Психопрофилактика зависимого поведения
Лекция № 8 Психопрофилактика зависимого поведения
Саногенный потенциал личности
Саногенный потенциал личности имеет много составляющих. Он выше, если личность гармонична. Гармония — не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности. Это созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внутреннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоенное личностью, тем более здоров человек.
Но жизнь это не только приобретения, но и потери. Во внешнем мире есть не только то, что помогает раскрывать способности, продвигаться в самореализации, личностном и духовном развитии, но есть и препятствия, противодействующие силы. Поэтому саногенный потенциал будет ущербным без психологической устойчивости личности, без ресурсов стойкости, уравновешенности, сопротивляемости.
Людей, которым от природы даны гармония и устойчивость, немного, поскольку должны совпасть такие факторы, как
*хорошая наследственность,
*хорошее семейное воспитание и образование,
*соответствующее социальное окружение и т. д.
Рекомендуемые материалы
Остальные же должны прикладывать определенные усилия, чтобы своими силами, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость; должны что-то делать для коррекции своего состояния, укрепления веры, сохранения душевных сил.
Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения являются личной практической психогигиеной. Все это — неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности.
Права личности
Известный психотерапевт Мануэль Смит считает, что уверенность в себе прямо связана с умением отстаивать свое мнение. Это умение помогает человеку устанавливать позитивные отношения с людьми — отношения доверия, сострадания, теплоты, близости, любви, позволяет быть независимым, настойчивым в достижении своих целей. Смит выделяет десять главных прав личности, о которых вы должны вспомнить, если чувствуете, что вами манипулируют, нарушают ваше неотъемлемое право быть самим собой.
♦ Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
♦ Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.
♦ Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).
♦ Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
♦ Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
♦ Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
♦ Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
♦ Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.
♦ Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».
♦ Вы имеете право сказать: «Мне наплевать...», «Меня не волнует...»,«Меня не интересует...»
Вы видите, что большинство наших прав пересекаются друг с другом, поскольку они всего лишь более частные проявления самого первого права: быть конечным судьей самому себе. Также много общего в приемах манипулирования — все они строятся на убеждении манипулирующего в том, что вы не судья самому себе.
ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Кто входит в дверь счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.
Паскаль
Природа зависимого поведения
Почти любое человеческое увлечение (играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями, спортом, противоположным полом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т. д.) в своих крайних формах, достигая накала страсти, может приводить к саморазрушающему поведению и угрожать здоровью. Однако не следует уравнивать перечисленные пристрастия в плане опасности для сохранения самодостаточности, автономности личности, ее психического здоровья.
► Зависимое поведение — это поведение риска, т. е. такое поведение, которое ведет или таит в себе значительную опасность привести, к разрушению личности, психическим и соматическим болезням, смерти. Практически всегда та или иная зависимость возникает в ходе определенной активности, определенного поведения, действий, акиий. Проявляется она наиболее явно также в поведении, характерном для одного из видов зависимости.
К основным видам зависимости относятся:
*химическая зависимость (алкоголизм, наркотизм, токсикомания, лекарственная зависимость, никогинизм),
*акцентуированная активность (игромания, интернет-зависимость, трудоголизм, сексомания) и культовая зависимость. Вместе с тем полный перечень зависимостей вряд ли может быть составлен: появляются новые виды зависимости, есть мало распространенные виды зависимости.
Каждая зависимость имеет свои особенности, но все они ограничивают внутреннюю свободу человека, нарушают его душевное равновесие, наносят вред здоровью, лишают спокойствия близких людей.
Частой причиной попадания в зависимость является
*эмоциональный голод. Однако эта причина не единственная.
*К возникновению зависимости может вести длительное эмоциональное напряжение, пресыщение, вызываемое необходимостью глубоко включаться во многие происходящие события.
*Врожденные и приобретенные особенности личности могут вызывать напряжение, чувство душевного дискомфорта и создавать почву для возникновении зависимости.
*К ним часто добавляются стрессоры окружающей среды: скученность, характерная для больших городов, общее ускорение ритма жизни.
*Если объем переживаний превышает индивидуальные возможности человека, то он переживает затяжной эмоциональный дискомфорт.
Зависимое поведение возникает при сниженной сопротивляемости — ограниченной способности к сохранению свободы поведения, общения, выбора образа жизни.
Основные причины культовой психологической зависимости:
♦ дисгармония (снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослаблении чувства социальной принадлежности к определенной достаточно отчетливо очерченной группе);
♦ дисадаптация (фрустрированная потребность принятия другими, авторитетности в некотором кругу, уважения и самоуважения подталкивает индивида к более глубокому погружению в интеракцию.);
♦ духовный кризис (неспособность принять истинные ценности и следовать им).
Алкогольная зависимость
Алкоголизм как болезнь
Из всех психоактивных веществ наиболее употребляемым во всем мире является алкоголь. ВОЗ определяет алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости, возникающую у лиц, постоянно принимающих алкоголь, которая характеризуется вынужденным потреблением спиртных напитков в пределах психической и физической зависимости.
Мотивы, связанные с влечением к алкоголю
Мотивационные процессы алкогольного поведения могут чаще всего оставаться неосознанными.
С этих позиций обращение к алкоголю может быть дифференцировано следующим образом.
1. Средство редукции напряжения — это наиболее элементарная и распространенная форма использования алкоголя в целях удовлетворения потребности в релаксации.
2. Средство изменения эмоционального состояния. Воздействуя на физический компонент эмоционального состояния, алкоголь на некоторое время позволяет избавиться от тревоги, депрессии, апатии и других отрицательных эмоций, добиться эйфорического, радостно-возбужденного состояния, что и становится предпосылкой для формирования влечения к алкоголю.
3. Средство получения удовольствия. Этот тип мотивации, связанный с влечением к алкоголю, также весьма распространен. Психофармакологический эффект алкоголя используется для достижения на определенное время состояния психического и физического комфорта и наслаждения, недоступных по разным причинам другими средствами.
4. Средство повышения самооценки и самоуважения, достижения самоутверждения. Стремление к высокой и устойчивой самооценке представляет собой один из ведущих мотивов поведения как в норме, так и при алкоголизме.
5. Средство компенсации. Подразумевается использование алкоголя для замещения каких-либо недостающих человеку форм или способов удовлетворения потребностей и коррекции дисгармоничной структуры характера и личности в целом.
6. Средство общения и коммуникации. В основе этого типа мотивации лежат неудовлетворенные потребности в общении, в выходе из одиночества, в любви, в доброжелательности, в откровенности и т. д., которые возникают при чрезмерной замкнутости, тревожности, не развитости коммуникативных навыков, отсутствии круга и культуры общения.
7. Результат научения или подражания, средство поддержания принятого ритуала. В этом случае основным фактором, способствующим формированию влечения к алкоголю, может быть систематическое употребление алкоголя в рамках традиций. Психологическую основу этого типа мотивации составляет экстернальная направленность личности, доминирование в мотивационной сфере конформной мотивации.
.8. Средство межличностной зашиты — манипуляции. Манипулятивное поведение является одной из характерных особенностей больных алкоголизмом в периоды ремиссии. Основным мотивом во всех вариантах такого поведения является стремление сохранить присущий больному «алкогольный» стиль поведения и добиться односторонних преимуществ в межличностных отношениях: материальных выгод, избавления от ответственности и т. д. Предметом манипуляции выступают, как правило, эмоциональные отношения к больномусо стороны окружающих, например страхи и опасения родственников, друзей или сослуживцев перед возможными последствиями пьянства больного.
Частые признаки алкогольной зависимости
Граница между безопасным употреблением алкоголя и алкогольной зависимостью стерта, поэтому непросто заметить момент, когда она перейдена. Вот признаки формирующейся алкогольной зависимости.
♦ Стремление поскорее выпить, еще до того, как сядут за стол.
♦ Незапланированные выпивки.
♦ Стремление всегда иметь запас алкоголя.
♦ Взгляд на алкоголь как на средство коррекции эмоционального состояния (для успокоения и смягчения эмоционального напряжения или повышения настроения, тонизирования) вместо егосимволического употребления и использования как компонентазастольного ритуала. Отношение к алкоголю как к лекарству широкого спектра действия.
♦ Желание сохранять как можно дольше переживания психологического и физического комфорта, расслабления, созерцательного отношения к происходящему. Ощущение, что становится легче общаться, работать, творить.
