пелся бы с повторениями. Но совершенно невозможно осуществить, когда канон поется на эту быструю музыку и без повторения, т.е. ирмос, 2 тропаря и катавасия сразу. За это время не только храм, даже алтарь невозможно как следует покадить, поэтому духовенство обычно очень быстро перемещается по алтарю и при этом ссылается на строку из канона «веселыми ногами» и еще переоблачается на каждой песни канона (этого в Уставе нет, это русская традиция), чем указывает на то, что Пасха – праздников праздник. Поскольку Пасха не является Двунадесятым праздником, она выше всех других праздников, объединяет все праздники, поэтому во все цвета праздничные священник переоблачается во время канона. На Афоне, где канон поется с повторениями, на длинную музыку, совершается полное каждение храма на каждой из песен, а во время пения одной из песен пасхальное каждение заменяется таким своеобразным обрядом – ходит священник или монах с сосудом, называемым миродохион (мирохранительница). Туда, правда, налито не миро, а что-то вроде одеколона, густая маслянистая жидкость, очень сильно благоухающая. Поливают всем на руки, и им протирают лицо. Это неотъемлемый элемент Пасхальной службы на Афоне.

По третьей песни канона после Малой ектеньи поется ипакои. Ипакои во всех книгах обозначен как «ипакои, глас 4-й». Совершенно непонятно почему в Москве все его поют на 8-ой глас. Читается чтение святителя Григория Богослова «Слово на Святую Пасху», где, в частности, содержатся слова «Воскресения день и просветимся людие…» и т.д., т.е. большинство выражений Пасхального канона заимствовано преподобный Иоанном Дамаскиным из «Слова Григория Богослова на Святую Пасху». Это Слово было источником для Иоанна Дамаскина, когда он писал свой канон. Жалко, что это Слово обычно не читается. Оно очень длинное, его читать невозможно, но можно как-то сократить может быть и все-таки прочитать. Замечательное Слово по своей глубине, но почему-то его совсем игнорируют. Так же, как на Рождество Христово - тоже должно читаться Слово Григория Богослова после 3-ей песни канона, начинающееся словами «Христос рождается, славите…». По 6-ой песни канона и Малой ектеньи поется кондак и икос и читается по Уставу Синаксарь (обычно тоже опускается). После Синаксаря или сразу после икоса читается трижды «Воскресение Христово видевше…». Этот текст и на воскресных Всенощных по Уставу тоже читается, примерно как «Верую» перед Литургией – все молящиеся едиными устами его возглашают. Обычно он поется трижды. И затем 3 раза стихира «Воскрес Иисус от гроба». Продолжаются 7-я и 8-я песнь.

9-я песнь Пасхального канона поется не с припевом «Христос воскресе из мертвых», а со специальными припевами. С этими припевами бывает обычно путаница. Как исполняется канон по Уставу: ирмос 4 раза, тропари на 12, ирмос 2 раза и катавасия. Еще одна особенность Пасхального канона – после катавасии еще 3 раза поется тропарь «Христос воскресе из мертвых». Из его особенностей отметим еще раз: исключительную длину, то, что он поется без Библейских стихов (как, впрочем, все другие каноны на Страстной и Светлой седмицах), каждую песнь начинает настоятель, после каждой песни Малая ектенья, прибавляется катавасия и 3 раза тропарь. Соответственно этому числу повторений в Цветной Триоди содержится 12 припевов: 2 припева к ирмосам и 10 припевов к тропарям, т.е как по идее все должно происходить. Первый припев ирмосной: «Величит душа моя воскресшаго три дня от гроба Христа Жизнодавца» и ирмос, затем снова тот же припев и ирмос еще раз. Затем второй припев: «Величит душа моя вольно страдавшего…» и опять ирмос, затем снова тот же припев и ирмос. Затем 10 припевов к 12 тропарям (первые два – по 2 раза). Посмотрим, что произойдет на практике. Если мы споем все как положено с повторами, то выйдет нелогично. Получится, что мы на 9-ю песнь поем с кучей повторов, а чем другие песни тогда хуже, первая, например, чем хуже? Тогда будем петь без повторов. И у нас получится, что тропарей здесь будет не 12, а 2, ирмос будет один. (рисунок на доске). Выйдет, что у нас на ирмос 2 припева и на 2 тропаря еще 10 припевов. Как тут быть? Можно спеть 2 припева, ирмос, затем по 5 припевов и на тропарь опять припев. А можно тропари повторить по дважды (сделать не на 2, а на 4), тогда сделать так: 3 припева, один тропарь, 3 припева, тропарь, еще 2 припева, еще тропарь, еще 2 припева и другой тропарь. Получится более-менее одинаковое число припевов: 2 припева, ирмос, 3 припева, тропарь, 3 припева, тропарь, еще 2 припева, второй тропарь, еще 2 припева, опять второй припев, затем катавасия и 3 раза тропарь. Так будет логично. Не всегда регенты справляются с несложными арифметическими задачами. Поют за раз все припевы, затем все тропари без припевов или еще как-то. В некоторых популярных изданиях, как, скажем, Кустовского, он как бы облегчил жизнь регента и выписал все по порядку как должно быть, т.е. припев, тропарь, припев…со всеми повторами, что делать никто не будет. Люди смотрят в эту книгу и начинают совсем голову терять – надо как-то сократить, а как? Надо просто грамотно разобраться, отделить сначала 12 припевов от тропарей сначала, затем правильно их расставить между собой: несколько припевов берем, поем тропарь, затем опять несколько припевов, поем тропарь: так по очереди все исполним.

