Этническая карта России
ЛЕКЦИЯ. Этническая карта России.
Русские или великороссы являются самым многочисленным народом РФ. В 2002 г. – 115 млн человек, более 80% населения. Всего в мире насчитывается 146 млн русских. Компактно русские проживают в пределах Восточной Европы, но расселены и в других областях, в ближнем и дальнем зарубежье.
В 19 веке из России выехало 3,5 млн, после 1917 года – около 2 млн человек. Наиболее крупные группы русских проживают в США (1 млн), Канаде (80 тысяч), Франции (40-50 тысяч). Русская диаспора за рубежом существует с давних времен. В эмиграции принимали участие представители разных социальных и сословных групп (дворяне, духовенство, мещане, разночинцы, интеллигенция, крестьяне)
В настоящее время тенденция к росту эмиграции сохраняется.
Язык русских принадлежит к индоевропейской семье, славянской ветви, восточнославянская подгруппа.
Известны два наречия (говора) в русском языке – северорусский и южнорусский.
По антропологической характеристике – русские принадлежат к европеоидной расе.
На севере – атланто-балтийская малая раса , здесь русские высокие, светловолосые.
В центральном районе – восточно-европейский тип, с большей пигментацией кожи.
Рекомендуемые материалы
Южные русские – есть примесь монголоидных элементов и средиземноморских народов. У русских в Поволжье, Сибири, на Урале монголоидные черты выражены сильнее.
Религия русских – православие с 10 века, но есть и дохристианские верования.
Старообрядчество ( с момента раскола) – с 17 века, оно отличается наибольшей консервативностью в отправлении религиозных культов и в быту. Запреты на бритье бороды, курение, общение с православными.
Сектанты – это духоборы, молокане, хлысты.
Этногенез. Славяне выделяются в 6-7 веках , их называли анты, венеды. Прародина славян – земли между Эльбой и Днепром.
Государство создается в 8-9 веке, Киевская Русь. В ее рамках восточные славяне консолидировались в древнерусскую народность.
Древнерусская народность позднее разделилась на русских, украинцев, белорусов.
В развитии объединительных тенденций на Руси большую роль играло государство. Превращение русской народности в нацию происходит в 17 – 19 веках.
Российская империя стала домом для многих народов. В решении вопросов административно-территориального деления империи правительство не руководствовалось национальным принципом. И петровские провинции, и екатерининские губернии создавались без учета этнических границ, исходя из численности.
В России существовала практика включения в состав правящего класса верхов нерусских этносов. Так, немцы и варяги уживались со славянами.
Крестьяне составляли большинство населения в 19 веке, в 20 веке наблюдается рост городского населения. Города были и русскими по этническому составу, и появлялись другие этносы, особенно в 20 веке.
В конце 20 века в связи с осложнением социально-экономической ситуации выросла подвижность населения, начался отток русских из прежних «национальных окраин». Численность русского населения в регионах сократилась. Миграции из бывших советских республик привели к этнической неоднородности населения. Сложность и противоречивость местной этнокультурной среды проявилась в осложнении межнациональных отношений.
Урало-Поволжье.
На этой территории проживали финно-угорские племена, на основе которых сформировались марийский, мордовский, удмуртский народы.
Появление тюркоязычных народов было связано с Волжской Булгарией.
Булгары – предки чувашей, башкир, татар. Эти народы приняли участие в формировании современных урало-поволжских народов.
Урало-Поволжье – место смешения различных расовых типов – монголоидов и европеоидов, метисации расовых компонентов.
Удмурты и бесермяне – проживают на севере (река Кама)
Марийцы, мордва, чуваши , башкиры проживают в среднем течении р.Волга, на правом берегу. Мордва – собирательное название, среди них выделяются подгруппы.
Поволжские татары назывались в 19 веке булгарами.
Численность этих народов от 0,5 до 3 млн человек. Они имеют свои национально-государственные образования – 6 республик, субъектов РФ. Эти республики многонациональны. Русские составляют в них самую многочисленную группу. Сами представители этих этносов проживают и в других областях.
Их присоединение к России не всегда носило добровольный характер. Принудительная христианизация шла в течение 16-19 вв, наталкиваясь на скрытое сопротивление. (Например, в наши дни день взятия Казани 13 октября 1552 года считается Днем памяти погибших).
У этих народов сохранились языческие верования. Города на этих землях формировались как крепости-форпосты русского государства. Языки этих народов принадлежат к уральской и алтайской группам. Татары и башкиры – алтайская группа, тюркская ветвь.
До 19 века языки были бесписьменными. Татарская письменность основывалась вначале на арабской графике, а потом на кириллице. Башкирский алфавит был создан на основе русской графики в начале 20 века.
Калмыки – проживают в низовьях Волги. Это единственный монголоязычный народ в Европе. У границ России они появились в 17 веке из района Прибайкалья. Основа хозяйственной деятельности – животноводство, овцеводство. Они близки к монголам и бурятам.
А севере проживают карелы, саамы, ненцы. Они занимаются оленеводством.
Северный Кавказ.
Это относительно небольшой по площади регион, однако он представляет пример многообразия народов, языков, культур. Арабские средневековые географы называли Кавказ «Горой языков». Сложные исторические процессы формирования этносов и культур нашли отражение в многочисленных сказках народов. В результате этих процессов на Кавказе:
- осетины – ираноязычный народ,
-карачаевцы, балкарцы, кумыки – тюркоязычные. Антропологические данные и культуры свидетельствуют о родстве их с теми горцами, что говорят собственно на кавказских языках. Для кавказского языка характерна дробность и многообразие.
Так, в Дагестане даже язык одного аула отличается от других (например, Кубачи).
Есть и крупные языковые общности – аварцы, лезгины, осетины. Одно из возможных объяснений этого факта – географическая изолированность.
На Северном Кавказе представлены различные этнические названия. Есть имена, присвоенные народу другими (экзоэтнонимы), и самоназвания (эндоэтнонимы). Так, чеченцы – нахчо, ингуши – голгаи называют себя. Есть и общее название – вайнахи.
На Кавказе прошло значительное количество миграционных волн (гунны, сарматы), шли переселенцы из Малой Азии, Западной Азии, степняки из Приэльбрусья. Имела место тюркизация Центрального Кавказа булгарами. Позднее появляются кыпчаки. Среди коренных этносов Северного Кавказа есть народ, происхождение которого не связано с Кавказом. Это ногайцы, потомки Золотой Орды, выделившееся из Орды племя.
На протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили значительные изменения, менялись границы расселения отдельных народов, шли процессы ассимиляции или консолидации. На сложные внутренние этнические процессы оказывала воздействие внешнеполитическая борьба, внешняя экспансия, столкновение на Кавказе интересов Турции, Ирана, России.
Кавказская война (1817-1864) стала столкновением политических интересов России и Турции. Наиболее упорным было сопротивление, когда движение возглавил Шамиль, светский и духовный глава Дагестана и Чечни. Ему удалось создать теократическое государство (имамат), где законодательной основой стало мусульманское право – шариат. Война принесла многочисленные жертвы и кавказским народам, и России. Но были открыты пути для культурного обмена, сближения с русской культурой, включение их в экономическую жизнь империи. На исходе Кавказской войны многие народы Кавказа были вовлечены в мухаджирское движение за переселение в Турцию. До этого эмиграция в Турцию носила экономический характер, с торговыми целями, для духовного совершенствования. В послевоенный период переселение стало массовым. В результате Северный Кавказ лишился значительной части населения. Убыхи – целиком переселились в Турцию. Адыги, абазины, абхазцы, чеченцы, в меньшей степени – дагестанцы переселились в Турцию. Потомки кавказских мухаджиров в настоящее время живут в Ираке, Сирии, Йемене. Дагестанская диаспора многочисленна в Турции.
После революции там появляются автономные республики. В конце Великой отечественной войны (1944) несколько народов Северного Кавказа (балкарцы, ингуши, карачаевцы, черкесы) подверглись депортации. Они вернулись в 50-е годы.
Во второй половине 20 века имело место переселение горцев на равнину, что связано с нехваткой земли. Важно отметить, что большинство селений стало многонациональным по этническому составу. В 1990 году национальные республики Северного Кавказа приобрели статус субъектов РФ.
1994-1995 - происходит обострение отношений между центром и руководством Чечни, что позднее переросло в вооруженный конфликт. Борьба незаконных вооруженных формирований против федеральных сил осложняет межэтнические отношения на Северном Кавказе.
На Кавказе сохраняется много старинных обрядов. Так, ребенка передавали на воспитание в другую семью, чтобы расширить круг родственников. В 18-19 вв там сохранялись и черты феодального общества, и обособленные патриархальные общества. Существовало и домашнее рабство.
Народы Сибири.
Там можно выделить около 20 народов, которые в качестве основы своего существования ведут промысловое хозяйство (охота, рыболовство).
Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский, Корякский АО, Эвенкийский, Таймырский АО.
Численность этих народов невелика (от 200 до 300, всего около 180 тысяч).
Только якуты превышают это число -380 тысяч человек.
Ханты, манси, ненцы, угры – принадлежат к уральской языковой семье.
Селькупы, кеты – енисейские языки, но постепенно они смешиваются с русским и тюркскими языками и утратили свой язык. Ненцы, энцы – оленеводы, живут в стойбищах .
Эвенки, якуты – занимаются разведением крупного рогатого скота, самые северные животноводы в мире.
Якуты – тюркоязычные, как и многие народы Южной Сибири. Очень распространены смешанные браки якутов, эвенков и русских.
Долгане, юкагиры – живут на севере Якутии. Юкагиры – очень древний народ, у них палеоазиатский язык, который не входит ни в одну языковую группу.
Чукчи, коряки, ительмены – проживают на Чукотке, их язык тоже палеоазиатский.
Камчадалы – потомки ительменов и русских.
Юг Сибири.
Алтайцы, хакасы, тувинцы – алтайская языковая семья, тюркская ветвь.
буряты, шорцы- алтайская семья, монгольская группа.
Они занимаются скотоводством, оленеводством.
Из религии – распространен буддизм, ламаизм, бурханизм (смесь буддизма, христианства и местных культов).
Лекция. Национальная политика.
Важная задача многонационального государства – оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в национальной политике – отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.
Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания.
Расхождение связано с имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнической общности. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в конфликт или столкновение. В этих условиях необходима координация национальных интересов, в чем и состоит смысл национальной политики. В национальной политике следует различать:
· стратегические цели и задачи, требующие концептуального подхода и программного планирования,
· и задачи ближайшего характера, которые возникают в ходе текущих событий и регулируют межнациональные проблемы.
В многонациональной России стратегической задачей является:
· укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества,
· упрочение федеративных отношений и связей,
· формирование государственно-политической и межнациональной общности – Россияне.
Актуальные задачи национальной политики:
· урегулирование межнациональных конфликтов,
· совершенствование законодательного регулирования межнациональных отношений,
· ликвидация последствий вооруженного конфликта в ЧР,
· защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье,
· решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев.
Очаги межнациональной напряженности и конфликтов сосредоточены:
· в местах, непосредственно прилегающих к границе с государствами, где происходят гражданские и межэтнические конфликты;
· в местах сосредоточения и расселения беженцев и вынужденных переселенцев;
· в районах проживания народов, которые вследствие распада СССР оказались разделенными государственными рубежами;
· в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой, создающей угрозу разрушения среды обитания народов;
· в крупных городах со сложной криминогенной обстановкой, нередко приобретающей этническую окраску;
· в районах проживания малочисленных народов Севера.
При разработке национальной политики нужно учитывать определенные принципы:
1. Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.
2. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.
3. Научность национальной политики, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений, опора на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.
4. Дифференцированный подход в практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках. Следует учитывать:
- природно-климатические условия;
- социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности;
Люди также интересуются этой лекцией: 8.1 Анализ модели с нормированными факторами - оценка параметров модели.
- демографические и миграционные процессы;
- этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей;
- конфессиональную характеристику;
- особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д. (Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: 2001).
Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде.
Наконец, при формировании национальной политики необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем, принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.