♦ Повышение дозы, приводящей к опьянению.
♦ Становится притягательной атмосфера пьющих компаний. Общение в них облегчено, что привлекает людей, имеющих затруднения в установлении контактов.
Основные стадии формирующейся алкогольной зависимости
1. Все чаще появляется желание выпить. Возникновение этого желания может быть обусловлено личностными особенностями, образом жизни, текущей жизненной ситуацией и другими факторами. Все они не могут оказать рокового влияния на возникновение тяги к алкоголю.
Желание выпить на этой стадии может контролироваться и подавляться в нужные моменты. Однако участившееся желание выпить должно настораживать.
2. Потеря контроля над собой во время употребления спиртного, превышение намеченного перед этим количества. Осознание потери контроля чаще всего происходит на следующий день. Здесь уже требуется сделать определенные выводы и принять меры.
3. Появление ненормального, патологического опьянения. Его ро
явления — провалы памяти, агрессивные действия, плохо объясни мые поступки. Человек болен, непременно требуется лечение с помощью специалистов и близких людей.
Предупреждение алкогольной зависимости
Человек, имеющий основания беспокоиться о том, что приблизился к опасной границе, не должен стесняться записывать и подсчитывать количество выпитого за неделю. На превышение названного количества стоит соответствующим образом реагировать. Вот основные правила, которых стоит придерживаться для уменьшения потребления алкоголя. Они сформулированы в названной выше программе.
1. Прежде чем выпить алкогольный напиток, утолите жажду напитком безалкогольным. Жажда часто провоцирует на выпивку.
2. Переходите на употребление слабоалкогольных напитков.
3. Выпивайте первую рюмку после начала еды, а не до еды.
4. Выпивайте налитое в несколько приемов, а не залпом.
5. Планируйте какие-либо дела на то время, в которое привыкли вы пивать.
6. Избегайте встреч с любителями пить «до изумления», говоря словами эпохи Петра I. Заранее продумайте формулу отказа от предложения выпить и научитесь ее применять. Глубина обиды «приятелей» обычно связана с силой их симпатии к себе, а не к вам.
7. Уделяйте больше внимания хобби, не провоцирующему выпивки. Проводите свободное время там, где нет пьющих компаний, где выпивка невозможна или затруднена.
8. Регулярно вспоминайте причины, которые побуждают вас ограничивать возлияния.
9. Не забывайте порадоваться своей силе при каждом шаге к поставленной цели, даже небольшом.
Наркотическая зависимость
Никто не начинает употреблять наркотики, чтобы отравить себе жизнь. Их применяют, чтобы испытать новые переживания, скрасить себе жизнь, расслабиться. Наркотик воспринимают как источник блаженства. Однако никакой наркотик не может подарить то, чего в нем нет.
Удовольствие, радость, счастье человек может переживать в любви к близким людям, при ощущении гармонии души, исполнении мечтаний, достижении успеха, реализации духовных потребностей, при полноценном удовлетворении потребностей организма и т. п.
Настоящие радости рождаются естественным образом. Если же эйфорические переживания возникают после приема некоторого вещества, то душа и организм берут радость у своего завтрашнего дня, у непрожитых еще дней жизни. Никто не может обманывать самого себя бесконечно — за все надо платить, будущее небезгранично. Способов же, которые позволили бы уклониться от этого долга, нет.
Признаки употребления наркотиков
Чем раньше болезнь будет обнаружена, тем больше шансов остановить ее. Следует учитывать, что действие наркотиков очень индивидуально, поэтому не стоит полагать, что приводимые ниже признаки в каждом случае проявляются полностью и точно. Вот признаки, по которым можно обнаружить употребление наркотиков:
♦ сильные колебания настроения, активности;
♦ изменения аппетита;
♦ изменения глаз: блеска, ширины зрачков, появление светобоязни, предпочтение затемненных помещений;
♦ ухудшение внимания, памяти;
♦ на руках, ногах вдоль вен можно обнаружить следы уколов, увидеть капли крови на рукавах рубашки.
Чаще привыкают к определенному виду наркотиков. Но нередко, особенно наркоманы со стажем, используют различные средства.
Как помочь наркоману
О. А. Шорохова (2002) дает рекомендации относительно помощи наркоману.
♦ Научитесь вести себя по-новому, не делайте за наркомана то, что он должен делать сам.
♦ Не пытайтесь влиять на его поступки и не заставляйте его меняться.
♦ Вместо того чтобы менять его действия, попытайтесь изменить свои реакции на эти действия.
Как бросить курить
Пока вы раздумываете, бросать или нет, начните курить целенаправленно: эта сигарета для ишемии, эта сигарета для склероза, эта сигарета для язвы...
Тем, кто раздумывает, хватит ли сил, стоит учесть следующее.
1. Бросить курить непросто, но легче, чем кажется. Многие из тех, кто бросил курить, признаются, что это было гораздо легче, чем они думали, и что если бы они знали об этом раньше, то уже давно бросили бы курить.
2. Вы сильнее, чем думаете. Вряд ли кто-нибудь гордится тем, что курит, да в этом и нет необходимости. Вы можете побороть эту дурную привычку.
3. Страстное желание закурить длится, как правило, не дольше нескольких недель. Сильное же желание закурить очередную сигарету длится не более нескольких минут, поэтому можно относительно легко отвлечь себя, съев, например, яблоко, выпив воды или сока, заняв чем-то руки.
Начинайте расставание с этой привычкой, только когда сильно захотите бросить курить. Очень немногие бросают вдруг, легко и навсегда. Лучше основательно собраться с духом, настроиться на непростую борьбу. Сильные переживания, связанные с отвыканием, будут продолжаться 5-6 недель.
Созависимость
Сущность созависимости
По мнению Шэрон Вегшейдер Круз, созависимость — это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. В конечном счете такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на созависимого во многих аспектах.
Для созависимости характерны:
1) заблуждение, отрицание, самообман;
2) комлульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может сожалеть, но все же действует, как бы движимый невидимой внутренней силой);
3) замороженные чувства;
4) низкая самооценка;
5) нарушения здоровья, связанные со стрессом (по Шороховой, 2002).
По определению Мелоди Пити, созависимый — это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (другой человек может быть ребенком, взрослым, любовником, супрутом, папой, мамой, сестрой, лучшим другом, бабушкой или дедушкой, клиентом, он может быть алкоголиком, наркоманом, больным умственно или физически; нормальным человеком, который периодически испытывает чувство печали).
О. А. Шорохова (2002) подчеркивает, что проблема не в другом человеке, а в нас самих, в том, что мы позволили, чтобы поведение другого человека влияло на нас, и тоже пытаемся повлиять на другого человека.
Поэтому все созависимые люди обладают схожими особенностями, такими как
*контроль,
*давление,
*навязчивые состояния и мысли,
*низкая самооценка,
*ненависть к себе,
*чувство вины,
*подавляемый гнев,
*неконтролируемая агрессия,
*навязчивая помощь,
*сосредоточенность на других,
*игнорирование своих потребностей,
*проблемы общения,
*замкнутость,
*плаксивость,
*апатия,
*проблемы в интимной жизни,
*депрессивное поведение,
*суицидальные мысли,
*психосоматические нарушения.
Созависимый человек не свободен в своих чувствах, мыслях и поведении, он лишен права выбора что чувствовать, как мыслить и каким образом действовать. Он постоянно думает; «пришел — не пришел», «дойдет до дома — не дойдете, «украл — не украл», «продал — не продал», «истратил — не истратил» и т. п.
АКЦЕНТИРОВАННАЯ АКТИВНОСТЬ
Акцентированная активность как поведение риска
У гармоничной личности развитие и функционирование в разных сферах жизни происходит соразмерно и согласованно. Такой человек находит время для работы и отдыха, желание работать и достичь успехов в деле не мешает удовлетворению других потребностей, хобби не мешает работе.
Риск данного вида зависимого поведения в том, что некоторая степень дисгармонии углубляется, снижает психологическую устойчивость личности, нарушает ее нормальное функционирование в тех сферах бытия, которые не связаны с направлением активности. Если акцент активности выражен сильно, то вслед за дисгармонией возникают психические отклонения и физические расстройства.