Затем Малая ектенья и эксапостиларий Пасхи. Эксапостиларий «Плотию уснув яко мертв…». Обычно первый раз поет духовенство, затем по разу правый и левый клирос. Затем «Всякое дыхание» и Хвалитные псалмы, стихиры на Хвалитех 1-го гласа воскресные. После этого по идее должно было бы быть славословие (по Студийскому уставу весь год пелось будничное славословие, кроме Великой субботы), и после него - Стиховные стихиры. Иерусалимский устав, на который наша Церковь перешла на рубеже XIV – XV веков, будничное славословие оставил только для будней, почему оно стало называться будничным. По Студийскому уставу это было единственное славословие весь год, кроме Великой субботы (пелось в той редакции, которая сейчас называется будничной). А для праздничных дней иерусалимский устав назначает Великое славословие - кафедральное и выкидывает Стиховные стихиры. Но на Пасху выкинуть Стиховные стихиры оказалось невозможно - они слишком уж нужны для службы (это стихиры «Пасха священная нам днесь показался…» и т.д.). Это - с одной стороны, т.е. заменить будничное славословие Великим оказалось невозможным из-за Стиховных стихир. С другой стороны, с точки зрения Иерусалимского устава это тоже нелепо – петь в такой праздник как Пасха будничное славословие. Поэтому славословие выкинули вовсе. Поэтому на Пасхальной Утрени после Хвалитных стихир сразу идут Стиховные без славословия. Парадокс, но это так. В Студийском уставе славословие на Пасхальной Утрени присутствует естественно, как неотъемлемый элемент Утрени, как Свете тихий на Вечерне присутствует и никуда не девается, так и славословие на утрене не должно никак меняться - это важный элемент. Но вот с XV века оно из состава Утрени исключено к сожалению. Так что вслед за Хвалитными стихирами сразу поются Стиховные стихиры. Славник этих стихир звучит так: «Воскресения день…и друг друга обымем…Христос воскресе…», а вслед за этим поется трижды тропарь, который звучит так же. Получается 4 раза повторяется «Христос воскресе…». Некоторым бывает неясно: почему 4 раза? На самом деле он входит сначала 1 раз в состав стихиры и затем уже 3 раза - в качестве тропаря. У старообрядцев такой путаницы не происходит, потому что у них текст тропаря несколько отличается от нашего: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным жизнь дарова». Или в книгах Иосифовского издания «… и гробным живот дарова». А в составе стихиры они поют как у нас. Поэтому путаницы не возникает.

После этого бывает Чин христосования, лобызают друг друга и говорят Пасхальное приветствие. Поскольку Устав написан для монастырей, подразумевается, что все присутствующие - мужчины монахи. При этом Устав подробно описывает Чин христосования. Получается, что все присутствующие на службе должны каждый друг с другом похристосоваться. Этот чин подобен Чину прощения в Прощенное воскресение. Выстраивается настоятель, духовенство, в руках держат иконы, кресты и все по очереди подходят, христосываются, затем друг с другом. Все это происходит очень небыстро, если совершать правильно. У нас в силу общей тенденции совершать службу как можно более скоро, христосывается обычно духовенство между собой на солее и все, хотя здесь должен совершаться чин христосования всех со всеми. Даже работницы монастырские встают в один ряд со священниками.

