Введение
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ.. 2
Задача гомилетики. Метод. 4
Источники. Краткая история гомилетики. 5
II. ПАСТЫРСТВО И ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО. 7
Значение проповедничества для самого проповедника. 10
Личные качества пастыря-проповедника. 10
III. НЕОБХОДИМЫЕ ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ (СРЕДСТВА) В ПОДГОТОВКЕ К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ. 12
IV. ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ. 14
Рекомендуемые материалы
Составление плана простейшей проповеди. 18
V. О ВИДАХ И ФОРМАХ ПРОПОВЕДИ. 20
Беседа. 22
Составные части беседы. 23
Катехизическая беседа и ее особенности. 25
Поучение. 25
Слово. 28
Значение и выбор начального текста в слове. 28
VI. ВНЕШНЯЯ СТОРОНА (ИЗЛОЖЕНИЕ) ПРОПОВЕДИ. 29
Стиль церковной проповеди. 32
VII. ВИДЫ ПРОПОВЕДИ.. 32
По направлению и цели. 32
По способу составления и изложения. 33
VIII. ПРЕДМЕТ ПРОПОВЕДИ И ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ЭТОГО ПРЕДМЕТА. 34
Истины догматические как предмет проповеди. 35
Нравственные истины, как предмет проповеди. 37
Богослужение, таинства и обряды как предмет проповеди. 40
IX. ПРЕДМЕТЫ ПОУЧЕНИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВРЕМЕНАМ ЦЕРКОВНЫМ. 43
X. ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕМ ХАРАКТЕРЕ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ. 44
XI. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ПРОПОВЕДИ И ВОЗДЕЙСТВИЕ ЕЕ НА СЛУШАТЕЛЯ. 47
Как произносить проповедь?. 48
Первый этап. 48
Второй этап. 49
Третий этап (импровизация). 50
Экспромт. 51
С каким настроением выходит на кафедру проповедник?. 51
Как приступить к произнесению проповеди и какими силами голоса ее проводить?. 53
Как проповедь воздействует на слушателя. 54
Результат воздействия произведи на верующих. 57
Приложение. 59
1. Мнение Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ по вопросам современного проповедничества. 59
2. Порядок самостоятельного чтения духовной литературы. 62
3. Библиотека проповедника. 63
I. Введение
Проповедь - проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение.
Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя «научить все народи», «проповедовать Евангелие всей твари» (Мф. 28:19; Мк. 16:15).
Путём проповеди истина о спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову святого апостола Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (Рим. 10:14).
Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам - пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря.
Поэтому, каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем сказал Святитель Димитрий Ростовский: "Господь не книжных собра, но книжных посла". Он Сам отверз им ум разуметь Писание.
А мы для того, чтобы уразуметь писание и удостоиться благодатной помощи Божией должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного пастырском служении.
Гомилетика (от греческого ojmilevo - беседовать, общаться) наука о проповеди[1] или о проповедничестве.
Но что такое сама проповедь? - Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв ко спасению через слово.
В этом определении, выражено самое важное и главное в проповеди - её содержание, - призыв к спасению через Слово. И форма этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви. В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Так мы обычно и называем проповедь – проповедь это речь к народу, произносимая проповедником в храме.
В этой форме – речи к народу – ораторской речи, и изучается проповедь в Гомилетике.
Поэтому необходимо очень кратко определить, что же такое ораторская речь, каковы её отличия от речи обыкновенной?
Если мы ее определим, как речь перед многими, то это будет неточно, так как «перед многими» читается, например лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак - ораторская речь не только имеет целью сообщить сведения, но еще убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие - реакцию.
Это можно видеть и на видах светской ораторской речи:
Политической (в парламенте и на митингах) - оратор убеждает слушателей принять определенное решение, склоняет их «на свою сторону».
Судебной - два оратора (стороны в процессе) убеждают судей (присяжных заседателей) обвинить или оправдать подсудимого.
Военной - командир говорит солдатам «несколько слов» пред боем, чтобы поднять их дух и т.д.
Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди – проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (например: покаяться, оставить грех), вызвать в них определенное настроение (благоговения, внимания и др.).
Но сходство ораторской речи с проповедью касается только формы[2], по содержанию же они вполне различны.
О чем бы ни говорил проповедник, его слова всегда в конечном итоге касаются нашего спасения.
Ещё посмотрите лекцию "39 Заболевания мочевыводящей системы" по этой теме.
«Проповедь, - говорит известный русский гомилет проф. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет, или должна иметь, непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианскою»[3]. Проповедь есть возвещение Евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом[4].
Гомилетика, как наука, имеющая своим предметом проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.
[1] Русское – славянское слово «проповедь» происходит от славянского слова «ведение», обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня «вед» от этого же корня происходят слова: «заповедь», «совесть», имеющие отношение к внутренней жизни человека. В словаре Владимира Даля: «Проповедь – поучение, речь, духовное слово, наставление священника пастве в церкви, либо народно, в другом месте». «Проповедь – христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за Литургией с целью поведать и разъяснить слушателям учение Иисуса Христа» (Полный православный богословский энциклопедический словарь, с. 1919).
[2] Об особенностях формы ораторской речи будет сказано ниже.
[3] См. в книге «Церковное красноречие».
[4] См. с.11 конспекта.