Популярные услуги

Фракталы в литературе

2021-03-09СтудИзба

Лекция 16. Фракталы в литературе.

Определение фрактала как «структуры, состоящей из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» было дано в конце ХХ века сотрудником корпорации IBM Б.Мандельбротом. Слово фрактал имеет латинский корень fractus, состоящий из частей, фрагментов. Изучение фракталов привело к пониманию, что они существовали и были известны ученым (Пуанкаре, Жюлиа, Кантор) и раньше, и многие природные объекты, как снежинки, ветки деревьев, кровеносные пути и др в той или иной мере обладают фрактальной природой.

           

            Снежинка Кох          Треугольник Серпинского Ветвящееся дерево.

Однако фракталы в литературе еще не изучены, хотя представение о таковых существует с незапамятных времен: вспомним хотя бы мечту о Книге книг – книге, состоящей из книг, или книге, включающей в себя иные книги – если это и не фрактал, то первая к нему итерация.

 Пытаясь определить текстовые фракталы, мы встречаемся с принципиальными трудностями: литературный текст 1) линеен, 2) конечен.

Вопросом, как можно создать бесконечный текст, задается  герой рассказа Х.-Л.Борхеса «Сад расходящихся тропок»: «…я спрашивал себя, как может книга быль бесконечной. В голову не приходит ничего, кроме цикличного, идущего по кругу тома, тома, в котором последняя страница повторяет первую, что и позволяет ему продолжаться сколько угодно»[1].

Посмотрим, какие еще решения могут существовать.

Заметим, что в действительности требуется не так много итераций, чтобы объект воспринимался как фрактальный. Снежинка Кох на нашем рисунке представлена пятью приближениями, у ветвящегося дерева  семь развилок, что уже убеждает во фрактальности объекта. Видимо, количество итераций, лежащее между психологическими константами три и семь, уже вполне задает восприятие структуры объекта как фрактальной. 

Рекомендуемые материалы

Самым простым бесконечным текстом будет текст из бесконечного количества одинаковых элементов. Схематически такой текст можно изобразить в виде неразветвляющегося дерева. Единица текста – фраза, строфа или рассказ, начинается, развивается и заканчивается, возвращаясь в начальную точку, точку перехода к следующей единице текста, повторяющей исходную.

Среди таких бесконечных произведений – народные песенки, например о попе и его собаке, или стихи для детей, как стихотворение М.Яснова «Чучело-мяучело»  о котенке, который поет о котенке, который поет о котенке…

У попа была собака, он ее любил.

Она съела кусок мяса, он ее убил.

В землю закопал,

И надпись написал,

Что

У попа была собака…

    Вот море,

А на море сyша,

А на сyше пальма,

А на пальме клоп сидит

И видит море,

А на море сyша...

    Пришел медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок,

Выкис,

Вылез,

Высох,

Встал на колоду -

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок...

    Из Нью-Йорка в Лиссабон

Пароход сто тысяч тонн

Шёл волнам наперерез

    и на риф налез.

Так погиб «ТрансАтлантик»

С экипажем в тот же миг,

И никто не был спасён

    кроме трёх персон:

Анжелика Бетт,

двадцати трёх лет,

Дочь миллионера

из ВанкувЕра.

С нею Питер Босс,

молодой матрос,

    и индеец Лысый Нос

Лысый Нос умом востёр -

На берегу развёл костёр

Чтоб тела свои согреть,

    стали они петь:

про то, как -

Из Нью-Йорка в Лиссабон...

М.Яснов «Чучело-мяучело»

Чучело-мяучело

На трубе сидело.

Чучело-мяучело

Песенку запело.

Чучело-мяучело

С пастью красной-красной –

Всех оно замучило

Песенкой ужасной.

Всем кругом от чучела

Горестно и тошно,

Потому что песенка

У него про то, что:

Чучело-мяучело

На трубе сидело…

Или, самое короткое:

            У попа был двор, на дворе был кол, на колу мочало – не начать ли сказочку сначала?... У попа был двор...

Эти тексты могут быть изображены схемой: А ® А ® А ®…

Другие произведения обладают схемой: А ® В ® А ® В …

Другие стихотворения этого класса обладают схемой типа «А ® В ® А ® В …», например:

Еду я и вижу мост, под мостом ворона мокнет,

Взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет.