Затем читается Слово Огласительное Иоанна Златоустого «Аще кто благочестив» и тропарь Иоанну Златоустом. Затем возглашаются две ектеньи в праздничном порядке, сначала сугубая, затем Просительная.

Все большие службы, все те, которые начинаются с начального пасхального антифона (Вечерня, Утреня, Литургия, молебен, отпевание), заканчиваются Пасхальным отпустом. Пасхальный отпуст произносится с Крестом и Трехсвешником в руках. При этом вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», которым отпуст открывается, этот отпуст начинается с того, что священник поет тропарь «Христос воскресе из мертвых» до половины, затем хор допевает этот тропарь и священник говорит полный отпуст «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ» и т.д. И далее возвышает Крест и говорит «Христос воскресе» трижды. Народ отвечает на эти слова и хор прибавляет трижды тропарь Пасхи и стих «И нам дарова живот вечный…».И затем многолетие.

Затем читаются (а у нас в Москве поются) Часы Пасхи. Порядок часов вы можете сами посмотреть в любом молитвослове. Это совсем небольшой набор текстов, которые заменяют собой все часы (1-й, 3-й, 6-ой, 9-ый), заменяют также Повечерие и Полунощницу, вследствие этого на Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв читаются эти Часы. Поскольку вы знаете, что уставные молитвы на сон грядущим это на самом деле Повечерие. И поскольку Повечерие заменяется Часами Пасхи, постольку и молитвы на сон грядущим заменяются на Светлой седмице Часами Пасхи (так же и утренние молитвы). Но не вместо Изобразительных. Если на Светлой седмице есть возможность каждый день совершать Литургию, то совершается Литургия, и Изобразительных нет. Но если, вдруг нет священника, например, в первый день Пасхи вы вдруг оказались на Чукотке и вам нужно как-то помолиться. Тогда совершается Чин Изобразительных Пасхи (он указан в Типиконе специально под рубрикой «Аще великия ради нужды несть Литургии», т.е. возникла серьезная проблема, а не просто не захотел служить). Тогда совершается Пасхальный чин Изобразительных с чтением пасхального Евангелия и всего остального.

Литургия на Пасху начинается с Пасхального начала, как и Утреня, затем Мирная ектенья, затем обычный порядок Литургии. Отметим особенности:

1. Праздничные антифоны вместо Изобразительных антифонов, при этом поется специальный Водный стих.

2. Литургия совершается при открытых Царских вратах, как и все службы Светлой седмицы.

3. Вместо «Достойно» поется Задостойник. Это припев «Ангел вопияше» и ирмос 9-ой песни «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» (Новый Иерусалим – Церковь).

4. В Первый день Пасхи Евангелие читается на разных языках. Это древняя традиция. В Типиконе Великой Церкви IX века отмечается, что Евангелие читают два дьякона, один – по гречески, другой по латыни. Наш Типикон про разные языки ничего не говорит. Там говорится, что Евангелие читается в разных местах храма. Настоятель читает Евангелие на Престоле в Алтаре, затем дьяконы, сколько их есть, читают в разных местах храма: один – на солее, один – где-нибудь на середине храма, другой – сбоку, наконец, самый последний дьякон – на паперти. Этим изображается проповедь Евангелия по все Вселенной. Одно и то же чтение повторяется многократно дьяконами, стоящими в разных местах храма. У нас вместо этого читается на разных языках (поочередно, по частям), что, как я отметил, является древней традицией (более 1000 лет). При этом во время чтения Евангелия бывает специальный перезвон в колокола. А в конце чтения Евангелия – краткий трезвон. Во время чтения Евангелия никогда не бывает перезвона, только на Пасху. И этот перезвон тоже изображает собой проповедь по всему миру. Колокола разнообразные тоже на всю округу разносят эту радостную весть.

5. С этого дня начинается чтение Деяний и Евангелия от Иоанна, поэтому на Пасху читается Первое зачало от Иоанна. Отчасти тоже ради новокрещеных. Пока они не приняли Крещения, они не могут понять самого духовного из Евангелий. Теперь люди приняли крещение и начинают слушать Евангелие от Иоанна, как наиболее таинственное из четырех. И в Пасху читается о предвечном рождении Сына Божия. Удивительна эта разносторонность, с одной стороны, и спокойствие церковного устава, с другой стороны. Вместо того, чтобы читать воскресное Евангелие Устав указывает читать здесь Евангелие, которое совсем о другом говорит, о предвечном бытии Слова Божия, а вовсе не о Воскресении Христовом. Тоже указывает на то, что в Пасхе соединены все праздники.