Излишний акцент может быть обнаружен в различных видах активности:
*в играх простых и сложных (например, сюжетно-ролевых),
*блуждании по Интернету,
*интернет-общении,
*сексуальном поведении,
*профессиональной деятельности,
*непрофессиональных увлечениях (охота, рыбалка и т. д.),
*страсти покупать что-либо («магазино-мания»).
Полный перечень вряд ли может быть составлен.
Игромания
Признаки игровой зависмости
И людям и многим животным присуща способность и потребность в игре. Но игра может превратиться в страсть. Игроки хотя и не вредят своему организму, однако пристрастие к игре в конце концов разрушает их личность. С усилением зависимости игра все более лишает их контроля над собой, и в итоге жизнь без игры становится непереносимой.
А. Н. Моховиков (1999) полагает, что есть основания говорить о существовании личностной предрасположенности к игровой зависимости.
Ей обычно подвержены
*нарциссические личности, ориентированные на получение немедленных удовольствий без каких-либо затрат.
*Они способны удивительно быстро и глубоко регрессировать, если отсутствует прочная система духовных ценностей. Это особенно опасно в молодом возрасте.
*Нарциссический компонент встречается и при других личностных акцентуациях, например неустойчивой, истероидной, конформной.
По мнению А. Н. Моховикова, для распознавания игровой зависимости желательно получить ответы на ряд вопросов:
♦ Как часто человек играет?
♦ Зарабатывает ли он деньги, чтобы потратить их на игру?
♦ Как долго он играет, теряет ли ощущение пространства и времени,
проигрывает ли больше, чем наметил?
♦ Проявляется ли тревожное беспокойство, если нет возможности
реализовать азарт?
♦ Как велико желание отыграться за проигрыш?
♦ Думает ли об игре дома, на работе и т. д.?
♦ Наносит ли игра ущерб его занятиям, благополучию семьи?
♦ Продолжает ли он играть, несмотря на долги?
Выделяют три типа проблемных игроков, по аналогии с углублением проблем у пьющего человека (Моховиков, 1999).
Смеющийся игрок. Для него игровая зависимость еще является развлечением. Этому способствуют воодушевление, эмоциональное возбуждение и случайные выигрыши. Неудачи находятся в контролируемых пределах. Поскольку выигрыш со временем становится все более важным, то ставки в игре постоянно увеличиваются. Финансовая потеря воспринимается не как личная неудача, а как повод для обвинений; <Юни плутовали» или -«Автомат специально испортили». Чувствуя вину, смеющиеся игроки рационализируют: «Это был не мой день», «Я был недостаточно внимателен» или «Был не так одет».
Плачущий игрок начинает занимать деньги для игры. Выигрыш для него означает прежде всего необходимость отдать долг, который все равно неуклонно растет. Игровое пристрастие доминирует над остальной жизнью. Плачущий игрок много времени проводит за игрой, забывая о существовании значимого окружения, жизнь в котором уходит в прошлое. Но его еще не покидает иллюзорная вера, что в какой-то счастливый миг все проблемы благополучно разрешатся.
Отчаявшийся игрок все время занят игрой. Обычно не имеет друзей, постоянной работы или учебы. Он понимает, что идет по дороге от плохого к худшему, но не в состоянии остановиться. Прекратив играть, он чувствует явные признаки нервно-психического расстройства: головные боли, нарушения сна и аппетита, которые весьма напоминают алкогольное похмелье. Кроме того, часто появляется скука, чувство вины, тревога или депрессия.
Компьютерные игры
Распространенность компьютерных игр во всем мире приняла впечатляющий размах. Многочисленные данные говорят в пользу развивающего эффекта компьютерных игр, их важной роли в обучении.
Компьютерные игры
*способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаками и значениями, взаимосвязями, логическими операциями, дают представление о способах манипулирования с предметами и символами.
*Благодаря новизне, яркости, динамичности, сочетанию повторения и неожиданности поддерживается высокая мотивация игроков.
*Компьютерные игры имеют условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и другими многочисленными обстоятельствами.
О переходе компьютерной игры из развлечения в зависимое поведение позволяют говорить следующие признаки:
♦ появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой, а также в предвкушении контакта;
♦ отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой, потеря чувства времени;
♦ желание увеличивать время взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
♦ появление чувства раздражения, гневливости либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;
♦ использование компьютера, игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии, т. е. вообще для улучшения настроения;
♦ появление проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе.
♦ изменения в других видах поведения (появление равнодушия к тому, что ранее волновало, небрежность в выполнении дел и т. п.).
Интернет-зависимость
Признаки и следствия интернет-зависимости
Популярность различных форм занятий в Интернете выглядит таким образом (по убывающей):
♦ компьютерные игры;
♦ «зависание» в чатах;
♦ просмотр порнографических сайтов;
♦ использование электронной почты;
♦ электронные покупки.
Обстоятельный анализ феномена зависимости от Интернета провел А. Е. Войскунский (2000).
Работа в Интернете обладает свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности.
Среди поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому синдрому, отмечаются:
♦ неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;
♦ досада и раздражение, возникающие при вынужденном отвлечении, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;
♦ стремление проводить за работой в Интернете все больше времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;
♦ побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;
♦ готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;
♦ способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
♦ стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
♦ нежелание воспринимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, лотерей друзей и круга общения из-за поглощенности Интернетом;
♦ пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время; избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;
♦ пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время в Интернете; постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и без отрыва от компьютера; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.
Общение в Интернете
Исследователи отмечают эмоциональную привязанность пользователей Интернета к собеседникам из чатов. Воспользовавшись социально-психологической терминологией, можно утверждать, что в группах игроков или коммуникантов можно было бы регистрировать проявления ингруппового фаворитизма.
Среди разновидностей интернет-зависимости Д. Гринфилд различает:
♦ зависимость от сексуальных применений Интернета;
♦ зависимость от социальных контактов, осуществляемых и в чатах, и посредством электронной почты;
♦ зависимость от возможности играть на бирже, участвовать в аукционах, играть в азартные игры, делать покупки в электронных магазинах;
♦ зависимость от так называемого «бродяжничества», или от длительной (многочасовой) навигации без конкретной цели; источниками удовольствия при этом служат сам факт пребывания в Сети, или мультимедийные формы стимуляции посетителей сайтов, либо узнавание нового в результате подобных блужданий.
Практические рекомендации по избавлению от зависимости
М. Орман (1996) рекомендует всем, кто стремится избавиться от интернет-зависимости, выполнять следующие действия:
1. Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете.
2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете.
3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета.
4. Установить для себя правило: ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности).
5. Ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений.
6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания.
7. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим.
8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете.
9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно.
10.Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.
Сексомания
Нередко люди прибегают к сексу, чтобы пережить острые ощущения, чего не в состоянии добиться иным способом. Они используют секс для того, чтобы убежать от самих себя и своих проблем. Секс для них то же, что алкоголь для алкоголика, наркотик для наркомана, — способ убежать от самих себя (Теппервайн, 1996).
Тип полоролевого поведения зависит не столько от подверженности любовной страсти, сколько от особенностей личностного развития, отношения к противоположному полу в целом. Пожалуй, чаще других обсуждается донжуанское поведение. Его толкование в научной литературе отличается от тех образов, которые созданы художественными произведениями. Обратимся к психологическому пониманию этого явления. Что для него характерно?
Особенностями донжуанского поведения считают:
♦ избегание глубоких привязанностей, частая смена стремительно покоренных партнерш;
♦ сексуальные приключения самоценны, это — главное в жизни;
♦ отсутствие интереса к женщине как личности, пренебрежение к ее переживаниям и ожиданиям, безразличие к дальнейшей судьбе.
В психологических и сексологических трактовках образ донжуана выглядит не столь привлекательным, как в художественных описаниях. Избегание глубоких эмоциональных отношений, неспособность к их установлению говорит о неблагополучии в личностном развитии. Боязнь доверительных отношений, духовной близости связана с заниженной самооценкой, с неуверенностью в себе. Донжуан нуждается в эмоциональной близости, но боится ее. В этом он не признается ни другим, ни себе.
Польский ученый С. Лев-Старович (1990) считает, что можно говорить о «комплексе донжуана», в котором возможны различные акценты.
1. Чувство гордости, которое возникает у мужчины из-за наличия полового члена. Донжуан полагает, что женщины созданы для того, чтобы приносить удовольствие мужчинам. Если женщина не дает победить себя быстро, то делает это только для того, чтобы продлить удовольствие от игры.
Окружающие женщины могут в определенной степени способствовать тому, чтоб у мужчины с привлекательной внешностью формировался комплекс Нарцисса и возникала гордость из-за принадлежности к «лучшему полу».
2. Боязнь импотенции. Чтобы избавиться от переживаний, связанных с комплексом импотенции, используется такое доказательство своей полноценности, как количество «побед» над женщинами.
3. Негармоничное развитие личности, прежде всего эмоциональной сферы, проявляющееся в неспособности к устойчивым контактам и доверительным отношениям, боязнь их, избегание душевной близости.
4. Взгляд на половые отношения как форму самореализации. Вера в то, что количество любовных связей поднимает престиж в глазах окружающих.
Данный тип полового поведения присущ не только мужчинам. Вероятно, применительно к женщинам он должны получить какое-то иное название, но это несущественно меняет суть дела. Соблазняющая и тут же покидающая мужчин женщина — донжуан в юбке. Она ведет себя активно: выбирает, пленяет, соблазняет и бросает покоренного мужчину на подъеме чувства влюбленности. Это поведение может быть некоторым заменителем самореализации. Стремясь покорить понравившегося мужчину, она может испытывать сильные чувства. Но одна эта особенность переживаний не раскрывает всей сути движений души. Всплеск страсти и глубина чувства — разные явления. «... Страсти сами себя возбуждают», — говорил Цицерон.
Для развития личности необходимы любовные переживания, без них оно не будет полноценным. И наоборот, глубокие, устойчивые любовные отношения возможны у людей личностно, эмоционально зрелых. Масштаб личности определяет силу любви. Большая любовь — один из путей самореализации, наполнения жизни смыслом.
Трудоголизм
Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие отличает активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда, потребность и привычка трудиться. Для трудолюбивого человека труд наполняет жизнь смыслом.
В. Франкл (1999) отмечал, что полнота профессиональной деятельности не идентична смысловой полноте творческой жизни. Невротик пытается подчас спастись от большой жизни бегством в профессиональную деятельность.
Однако подлинная бессодержательность и пустота его жизни обнаруживаются сразу же, как только его профессиональная активность на какое-то время прерывается, а именно в выходные дни!
Человек, который является только человеком-рабочим и ничем другим, крайне нуждается в суете выходных дней, чтобы чем-то заполнить внутреннюю пустоту, поскольку именно в выходные, когда останавливается темп рабочей недели, бедность содержания его жизни становится очевидной. И создается впечатление, что человек бежит со скоростью, на какую только способен, чтобы не заметить бесцельности собственной жизни. Он пытается убежать от себя самого — но напрасно, потому что в выходные дни перед ним наиболее ярко предстают бесцельность, бессодержательность и бессмысленность его существования (Франкл, 1999).
Работа (учёба)— важная форма самовыражения, и, так же как питание, она необходима для развития человека. Но и она может превратиться в страсть, принять болезненные очертания. Будучи одержимы работой, мы формируем принудительный образец поведения, хотим быть еще лучше, совершеннее, хотим успевать все больше. Вместо того чтобы работать на себя, мы стремимся произвести внешний эффект, отчего уже не имеем времени работать на себя, тем более — думать о себе. У нас просто слишком много дел, и голова полна планов, которые мы еще должны осуществить. Находя удовлетворение прежде всего в работе, мы впадаем в зависимость от нее, так как хотим испытать на этом пути еще большее удовлетворение (Теппервайн, 1996).
К выгоранию приводят различные причины. Оно может быть и следствием трудоголизма. Как отмечали исследователи этого феномена: чтобы выгореть, сначала надо загореться. Таким образом, многие отрицательные следствия выгорания входят в число факторов риска трудоголической зависимости.
КУЛЬТОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Культовое поведение риска
Феномен деструктивных культов
В настоящее время для обозначения данного феномена употребляют разные термины: «тоталитарная секта», «деструктивный культ», «нетрадиционное религиозное образование». В нашей стране сейчас более распространенным и чаще используемым является название — тоталитарная секта.
Их называют тоталитарными, поскольку в них существует тоталитарный режим — лидеру секты принадлежит полная («тотальная ») власть.
Культ обычно понимают как полную преданность какому-либо учению (религиозному, философскому) или программе (политической, экономической, художественной), а также преклонение перед кем-либо, почитание кого-либо.
► Деструктивные культы — организации с жесткой иерархией и авторитарным руководством, в которых практикуется:
а) обманная вербовка новых членов;
б) контроль сознания членов, запугивание и психологическое давление;
в) отрицание существующих религиозных, культурных и нравственных ценностей, традиционного образа жизни людей;
г) агрессивное отношение к внешнему социальному окружению, ко всем, кто не входит в секту.
В деструктивных культах поклонение Богу заменяется поклонением «богоподобному лидеру».
Намеренно не будем приводить перечень культовых организаций.
Во-первых, дело в том, что не все деструктивные культы причисляют себя к религиозным группам, нередко именуя себя оздоровительными, развивающими, образовательными, тренинговыми, психотерапевтическими группами, благотворительными организациями.
Заявляемые ими цели деятельности (официально) также весьма различны: «духовная практика», «развитие личной силы», «психическое самосовершенствование (расширение сознания, развитие чувствительности или умений управлять психической энергией)», «изучение определенного философского течения», «освоение нового подхода к оздоровлению души и тела», «познание космических истин», «спасение человечества от страданий» и т. п. По одному лишь названию никакого представления о сути культа составить невозможно.
Во-вторых, весьма настороженно стоит относиться к любым направленным на вас попыткам группового порабощения — как со стороны известных культовых групп, так и новообразованных.
Назовем лишь три сектантские организации, имеющие в Украине наибольшее число последователей: «Свидетели Иеговы» (или «Общество Сторожевой башни»), «Дианетика» (или «Церковь сайентологии»), «Церковь Унификации (Объединения)» (или «мунисты» — последователи Сан Мьен Муна).
Подавляющее большинство граждан Украины, оказавшихся в сетях деструктивного культа, являются последователями У этих сект наибольшая вербовочная активность, изощренные методы вербовки, учитывающие все тонкости психологического воздействия на личность. той или иной секты, центральные руководящие органы которой находятся в США.
Негативные аспекты культового зависимого поведения
Деструктивными (от лат. «деструкция» — разрушение, нарушение нормальной структуры) их называют по той причине, что они подавляют личность, ее нормальное развитие, разрушают семьи, наносят ущерб обществу в целом. Лидеры деструктивных культов эксплуатируют своих последователей, изымают частично или полностью их материальные средства. Единственным смыслом жизни становится служение культу, преданность лидеру культа, беспрекословное подчинение.
Адепт (последователь) той или иной секты не осознает достаточно адекватно, что с ним происходит, какой образ жизни он ведет, какие жизненные цели он принял, вследствие того, что его сознание деформировано. И действительно, как бы ни они уверяли окружающих в обратном, для них характерна выраженная дисгармония личности, сниженная психологическая устойчивость, дезадаптированность. По прошествии нескольких лет (иногда нескольких месяцев) пребывания в тоталитарной секте адепт становится настолько дезадаптированным, что не способен жить вне секты. Он воспринимает окружающих либо как недругов, либо как людей настолько недалеких, что бесполезно (по его мнению) пытаться найти с ними общий язык. Социальная среда оценивается как враждебная, его не покидает чувство тревоги, страха.
Возникновению зависимого поведения способствует снижение сопротивляемости как одного из важнейших аспектов психологической устойчивости личности. Это происходит из-за отсутствия самодостаточности, аутентичности, при дефиците самоидентификации.
Нахождение в деструктивном культе приводит к стиранию индивидуальности, снижению жизнестойкости, появлению всех признаков зависимого расстройства личности, указанных для этого вида расстройства в МКБ-10.
Черты культовой общины
Как возникают культовые общины
Достаточно типичным примером для рассмотрения того, как возникают культовые группы может послужить история возникновения «Белого братства».
