Современная литература Германии
Современная литература Германии
1. Касаткина Е. JohnBull вздремнул, или «Findesiecle» по-английски. // Нов.мир. 2000, № 8.
8. Саруханян А. Английская литература. 1945—1980. М.,
1987.
ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ
Литература Германии XX века, как и сама страна, была поделена на две части: литературу ФРГ и литературу ГДР; в этом состоянии - до конца 80-х годов (падение Берлинской стены в 1989 году)
С этого периода рассмотрение литературного процесса Германии осуществляется в целом.
Литература ФРГ, внесла более значительный вклад в мировой литературный процесс по сравнению со своими «восточными» соседями, хотя значение творчества лучших представителей восточной литературы мы нисколько не умаляем.
40-50-е. Фашизм вверг страну в национальную катастрофу - погибшие, казненные, оставшиеся без крова среди развалин городов.
За 12 лет правления фашисты уничтожили все, что с их точки зрения не имело право на существование, прежде всего, литературы, поэтому, когда же фашизм рухнул, у немецкой интеллигенции возникло ощущение совершеннейшей пустоты.
Рекомендуемые материалы
После 1945 г. в западных зонах стал популярен Ф. Кафка, это был кафковский ренессанс; появился интерес к творчеству экспрессионистов: Г. Тракля, P.M. Рильке, под влиянием которых находились многие немецкие писатели. Позднее добавилось увлечение «театром абсурда» С. Беккета и философией экзистенциализма (Из Франции).
С другой стороны, на творчество писателей ФРГ послевоенного периода оказали воздействие произведения писателей реалистической ориентации, в частности, американца Э. Хемингуэя.
В первые послевоенные годы книжный рынок заполонили разные книги - от антисоветского агиток до дневников и мемуаров бывших военных преступников, воспоминаний бывших эсесовцев и т. п.
Этому потоку противостояли немецкие писатели как старшего поколения, так и вновь пришедшие в литературу, которых волновал вопрос, как могло случиться, что миллионы немцев оказались обманутыми и втянутыми в преступления нацистов? Как такое стало возможным в стране с многовековой культурой, и кто несет ответственность за события недавней войны? Этих писателей объединял интерес к простому человеку, втянутому в водоворот злодеяний и преданному своими вождями. Мир страданий и рухнувших надежд становится центральной темой в произведениях Г. Белля, Л. Франка, Г. Вайзенборна, А. Андерша, Б. Келлермана, Г. Фаллады, А. Зегерс, и многих других.
Это были писатели, которые считали своим долгом напоминать своим соотечественникам о недавних страшных событиях и предостеречь их об опасности рефашизации Германии. Так возникло писательское объединение «Группа 47» (по году создания), разными по своим политическим и религиозным убеждениям, но которых объединяла антифашистская, антимилитаристская направленность и тема «непреодоленного прошлого»
- рассказывали лишь о том, что видели своими глазами: о войне, крови, смерти, разрухе и голоде послевоенных лет, об обманутом поколении и загубленной молодости. Поэтому Часто был перебор с натуралистич изобр-ем ужасов войны.
- выступали против всевозможных мифов о минувшей войне: о мужестве «безвинного немецкого солдата», об «освободительной миссии» гитлеровской армии на Востоке и т. п.
- Демонстр отказ от манифестов – идеологич аскетизм (идеология может обмануть!)
- Тезис о несост-ти гум идеалов и неизбежной тот катастрофе.
- Стремл противопост сконструиров филос системам реальную, пусть жестокую правду жизни. (Не надо мифов! – расск о том, что видели и пережили сами.)
- Обр к малому жанру – новелла. Очерк (времени для панораммы нет, а воплотить надо немедленно)
- Задача: осмыслить прошлую войну, чтоб не допустить новую.
Представители: Генрих Бёлль (ум в 1985) «Где ты был, Адам?» (1951)
Писатели модернистской ориентации изображали войну как вселенскую катастрофу (в традиции экспрессионистской эстетики), смывшую всю предшествующую историю человечества, а человека как одинокое существо «в атмосфере смерти» (Г. Казак «Город за рекой», Г. Носсак «Гибель»),
К теме «непреодоленного прошлого» вскоре добавится тема «непреодоленного настоящего». В 1955 году ФРГ вступит в НАТО, и по улицам немецких городов вновь замаршируют солдаты бундесвера; начнется «эра Аденауэра», канцлера ФРГ, эра реставрации военщины и холодная война. Мотивы неприятия новой западногерманской действительности с ее реваншистскими настроениями станут определяющими в романах Г. Белля, В. Кеппена, 3. Ленца и других писателей.