6. На всей Светлой седмице на Литургиях поется «Елицы во Христа крестистеся…», тоже ради крещаемых, принявших крещение в Великую субботу. Кстати, в этом Евангелии говорится и о Крещении, что тем, кто Его приняли, Христа, Он дал власть быть детьми Божиими, верующими во имя Его, которые не от крови, не от похоти плотския, не от похоти мужеския, но от Бога родились.

7. Во время причащения Устав указывает петь на Литургии первого дня Пасхи до отдания причастен «Тело Христово приимите…», тот причастен, который у нас поют весь год за Литургией, что не совсем правильно. На Литургии нужно петь причастен во время причащения, тот, который указывает Устав. Это пасхальный причастен, который должен петься на Пасху и до отдания. Греки так и делают, у них он поется только в это время года. В остальное время у них поется «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Хотя должен петься этот причастен «Тело Христово приимите…» на Пасху (поскольку это именно Пасхальный причастен, самое место его как раз и петь), из-за того, что он и так весь год поется, в некоторых храмах возникло мнение, что здесь нужно петь тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…». И в некоторых церквах в Москве поют почему-то во время причащения тропарь Пасхи. Традиция совсем недавняя, ей вряд ли более 10 лет даже. И она, во-первых, совершенно противоречит Уставу, а во-вторых, здесь есть вот какая вещь. В конце пасхальной Литургии многократно возглашается тропарь «Христос воскресе из мертвых», все обычные песнопения в конце Литургии заменены тропарем. Если во время причащения мы пели этот тропарь, а причащение продолжалось длительное время (на Пасху сейчас, слава Богу, причастников хватает), причащаются, например 40 минут и в это время поют этот тропарь, как волынку, то исполнение тропаря в конце полностью теряет свою торжественность и красоту. Т. е. этот тропарь, наоборот, начинает даже приедаться… Поэтому следует, конечно, строго придерживаться указаний Типикона, и ни в коем случае на Пасху не петь тропарь во время причащения, а петь указанный по Уставу причастен «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите». Это важно.

Какие же песнопения заменены тропарем? Собственно все те песнопения, которые хор поет в конце Литургии. Когда говорится: «со страхом Божиим…», то вместо «благословен Грядый…» поется тропарь. Затем на «Спаси, Боже…» опять тропарь, на возглас «Всегда ныне и присно…» снова тропарь, вместо «Буди Имя Господне…» и 33 псалма тропарь многократно поется. Наконец, тропарь мы будем петь вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» как мы уже видели (пасхальный отпуст) и после отпуста три раза еще, т.е. тропарь звучит очень много раз во время Литургии и совершенно не нужно его достоинство принижать пением его многократно в течение еще 40 минут.

На Литургии первого дня Пасхи благословляется Артос. Зачем нужен Артос? По Уставу в праздничные дни в монастырях должен совершаться Чин о Панагии. В конце Литургии братия входит в трапезную, неся перед собой Богородичную просфору. Затем бывает трапеза и по окончании трапезы возвышается эта просфора и все от нее вкушают (причем частицы вкушаются после обеда, а не до). Эта просфора изображает присутствие Божией Матери за столом. На светлой седмице время особенной близости Богу. Вместо просфоры в честь Божией Матери на трапезу выносят просфору в честь Христа. Поскольку за Литургией просфора в честь Христа это ни что иное, как Святые Дары (собственно не в честь Христа, а это и есть Тело Христово Самое настоящее), их на трапезу носить совершенно невозможно. Поэтому как замена Святым Дарам освящается Артос, специальная просфора, изображающая Христа на трапезе. Отсюда это мнение, что когда очень нужно причаститься и нет возможности, нужно вкушать Артос. Действительно это мнение, хотя оно не вполне обосновано, все-таки имеет какое-то основание. Артос хотя и не освящается как Святые Тайны, не становится Телом Христовым, все же он освящается как хлеб в честь Господа. В приходских храмах его в трапезу не носят, он стоит в храме до Светлой субботы, хотя на самом деле ничто не мешает его в трапезную относить. Артос не вкушают, а целуют. Его вносят на трапезу, как Панагию (но Панагию вкушают, а Артос целуют). А в Светлую субботу его раздробляют с молитвой и вкушают, но не после, а до трапезы (в отличие от Богородичной просфоры вкушают натощак). Антидор и Артос Устав предписывает вкушать натощак, а про другие просфоры Устав говорит ровно противоположное – они вкушаются после обеда (так Богородичная просфора вкушается после обеда). О хранении Артоса Устав ничего не говорит. У нас Артос – такой большой круглый хлеб, а вообще-то по Уставу Артос – это хлеб, размером с обычную просфору. У нас он большой, чтобы хватило всем.

