Специфика литературы как вида искусства
Специфика литературы как вида искусства
Цель: формирование представлений о специфике литературы как вида искусства, об основных функциях литературы; получение навыка литературоведческого анализа
Дескрипторные характеристики компетенции
Код компетенции | Название - определение (краткое содержание) компетенции | Структура компетенции Дескрипторные характеристики компетенции | Рекомендуемые материалыFREE Какое место занимает мечта в человеческой жизни. (В повести Э. Хемингуэя Старик и море) FREE Роль художественной детали в произведениях русской литературы 19 века FREE Общая характеристика русской литературы XX в. до великой социалистической революции FREE Вопросы искусства в романе Л.Н.Толстого "Воскресенье" FREE Как соотносятся в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита милосердие, справедливость и всепрощение? FREE Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского “Преступление и наказание” Формы и методы обучения, способствующие формированию компетенций |
ОК- 6 | Способенлогически верно строить устную и письменную речь | · знать: ОК 6-1: теоретические основы литературы ОК 6-2: нормы русского литературного языка ОК 6-3: коммуникативную значимость речевой и профессиональной культуры · уметь: ОК 6-4: строить свою речь с соблюдением норм литературного языка ОК 6-5: выступать с сообщением, вести дискуссию в профессиональной деятельности; ОК 6-6: грамотно строить свою речь в области своей профессиональной деятельности
ОК 6-7: навыком самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации ОК 6-8: основными правилами построения выступления, лекции, доклада ОК 6-9: способностью создавать письменные и устные высказывания профессионального характера | 1) проблемные лекции 2) лекции - визуализации 3) интерактивные формы проведения занятий 4) учебные дискуссии 5) работа в малых группах 6) элементы проектной деятельности 7) практические задания |
ПК-11 | готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования |
ПК 11-1: особенности литературы как вида искусства ПК 11-2: особенности восприятия литературного произведения детьми разных возрастных групп; ПК 11-3: описывает приемы и формы работы с художественным произведением
ПК 11-4: организовать работу над текстом (определять цели, отбирать тексты, формулировать вопросы и задания к тексту) ПК 11-5: определять педагогический потенциал произведения для детей ПК 4-6: самостоятельно оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей · владеть: ПК 11-7: дает рекомендации по подбору детских книг, их чтению и рассматриванию ПК 11-8: навыками литературоведческого, лингвистического, социокультурного и стилистического комментариев текста ПК 11-9: побуждает младших школьников к литературному творчеству | Лекции Творческие задания Чтение художественной литературы Беседы |
СК-2 | Способностью применять знание теоретических основ и технологий начального языкового и литературного образования в обучении учащихся начальных классов, формировании у них читательской самостоятельности | · знать: СК-2-1: теоретические основы начального образования; СК-2-2: современные технологии начального языкового и литературного образования СК-2-3: оценивание результатов обучения младших школьников; · уметь: СК-2-4: использовать современные технологии и средства обучения анализа литературных произведений СК-2-5: разрабатывать и проводить уроки внеклассного чтения СК-2-6: давать оценку по формированию читательской самостоятельности · владеть: СК-2-7: приёмами анализа литературных произведений различных видов и жанров с учётом закономерностей историко-литературного процесса в рамках технологии типа правильной читательской деятельности СК-2-8: навыками подготовки и проведения уроков внеклассного чтения в начальной школе; СК-2-9: моделированием фрагментов организации читательской деятельности младших школьников на всех этапах обучения | 1) лекции-беседы 2) лекции с разбором конкретной ситуации 3) учебные дискуссии 4) стажировки с выполнением должностной роли 5) интерактивные семинары |
План
1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения – теория литературы, история литературы, литературная критика, историография, литературное краеведение и др.
2. Понятие художественной литературы. Специфика эстетического переживания. Катарсис. Словесное искусство в ряду других искусств. Литература как словесное, временное, изобразительное искусство.
3. Психологизм как литературоведческое понятие. Специфика психологизма в эпосе, лирике, драме.
4. Художественный текст и его образная природа. Художественный образ и его многозначность.
Литература основная:
Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студентов вузов, обуч-ся по спец. «Рус. яз. и лит.»: допущено М-вом образования и науки РФ/ О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. - М.: Академия, 2012.
Ведение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др.; под ред. Л.В. Чернец. -М.: Высшая школа; Изд. центр «Академия», 2011.
Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 2011.
Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. М., 2012.
Введение в литературоведение. Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева. М., 2007.
Волков И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. – М.: Просвещение, Владос, 2012.
Сосновская О. В.Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб.для студентов вузов: рек. УМО по спец. пед. образования/ О. В. Сосновская. - М.: Академия, 2011.
Теория литературы:Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено Советом по филологии Учеб.-метод. объединения: В 2 т. Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика/Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман/ Под ред. Н. Д. Тамарченко. - 2-е изд., испр. М.: Академия, 2012.
Теория литературы: Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено Советом по филологии Учеб.-метод. объединения: В 2 т. Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика/Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман/ Под ред. Н. Д. Тамарченко. -3-е изд. стереотип. - М.: Академия, 2012.
Теория литературы: Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено Советом по филологии Учеб.-метод. объединения: В 2 т. Т.2: Историческая поэтика/С.Н. Бройтман/ Под ред. Н.Д. Тамарченко. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012.
Федотов О.И. Основы теории литературы: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х частях. – М.: ВЛАДОС, 2013. – Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение.
Хализев В. Е.Теория литературы: учеб.для студентов вузов: рек. М-вом образования РФ/ В.Е. Хализев. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2013.
Литература дополнительная:
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 2010.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Жирмунский В.М.Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 2011.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 2003.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. – М.: Наука, 2007.
Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – СПб: Азбука, 2010.
Литературоведение как наука. Разделы литературоведения – теория литературы, история литературы, литературная критика, историография,
литературное краеведение и др.
Литературоведение – это наука о литературе, поэтому следует прежде всего остановиться на толковании самого понятия «литература»:
Литература – 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория литературы. 3. Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-н. специальному вопросу. Политическая л. Техническая л. [Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – с. 328].
Литература - 1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение. 2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. // Совокупность произведений такого вида искусства. 3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-л. отрасли знания, к какому-л. вопросу [Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой].
Литература [лат. lit(t)eratura, букв. - написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. - "изящная словесность"). В этом значении литература - явление искусства ("искусство слова"), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе - речь - позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях (см. Монолог и Диалог). Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм (см. Проза и Поэзия), изобразительных средств языка (см. Речь художественная), приемов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, - мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза - относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства - кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением [Большой Энциклопедический словарь (БЭС)].
Литература – это процесс становления человеческой личности, её индивидуальности; учебный предмет, содержанием которого является изучение определённого круга произведений, а также элементов теории создания этих произведений их авторами и исторического литературного процесса в целом или в конкретной стране и у конкретного народа.
Литература – «последнее и высшее выражение мысли народа, проявляющееся в слове» (В.Г. Белинский).
Литературоведение как наука возникло в начале XIX века, хотя со времен античности существовали литературные труды таких, как Аристотель, который был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса (процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов) и мимесиса (подобие, воспроизведение, подражание; один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле – подражание искусства действительности). Платон создал историю об идеях (идея > материальный мир > искусство).
История развития литературоведения выглядит так:
XVII век | XVIII век | XIX век |
Н. Буало создал свой трактат «Поэтическое искусство», опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука. | Немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг «Лаокоон.О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»). | В идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. |
Современное литературоведения представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли литературоведения:
Теория литературы
|
История литературы
|
Литературная критика |
Предмет теории литературы – общие закономерности литературной жизни и творчества писателей (В.Е. Хализев); выработка системы научных понятий о художественной литературе (И.Ф. Волков). | Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. | Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность критики к литературоведения как к науке не является общепризнанной. |
Важнейшей частью литературы является поэтика – наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д.
Поэтика соотносится с основным отраслями литературоведения:
- в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику – науку о структуре любого произведения;
- в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.);
- возможно применение принципов поэтики в критике.
Во многом аналогичное положение занимает в литературоведении стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в общую поэтику (в этом случае она представляет собой исследование одного из уровней структуры, а именно – стилистического и речевого уровня), в историю литературы (например, язык и стиль данного течения и направления), а также в литературную критику.
Для литературы как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех её отраслей (так, критика опирается на данные истории и теории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Существуют теория критики, история критики, история поэтики (следует отличать от исторической поэтики), теория стилистики художественной речи и т. д. Характерно также передвижение дисциплин из одного ряда в другой: так, критика со временем становится материалом истории литературы, исторической поэтики и др. наук.
Наряду с названными выше основными дисциплинами литературы существует множество вспомогательных: литературоведческое архивоведение, библиография художественная и литературоведческая литературы, эвристика, палеография, текстология, комментирование текста, теория и практика эдиционного дела и др.
В середине XX в. усилилась роль математических методов, особенно статистики, в литературоведении, преимущественно в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры.
Текстология (оттекст и... логия), отрасль филологии, изучающая произведения письменности, литературы и фольклора в целях критической проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации.
Поэтика – одна из дисциплин литературоведения, включающая изучение общих устойчивых элементов, из взаимосвязи которых слагается художественная литература, литературные роды и жанры, отдельное произведение словесного искусства; описание и классификация исторически устойчивых литературно-художественных форм и образований.
Палеография (от палео... и... графия) – специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.
Вспомогательные дисциплины – необходимая база основных; вместе с тем в процессе развития и усложнения они могут выявлять самостоятельные научные задачи и приобретать самостоятельные культурные функции.
Многообразны связи литературы с другими гуманитарными науками:
- одни служат его методологической базой (философия, эстетика);
Обратите внимание на лекцию "3 Российское самодержавие".
- другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание);
- третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология).
Многоплановы связи литературы с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур. Слитность литературы с другими гуманитарными дисциплинами фиксировалась прежде понятием филологии как синтетической науки, изучающей духовную культуру во всех её языково-письменных, в том числе и литературных проявлениях (в середине XX в. это понятие передаёт обычно общность двух наук — литературы и лингвистики; в узком же смысле оно обозначает текстологию и критику текста).
Историогра́фия(в узком смысле слова) – это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, англоязычная или французская историография).
Историогра́фия (в более широком смысле слова) – это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.
Литературное краеведение – художественные произведения, отражающие краевые темы: истории, культуры, природы и быта родного края (Н.А. Соболев); специфическая отрасль науки о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения» (Н.С. Травушкин).