Учение древних отцов и учителей церкви о сотворении мира во времени
Учение Древних Отцов и учителей Церкви о сотворении мира во времени.
Все сотворенное, уже по тому самому, что сотворено из ничего, произошло во времени, поэтому время чуждо одного только Творца, а всему тварному оно принадлежит существенно и необходимо. По св. Василию Великому, св. Бытописатель потому самому и выразился о твари: «В начале сотвори Бог», что начало естественным образом предшествовало тому, что - от начала. По св. Кириллу Александрийскому, все, что приведено к бытию из небытия, необходимо подлежит изменениям, а потому имеет начало и устремляется к концу.
Сущность сказанного вкратце можно представить так: вечность и время так относится одно к другому, как бытие не созданное к бытию созданному, или точнее сказать, они с тем и другим составляют одно и то же. Таким образом за созданным миром необходимо признать начальность и временность. Тем необходимо это следует признать, что время составляет необходимую принадлежность или самую природу созданного мира. Ибо, что такое время, как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир.
Не будь этих перемен или тварей, в которых они происходят, не было бы и самого времени. Времени поэтому до происхождения тварей вовсе не было, явилось же оно только с тварями. Поэтому вернее будет, если о временном происхождении мира будем выражаться так, что Бог сотворил его не во времени, а вместе со временем.
Св.Иоанн Дамаскин, вкратце передавая древнее церковное верование относительно происхождения мира прямо и решительно учит, что все сотворенное, по тому самому уже что сотворено, - изменчиво и начально, и что один только Бог по Естеству безначален, будучи Творцом всего, - как веков, так и всех существ, и потому стоит выше времени.