Аналогичные темы затрагиваются Г. Грассом «Жестяной барабан» (1959) и других.
Справедливы поэтому слова М. Вальзера о том, что ни один писатель, обращаясь к современности, не может игнорировать времена «третьего рейха», что всякое реалистическое изображение современной действительности должно включать в себя осмысление опыта минувшего.
Новый всплеск интереса к теме недавнего исторического прошлого появится в немецкой литературе в первой половине 60-х годов. Материал для размышлений давало в это время усиление неонацистских тенденций в жизни Западной Германии..
С середины 50-х годов, Западная Германия вступает в пору «экономического чуда». Залечив военные раны, страна с помощью США переживала мощный экономический и социальный подъем, превращаясь в «общество потребления». В литературе возникает образ «западногерманского экспресса», стремительно бегущего навстречу неотвратимой катастрофе.
Поезд, мчащийся в никуда, —это место действия пьесы К. Гейслера (род. в 1928 г.) «Убойный скот». «Пассажиров охватывает предчувствие катастрофы, но выбраться уже невозможно, в экспрессе нет тормозов, к тому же сам машинист торжественно заверил, что все в порядке. Большинство пассажиров предпочитает не думать об угрозе. Время от времени действие прерывается, и двое дикторов — он и она — взахлебначинают перечислять блага «экономического чуда» и «общества всеобщего процветания». Каждый имеет свой шанс! А потому главное — сохранять спокойствие...
В литературу приходят и новые темы, и новые герои. Писатели показывают противоречие между возрастающим материальным благополучием и усиливающейся внутренней деградацией личности, между внешней энергичностью и деловитостью и душевной опустошенностью человека.
Герой романа 3. Ленца (род.в 1926 г.) «Урок немецкого» юный нарушитель западногерманских порядков Зигги был засажен в камеру писать несданное в классе сочинение на тему «Радости исполненного долга». Это задание постепенно превращается у героя в потребность высказать все пережитое, и вот он выторговывает долгие недели и месяцы для завершения своего штрафного урока. На наших глазах, эпизод за эпизодом, восстанавливается картина истории, случившейся на переломе войны в заштатном немецком местечке, в котором родился и жил герой. Мы видим его мать, упрямую и деспотичную женщину; отца, полицейского постового, «добросовестного исполнителя приказов», сестру Зигги, надломленную семейным гнетом.
Отец героя с беспощадностью и педантичностью служаки преследует своего друга детства, талантливого художника Нансена, которому гитлеровцы запретили писать картины за несогласие сотрудничать с ними. Это преследование превращается у него в навязчивую идею, в болезнь, он преследует художника и после войны, когда запрет потерял свою силу. С той же неумолимостью и безоглядной готовностью исполнять приказ отец выдает властям своего старшего сына, прострелившего себе руку и дезертировавшего из армии. Зигги, влюбленный в художника и его искусство, потихоньку стал выкрадывать его картины из отцовского тайника и прятать их для сохранности, до лучших времен, за что и угодил в колонию.
Примечательно, что ведущим жанром и средством изображения становится сатира. Прием гротеска, пародии, карикатуры, «шутовские» элементы становятся основным материалом для воссоздания самых разных сторон жизни боннского государства. Соответственно меняется и тип героя, отныне это нередко шут, клоун, современный «пикарро», находящийся в постоянном конфликте с образом жизни и моралью своих современников. В этом отношении наиболее показательно творчество Г. Грасса
В западногерманской литературе 60-х годов усиливаются реалистические тенденции за счет отхода ряда писателей от увлечения экзистенциалистской философией (3.Ленц, А. Андерш и другие).
На литературном фоне ФРГ появляется новая «Группа 61»,избравшая для себя цель «критически осмыслить проблемы современного рабочего» (прежняя «Группа 47» к этому времени распалась, ибо уже не соответствовала тем требованиям, которые предъявляла литературе новая немецкая действительность. Углубились и разногласия внутри ее.
Впервые в немецкую литературу пришла «рабочая» тема: М. фон де Грюн «Светляки и пламя», 1963, «Два письма Поспишилу», 1968, К. Гейслер «Холодные времена», 1965, и другие.
В 1963 г. выходит повесть К. Вольф (род.в 1929 г.) «Расколотое небо», название которой содержит метафорический смысл: расколота на две части не только Германия, но и само небо над ней, воздвигнутая стена прошла через жизни и души людей. В повести воспроизводятся события не только 1961 г., но и военного прошлого, возникает мотив «расчета» с прошлым. В 1968 г. увидели свет «Размышления о Кристе Т.». Произведение носит полудневниковый характер, в центре его — портрет современницы писательницы, реальной женщины, погибшей в тридцать пять лет и не успевшей и не сумевшей реализовать себя в жизни. Произведения К. Вольф характеризует постановка философских и нравственных проблем, поиски духовных ориентиров ее героями.
Фактом культурной жизни Германии 60-х годов становится так называемая «массовая литература». Зародившись в США, она вскоре выплеснулась на европейский континент, затопив книжный и — шире — культурный рынок третьесортной литературной и голливудской продукцией. Ее распространению способствовали СМИ, деятельность ведущих издательств, кинофирм, рекламных организаций и т. п. Низкопробная литература вскоре стала единственной формой овладения «культурой» для среднего немца, она была рассчитана на непритязательный средний вкус и делала ставку на развлечение, на формирование «идеального потребителя рекламных лозунгов о «социальном партнерстве» и «равных возможностях».
70-е годы знаменуют собой новый этап в литературе Федеративной Германии. В самых общих чертах литературное развитие этих лет можно определить как обращение к более широкому реалистическому взгляду на общественную и нравственную проблематику современности. Это был по преимуществу «беллевский» период в реализме Германии.
С середины 50-х гг. получают распространение тенденции, привнесенные на немецкую почву французским «новым романом» и получившие название «кельнской школы нового реализма», получивший название магический реализм.
Вслед за французами ряд немецких писателей и критиков (В. Йене, Г. Майер) объявили традиционный реализм и традиционные литературные жанры устаревшими.: «уходит» из литературы сюжет по принципу «как это было (есть)», на смену которому приходит принцип «как это могло бы быть».
Писатели охотнее обращаются к воспроизведению деталей «вещного» мира, ощущений и импрессий героя-повествователя, нежели к изображению внутреннего мира личности. В таких условиях преобладающую роль начинает играть сам текст, язык произведения. Как уже говорилось, это была общеевропейская тенденция, и литература Германии внесла в ее развитие свою лепту. Черты постмодернизма явно угадывались в произведениях Г. Грасса и К. Гейслера. Позднее, в 80-е годы, ярким представителем его станет П. Зюскинд.
Магический Реализм, - Этот р-м избегал прямого изобр-я ист реалий, выдв на 1-й план метафорически закодированную модель мира, кот в 1-ю очередь была обращена к сущностным вопрсам бытия, и только потом – к действительности
Осн черты:
· реализм – худ прием, его эл-ты встроены в фантастич. Нетрадиц контекст
· первичная реальность – обманна, за ней обрис контуры реальности более страшной, объемной и неизвестной.
· Отказ от психол подхода к изобр-ю типичного героя в типичн обстоят-вах.
· Опора на мифол основы изобр-я бытия, в котором конкретное размывается (патрик зюскинд Парфюмер 1985, Гренуй – недочеловек гений и чудовище, д-е - условно в 18 веке)
· Недоверие к рационализму, идее соц прогресса, ни в рамках социалистич, ни в рамках бурж д-ти
Гюнтер Грасс (род.в 1927 г.) получил всеобщее признание с выходом в свет романа «Жестяной барабан» в 1960 г.
Литература ГДР
· Возвр из эмиграции писатели коммунисты (Брехт, Зегерс, Цвейг)
Люди также интересуются этой лекцией: 10.2 Ислам как цивилизация.
· «Путч 1953г» - демонстрация против повышения норм выработки (беспл труд) – введение сов танков.;56-58 репрессии п/в творческой интеллигкнции, в том числе запрет на печать, цензура.
· Гос-во на территории Пруссии, саксонии, веймара+ славянская обл Верхние и нижние Лужицы = славян эл-т проник в л-ру в большей степени.
· Перенасыщение переводной сов л-рой, традиц антифаш л-ры, тема непреодоленного прошлого (вариант проблемы отцы и дети).
· 70-е новый этап развития л-ры (1973 – принятие гДР в ООН) – взаимодействие, появление отд образцов зап л-ры
· 80-е начало кризиса. Разрушена берлинская стена
90-новая л-ра. Новая германия