Еду я и вижу мост, на мосту ворона сохнет,

            Взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет…

К ним можно отнести и притчу о Чжуан Цзы, если перефразировать ее следующим образом: «Притча о философе, которому снится, что он бабочка, которой снится, что она философ, которому снится, что он бабочка, которой снится, что она философ...» 

В качестве суждения В может выступать и суждение, обратное к А. Тогда схему можно записать: А ®ØА ® А®ØА ®..., например, парадокс «Лжеца», перефразированный как:  «ложным является утверждение, что истинным является утверждение, что ложным является утверждение, что истинным…».

Фрактальный рисунок для такого рода стихотворений возникает из самой записи текста. Структуру их можно изобразить или в виде замкнутой кривой (первый случай) или двух замыкающих друг друга кривых (второй случай).


Змея, кусающаяся себя за хвост     Две змеи, пожирающие друг друга

В кольце может быть и большее число звеньев, как, например, в случае замкнутой логической схемы из трех элементов, описывающей строение стихотворения для детей Р.Сефа «Бесконечные стихи»:

Кто вечно хнычет и скучает –

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает –

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Если скучно стало – почитай сначала.

Эти повторы точны и математически строги. Однако фрагменты фракталов Мандельброта не тождественны, а подобны друг другу, и при изучении (и создании) литературных фракталов также встает задача поиска сходства, а не тождественности элементов текста.

Замена тождества подобием осуществляется в стихах с вариациями, как в английской народной песенке «У Пегги жил веселый гусь», варианты которой сочинялись С.Никитиным и многими российскими бардами.

в которой варьируются Пеггины приживалы и их привычки: «У Пегги стройный жил жираф, он элегантен был, как шкаф», «У Пэгги жил веселый глюк, он самый лучший Пэггин друг», «У Пегги жил смешной пингвин, он различал все марки вин», и т.д.:

Песенка из английской народной поэзии

СПЛЯШЕМ, ПЕГГИ, СПЛЯШЕМ!

Пер. И.Токмаковой + варианты бардов

У Пегги жил веселый гусь,

Он знал все песни наизусть.

Ах, до чего веселый гусь!

Спляшем, Пегги, спляшем!

У Пегги жил смешной щенок,

Он танцевать под дудку мог.

Ах, до чего смешной щенок!

Спляшем, Пегги, спляшем!

У Пегги старый жил козёл,

Он бородой дорожки мёл.

Ах, до чего ж умён козёл!

Спляшем, Пегги, спляшем!

УПэггижилсмешнойудав,

Онтанцеватьлюбил, поддав,

Ах, до чего смешной удав!

Спляшем, Пегги, спляшем!


УПэггижилогромныйглист,

Онпоночамтанцуеттвист,

Ах, до чего огромный глист!

Спляшем, Пегги, спляшем!

УПеггистройныйжилжираф,

Онэлегантенбыл, какшкаф,

Вот это стройный был жираф!

Спляшем, Пегги, спляшем!

УПэггижилхорошийГлюк,

ОнсамыйлучшийПэггиндруг,

Ну до чего хороший глюк!

Спляшем, Пегги, спляшем!

УПеггижилбольшойбаран,

Онговорил: Нопассаран!

Ах, до чегож большой баран!

Спляшем, Пегги, спляшем!

У Пегги жил смешной пингвин,

Он различал все марки вин,

Ах, до чего смешной пингвин!

Спляшем, Пегги, спляшем!

У Пегги жил веселый слон,

Он скушал синхрофазотрон,

Ну до чего веселый слон,

Спляшем, Пегги, спляшем!..

Сочинено уже если не бесконечное, то довольно большое число куплетов: утверждают, что кассета «Песни нашего века» вышла с двухстами вариациями песенки, и, вероятно, число это продолжает расти.

Дурную бесконечность здесь пытаются преодолеть за счет со-творчества, детского, наивного и забавного.

Такие куплеты требуют постоянного активного сочинительства, проб различных комбинаций в потенциальном поле возможностей, проверки на практике жизнеспособности словесных комбинаций. Однако с формальной точки зрения куплеты с вариациями не выходят за пределы схемы неветвящегося дерева.

Другая возможность вырваться из бесконечной последовательности повторений – это изначально объявить о конечном количестве повторяющихся строф.  К таким произведениям относятся: песенка про десять зеленых бутылок («Ten green bottles hanging on the wall…»), в которой куплеты различаются только числом висящих на стене бутылок, в каждом следующем –  на единицу меньшем, чем в предыдущем, песенка про пять сосисок («Fivefatsausagessizzlinginapan…»), которые постепенно исчезали со сковородки, песенка про десять негритят («Ten little nigger boys went out to dine…»), в которой различия уже событийные, аналогичная песенка про одиннадцать солдат Ю.Кима, и другие:

Песенкиизанглийскойнароднойпоэзии

Ten green bottles hanging on the wall.

Ten green bottles hanging on the wall.
Ten green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be nine green bottles hanging on the wall.

Nine green bottles hanging on the wall.
Nine green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be eight green bottles hanging on the wall.

Eight green bottles hanging on the wall.
Eight green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be seven green bottles hanging on the wall.

Seven green bottles hanging on the wall.
Seven green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be six green bottles hanging on the wall.

Six green bottles hanging on the wall.
Six green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be five green bottles hanging on the wall.

Five green bottles hanging on the wall.
Five green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be four green bottles hanging on the wall.

Four green bottles hanging on the wall.
Four green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be three green bottles hanging on the wall.

Three green bottles hanging on the wall.
Three green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be two green bottles hanging on the wall.

Two green bottles hanging on the wall.
Two green bottles hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be one green bottle hanging on the wall.

One green bottle hanging on the wall.
One green bottle hanging on the wall.
And if one green bottle should accidentally fall,
There'll be no green bottles hanging on the wall.

Five fat sausages


Five fat sausages sizzling in a pan
All of a sudden one went "BANG!"

Four fat sausages sizzling in a pan
All of a sudden one went "BANG!"

Three fat sausages sizzling in a pan
All of a sudden one went "BANG!"

Two fat sausages sizzling in a pan
All of a sudden one went "BANG!"

One fat sausage sizzling in a pan
All of a sudden one went "BANG!"

All of a sudden one went "BANG!"
Аnd there were NO sausages left!

Ten little nigger boys

Ten little nigger boys went out to dine;
One choked his little self, and then there were nine.

Nine little nigger boys sat up very late;
One overslept himself, and then there were eight.

Eight little nigger boys travelling in Devon;
One said he'd stay there, and then there were seven.

Seven little nigger boys chopping up sticks;
One chopped himself in half, and then there were six.

Six little nigger boys playing with a hive;
A bumble-bee stung one, and then there were five.

Five little nigger boys going in for law;
One got in chancery, and then there were four.

Four little nigger boys going out to sea;
A red herring swallowed one, and then there were three.

Three little nigger boys walking in the Zoo;
A big bear bugged one, and then there were two.

Two little nigger boys sitting in the sun;
One got frizzled up, and then there was one.

One little nigger boy living all alone;
He got married, and then there were none.

Ю.Ким. Одиннадцать солдат.

Одиннадцать солдат

Гуляли в самоволе,

Одиннадцать солдат

Забыли о пароле,

Патруль был строг,

Слегка нажал курок...

И вот вам результат:

Семеро солдат.

Семеро солдат

Сивухи налакались,

Семеро солдат

Полковнику попались.

Двоих он расстрелял,

А третий сам не встал –

И вот вам результат:

Четверо солдат.

Четверо солдат

Направились к борделю.

Четверо солдат

Там пробыли неделю,

Но бледный спирохет

Сложил их в лазарет –

И вот вам результат:

Геройски

Погиб весь отряд...

Изначально заданная конечность последовательности куплетов сразу же вносит интонации черного юмора в эти стихотворения. Недаром такие куплеты адресуются и исполняются хором, аудиторией, находящейся в состоянии эйфории – в баре, на слете КСП и др. Исчезающие герои стихотворений шагают в небытие с улыбкой на лице, под одобрительный хохот аудитории.

Интересно стихотворение «Четыре червячка», занявшее первое место в интернет-конкурсе бесконечных стихотворений:

Четыре червячка

Весеннею порою

Обедали с грачом,

И их осталось трое.

Три червячка встречали

Экспресс на Бологое,

Перебегали путь,

И их осталось двое.

Два червячка гуляли

Среди прибрежных ив,

Один ушел рыбачить,

Один остался жив.

Один червяк не вынес

Несовершенства в мире,

Метнулся под лопату...

И стало их четыре.

Четыре червячка…

В нем бесконечная последовательность куплетов по образцу простых бесконечных стихотворений, разобранных выше, соединяется с уменьшением количества лирических героев, свойственным конечным куплетам. Особенности функционирования этих лирических героев, земляных червяков, позволяют кольцу убывающих субъектов замкнуться на начало – и повествование начинается сызнова.