Пророк Юоанн Свами — Юрий Кривоногов, кандидат технических наук, кибернетик. Создал в Киеве общину кришнаитов, но после того как провозгласил себя Кришной, был изгнан из нее. Затем основал и зарегистрировал институт «Атма» при киевском отделении Украинского фонда милосердия и здоровья. Из этого института и вышло «Белое братство». Идейный суррогат Кривоногова слеплен из элементов древних восточных культов, йоги, буддизма, христианства.
Матерь Мира Мария Дэви Христос (она же: Живой Бог, Мессия, Утешитель, Дух Истины) — Марина Цвигун. В 1991 г. оставила мужа и 14-летнего сына и сблизилась с Кривоноговым. В автобиографии «Матерь Мира...» пишет, что не познала ни отцовской, ни материнской, ни сыновней любви, проводила свои годы в уединении, в слезах и умалчивает о заочной учебе на факультете журналистики, работе в многотиражке хлопчатобумажного комбината, буднях в райкоме комсомола, депутатской работе в райсовете Донецка.
По разным сведениям секта «Белое братство» насчитывала от 15 до 20 тысяч человек на Украине, в России, Беларуси, Молдове, Прибалтике... «Юсмалиане» («братья и сестры») без видимых причин покидали дома, бросали школу, становились странствующими проповедниками, звали к покаянию перед грядущим концом света. Они верили в свою высокую избранность и небесное предназначение — спасти человечество. Ради этой божественной миссии «юсмалиане» должны отвернуться от своих родных, отказаться от своего имущества, радостно принимать любые гонения со стороны властей.
В марте 1992 г. против Кривоногова было возбуждено уголовное дело. Ему вменялось мошенничество: «юсмалиане» освобождались от сатанинских соблазнов в виде ювелирных украшений, хрусталя, мебели, денег. Все, чем были богаты, они бросали к ногам пророка. Собранные средства позволили Кривоногову налаживать контакты с единоверцами и посещать Египет, Индию, Израиль, Турцию, Польшу, Югославию, Венгрию... выстроить двухэтажный особняк, обнесенный четырехметровым забором с колючей проволокой.
Методы вербовки
Начало вербовки
Ловцы новых душ не останавливают прохожих со словами: «Здравствуйте! Мы — из секты Виссариона. Вы, наверное, хотели присоединиться к нам». Напрасно спрашивать вербовщиков: «Кто вы?». Редко можно получить четкий ответ. Могут, например, сказать: «Мы изучаем Библию», «Мы помогаем людям найти смысл жизни», «Мы стремимся помочь людям избавиться от их проблем» или еще что-нибудь привлекательное, но туманное. Но, скорее всего, улыбнутся в ответ или подарят взгляд, прощающий вашу наивность и ограниченность.
Используются следующие приемы для вступления в первоначальный контакт:
♦ бесплатные брошюры и буклеты, прекрасно оформленные недорогие книги информационного, просветительского характера с небольшими отрывками о новом для вас движении, организации;
♦ бесплатное психологическое тестирование и предложение обсудить некоторые личные проблемы;
♦ предложение поговорить о жизненных проблемах и подсказать простые и быстрые способы их решения;
♦ психологическая поддержка в трудной ситуации (сочувствие, избавление от одиночества);
♦ предложение принять участие в экологическом форуме, (гуманитарном семинаре, группе самосовершенствования и т. д.), адресованное лично вам. Новые знакомые рекламируют захватывающие перспективы исцеления от недугов и развития скрытых способностей. Они знают, что у многих людей потребность в сохранении здоровья особенно остра.
Часто «для расширения кругозора» и поддержания контакта предлагают религиозную, мистическую или оккультную литературу, привлекают к совместному провождению времени (пение, медитативная музыка и т. д.).
Личностные факторы культового зависимого поведения
Личностные особенности, снижающие сопротивляемость
Вероятность попасть под сектантское влияние увеличивают следующие личностные особенности:
♦ поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям;
♦ затруднения в самовыражении, «поиске себя»;
♦ желание стать посвященным, отделиться от «невежественных», т. е. от остальных, от толпы;
♦ душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость, в том числе временно сниженная (например, после развода, при болезнях близких, потери близких и т. п.);
♦ переживание одиночества, незащищенности;
♦ восприятие своей жизненной ситуации как трудной.
Весьма существенный фактор — мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни. Смысл жизни найти непросто. Известный психотерапевт В. Франкл считает, что за него человек должен бороться всю жизнь.
Чаще в деструктивные культы попадают студенты и молодые служащие с высшим образованием. Среди них много тех, кто увлекался религиозной философией, обращался к православию, но не оказался под его устойчивым влиянием. Сказывается общая атмосфера в стране и обществе: туманные общественные идеалы и принципы, социальная напряженность, коррупция и преступность. Вносят свой вклад и средства массовой информации: «всеядность», неразборчивость в способах расширения своей аудитории.
Примеры
*...Любящая бабушка, начитавшись распространенной ныне литературы о потусторонних силах, убила своего единственного внука: ей показалось, что мальчик — бесенок, и «ей был дан сигнал свыше избавить мир от зла».
*...Трое молодых людей и Воронеже убили свою 20-летнюю подружку: они были уверены, что девушка — «киборг» (кибернетический организм).
*...В Оренбурге брат вместе с дипломированной экстрасенсшей изгонял бесов из своей сестры, замучив ее до смерти. А потом 40 дней сидел возле разлагающегося трупа, ожидая «воскрешения».
Подобных историй много зафиксировано в Государственном центре судебной и социальной психиатрии им. В. П. Сербского. Об этом сообщила газета «Аргументы и факты» (1995, № 36).
В странах, где выше социальная, экономическая, политическая стабильность, реже встречаются психозы, в основе которых лежит внушение, менее распространена вера в магическое. Усиление веры в магические силы действует как защитный механизм для избавления от повышенной тревоги.
Как обезопасить себя от порабощения
Представим себе, что незнакомец заявляет вполне определенно или дает понять, что вы ему очень нравитесь. Ничего нет странного в том, что вы кому-то понравились, но может несколько удивить быстрота и легкость, с которой мы очаровали нового знакомого. Если вы не хотите оказаться «на крючке», если вам дорога свобода, то при малейших подозрениях, которые вызывает у вас поведение незнакомца, вспомните о нескольких простых правилах (составлены на основе публикаций Александра Дворкина).
1. Лучше не углублять отношения с неизвестными людьми, не выяснив их истинных намерений или хотя бы не имея отчетливых предположений о намерениях. Говорите не спеша, ответ выслушивайте внимательно. Постарайтесь произносить вопросы спокойным, неагрессивным тоном. Этим вы, не обижая явными подозрениями, дадите понять, что ожидаете прямых и искренних ответов. У каждого человека есть право сомневаться. Чем скорее ваши сомнения вызовут иронию незнакомца, усмешки или упреки в излишней подозрительности, тем больше оснований быть настороже, тем больше причин думать, что вами манипулируют. Такие приемы используют разные обманщики, в том числе воры и воровки «на доверие», финансовые аферисты и прочие «специалисты».
2. Попросите проповедника, завязывающего с вами разговор, представиться. Пусть вас насторожит прекрасно развитое умение вступать в контакт и вести беседу — многие из них прошли и отбор, и специальное обучение. Тоталитарная секта не доверит такое важное дело, как вербовка, кому попало. Вербовщики, как правило, —
обаятельные, располагающие к себе люди. Они умеют произвести приятное впечатление на окружающих. Умеют также показать свой интерес к вам как к личности, посочувствовать, утешить, успокоить, похвалить, подарить надежду разочарованным. Их задача — стать желанными для вас собеседниками.
3. Никогда не давайте своего адреса или номера телефона. Пусть незнакомец, если он сильно заинтересован в продолжении общения, оставит свой адрес.
4. Спросите: «Вы хотите вовлечь меня в какую-то организацию?» Чаще всего вербовщик ответит; «Нет, просто вы мне понравились, и я захотел поделиться с вами своими мыслями». Запомните этот ответ. Если в дальнейшем выяснится, что за новым знакомым все-таки стоит некоторая организация, то напомните ему о лжи.
5. Попросите назвать фамилию главы организации. Не исключена возможность, что вербовщик будет стараться не называть вам настоящего главу организации, так как его имя имеет сомнительную славу. Для прикрытия ваш собеседник может сослаться на руководителя местного отделения секты, представителя в вашем городе,
в России. Подчеркните, что вас интересует имя верховного руководителя.
6. Спросите: «Что меняется в жизни людей, вступивших в организацию?» Если ваш собеседник входит в деструктивный культ, он, скорее всего, скажет, что от вас ничего или почти ничего не будет требоваться и что вы сможете продолжать прежний образ жизни и даже сразу достигнете всего, к чему стремитесь. Этот вопрос будет весьма неприятен большинству сектантов. Задав этот вопрос, внимательно наблюдайте за реакцией вербовщика. После его ответа спросите, чем он занимался до вступления в организацию и чем занимается сейчас. Позвольте себе выразить сомнение, если он представится специалистом высокой квалификации или студентом престижного вуза. Спросите, позволено ли членам его организации лгать.
7. Спросите: «Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят?» Ответ покажет вам, насколько ваш собеседник готов к открытому диалогу. Данный вопрос может значительно усложнить работу вербовщику: и лгать непросто (о том, что все в восторге), и правду говорить безрадостно («некоторые
странные люди называют нас тоталитарной сектой», «говорят, что у нас промыты мозги», «говорят, что мы зомбированы»).
8. Если вы чувствуете, что на вас оказывают давление, а прервать общение невозможно, то в большинстве случаев лучше симулировать доброжелательное отношение, интерес и понимание к словам и деятельности членов культа. В противном случае они сменят тактику и на вас будет оказано еще большее давление.
9. Подарки от незнакомых или малознакомых людей, конечно, приятны. Однако стоит помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Чем больше вербовщики обещают, тем меньше вы в действительности достигнете, следуя их путем, и тем меньше им можно верить.
10. Анализируйте не только адресованные вам слова, но и свои ощущения. Прислушивайтесь к своим чувствам. Общение несет приятные переживания, это нормально. Однако обычно сильные положительные чувства возникают как результат немалой душевной или физической работы, преодоления трудностей, собственного
упорства в достижении. Если подобных усилий не было, если восторг, радость, ощущение ясности, уверенности, спокойствия и т. п. возникают лишь потому, что вы общаетесь с этой новой для вас группой людей, то задумайтесь — кем устроено это чудо и для чего?
11. Сообщите близким людям о знакомстве с кем-то подозрительным. Обсудите с ними состоявшийся разговор. Не подписывайте никаких обязательств, не показав их родителям или друзьям.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Коррекция настроения
Рекомендации по коррекции настроения
Приведем рекомендации по коррекции настроения и эмоций, которые психолог может дать клиенту, испытывающему потребность в психологической самопомощи. Они сформулированы в русле наиболее распространенных подходов современной психогигиены и психотерапии.
1. Действуйте! Настроение изменится, когда вы его начнете менять. Вспомните прекрасную русскую поговорку: «Горе горюй, а руками воюй». Займитесь каким-нибудь делом. Не требуйте от себя энергичности, наращивайте активность постепенно. Сделайте что-нибудь для себя, для поднятия настроения (список того, что поднимает настроение, приведен ниже). Если проводить время у телевизора или за чтением книги, то это вряд ли улучшит настроение.
2. Не требуйте от себя безупречного поведения и выполнения каждого дела. С полной самоотдачей выполняйте только главное. Есливсе остальное делать просто добросовестно, много шансов, что результат будет хорошим или очень хорошим. Это вполне можетпроизойти, потому что вы будете чувствовать себя свободнее.
3. Пофантазируйте, вообразите, что вы находитесь в очень приятном для вас месте (на цветочной поляне, на берегу озера, на пляже, в собственном открытом бассейне, у камина..,). Ощутите, как растекается по телу расслабление. Сделайте дыхание свободным и ритмичным.
4. Не запрещайте себе переживать. Не надейтесь, что добьетесь зна чительного результата, если запретите себе думать о чем-то тре вожном или надоедливом. Лучше надоедливую мысль (занозу вдуше, камень на сердце...) преобразовывать, замещать, вытеснять, используя образы, символы или реальные предметы.
Например, вам хочется избавиться от головной боли. Закройте глаза, дышите спокойно и равномерно. Когда почувствуете, что началось постепенное расслабление, постарайтесь как можно более ярко и четко представить себе вашу боль. Какую она имеет форму, цвет? Какова она на ощупь, как она звучит? Как можно внимательнее разглядите ее внутренним взором и подробно опишите. На что она похожа? Может быть, она напоминает вам металлический обруч, деревянный клип, иглу, черный шар? Когда картинка станет достаточно ясной, можно начать основную работу. Разогнуть и снять с головы тугой обруч, клин вытянуть клещами и сжечь, иглу вытащить, расплавить и вылить расплав в землю, перекинуть от шара мостик (трубочку, шланг...) к облаку на небе и перекачать всю черноту шара в облако и т. п.
Важно все эти преобразования совершать не спеша, внимательно наблюдая за всем происходящим в вашем воображении. Особых усилий не требуется, нужно удерживать внимание на желаемых превращениях и спокойно ждать. Можно помогать этому процессу любыми воображаемыми действиями, не задумываясь о том, насколько они осуществимы. Быстрее преобразования могут происходить при последующих тренировках в манипулировании с образами.
5. Учитесь отвлекаться от своих забот. При непрерывном обдумывании предстоящих дел и трудностей они не исчезают быстрее. Сделайте для себя что-нибудь приятное. Сильное воздействие на настроение оказывает музыка, используйте ее, когда позволяют обстоятельства. Еще полезнее пение — в кругу друзей, в одиночку, за работой, в дороге, везде, где это не помешает другим. В пении, выборе песни можно выразить те чувства, которым тесно в душе. Дав им волю, вы ослабите напряжение, успокоитесь. Кроме того, пение благотворно влияет на организм — очищает и развивает легкие, укрепляет сердечную мышцу.
6. Попробуйте улыбнуться. Если это трудно, сделайте так, как получится. Не будьте при этом критичны к себе. Широкую, счастливую улыбку к лицу не приклеить. Попытайтесь улыбнуться слегка, по том постарайтесь задержать улыбку. Затем попробуйте сделать ее шире. Конечно, лучше проводить эти опыты в одиночестве, не думая об эстетической стороне занятий. И так шаг за шагом, шаг за шагом... Вспоминайте что-нибудь смешное. Постарайтесь развесе лить воображаемого собеседника, Учитывайте, что желание разве селить в данном случае имеет большее значение, чем талант юмориста.
Помните, что свое состояние можно изменить постепенно. Даже при «тепличной» улыбке, намеренно напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и соответствующих центрах мозга — центрах бодрого настроения. Главное, разогревшись, улыбаться широко — худосочная улыбка результата не даст.
7. Не вините в своих неудачах или плохом настроении других.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НАРКОМАНОМ
Обобщая свой жизненный опыт, результаты большого количества психологический исследований, психотерапевтических наблюдений, психолог О. А. Шорохова (2002) сформулировала обстоятельный перечень рекомендаций. Первый блок рекомендаций позволяет разглядеть ловушки для родных и близких наркомана. (см. приложение).
1. Если вы упрекаете, угрожаете, обзываете, ругаете, кричите, упрашиваете наркомана, то знайте: это все не идет ему на пользу. Наркоман только ощущает при этом угрозу и неприятие близкими, эти чувства добавляют смятения к его больному состоянию.
2. Если вы чувствуете себя виновными в случившемся и постоянно задаете себе вопрос: «Что я упустила, где недоглядела?», знайте: даже ответив на эти вопросы, наркоману вы не поможете, а свое состояние ухудшите. Наркоману выгодно, чтобы вы ощущали чувство вины. Ему будет тогда легче манипулировать вами, говоря: «Это вы во всем виноваты...»
3. Если вы обижены и часто повторяете: «Я всю жизнь тебе отдала, а ты такой неблагодарный» — знайте, это наркоману на руку. Покавы обижаетесь и не общаетесь с ним, он снимает с себя всякую ответственность и делает то, что считает нужным, не советуясь с вами.
4. Если вы ощущаете беспомощность и бессилие, то это передается и наркоману. Он тоже начинает считать, что обречен, и еще быстрее катится вниз.
5. Если у вас нервный срыв и вы позволяете себе все что угодно, помните, что таким образом вы не только провоцируете наркомана на ответные шаги, но и даете ему зеленый свет.
6. Если вы раздаете долги, сделанные наркоманом, или звоните в школу или на работу, придумывая причины его отсутствия, знайте, что вы способствуете его наркотизации. Беря ответственность на себя, вы снимаете ответственность с него. Он становится безответственным, не годным к жизни в обществе, не умеющим отвечать за свои поступки. Не становитесь ему пособниками.
7. Если вы считаете наркоманию вредной привычкой, то ошибаетесь —
это химическая зависимость. А химическая зависимость — это тяжелая опасная болезнь, да к тому же смертельная. Прекратите тешить себя иллюзиями, зависимость сама не пройдет. Средняя продолжительность жизни наркомана, принимающего героин, — 4 года с начала употребления.
8. Если вы считаете наркоманию неизлечимой болезнью, то ошибаетесь. Наркоманию можно лечить и остановить. Но от химической зависимости нельзя исцелиться полностью и окончательно. Тех, кто лечился и вернулся к обычному образу жизни, называют выздоравливающими, а не выздоровевшими. Выздоровление — это длительный процесс и ежедневный зарок. Говорить наркотику «нет» необходимо всю жизнь.
9. Если вы испытываете постоянный страх и беспокойство, знайте: эти чувства передаются наркоману и способствуют прогрессированию его болезни, он еще больше пытается заглушить их наркотиками.
10. Если вы решили пойти по тому же пути, чтобы облегчить свое состояние, или решили попробовать наркотики, чтобы лучше понять наркомана... Помните, что это опасная ловушка. Вдвоем вам выбираться будет в тысячу раз труднее. А как показывает опыт — практически невозможно.
11. Если вы скрываете от всех беду своей семьи и боретесь с наркоманией в одиночестве... Знайте, что вы упускаете время и истощаете свои силы, которые во многом уходят на то, чтобы скрывать правду и притворяться.
12. Если вы считаете, что всегда правы... Вспомните, скольких ошибок вам пришлось бы избежать, не будь вы так самонадеянны.
13. Если вы чувствуете себя брошенным и одиноким в борьбе с этой болезнью... Знайте, что миллионы людей во всем мире страдают так же, как и вы, обращаясь с молитвами к Богу.
14. Если вы во всем обвиняете государство, общество, школу, торговцев наркотиками... Помните, что это только добавит вам чувство пессимизма и ничего более.
15. Если вы выбрасываете его наркотики, этим вы только восстанавливаете человека против себя и вызываете на себя агрессию, а это порой бывает опасно.
16. Если вы оправдываете его прием наркотиков и его поступки, то становитесь с ним заодно. Здесь недалеко и до пополнения его запасов.
17. Если вы помогаете ему находить причины для употребления наркотиков, соглашаетесь с его образом жизни, даете ему деньги просто так или взаймы... Подумайте: зачем вы это делаете? Может, вы уже стали созависимыми?
18. Если вы купаетесь в жалости к себе, то не становитесь ли еще более жалкими?
19. Если вы обещаете ему сделать что-то хорошее в обмен на его обещания бросить, то обмен обещаниями станет у вас регулярным и войдет в привычку. Только вы, в отличие от наркомана, будете выполнять свои обещания, пока вам не надоест. А он вряд ли.
20. Если вы спасаете его от тюрьмы или берете на поруки, то тем самым как бы оправдываете его поведение и даете ему надежду на то, что он может делать все, что хочет, а вы всегда будете его спасать.
21. Если вы избегаете помощи для самих себя, то, возможно, вас в
чем-то устраивает эта ситуация. Будьте искренни с собой, ищите — в чем же здесь для вас выгода.
22. Если вы устраиваете его на работу, учебу, на курсы и оплачиваете их, это ваше право. Но он вряд ли туда пойдет. Ведь за него все сделали вы...
23. Отталкивая от него его близких друзей, вы отталкиваете от него тем самым и себя.
24. Откровенно и навязчиво принюхиваясь и приглядываясь к нему, вы разделяете с ним ответственность за его употребление. Ну, узнали, ну, увидели, — и что теперь? Знаете и кричите или знаете и молчите? Какая, впрочем, разница?
25. Если вы стараетесь везде с ним ходить и контролировать каждый его шаг, то тем самым порождаете у него желание быстрее вырваться и убежать.
26. Если вы сами принимаете за него все решения, то знайте, что и выполнять их вам придется самим.
27. Если вы скрываете свои чувства, будь то гнев или радость, разочарование или усталость, не ждите тогда от него честности относительно его чувств.
28. Если вы пытаетесь быть для него всем и чувствуете ответственность за его выздоровление, то кто же возьмет вскоре ответственность за вас?
29. Если эта проблема существует в вашей семье, а вы не делаете никаких изменений... Чего же вы ждете? Кто это сделает за вас?
30. Если вы насильно укладываете его в больницу или подсовываете ему таблетки «втихаря», то знайте, что вы попросту выбрасываете деньги на ветер. Потратьте их лучше с пользой для себя. Сейчас вам эти деньги нужнее.
31. Если все ценные вещи и деньги у вас в квартире на виду и не спрятаны, а вы считаете, что у него не хватит совести их взять... Не искушайте судьбу. Наркоманы уносят все — от газовой плиты и стиральной машины до гвоздя в стене.
32. Если вы обещаете уйти от него, но не уходите; обещаете его выгнать, но не выгоняете, — вы теряете его доверие. Не давайте обещаний, которых, скорее всего, не выполните.
33. Если вы не верите в Бога и не знаете, как молиться, не требуйте от него, чтобы он пошел в церковь и принял крещение. Начните ссебя.
Выход из созависимости
Второй блок рекомендаций О. А. Шороховой (2002) позволяет определить ориентиры по выходу из созависимости.
1. Если есть возможность, обратитесь к психологу или психотерапевту, работающему с семьями наркоманов.
2. Поделитесь своими чувствами с друзьями. Расскажите о своих проблемах близким вам людям.
3. Если у вас появились проблемы со здоровьем, обратитесь к врачу сразу, не откладывая на потом.
4. Вспомните о былых своих увлечениях. Возобновите свои хобби.
5. Если у вас нет увлечений, пойдите на какие-нибудь курсы. Неважно, будут ли это курсы изучения иностранного языка или дизайна, вязания или вышивки.
6. Займитесь тем видом спорта, который вам по душе. Начать можете с хождения пешком от метро до дома.
7. Займитесь разведением домашних цветов или аквариумных рыбок. Заведите котенка, щенка или хомячка.
8. Ходите как можно чаще в гости, театр и кино, на выставки или просто гуляйт по городу, разглядывая здания и заглядывая в окна.
9. Ходите в бассейн, купайтесь, загорайте, бывайте чаще на природе или у воды.
10. Ходите в церковь, учитесь молиться.
11. Читайте любимые книги, решайте кроссворды, читайте анекдоты, можете даже раскрашивать картинки.
12. Сделайте альбом из вырезок смешных рассказов, интересных высказываний, анекдотов.
13. Чаще смотрите свой семейный альбом.
14. Смотрите кинокомедии, веселые телепередачи, избегайте «чернухи» и политических новостей.
15. Вспоминайте самые счастливые дни своей жизни, приглашайте в гости старых друзей. Покопайтесь в своей телефонной книжке, там наверняка найдется тот, кто хочет вас слышать и будет рад встрече с вами.
16. Напишите письмо старому другу, опишите в нем все свои страдания. А затем можете его не отправлять, а сжечь и развеять по ветру или смять и пустить по воде.
17. Найдите занятие своим рукам. Неважно, стирка это, замешивание теста, рисование или мытье окон.
18. Смените свой имидж, прическу, макияж. Купите себе подарок.
19. Возьмите лист бумаги и опишите все свои хорошие качества, преувеличив их раза в три.
20. Развивайте у себя чувство юмора, смейтесь, улыбайтесь, смешите других.
21. Ежедневно повторяйте фразу мудрецов: «Все пройдет, пройдет и это».
22. Ежедневно, глядя в зеркало, говорите себе о том, какой вы хороший и все у вас будет хорошо. Уделяйте этому не меньше десяти минут.
23. Позволяйте себе то, чего давно или никогда не позволяли. Балуйте себя, делайте подарки, дурачьтесь. Каждый день проживайте так, как если бы он был последним.
24. Всегда помните, что вы — величайшее чудо природы и достойны лучшего в этом мире.
25. Помните, что человек самодостаточен по своей природе и всего в этой жизни может достигнуть сам.
26. Больше занимайтесь сексом, это одно из величайших удовольствий в жизни, да к тому же бесплатное. Помните, что даже ваш оргазм зависит от вас самих.
27. Пойте, танцуйте, неважно, одна или с партнером. Главное, начать это делать.
28. Слушайте классическую, медитативную и просто любимую музыку. Учитесь наслаждаться пением птиц и звоном колоколов.
29. Учитесь непосредственности у животных, а силе и мужеству у природы.
30. Полюбите свое тело. Каждый день помните о нем, делая ему что-то приятное.
31. Вспомните то время, когда у вас не было этих проблем. Как жили вы тогда? Возьмите оттуда самое лучшее и перенесите это в сегодняшний день.
32. Простите себе все ошибки, все промахи. Они нужны нам для жизненного опыта.
33. Делайте то, что вам нравится, и не делайте того, что не нравится. А если в чем-то сомневаетесь и находитесь в состоянии выбора, задайте себе вопрос: «Это сделает меня счастливым?» И если в ответ услышите «да», смело действуйте, и у вас все получится. Я верю в вас.
Предупреждение созависимости
Третий блок рекомендаций О. А. Шороховой (2002) относится к проблеме предупреждения созависимости.
1. Примите то, что вы не в силах изменить. Вы не можете вместо наркомана прекратить принимать наркотики. Это он принимает их, а не вы. Это его выбор, а не ваш.
2. Рискните переложить ответственность за его поступки на него, сняв ее с себя. Наркоман сам несет ответственность за собственную жизнь.
3. Развивайте свою внутреннюю силу. Обращение к вере в божественную силу может вам в этом помочь.
4. Укрепляйте свое мужество через риск изменений, через доверие к происходящему.
5. Уберите из дома все ценные вещи и деньги, чтобы не изматывать себя ежедневно их сохранностью.
6. Забудьте о том, что уже продано и украдено, этого не вернешь.
7. Учитесь защищать свои права, свою безопасность. Умейте сказать твердое «нет».
8. Не позволяйте манипулировать вами, уважайте свои потребности. Не позволяйте другим людям и ситуациям действовать только в своих личных интересах, игнорируя ваши.
9. Если вы уважаете права других, то с чистой совестью можете требовать ответного уважения ваших прав — на приемлемое для вас обращение, на проявление своих чувств, право на ошибку. Это поможет вам стать сильнее и увереннее.
10. Избегайте крайней усталости, находите время для достаточного отдыха и сна не менее 7-8 часов.
11. Не накапливайте проблемы с другими членами семьи, а разрешай те их по мере поступления.
12. Уделяйте себе достаточное количество времени во всем.
13. Перестаньте контролировать других.
14. Не жалейте себя, не упивайтесь своими страданиями.
15. Вовремя лечите свои болезни.
16. Не копите раздражение, а выпускайте пар вовремя и по адресу.
17. Прекратите обвинять других.
18. Осознайте свою ответственность перед собой за свою жизнь.
19. Не стесняйтесь просить. Учитесь принимать помощь.
20. Научитесь принимать поражение.
21. Выйдите из своего одиночества, тянитесь к другим людям.
22. Учитесь бороться со стрессом, доставляя себе удовольствия.
23. Станьте независимыми материально.
24. Заранее определите для себя меры безопасности, в случае необходимой защиты имейте под рукой телефон милиции, больницы, личного врача, родственников и друзей.
25. Не отрицайте того, что вы можете стать созависимы. Лучше направьте свои силы на то, чтобы избежать этого.
26. Не застревайте в прошлом и не стремитесь в будущее. Живите сегодня и сейчас, делая все, что можете, наилучшим для себя образом.
27. Не пытайтесь насильно влиять на поступки близкого вам зависимого человека, не пытайтесь создавать его жизнь и уж тем более жить за него. Доверяйте жизни. Доверьтесь судьбе.
28. Помните, что каждый человек ежедневно меняется, приобретая собственный опыт текущей жизни. Не лишайте его права на приобретение опыта.
29. Примите страдающего наркоманией, отделите друг от друга симптомы его болезни и его положительные качества как человека. Верьте в возможность перемен.
30. Освободитесь от иллюзий, трезво примите правду жизни и дайте правдивую оценку своему состоянию и состоянию наркомана.
31. Отделите себя и свою жизнь от жизни наркомана. Будьте независимы в своих человеческих правах, но не ущемляйте его прав. Это средство к достижению покоя, а не карательная мера для наркомана.
32. Научитесь «жесткой“ и мудрой любви, несмотря на обстоятельства. Будьте постоянно готовы к тому, что наркоман примет решение начать трезвую жизнь, но не живите только ожиданиями. Вы должны жить полнокровной, осмысленной и правильной жизнью.
33. Помните, что созависимость — это специфическая реакция на стресс.
И если это ваше состояние в настоящий момент, то, скорее всего,
(если это наступило недавно), это ваше средство выживания. И чтобы оно не стало вашим образом жизни, начните борьбу за выживание немедленно. Прямо сейчас сделайте для себя что-нибудь хорошее.
Ступени отвыкания от курения
Мириам Стоппард разработала и многократно апробировала программу отвыкания от табака. В этой программе она предложила пять ступеней.
Первая ступень. Думайте о том, почему бросить курить необходимо и почему вы хотите бросить курить. В течение нескольких дней постарайтесь припомнить все причины, из-за которых у вас возникает желание расстаться с табаком.
Если к концу первой недели вы все-таки утвердитесь в решении бросить курить, но почувствуете, что это очень трудно, поразмышляйте на следующие темы:
1. Составьте список причин, которые лично вас подталкивают к отказу от курения.
2. Чаще обращайтесь к составленному списку, внимательно анализируйте все причины.
3. Подумайте о преимуществах некурящего человека.
4. Побеседуйте как можно с большим числом людей, бросивших курить, и убедитесь, что ни один из них не жалеет об этом.
5. Подумайте о том, как вы вырастете в своих собственных глазах, если бросите курить, и насколько более приятной сделаете жизнь окружающих.
6. Повторяйте себе, что через 5 недель вы уже будете принадлежать к разряду людей некурящих.
Вторая ступень. Примите решение бросить курить. Возможно, это самое главное, поскольку принятое решение будет служить источником силы воли.
Третья ступень. Подготовьтесь к тому, что вы бросаете курить. Важность этого этапа трудно переоценить. Успешное прохождение его значительно увеличит ваши шансы на успех.
Период отвыкания вызывает повышенное напряжение. Лучше бросать в то время, когда не ожидается стрессов. Готовясь к отвыканию, научитесь снижать напряжение, преодолевать стресс.
Четвертая ступень. Наметьте день в ближайшем будущем, когда вы бросите курить. Пусть он будет особенным, отличным от других. Не разрабатывайте никаких графиков плавного отвыкания, постепенного сокращения выкуриваемых сигарет.
Бросьте, и все!
Пятая ступень. Воздержание от курения. Это, пожалуй, самое трудное в процессе перехода в ряды некурящих, особенно в первые недели. Но вы уже почти победили в себе вредную привычку, уже прошли большую часть пути.
Вместе с этой лекцией читают "Правила проведения деловой беседы".
Научитесь быстро находить себе какое-нибудь дело (желательно, чтобы были заняты руки).
Вспоминайте о самолюбии. Вы годами были рабом желания закурить. Но зачем же оставаться в плену вредной привычки?
Учитесь отказываться от предложения закурить, примечайте в какой форме это сделать легче: спокойно, с равнодушным выражением лица, сказать: «Спасибо, я не курю*; с небрежной усмешкой помотать головой в знак отказа; громко, с раздражением на недогадливость случайного собеседника, сказать: «Я не курю!» и т. д.
Бы уже сделали трудные шаги отвыкания, пусть приложенные усилия не будут напрасными.
Помните, что силы «Сизого Змия» удесятеряет «Зеленый Змий», даже совсем маленький «зеленый змееныш».
Убеждайте других в необходимости бросить курить. Помогите другим — это будет лучшая помощь себе.