Вечерня вечером в Пасху совершается во всех священнических облачениях. Начинается с пасхального антифона, как мы уже видели, «Миром Господу помолимся» следует и «Господи воззвах». Стихиры на «Господи воззвах» уже второго гласа. На Светлой седмице каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. В первый день Пасхи – первого, в понедельник – второго и т.д. до субботы. В субботу – восьмого гласа (один глас, седьмой, пропущен). Бывает вход. На Светлой седмице – с кадилом, в первый день Пасхи – с Евангелием, потому что в первый день Пасхи читается Евангелие. «Свете тихий» и Великий прокимен. На Светлой седмице Вечерня с Великим прокимном (каждый день разные Великие прокимны). Затем в первый день Пасхи читается Евангелие от Иоанна о явлении Господа ученикам вечером по Воскресении из мертвых. Затем ектенья «Рцем вси…», «Сподоби, Господи», Просительная ектенья, затем Стиховные стихиры, сначала Воскресные 2-го гласа, затем Пасхальные стихиры «Пасха священная нам днесь показася..». Далее тропарь трижды «Христос воскресе…» и отпуст. Вот, собственно, и все. Это Пасхальная Вечерня.

В этом году на Светлый понедельник попала память Георгия Победоносца, поэтому, видимо будет совершаться не просто Пасхальная Вечерня во всех храмах, а Всенощное под Георгия. Там уже будут какие-то отличия, будет соединяться служба Пасхи со службой великомученика Георгия. Именно в этом году будет немного не характерная служба.

Отличие служб Светлой седмицы от службы Первого дня Пасхи.

1. Утреня:

а) на Светлой седмице Утреня совершается уже не в полном облачении по Уставу, а только в обычной епитрахили и фелони;

б) канон поется уже попроще (не на 18, а на 14 – ирмос 2 раза, тропари на 10 (с повторениями)и 2 Богородичны); канон написан Иоанном Дамаскиным, а Богородичны – авторами IX века Иосифом и Феофаном ( в Первый день Пасхи они не прибавляются к канону, потому что Первый день всецело посвящен Христу, со второго дня появляется прославление Божией Матери); в конце – катавасия и 3 раза тропарь. Т.е. канон поется в меньшем объеме с Богородичными, затем не бывает каждения на каждой песни канона (каждение только на Первой песни канона, обычно еще на 4-ой и на 9-ой);

в) Малые ектеньи произнося как обычно - уже не после каждой песни канона, а только после 3-ей, 6-ой и 9-ой песни;

г) стихиры на Хвалитех поются уже не Первого, а соответствующего гласа (понедельник – 2-го, среду – 3-го и т.д.);

д) не бывает Чина христосования и Огласительного слова Иоанна Златоустого.

2. Литургия:

а) служится совершенно по тому же чину, что и в Первый день Пасхи, естественно, читаются другие Апостол и Евангелие (уже не на разных языках, а на одном языке);

б) Артос уже не освящается, т.к. освящен в первый день Пасхи;