Более сложно устроены тексты с нелинейной фрактальной схемой. К таким произведениям отнесем сложные стихотворные циклы, например, венки сонетов. Если сонет – стихотворение из четырнадцати строк с заданным числом слогов в строке и заданной схемой рифм, то венок сонетов представляет собой стихотворный цикл, в котором последняя строка первого сонета является первой строкой второго сонета венка, последняя строка второго сонета – первой строкой третьего сонета, и т.д., а все четырнадцать крайних строк четырнадцати сонетов образуют еще один, магистральный, ключевой сонет цикла.

Сонеты, а за ними и венки сонетов возникли в конце XIII века. В этот период человек глубоко верил в разумное и гармоничное устройство мира, несмотря, и даже включая, его жестокость. В представлении средневекового мыслящего поэта весь мир являлся отражением Божественной сущности и, в различных своих проявлениях, отражением других своих отдельных проявлений и отражений. Каждая истина вещала об одной и той же главной и непогрешимой истине, а вся культура целиком представляла собой единое целое из гармонически организованных объектов.


                        Схема венка сонетов и венка венков сонетов

Средневековый текст, полагает исследователь французской средневековой литературы П.Зюмтор, проникнут «глубочайшим оптимизмом, верой в определенную самодостаточность человека и его слова, в природу, сильную поддержкой Бога... это неистощимая игра зеркальных отражений, где, однако, не может произойти ничего абсолютно непредвиденного». Циклическая и симметричная структура венка сонетов также является таким отражением единства мироздания.

В России венки сонетов получают распространение в начале ХХ века – время отнюдь не гармоничное и совершенное, но мучительно занятое поисками совершенства и поэтической гармонии. Их писали Вяч.Иванов – «Corardens», М.Волошин – «Lunaria» и «Corona astralis», В.Брюсов – «Роковой ряд»:

Магистральные сонеты венков

М.Волошин. Lunaria. Венок сонетов

Жемчужина небесной тишины,

Лампада снов, владычица зачатий,

Кристалл любви, алтарь ночных заклятий,

Царица вод, любовница волны.


С какой тоской из влажной глубины

К тебе растут сквозь мглу моих распятий,

К Диане бледной, к яростной Гекате

Змеиные, непрожитые сны.


И сладостен, и жутко-безотраден

Алмазный бред морщин твоих и впадин,

Твоих морей блестящая слюда —


Лик Ужаса в бесстрастности эфира,

Ты вопль тоски, застывший глыбой льда,

Ты жадный труп отвергнутого мира!

(1913)

М.Волошин. Coronaastralis.

В мирах любви неверные кометы,

Закрыт нам путь проверенных орбит!

Явь наших снов земля не истребит,

Полночных Солнц к себе нас манят светы.

Ах, не крещен в глубоких водах Леты

Наш горький дух, и память нас томит.

В нас тлеет боль внежизненных обид –

Изгнанники, скитальцы и поэты!

Тому, кто зряч, но светом дня ослеп,

Тому, кто жив и брошен в темный склеп,

Кому земля – священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена, –

Тому в любви не радость встреч дана,

А темные восторги расставанья!

(1909)

В.Брюсов. Роковой ряд

Четырнадцать назвать мне было надо

Имен любимых, памятных, живых!

С какой, отравно ранящей, усладой,

Теперь, в мечтах я повторяю их!

Но боль былую память множить рада:

О, счастье мук, бесстрашных, молодых,

Навек закрепощенных в четкий стих!

Ты – слаще смерти! Ты – желанней яда!

Как будто призраков туманный строй,

В вечерних далях реет предо мной, –

И каждый образ для меня священен.

Вот близкие склоняются ко мне…

В смятеньи – думы, вся душа – в огне…

Но ты ль, венок сонетов, неизменен?

(1918)

Если венок сонетов представляет собой первую фрактальную итерацию, то следующая итерация приведет к образованию венка венков, или короны сонетов. В таком цикле 14*14 + 14 + 1 = 211 сонетов, связанных первыми-последними строками. Очевидно также направление следующей итерации к венку венков венков сонетов, называемого также венком в кубе, пирамидой или диадемой сонетов,  и состоящему из 143 + 142 + 141 + 140 = 2455 сонетов.

Создать венок венков сонетов – чрезвычайно трудная задача, а создание фрактального  произведения следующего уровня сложности, венка венков венков сонетов, представляется практически неосуществимым, что может говорить об ограниченности человеческого разума, не способного справиться  уже с задачей четвертого уровня сложности.

Однако даже само «наличие у человека чувства бесконечности уже является доказательством бытия Бога»[2], как утверждал в своей книге «QuaestionessuperGenesim» писатель XVII века Марин Мерсенн. А стремление человека к бесконечному, принципиально недостижимому, и есть проявление его человеческой, разумной и всегда ищущей природы.

Средневековые произведения были пронизаны верой во Всевышнего, в совершенство, отражающее себя во всех проявлениях мироздания. Позже человек в основном утратил ту вдохновенную веру в оригинал, и много лет решает задачу воссоздания оригинала по существующим грубым и тусклым копиям или же задачу существования в отсутствие оригинала. Собственно, этими задачами и определяются, по большому счету, проблемы, которые ставит перед собой литература. И особенно выпукло поиски решений этих задач можно видеть во фрактальной литературе.

Еще одним типом фрактальных литературных произведений будут тексты с вложениями – рассказы в рассказе, известные с античных времен. Они появляются уже в «Метаморфозах» Овидия: внутри истории об обращении Ио в корову находится рассказ о Пане и Сиринге, которым посланец Зевса пытается усыпить стоокого Аргуса, стража Ио. Также в IV книге «Георгик» Вергилия находится миф об Орфее, который рассказывает Протей, плененный Аристеем. А внутри «Золотого осла» Апулея мы встречаем историю Амура и Психеи.

Эти случаи одного вложения, вероятно, не являются полноценным фрактальным литературным произведением, требуется хотя бы три структурные итерации, чтобы литературное произведение воспринималось как фрактальное, потенциально допускающее усложнение до бесконечности.

Иногда автор предваряет свое произведение предисловием, в котором представляет повествователя, якобы сочинившего или записавшего следующий за предисловием текст. Так поступает А.С.Пушкин, предваряя «Повести Белкина» биографией «покойного Ивана Петровича Белкина», написанной по просьбе издателя его соседом-помещиком. Причем  «настоящий» сочинитель повестей мертв, его наследница о нем ничего о не знает, а свидетель-сосед не желает открывать свое имя и публично выступать в роли писателем. Таким образом достичь подлинного лица сочинителя оказывается невозможно, между оригиналом и копией с него сооружен непреодолимый барьер.

Умберто Эко предваряет роман «Имя розы»[3] целой луковицей оберток-масок: повествователь публикует свой «итальянский перевод с довольно сомнительного французского текста, который в свою очередь должен являть собой переложение с латинского издания семнадцатого века, якобы воспроизводившего рукопись, созданную немецким монахом в конце четырнадцатого». Число «оберток» достигает четырех, и уже, несомненно, фрактально по природе. Здесь также все предшествующие варианты изложения, включая и книгу, приобретенную повествователем на букинистическом развале в Праге, оказываются утрачены, недоступны или неверны.

Автор, прячась за маской, а здесь и за четырьмя, стремится, с одной стороны, отстраниться от своего вымысла, а с другой, убедить читателя в его подлинности. Пусть оригинал утрачен, играет в игру с читателем автор, но вы можете мне поверить, что он был, или мы можем сделать вид, что он был, или сделаем вид, что вы верите, что он был... Таким образом автор здесь берется за со-творение копии как подлинника, со-оригинала.

В качестве других примеров текстов с вложениями можно привести «Сказки тысячи и одной ночи», роман Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе», романы «с выдвижными ящиками» Евгении Сюэ, а также произведения Раймона Русселя, в которых внутренние сюжеты до шести раз «заключаются в скобки».

Вложение, подобное оригиналу, осуществляет Шекспир в III действии «Гамлета»: актеры по просьбе Гамлета разыгрывают перед двором сцену, которая дублирует ключевые события оригинальной пьесы – убийство короля и брак цареубийцы с королевой.

Мимо этого вложения не мог пройти Т.Стоппард в пьесе «Розенкранц и Гильдернштерн мертвы»[4], всей построенной на основе шекспировского «Гамлета». Т.Стоппард вводит в пьесу вторую итерацию: актеры, репетирующие пьесу, разыгрывают и пантомиму на тот же сюжет. В одноименном фильме, автором сценария и режиссером которого также был Т.Стоппард, осуществляется еще одна итерация, и на сцене появляются грубо вылепленные марионетки героев. Таким образом, трагическая история рассказывается в третий раз, на каждом уровне теряя в качестве изложения, как теряет качество копия копии.

Ключевой момент, убийство короля, скрыт безвозвратно, и попытки Гамлета создавать все новые копии есть попытки восстановить утраченный оригинал по бледным, с каждым разом все более грубым, копиям.

Снижение качества копии при «увеличении масштаба» изображения является здесь осознанным решением художника в поисках выхода из бесконечной цепи тавтологических повторений. В итоге ряд прерывается, рассказ в рассказе в рассказе заканчивается, и история продолжается там же, где прервалась. Доказательств цареубийства Гамлет не получает, и Гамлету остается довольствоваться только косвенными доказательствами. Последовательность фрактальных изображений не привела к восстановлению оригинала.

Мы уже видели, что завораживающее действие фрактальных литературных произведений часто происходит в той действительности, что предстает человеку во сне. К структурным фракталам можно отнести также такие произведения, в которых повествуется о снах, неотличимых от действительности, которые оказываются частью иного сна, а те – еще одного, так что всякое пробуждение приводит героя в новую сновидческую реальность. Это ощущение, вероятно, испытывали многие в собственной жизни, и многие писатели пытались провести читателя коридорами вложенных снов в своих произведениях – среди них и Г.Майнринк в «Големе»: «Когда люди подымаются с ложа сна, они воображают, что они развеяли сон, и не знают, что становятся жертвой своих чувств, что делаются добычей нового сна, более глубокого, чем тот, из которого они только что вышли»,и С.Лем в одном из романов из серии «Приключения Ийона Тихого».

Одним из примеров, простым, но претендующим на всеохватность темы, является стихотворение Э.А.По «Сон во сне»:

Влобтебяцелуюя,

Ипозвольмне, уходя,

Прошептать, печальтая:

Тыбылаправавполне, -

Днимоипрошливосне!

Упованьебылосном;

Всёравно, вомглеильднём,

Вдымномпризракеильнет,

Ноонопрошло, какбред.

Всё, чтовмирезримомне

Илимнится, – сонвосне.

Стоюубурныхвод,

Кругомгрозарастёт;

Хранитмоярука

Горстьзёрнышекпеска.

Какмало! Какскользят

Межпальцеввсеназад...

Иявслезах,—вслезах:

Обоже! каквруках

Сжатьзолотистыйпрах?

Пустьбудетхотьодно

Зерносохранено!

Всельто, чтозримомне

Ильмнится,—сонвосне?

(1827-1849, пер.В.Брюсова,1924)

С элегическим размышлением Э.А.По контрастирует настроение одноименного стихотворения С.Кирсанова, в котором череда вложенных один в другой снов представляется смертельным кошмаром, из которого нет выхода:

    1

Кричал я всю ночь.

Никто не услышал,

никто не пришел.

И я умер.

    2

Я умер.

Никто не услышал,

никто не пришел.

И кричал я всю ночь.

    3

– Я умер! –

кричал я всю ночь.

Никто не услышал,

никто не пришел...

Заметим, что форма стихотворения представляет собой комбинации стихов в строфе, что позволяет отнести его и к произведениям комбинаторной литературы. Однако эти перестановок осуществляются не как различные возможности, а как бесконечная череда вложенных один в другой замкнутых, циклических возвращений, дурная бесконечность ночного кошмара.

Следующая рассматриваемая нами разновидность литературных фракталов – фракталы семантические, где подобие части бесконечному и вечному целому содержится в содержании текста. Писатель демонстрирует, что явления или люди бесконечно повторяются в цепи сходства-подобия. Оригинала в цепи перерождений нет, и читателю открывается беспредельный экзистенциальный ужас или беспредельная же красота.

К таким текстам отнесем рассказ Х.-Л.Борхеса «В кругу развалин»[5] о неизвестном, появившемся у развалин храма Огня. Этот человек во сне создает человека, столь реального, что даже сам он верит в свое существование. Кудесник  же испытывает ужас, что его сын догадается, что является подделкой,  отражением чужого сна, и тут же понимает, что и сам он тоже только «лишь призрак, снящийся другому».

Из одного звена цепи Борхес выстраивает бесконечность призрачных существ, порожденных одно другим в русле неведомой бесконечной, реки, в дурной бесконечности копий без оригинала, и цепь эта, по мнению автора, отвратительна, ибо как сказано в другом рассказе Борхеса,  «зеркала и совокупления отвратительны, ибо умножают количество людей»[6].

Герой рассказа Х.Кортасара «Желтый цветок»[7] предпринимает отчаянное действие, чтобы разорвать бесконечную цепь бессмысленных перерождений. Он встречает мальчика и осознает, что тот – «еще раз родившийся он, смерти не существует, мы все – бессмертны». Мальчик повторяет его, и все, что у него было и будет – это нищета, болезни, физические и душевные травмы, утраты и боль. И старик, прерывая дурную бесконечность перерождений, убивает (или считает, что убивает) ребенка. Он счастлив, что никогда больше не повторится, и вдруг замечает прекрасный желтый цветок, и уразумевает небытие как отсутствие. Неожиданно, как пришло и откровение о другом, бестолковом и несчастном «я», приходит понимание красоты, какой бы она ни была.

Несчастья героя, унижения и утраты, которые он чувствует на своем уровне восприятия, вдруг, при взгляде сверху, сменяются пониманием радости, пронзительного счастья бытия как такового, видимого только на грани существования. Автор предоставляет читателю возможность взглянуть на цепочку перерождений с разных уровней, и из линейного уровня,  несчастий и утрат, или фрактального, экзистенциальной радости, выбрать свой.

Еще один вид литературных фракталов можно назвать нарративными фракталами, так как они описывают другие фрактальные произведения. В XVII-XVIII веке получил распространение жанр «кабинетов», или «кунсткамер», представляющих собой изображение картин внутри картин, как на знаменитых «Менинах» Веласкеса или картинах Дж.-П. Паннини.

В книге Ж.Перека «Кунсткамера»[8] повествуется о картине, изображающей зал художественной выставки, к экспонатам которой принадлежит и сама эта картина. На этом изображении – снова все картины выставки, включая и «Кунсткамеру», и так далее, всего шесть уменьшающихся копий, видимых невооруженным глазом, и еще две, которые можно рассмотреть в лупу.

В отличие от Стоппарда, отказывающего уменьшающимся копиям в сохранении исходного качества, Перек категорично утверждает, что даже шестая, в несколько миллиметров копия, сохраняет точность оригинала, и только варьирует детали: чайник превращается в синий кофейник, лютнист – во флейтиста, пустынную площадь заполняет карнавальная толпа, и пр.

Вскоре исчезает оригинал первого уровня – умирает хозяин галереи, портретом которого на фоне принадлежащих ему картин и была «Кунсткамера», затем в результате несчастного случая уничтожается картина, что резко увеличивает интерес к скрытой от публики коллекции, состоящей (по описанию) из многочисленных шедевров старых мастеров.

Однако «Кунсткамера» оказывается грандиозной мистификацией. Когда публика наконец скупает по баснословным ценам выставленные на аукцион картины, они оказываются подделками, созданными, как и книга была написана, «ради одного лишь удовольствия, ради одного лишь трепета пред иллюзорностью».

Таким образом, это произведение Перека предоставляет еще одно решение вопроса фрактальной литературы: в конце ХХ века оригинал уже понимается как несуществующий, возможно, не существовавший никогда, и его место занимает симулякр творения, искусно созданный в процессе сложной мудрственной игры человеком, смеющимся как над отсутствием оригинала, так и над снобисткими, глупыми и ложными верами. 




[1]Борхес Х.-Л. Сочинения в 3-х т. Рига: Полярис, 1994. Т.1. С.326.

[2] Eco U. The Search for the Perfect Language. Blackwell Publishers Inc., 1995. Р.142.

"ХУАН ЦЮАНЬ" - тут тоже много полезного для Вас.

[3]Эко, У. Имярозы. Спб: Симпозиум, 1997. Сс. 7-13.

[4] Стоппард Т. Розенкранц и Гильдернстерн мертвы. Спб: Азбука-классика, 2001.

[5] Борхес Х.-Л. Сочинения в 3-х т. Рига: Полярис, 1994. Т.1. Сс.296-300.

[6] Борхес Х.-Л. Сочинения в 3-х т. Рига: Полярис, 1994. Т.1. С.150.

[7]Кортасар, Х. Полн.собр. расск. в 4 т. Спб: Амфора, 2001. Т.1. Сс.257-265.

[8]Перек, Ж. Кунсткамера. История одной картины. Пер. В.Кислова. Спб: Мachina, 2001.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее