Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Комбинаторная литература » Комбинаторная литература, факториальные перестановки

Комбинаторная литература, факториальные перестановки

2021-03-09СтудИзба

Лекция 6. Комбинаторная литература: факториальные перестановки: эпиграмма Вергилию, «фигура распространения». Жан Мешино «Литания Богородице» и Дистре «Молитва и хвала в честь Богородицы». Двустишия Харсдорффера. «Рондолет» И.Северянина, «бесконечное рондо» и «Томные грезы» В.Брюсова.

Словесная анаграмма фразы определяется аналогично анаграммам меньшего порядка.

Возможности, предоставляемые перестановками слов во фразе демонстрирует еще Мольер в «Мещанине во дворянстве», когда учитель философии учит героя составлять письмо маркизе: «Порядок  может  быть, во-первых, тот, который  вы становили   сами:   «Прекрасная   маркиза,   ваши прекрасные  глаза  сулят  мне смерть от любви». Или: «От любви смерть мне сулят, прекрасная маркиза, ваши  прекрасные  глаза». Или:  «Прекрасные  ваши  глаза  от  любви мне сулят, прекрасная маркиза,  смерть».  Или: «Смерть   ваши   прекрасные   глаза, прекрасная  маркиза,  от  любви  мне  сулят».  Или:  «Сулят мне прекрасные глаза ваши, прекрасная маркиза, смерть». Из этих вариантов герой выбирает один наилучший, который он сам и написал, «без всякой науки».

Участник объединения УЛИПО Жан Лескюр составляет мета-объяснение метода: «Нет ничего более легкого, чем менять местами красивые прилагательные. Нет ничего более красивого, чем менять местами легкие прилагательные. <…> Трудность существительных приводит уже к странности. Странность существительных приводит уже к трудности. <…> Осмеливаются даже производить перестановки глаголов, которые фиксируют действия самого деликатного свойства, которое можно пожелать. Желают даже фиксировать перестановки глаголов, которые производят действия самого деликатного свойства, на которые можно осмелиться».

Исходя из этого рецепта, Лескюр сочиняет «квадратные стихотворения» из четырех слов, которые можно прочитывать в произвольном порядке. Так, из слов cause (причина), pluie (дождь), calme (покой), paresse (лень) по схеме Ж.Лескюра и в соответствии с грамматикой французского языка получаются следующие варианты:

CAUSE                      PLUIE           

                                  

CALME                     PARESSE

pluie calme cause paresse       –          дождьуспокаиваетленивуюпричину,

Рекомендуемые материалы

                                               или спокойный дождь причиняет лень

paressecausecalmepluie          –             лень причиняет дождя покой,

                                                     или  причины лень покоит дождь

à calme paresse la pluie cause –         спокойнойленипричинадождь

le calme cause où paresse la pluie –   покойпричиной, гделенитсядождь

calme toute cause, paresse, ô pluie ! –  упокойлюбуюпричину, ленись, одождь!

le calme cause la paresse – pluie !.. –   покойвызываетлень – дождь!

            …                                                                   …

Чтобы при переводе передать богатство смысла, оригинал понимался как основа для словообразования, например calme(r) переводилось как покой, спокойный,покоить(ся), успокаивать, и пр.., а чтобы показать лексическое ограничение, были запрещены синонимы – для calme(r) это означало отказ от тишина, забытье; безмятежный; умиротворять, смягчать и др.. Множественность вариантов прочтения стихотворений аналогичны неоднозначности прочтения фразы «добро побеждает зло», позволяющей разные толкования – кто, кого и как побеждает.

Из слов foule (толпа), ferme (твердый), sable (песок), sombre (темный) Ж.Лескюр составляет:

FOULE                      FERME

                       

SABLE                      SOMBRE

A foule qui se ferme sable sombre     –          втолпутвердеющуютемнеетпесок

Au sable ferme la foule sombre         –          втвердыйпесоктемнееттолпа

Sombre, ferme, foule le sable            –          темней, твердей, толписьпесок

Foule ferme où sombre du sable        –          толпатверда, гдетеменьпеска.

То, что некоторые слова (темней, твердей) могут быть прочитаны неоднозначно, и как прилагательное сравнительной степени, и как повелительная форма глагола, в какой-то степени отражает особенности оригинала.

На английском языке экспериментирует другой улипист, Г.Мэттьюз, переставляя слова в известной пословице AllroadsleadstoRome(все пути ведут в Рим). Омонимы и омофоны допускаются. В результете получается «Неполный обзор западноевропейских миграций в выходные дни» с «Исходом А», «Исходом В», «Возвращением А + В» и «Заключением»: Все дороги ведут в Лидс.

Историю факториальных произведений можно вести от известной в средневековой латинской поэзии «фигуре распространения». Так написана эпиграмма Вергилию из «Латинской антологии», относящаяся к трем его основным сочинениям – «Буколикам», «Георгикам», «Энеиде»:

            Пастырь, оратай, воин – пас, возделывал, низил –

                        Коз, огород, врагов – веткой, лопатой, мечом.

            С пасшихся коз, с полевых посевов, с врагов побежденных

                        Ни молока, ни жатв и ни доспехов не взял.

Или двустишие «Об охотнике» :

                        Вепрь, охотник, змея погибли общею смертью:

                        Он под копьем, она под пятой, а третий от яда.

В этих стихотворениях объекты описания, характеристики, обстоятельства и сами действия перечисляются таким образом, что возможно их свободная замена и комбинирование. Рассмотрим второе двустишие. В нем описывается сучай на охоте: охотник убивает зверя и сам погибает от яда змеи, раздавленной во время охоты. В этом двустишии уже заложена неоднозначность: под чьей пятой умерла змея – охотника или вепря, раненного охотником. Теоретически возможно, что и зверь с охотником меняются местами: вепрь погибает от яда змеи, а охотник случайно ранит себя собственным оружием. Однако возможности перестановки элементов здесь еще ограничены.

Во французской литературе расцвет комбинаторной поэзии приходится на конец XV века, эпоху великих риториков (1470-1520). Эти поэты сочиняли стихотворения, устроенные по сверхсложному формальному закону, которые читатель мог прочитывать многими различными способами. Среди авторов: Жан Мешино (JeanMechinot) с «Литанией Богородице» и Дистре (Destrées), о котором, к сожалению известно очень мало, хотя он и является самым виртуозным поэтом среди великих риториков. Ему принадлежат усложненные акростихи, лабиринты, словесные палиндромы. Из произведений комбинаторной поэзии известно его «Молитва и хвала в честь Богородицы, которые можно читать всеми возможными способами»:

            Sommière régente

            Couronne portаnt

            Lumière fulgente,

Du trône partant,

Fermière trèsgente,

Matrone luisant,

Rimière prudente,

Patronne duisant.

(Опора правящая,

Корону несущая,

Свет испускающая,

На троне пребывающая,

Хозяйка преблагая,

Мать сияющая,

Созвучие благоразумное,

Заступница искусная).

Это стихотворение благодаря одинаковым рифмующимся окончаниям во всех парных полустишиях может быть прочитано множеством способов. Возможные перестановки как по экспоненциальному, так и по факториальному закону.

Когда это стихотворение было впервые опубликовано, в 1495 году, издатель Пигуше (Pigouchet) писал о 32 вариантах прочтения. При повторной публикации в 1895 году, говорили, что стихотворение можно прочесть 254 способами. Современный французский филолог, специалист по средневековой литературе, Поль Зюмтор оценивает количество вариантов в более чем 365. Улипист Жак Рубо подсчитал в 1975 году, что число вариантов исчисляется 38 864 комбинациями (и 3 548 944 способа, если разрешать перемещения отдельных слов и полустиший).

Попробуем подсчитать число комбинаций и мы. Рассмотрим первое двустишие. Оно допускает восемь прочтений: в первой строке порядок слов может быть как приведенный (sommièrerégente), так и обратный (régentesommière) – два варианта, однозначно определяющие порядок слов во всех нечетных строках; во второй строке также допустимы варианта: прямой (сouronneportаnt) и обратный (portаnt сouronne), однозначно определяющих расположение слов в четных строках; и к тому же две эти строки могут быть взаимно заменимы – еще два варианта, все вместе дающие 2*2*2=8 вариантов прочтения двустишия. Если порядок слов, и тем самым рифмы, в двустишие определены, то точно определены и порядки слов во всем стихотворении. Однако порядок расположания двустиший остается произвольным, что, для четырех двустиший, дает 4! варианта расположения первой строки двустишия и 4! варианта расположения второй строки двустишия. Всего, все экспоненциальные и факториальные перестановки дают 23*4!*4!=4608 возможостей прочтения стихотворения, что должно было показать всеобъемлющую славу и святость Пресвятой Девы.

Еще более разнообразны возможности прочтения другой песни во славу Богородицы, «LitaniesdelaVierge», предоставляет читателю поэт из школы великих риториков Жан Мешино (JeanMechino). Это стихотворение может быть прочитано двумя основными способами – в восемь:

            D’honneur sentier, confort sûr et parfait,

            Rubis chéri, saphir très précieux,

Cœur doux et cher, support bon en tout fait,

Infini prix, plaisir mélodieux,

Éjouis ris, souvenir gracieux,

Dame de sens, mère de Dieu très nette,

Appuis rassis, désir humble joyeux,

M’âme défends très chère pucelette.