в) после Литургии на Светлой седмице бывают Крестные ходы, по Уставу указал один Крестный ход на Светлой седмице (это связано с афонским обычаем обходить на Светлой седмице все монастырские владения – виноградники, сады, поля, леса, конюшни и т.д.). Такие Крестные ходы (это не преувеличение – я это своими глазами видел) продолжаются по 3-4 часа, бывают после Утрени и перед Литургией. Каждый монастырь на Афоне имеет свой день. При этом на этот Крестный ход выносятся чудотворные иконы Божией Матери, которые хранятся в монастыре. Самой главной иконой на Афоне считается «Достойно есть» (висит в храме монастыря Протата в Кариес – как бы административный центр Афона). Крестный ход с этой иконой бывает в понедельник и совершается по всем владениям вокруг этого города Кариес и по всем владениям Протата. С Иверской иконой, например, бывает во вторник Светлой седмицы (почему и память Иверской иконы установлен во вторник Светлой седмицы). В этот день бывает Крестный ход с этой иконой по всем владениям Иверского монастыря и т.д. В каждый день Светлой седмицы какой-то монастырь имеет Крестный ход. Монастырей 20, поэтому каждый день Крестный ход бывает в нескольких монастырях. У всех по-разному. У нас Крестный ход продолжается всего несколько минут, обычно просто обходят вокруг храма. поэтому его делают каждый день. Считается, что Крестный ход после Литургии – неотъемлемая часть службы. Во время Крестного хода поется молебен, который включает в себя Пасхальное начало, затем полный Пасхальный канон. Поскольку за время обхождения вокруг храма невозможно полностью спеть канон, то обычно поют одни ирмосы. И во время Крестного хода делают остановки и читают Евангелие о Воскресении Христовом. На этот Крестный ход в (отличие от Крестного хода в начале Пасхи) выносят всякие иконы в максимальном количестве, Артос тоже носят, кропят всех Святой водой и предаются всяческой пасхальной радости.

3. Вечерня;

а) совершается не в полных облачениях, а в фелони и епитрахили по Уставу (хотя многие служат в полных облачениях);

б) стихиры поются другого гласа;

"Лекция 8" - тут тоже много полезного для Вас.

в) не читается Евангелие;

г) каждый день свой Великий прокимен.

Еще раз хочу отметить про Пасхальный отпуст с крестом, который имеют только большие службы: Вечерня, Утреня, молебен, отпевание, а Часы Пасхи, например, уже имеют отпуст малый – священник произносит отпуст без креста в руках и говорит не «Христос воскресе из мертвых…», а «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…».

Все большие службы совершаются священником с Трехсвешником, в отличие от малых служб. В определенный момент службы священник держит в руках три зажженные свечи. Они символизируют три ипостаси Божества и этот обычай иметь зажженный Трехсвешник у священников связан с практикой кафедрального храма Святой Софии в Константинополе. Это был главный храм империи и там службы совершались ради торжественности с Трехсвешником. Наш Устав – монастырского происхождения, поэтому Трехсвешник в наш Устав не вошел, но остался как атрибут пасхальной или архиерейской службы. Хотя в современной практике пасхальный и архиерейские Трехсвешники совершенно разные по форме, но восходят к одному – кафедральному Трехсвешнику Св. Софии. Кстати, на Преждеосвященной Литургии, когда священник говорит «Свет Христов просвещает всех», по старому Уставу он тоже должен иметь в руках Трехсвешник. Сейчас – просто свеча, а в Старообрядческом уставе говорится, что нужно иметь в руках на Преждеосвященной Литургии три плетеные свечи, т.е. свечу, сплетенную из трех (тоже происходит из этой практики).

На Пасхальной службе последования Минеи отменяются на Пасхальной седмице, если только не случится Благовещение, престольный праздник или полиелейный святой. В этом случае служба совершается по специальным Марковым главам Типикона соответствующим, где указано как соединить пасхальное последование со службой святому или праздником Благовещения. При этом если святой или почитаемая икона Божией Матери, то совершается полиелейная служба (Вечерня отдельно от Утрени и на утрене поется Полиелей). Если же это праздник Благовещения или престольный праздник, то совершается Всенощная.

66 правило V-VI Вселенского собора (Трулльского собора) предписывает всем верным во время Светлой седмицы каждый день ходить в храм и причащаться каждый день. И поскольку пост на Светлой седмице запрещен, то причащаются без поста, что уже много лет благословляет отец Георгий Бриев, официальный духовник московского духовенства. В старину и лет еще 20 назад, на Пасху, тем более на Светлой седмице никто не причащал, считалось, что причащение –это что-то такое грустное, покаянное, связанное с исповедью, а на Пасху надо радоваться – праздник незачем портить. Теперь, слава Богу, отношение к Таинству Евхаристии изменилось в массовом сознании, в большинстве храмов никаких вопросов, связанных с причастием на Светлой седмице, не возникает. Хотя во многих храмах священники смотрят косо на это.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее