Прогрессистские концепции
Прогрессистские концепции.
Настаивают на линейном подходе и выделяют отдельные этапы развития.
1) Эволюционизм. Дикость – варварство – цивилизация. Цивилизация – высший этап бесконечного совершенствования. Гегель: восточная культура, где свободен один и несвободны все, второй этап – грекоримский: свободны меньшинство, несвободно – большинство. Третий этап – европейский – свободны все. Он считал, что прусское государство на данном этапе (1831 г.) являлось воплощением таких возможностей. Ему возражали в этом, но он считал, что прусское государство даёт возможность всем, но эта возможность не всегда реализуется. Каждый предыдущий этап – это условие для последующего. Прогрессистская концепция Гердера – высший этап – европейская, германская цивилизация. Каждый предыдущий народ – строительный материал для будущих народов.
2) Марксистская концепция – формационная. Маркс выделял 5 этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунизм. Марксистская концепция не выбивается из ряда концепций. Эти классификации были характерны для всего 18-19 века. Он ничего не сочинял, но ввёл новое – он видел экономические причины, отделяющие один этап от другого, и говорил, что каждый последующий этап возникает в результате конфликта, революции, т.к. это противоречивый процесс. Этот процесс может связываться с регрессом в отдельных областях.
3) В современной литературе, литературе 20 века в прогрессистских концепциях выделяются три этапа в развитии культуры:
· культура доиндустриального общества. Это культура, не отделяющая себя от природы. Для этой культуры характерно особое к ней отношение. Зомбардт назвал эту культуру мифологической. Вторая черта этой культуры – традиционность. Традиционная культура допускает новации, но с большой осторожностью. В основном, её характеризует критика новаций. Это «культура качества» - она достаточно жёстко определяет пределы потребления. Каждое сословие ориентировано на определённое качество потребления и производство связано с удовлетворением потребностей, которые открыты в обществе. Это иерархическая культура, культура, которая выделяет низшие и высшие слои. Это патерналистская культура – каждый, находящийся в этой системе кому-то подчиняется и обязан выполнять определённые обязательства перед низшими сословиями. Это коллективистская культура, человек ориентировался на коллективные нормы. Для этой культуры характерна ориентация на высшие нормы. Эти нормы санкционировались религией. Религия выполняла важнейшую регулятивную функцию.
Бесплатная лекция: "20 Народники и формирование политических партий" также доступна.
· культура индустриального общества. Эта культура резко противопоставляет себя природе, выделяет себя из неё. Рассматривает себя как хозяина природы (17-18 век). Эта культура ориентирована на новое. Кёллер (Целариус) впервые ввёл деление истории на две части: древняя история, средние века и новая история. Новая история – это та история, которая связана была с позитивной оценкой. Культура индустриального общества ориентируется на новое и всему новому приписывается позитивная оценка. Началась гонка за новым. Появляется стремление к новому ради нового. Культура индивидуализируется. Это иерархическая культура, но иерархия не является установленной заранее. Место человека начинает определять и сам человек. Эта культура отказывается от патернализма. Это культура количества – потребление не ограничивается. Производство стимулирует потребление. Начинается бегство за количеством потребляемого. Отсюда название этой культуры как количественной культуры. Для этой культуры также характерно, что основным регулятивом становится право. Нормы права – это нормы-рамки, ограничивающие человеческое поведение, не апеллирующее к идеалу, происходит дегероизация культуры. Появляется еще одна черта – ценность труда. Труд выходит на первое место. При этом появляется ценность любого труда. Макс Вебер связывал это с появлением протестантской этики. С ним многие не согласны – он писал это как протест Марксу с его экономической теорией. Провентенциализм (Лютер и Кальвин) – человек еще не родился, а Бог уже предопределил, кто попадет в рай, а кто в ад. У Бога ничего не выпросишь, остаётся ему только верить. Своим поведением повлиять на его решение нельзя.
· культура постиндустриального общества. Постиндустриальное общество – этот термин ввёл Белл (неомарксист) – американский социолог. Труд перестаёт быть ценностью. Эта культура, которая только становится. Здесь не существует единого мнения, когда речь идёт о её принципиальных чертах. Есть две концепции.
1) Тоффлер. Говорит о том, что современная культура принципиально отличается от индустриальной. Она отличается техникой и технологией, особенностями материальной культуры. Впервые человечество освободилось от проклятия физического труда. Существует тенденция к вытеснению физического труда из производства. Вторая особенность в том, что сокращается доля сельскохозяйственного производства и производителей за счёт увеличения производительности труда. Он считал, что это приводит к формированию цивилизации другого типа. Цивилизация индустриального общества – аграрная. Он подчёркивал появление новых элементов в структуре производства. Область услуг начинает вытеснять другие области. Также он обращает внимание на рост скоростей.
Современную культуру он называл эфемерной. Эти явления способствуют её эфемеризации. В современной культуре всё быстро появляется и быстро исчезает. Он обращал внимание на то, что материальная культура существенно изменила способы поведения и духовные отношения между людьми. Изменилось отношение к вещам. «Пластмасса вместо золота» - более рациональное отношение к вещам. Будущее нужно прогнозировать исходя из появления нового. Люди стали охотно выбрасывать вещи. Изменилось отношение людей к природе. Человек стал новым кочевником. Это «номадическая» культура. Люди всегда мигрировали, но эти миграции были связаны с очень важными событиями. Появился новый мигрант, который путешествует по миру в поисках лучшего. Отношения между людьми стали менее устойчивыми. Рухнул институт дружества. Среда обитания дробится. Рушится семья как постоянный институт, возникают браки на время. Тоффлер считает, что все эти изменения могут не восприниматься как совершенствование жизни человека, они многими не принимаются. Он говорил, что с этим ничего не сделаешь, потому что это требования техники – нужно приспособиться. Также он считал, что здесь все-таки мы видим прогресс – прогресс в области свободы. Современная культура производит всего очень много и таким образом расширяется выбор человека и происходит решение деперсонализации человека. Он не привязан к одним условиям бытия. Тоффлер обращает внимание на то, что меняется характер труда в современной культуре и труд перестаёт быть высшей ценностью. Современная культура – культура удовольствия и начинается это удовольствие со свободного выбора человека. При этом критики обращают внимание на то, что удовольствия производятся для нас массовой культурой, его нам навязывают.
Существуют другие концепции культуры
2) Постмодернистская концепция. Рассматривает культуру как текст. Ситуация современного человека – ситуация человека, читающего текст. Постмодернисты таким образом исходят из того, что в современной культуре всё открыто и обозначено. Новое принципиально невозможно. Современному человеку остаётся только читать то что написано. Постмодернизм считает что это чтение должно проходить по особому правилу. Культура – это хаос текстов, а не целая книга. В этом хаосе каждый человек вынужден искать порядок. В хаосе человек жить не может. С этой точки зрения постомодернисты считают что каждый человек имеет право читать текст так как он предстоит перед ним. В этом постмодернизм видит свободу человека. Идеал постмодернизма – это хаос, непонятность, хаотическое нагромождение всего и вся. Это залог свободы человека. Человек свободно выбирает текст и интерпретацию. Все интерпретации равны, нет интерпретаций правильных и неправильных. Нет деления культуры на высшую и низшую. Культура – это не целостность, это набор текстов. Современный человек – не целостный человек, это амбивалентный человек. Постмодернисты приветствуют новое, но они новое уже не считают как лучшее. Чем больше нового, тем лучше, потому что больше выбор для человека. Большее – условие свободы.