(Стезя добродетели, утешение верное и совершенное,

            Рубин драгоценный, сапфир бесценный,

Кроткое и нежное сердце, опора благая и преуготовленная,

Бесконечноценная, радость благозвучная,

Благо радостное, воспоминание нежное,

Богородица, пречистая матерь Божия,

Помощь крепкая, радости скромное желание,

Душу мою хранит всевысшая дева.)

и в шестнадцать строк:

            D’honneur sentier,

            Rubis chéri,

Cœur doux et cher,

Infini prix,

Éjouis ris,

Dame de sens,

Appuis rassis,

M’âme défends

confort sûr et parfait,

saphir très précieux,

support bon en tout fait,

plaisir mélodieux,

souvenir gracieux,

mère de Dieu très nette,

désir humble joyeux,

très chère pucelette.

Комбинаторное стихотворение Мешино состоит из восьми десятисложных стихов (каждый стих можно представить как совокупность четырех и шестисложного полустиший). Эти полустишия независимы синтаксически и аналогичны семантически, что позволяет их комбинировать всеми возможными способами, получая текст с постоянным ритмическим звучанием и разумныи значением. Более того, при соблюдении некоторых рифмических условий текст Мешино удовлетворяет традиционной форме литании.

Для стихотворения из восьми строк возможны следующие варианты прочтения с учетом разбивки на связанные рифмой строки – первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, пятой и седьмой, и шестая с восьмой строкой: строчку можно прочитывать как в прямом порядке, так и меняя порядок слов в полустишиях ( 1) D’honneursentier, confortsûretparfait; 2) Sentierd’honneur, confortsûretparfait; 3) D’honneursentier, parfaitetconfortsûr, 4) Sentierd’honneur, confortsûretparfait)что определяет четыре варианта чтения строки. Определенное прочтение первой, второй и шестой строки однозначно определяет связанные с ними рифмой строки. Таким образом, получаются 4*4*4= 64 варианта прочтения стихотворения. А в пределах рифмующихся стихов порядок прочтения строк также можно менять, что определяет 2!*4!*2!=96 возможностей. Всего восьмистрочное стихотворение можно прочесть 64*96 = 6 144 способами.

Что касается шестнадцати строчного стихотворения, то для него возможны два варианта прочтения – сначала четырехслоговые строки, а затем шестислоговые и наоборот. В пределах четырехслоговых строк возможны варианты прямого и обратного прочтения трех рифмующихся строк – 2*2*2 варианта, на 96 вариантов факториальных перестановок строк – 23*96=768 возможных вариантов прочтения. И столько же будет вариантов независимого прочтения шестислоговых строк – 23*96=768. Умножая на 2, опрежделяющей взаимное расположение четырех и шестислоговых строк, получаем 768*768*2= 1 179 648 вариантов прочтения шестнадцатистрочного стихотворения.

Всего, и как восьмистрочное, и как шестнадцатистрочное стихотворение, «Литанию Богородице» можно читать 1 185 792 способами.

Возможно, здесь посчитаны не все варианты. По некоторым сведениям, стихотворные строки этого стихотворения можно читать не только переставляя слова в пределах полустиший, но и в обратном порядке в пределах всей строки, например, первую строку читать как: parfaitetsûrconfort, sentierd’honneur. Прочитать эти стихотворения и  их количество, мы предоставляем всем желающим. 

Стихотворение, образованное как многократная комбинация четырех основных стихов, находит В.Брюсов у латинского поэта III-IV века Порфирия Оптациана.

Опыт Порфирия повторяет в начале ХХ века И.Северянин. Его стихотворение «Рондолет» (1910) состоит из четырех строф, составленных каждая из строк: (1) «Смерть над миром царит, а над смертью – любовь!», (2) Он в душе у меня, твой лазоревый стих!, (3) Я склоняюсь опять, опечален и тих, (4) У могилы твоей, чуждой душам рабов; в следующих последовательностях 1234 4312 2143 3421. При этом в строках варьируется только эпитет к слову «стих» во второй строке: лазоревый, пылающий, скрижалевый, надсолнечный.

И «Квадрат квадратов»:

Никогда ни о чем не хочу говорить…

О поверь! – я устал, я совсем изнемог.

Был года палачом, - палачу не царить…

Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…

Ни о чем никогда говорить не хочу …

Я устал… О поверь! Изнемог я совсем…

Палачом был года – не царить палачу…

Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…

Не хочу говорить никогда ни о чем…

Я совсем изнемог… О, поверь! Я устал…

Палачу не царить!.. был года палачом…

Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…

Говорить не хочу и о чем никогда!..

Изнемог я совсем, я устал, о, поверь!

Не царить палачу!.. палачом был года!..

Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..

Примерно к этому времени относится и примерно таким же образом устроено пасхальное стихотворение С.Малларме, посвященное дочери. В первой строфе четыре строки:

Pâques apporte ses vœux

Toi vaine ne le déjoue

Au seul rouge de ces œufs

Que se colore ta joue.

В следующих строфах эти четыре строки распогалаются в других порядках: 3412, 2341, 2143, образуя все вместе целое комбинаторное стихотворение.

Необычайно интересную комбинацию стихотворных строк изобретает В.Брюсов в стихотворении «Вечеровое свидание». В стихотворении из шести четырехстрочных строф всего двенадцать независимых строк, повторяющихся, с точностью до пунктуации, в следующем порядке: в каждой следующей строке первая и третья строки повторяют вторую и четвертую строки предыдущей строфы, сплетаясь тем самым в некий непрерывный венок – 1 2 3 4 – 2 5 4 6 – 5 7 6 8 – 7 9 8 10 – 9 11 10 12 – 11 1 12 3. Видно, что после последней, шестой строфы стихотворение можно продолжать с начала. Брюсов называет эту комбинацию бесконечное рондо:

Наступают мгновенья желанной прохлады,

Протянулась вечерняя тишь над водой,

Улыбнулись тихонько любовные взгляды

Белых звезд, в высоте замерцавших чредой.

Протянулась вечерняя тишь: над водой

Закрываются набожно чашечки лилий…

Белых звезд, в высоте замерцавших чредой,

Золотые лучи в полумгле зарябили.

Закрываются набожно чашечки лилий…

Пусть закроются робко дневные мечты!

Золотые лучи в полумгле зарябили,

Изменяя волшебный покой темноты.

«Пусть закроются робко дневные мечты!»

Зароптал ветерок, пробегая по ивам,

Изменяя волшебный покой темноты…

Отдаюсь ожиданьям блаженно-пугливым.

Зароптал ветерок, пробегая по ивам,

Чу! шепнул еле слышно, как сдержанный зов…

Отдаюсь ожиданьям блаженно-пугливым

В изумрудном шатре из прозрачных листов.

Кто шепнул еле слышно, как сдержанный зов!

«Наступали мгновенья желанной прохлады!»

- В изумрудном шатре из прозрачных листов

Улыбнулись тихонько любовные взгляды.

                                                        (1918)

Комбинаторная поэзия позвояет переставляит не только строки, но и слова в строфах. Такую попытку предпринимает В.Брюсов в стихотворении «Томные грезы. Вариация»:

Томно спали грезы;

Дали темны были;

Сказки тени, розы;

В ласке лени стыли.

Сказки лени спали;

Розы были темны;

Стыли грезы дали.

В ласке лени, томны…                                          

(1918)

Каждая из шести четырехстрочных строф этого стихотворения представляет собой комбинации множества из восьми слов (томны, темны, грезы, розы, лени, тени, дали, спали) в различных последовательностях. Видно, что слова подобраны таким образом, чтобы можно было располагать их на строке в различном порядке без ущерба для ритма и рифмы стихотворения – все они двусложные, ударения во всех словах падает на первый слог, слова попарно рифмуются.

Стихотворение, в котором двустрочные строфы могут быть переставлены произвольным образом – в нашей терминологии, многовариантная анаграмма стихотворения, образованная перестановкой строф – принадлежит современному русскому поэту В.Загорянскому:

            Семь двустиший, или Игра в сонеты

  Невидимое, будущее входит –

  Невидимое, прошлое выходит.

  Меня дорога вправо повернула…

  А ты, строка, вперёд меня тянула…

  Который раз стена передо мной!

  Который раз: и домом, и тюрьмой!..

  Не встанет солнце – если опорочат,

  Не ляжет сумрак – если напророчат.

  Все звёзды на одну мою звезду

  Нацелены – предсказывать беду!..

В лекции "Особая, cвободная или специальная экономическая зона" также много полезной информации.

  Такая воцарилась тишина!

  От напряженья лопнула струна…

  Кто тишину мою перемолчит!

  И тает свет, и сердце не стучит…

Путем перестановок этих двустиший можно получить всего 7! = 5040 стихотворений.

Допустимы также перестановки строк внутри строфы, что умножает количество вариантов на 27 , образуя 745120 стихотворений.


Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5120
Авторов
на СтудИзбе
444
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее