Современная литература Франции
Современная литература Франции
1) .Общ полит ситуация.
· Колониальные войны в Африке1946, Алжире !946-1962, приток иммигрантов в страну, неравенство белых и цветных
· Влияние компартии, идей марксизма, пр-пов соцреализма до 50-х
· Реформы 1946г, в т.ч. новая конституция.
· 1958 – мятеж военной верхушки, политич кризис и холодная война (испуганное десятилетие) – внешнее спокойствие и изобилие. Приход к власти де Голля
· В начале мая 1968 года произошли первые столкновения между студентами и полицией, в Париже появились баррикады. 13 мая была проведена всеобщая забастовка в стране, прокатилась волна демонстраций. Рухнул миф об «обществе изобилия», страна втягивалась в длительный экономический и финансовый кризис.
· 1980-е – эпоха потребления.постмодернизма и масскультуры. Результатом воздействия на умы стали бунты фр молодежи (дети иммигрантов) в 90-х гг
2) Лит процесс. Общие черты 50-х гг. Вторая мировая война, оккупация, движение Сопротивления против фашизма во многом определили облик реалистической прозы и поэзии в первые послевоенные десятилетия. Военная действительность с ее нравственными уроками предстает в ромайах А. Лану «Майор Ватрен» (1956), «Свидание в Брюгге» (.1958), «В 1952 году выходит роман Р. Мерля (род.в 1908 г.) «Смерть — мое ремесло», Фашист в зверином обличье предстает и в романах Веркора (псевд. Ж. Брюллера) «Оружие ночи» (1945) и «Сила света» (1951); позднее выйдут его философские романы, в которых писатель исследует природу современного человека: «Люди или животные?» (1952) и «Гневные» (1956).
Рекомендуемые материалы
Движение Сопротивления вернуло французской литературе героические идеалы, оживило веру в человека и его дела. «оказало большое влияние на все направления послевоенной французской литературы», в том числе и на модернистскую. Экзистенциалистский роман и драма уже не могли стоять в стороне от событий в мире, от национальной трагедии. Проблемы ответственности, свободы выбора, установка на «сизифово» отношение к выпавшим на долю французов испытаниям .
Одновременно с реалистическим направлением в литературе Франции продолжала свое существование модернистское течение в лице неосюрреализма и в особенности экзистенциализма, который в годы войны получил широкое распространение в стране и за ее пределами. Выходят новые произведения Ж.-П. Сартра, в 1949 году он заканчивает свою трилогию «Дороги свободы», а в 50-е годы появляются его пьесы «Некрасов» (1955) и «Затворники Альтоны» (1959).
В 1947 году выходит в свет роман А. Камю «Чума», на антифашистском прочтении которого настаивал сам автор;
Влияние экзистенциализма испытали в своем творчестве многие писатели, драматурги нового поколения: экзистенциализм становится философией европейской интеллигенции. Под его воздействием находился, в частности, французский драматург Ж. Ануй («Жаворонок», 1953, «Подвал», 1961).К середине 50-х годов экзистенциализм как литературное течение переживает упадок. Отдельные его мотивы были подхвачены школой «нового романа», которая вкупе с «театром абсурда» знаменовала собой начало третьего этапа в развитии модернизма, точнее постмодернизма во французской литературе.
Во фр драматургии после войны – 2 тенденции. Политич театр (влияние Брехта) и театр абсурда (или антитеатр) Ионеско и Беккета. Первый – ставил пьесы на злобу дня, исп зонги, киномонтаж и тд. Второй – театр антиидеологический и антитематич, оказавший мощное влияние на драматургию других стран — Германии, Англии, Польши, Испании, США и т. д. Своеобразный взрыв внутри театра был неизбежен, хотя и имел в каждой европейской стране, помимо общих, и свои, национальные, предпосылки.
Истоки антидрамы – сюрр-м, сч мир абсурдным (ЦИТАТА:«Отрезанный от своих корней, ч-к чувс-ет себя потерянным, все его боступки становятся бессмысленными.Абсурдно то, что не имеет цели» Ионеско). Пессимист. Названия антидрам: «Лысая певица», Стулья, Носороги, Игры в убийство. «Носороги»1959 - аллегория: противостояние ч-ка обву, превращ. В носорогов. А Беранже не хочет быть как все, даже если выглядит чудовищем на фоне других, даже если его просит об этом любимая. Пьеса - против коллективной истерии, в тч идеологической, подавляющей отдельного ч-ка. (ГОВОРЯЩЕЕ ИМЯ). Сэмюэль Беккет, франко-ирландец, уч-к Сопротивления, поражение усилило его представление об абсурдности бытия, в котором ч-к обречен на поражение (в худ мире крах, распад, отчаяние).Названия антидрам: В ожидании Годо (д-е на дороге, по которой не идут, а бессмысленно ожидают), О, счастливые дни (женщина проваливается (обреченность), но кокетничает, глазами ищет гребень, тк пришел новый день и он прекрасен), Кичи-Кач (кресло+ поток сознания). Принципы антидрамы:
- ассоциативное восприятие мира (нет хронологии, прич-следств связей)
- абсурдный язык персонажей
-Театр в театре
Жанры - пьесы-видения, пьесы-фантазии, пьесы-пародии, параболы, притчи; театр, проникнутый (само)разрушающей иронией и язвительным сарказмом; театр недоговоренностей, двусмысленностей, словесной игры, создающей тьму противоречий, но не разрешающей ни одного из них»;
Разновидности и определения: театр жестокости (А. Арто), театр абсурда (С. Беккет), театр возмущения (Д. Брустайн), театр парадокса (Ж. Жене, Г. Пинтер) и т. д.
В 60-е г Франция выходит в число ведущих стран. Возрастает американизация, формируется цивилизация потребления. Реакция на обесчеловечивание (Термин синонимический? дегуманизация) разная.
Европа, вступала в эпоху «общества изобилия», или «нейлоновый век» (так с появления дилогии Э. Триоле «Нейлоновый век» стал именоваться во Франции этот период).
После прихода к власти президента де Голля (1958) социальные конфликты утихли, антифашистская тема отошла в прошлое. Типичной чертой эры «потребления» стало распространение «массовой культуры» с ее установкой на невзыскательный вкус «среднего» потребителя литературной продукции, требовавшего развлекательного или душещипательного карманного чтива. «Черные серии», полицейские романы заполонили книжный рынок.
Общее состояние — это дух успокоенности, мещанского самодовольства и конформизма, воцарившиеся в Европе и США после Второй мировой войны, когда на сцене господствовали обыденность, приземленность, ставшие своеобразной формой скованности и молчания театра в период «испуганного десятилетия». Это и общее для большинства стран наступление реакции во внутренней жизни (маккартизма в США), яростное противостояние двух систем и разгул «холодной войны» — во внешней. Это и угроза новой, третьей, мировой войны.
Учредители «нового романа» А. Роб-Грийе и Н. Саррот – представители чистого постмодерна, абсолютно нечитабельного, заявили, что традиционный реалистический роман (как и реалистическая литература в целом) «отжил свой век», и в их задачу входит прокладывание новых путей в литературе. Эта школа просуществовала примерно до середины 70-х годов. Отказ от обрисовки целостных характеров, сведение на нет сюжетного повествования привело, в конечном счете, деятельность «неороманистов» к чистому экспериментаторству. У искусства нет значения и целей, кроме создания новых форм.
Требования поэтики: нет логики изложения, завершенности эпизодов, нет человеческого типа, т.е. персонажа в его традиционном назначении; прим повторения/ зеркального отр-я: теряется реальность, нет ни начала ни конца (новелла Пляж) ”(из цикла Моментальные снимки, 1962).Вдоль берега идут трое детей. Они шагают в ряд, взявшись за руки. Они примерно одного роста и вероятно также одного возраста., лет 12. (подробное описание одной и той же волны через один и тот же промежуток времени и процесс образования следов от их босых ног на мокром песке.)
По мере того, как босые ноги идут дальше, они приближаются к птицам. Мало того, что они движутся вперед, еще скоре, по сравнению с пройденным отрезком пути, сокращается относительная дистанция между ними и птицами. Вскоре между двумя группами остается всего несколько шагов.
Но в тот момент, когда кажется, что дети могут настичь птиц, те вдруг хлопают крыльями и взлетают – сначала одна, потом две, потом 10. И вся стайка, белая и серая, описав кривую над морем, вновь садится на песок и принимается мерять его шагами все в том же направлении, метрах в ста от детей.
На этом расстоянии движение воды неуловимо, разве что по внезапному, каждые 10 секунд, изменению цвета в тот момент, когда рассыпающаяся пена блеснет на солнце.
Не обращая внимания ни на следы, ни на птиц, то летящих, то шагающих впереди них, трое белокурых детей идут мерным быстрым шагом, взявшись за руки. (Звонит вдалеке колокол.Обмен репликами.)
Когда опять наступает тишина, они уже ничего не слышат. Трое белокурых детей шагают в том же ровном темпе, взявшись, все трое, за руки. Впереди них стайка птиц, до которой оставлось всего несколько шагов, внезапно охваченная заразительным порывом, хлопает крыльями и взлетает.
Описав над водой ту же кривую, птицы опять садятся на песок и вновь принимаются его мерять, все в том же направлении, у самой кромки прибоя, метрах в ста от детей. (Опять звук колокола и обмен репликами)
И потом они все трое шагают молча. Птицы, которых они почти уже нагнали, хлопают крыльями и взлетают, сначала одна. Потом две, потом 10…Потом вся стайка вновь опускается на песок, бредет вдоль берега, метров на 100 опережая детей.
Справа, с той стороны, где неподвижное и плоское море, всякий раз на одном месте рассыпается пеной все та же невысокая волна.
Самое изв – «В лабиринте»(1959).
Связь с шозизмом (chose– вещь, идея о том, что вещный мир поглощает ч-ка, делая его своей частью, только вещь единственно реальна) и со школой взгляда (все в романе разглядывает внимательный кто-то). Натали Саррот (Наталья Ильинична Черняк, сестра Лили брик), дочь эмигранта, фабриканта. Изв – «Золотые плоды1963», «Детство1983». Сч, что пис-ль должен изображать тропизм – реакцию организма на раздражители, т.е. те душевные движения, которые повлекут за собой слова. Тропизм принадл только конкретному «я», значит не имеет имени и не может быть выражен в персонаже( поскольку мысль изреченная есть ложь, то пытаюсь передать истину, которую человек тщательно скрывает). Отображает лит проблемы, в романе «Между жизнью и смертью» - провозглашает принципы асоциального искусства. Черты поэтики: нет героев, событий, места и времени д-я; абстрактн случ фразы, вырванных из потока сознания. Итог – считается заумной пис-цей, а тексты не столько читаются, сколько исследуются.
В то же время новый этап в жизни французского общества породил проблему несовместимости меркантильных устремлений с духовными ценностями. К концу 60-х стало очевидно, «что человек в этом новом мире ценен не сам по себе, не как личность, а лишь как один из механизмов, необходимых для функционирования системы «производство-потребление-прибыль». Отдельный индивид нужен только как участник процесса производства или как «покупательная машина», способная обеспечить прибыль. В повести Ж. Перека (1936—1982) «Вещи» (1965) .
Приемы структурализма нашли свое воплощение в новой модификации «нового романа» — так называемом «новейшем романе» конца 60 — начала 70-х годов. Откликом на «революцию» 1968 г.явился роман Р. Мерля «За стеклом» (1970) и повесть П. Лэне «Ирреволюция» (1971).
Роман Мерля — роман-хроника, воссоздающий события, происходившие в Парижском университете. Роман полифоничен, повествование идет от разных героев: сколько голосов, столько и точек зрения на происходящее, но в целом в романе воссоздается панорама острых социальных, политических и идеологических конфликтов, взбудораживших всю страну. Сам преподаватель университета, Мерль не понаслышке рассказал о проблемах, волновавших французскую молодежь.
8. Организационно-правовые документы - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
в 70-е изменившаяся общественная ситуация годы отразилась и на литературном процессе. Еще в период «революции» французские авангардисты вышли на улицы, на баррикады: «Революция здесь, сейчас», — провозгласил один из их печатных органов. «Письмо» и «революция» отныне воспринимались как «равноценные понятия». В 1973 г. Р. Барт публикует книгу «Наслаждение от текста», ознаменовавшую официальную кончину модернизма и начало эры постмодернизма, хотя элементы последнего просматривались в культуре Запада задолго до этой даты. Еще в 1967 г. Ж. Деррида, один из основателей французского и европейского постмодернизма, опубликовал серию работ, в которых он провозглашал отрыв языка, «знака» от смысла, от значения — так называемый «деконструктивизм».
С другой стороны, в 70—80-е годы в литературе Франции увеличивается количество психологических романов, произведений на социальные, исторические проблемы, выходят книги о рабочем классе (Р. Жан «Маршрут № 12», 1972; Ж.-П. Шаброль, трилогия «Бунтари», 1965—-1968; Р. Сабатье «Шведские спички», 1969) и крестьянстве (Ж. Пелегри «Лошадь в городе», 1972). На какое-то время вновь возвращается тема Сопротивления: А. Лану «Пастырь пчел» (1974), Р. Гари «Жизнь впереди» (1975) и «Воздушные змеи» (1980).
В 70-е годы у ряда писателей появляется потребность в создании произведений, рассматривающих серьезные социально-философские проблемы. Это, как правило, интеллектуальные романы-притчи, романы-утопии. В этом жанре особенно продуктивен Р. Мерль, в 1977 году выходит его роман «Мальвиль», действие в котором происходит на земле после атомной катастрофы. Горстка чудом уцелевших людей борется за жизнь, за возрождение человеческого общества
В жанре интеллектуального романа-притчи создают свои произведения Р.В. Пий («Обличитель», 1974), Ж. Жубер («Человек среди песков», 1975) и другие.
80-90г. В литературной жизни Франции последних двух десятилетий трудно в «чистом» виде выделить реалистическую и модернистскую тенденции и уж тем более не приходится говорить о борьбе между ними. Реализм уже не составляет особой школы или группы. И тех и других писателей в равной мере волнует судьба личности в современном обезличенном мире, проблема «расчеловечивания» человека, грозящая превратить его в некие «элементарные частицы». Поэтому в творчестве одного писателя могут уживаться реалистические и нереалистические черты, этот сплав, казалось бы, несопоставимых элементов дает в последнее время интересные результаты, о чем можно судить на примере творчества М. Уэльбека. (роман Элементарные частицы) 1998
1. Кормильцев И. Ирвинг Уэлш — Жан-Жак Руссо химического поколения. // Иностр. литература. 1998, № 10.