Понятие культуры, его становление и развитие
Понятие культуры, его становление и развитие.
Понятие культуры прошло в своем развитии ряд этапов. И понятие культуры имеет много разных значений- оно немного расплывчато, при этом многофункционально. Термин культуры часто используется и в психологии ( пример фрейд) Этапы:
1. Культура – в латинском языке означал возделывание, обработка почвы. ( т.о. привязан к предметной материальной деятельности человека) … Культ – же отсылает к сокральному. Откуда эта двойственность? Рим заимствовал культурные ценности у древней Греции. И римлян было много Хтонических богов ( те которые живут в земле ) это самые страшные боги. У древних Римлян обработка растений ( культивация растения..) это связано с поклонением богам. Отсюда в термине культура сочетания материального с духовным.
2. …..век до нашей эры.
Цицерон впервые рассматривает культуру как воспитание, возделывание человеческой души. Впервые обосновывает идею о том что философия может иметь разное значение в жизни человека. На разных этапах жизни, разных условиях может обратиться к разным философам, разным учением. Эклектицизм = «выбираю». В дальнейшем это направление было подвергнуто критике. Цицерон дал европейской культуре очень много- собрал различные течения философии, дал попытку целостному критериальному подходу. Считал, что в основе развития человека лежат знания. Культура души –это философия. Придавал культуре позитивное значение. – сохранилось в европейской литературе до сих пор. При этом Ц рассматривал культуру след образом:
- культура это процесс взращивания души.
- культура употреблялась с дополнением, не имел самостоятельного значения. ( культура ума, культура души)
- культура это исключительно духовный процесс совершенства.
- это индивидуальный процесс, это не массовое явление, это достояние не многих, процесс напряжения одного человека ( просуществовало это определение до 17 века, широко было использовано Бэконом.)
Рекомендуемые материалы
3. Немецкое просвещение 18 века. Просвещение- такое духовное явление которое связано с распространением знаний. Просвещению предшествовал 17 век ( Декарт, Бэкон) . Декарт- математика строгая наука + построил аналитическую геометрию. Новое отношение к физическому –«движущимуся» миру. И декарт и Бэкон считали схоластику непродуктивным этапов в развитии культуры. Это все из-за заблуждений- веры в авторитеты. Истина подвластна каждому человеку- нужен только интерес. Таким образом они поддерживали идею прогресса .
Просветители поставили вопрос по другому – не каждый человек может получить истину. Истину получает меньшинство. Прогресс за счет распространения знания. Школа. Знание навязывается. И понятие культуры получает распространению благодаря этому.
- понятие культуры в эпоху просвещения впервые используется как самостоятельное.
-понятие культуры означает весь процесс человеческой деятельности как материальной так и духовной.
-это не только процесс но и результат.
-включается искусство, государство, ремесленничество и т.д.
-П К впервые приобретает общественное значение не процесс и результат отдельного человека- а результат усилий всего общества.
- в просветительской лите-ру культура впервые противопоставляется понятию природы. Это вторая природа – искусственно созданная человеком среда обитания.
4. Открытия Гердер. Сформулировал универсальное понятие понятие культуры.
Культура как предмет исследования.
Во второй половине 19 века из случайного становиться необходимым- и специальным предметом исследование. Пр этом
- философская тенденция. Философское понятие культуры. Оценочное понятие- при определению фиксировало самое важное. Очень часто противоречивые понятие культуры. В культуре в первую очередь фиксировалась духовная сторона. При этом материальная сторона часто не отрицалась, но рассматривалась как вторичная. Суть культуры это духовное начало и поиски этого начала это главная проблема философии культуры. К рассматривалась как продукт индивидуальной деятельности человека- как продукт инд. Усилий. Этим подчеркивалась культурное разнообразие. Но это и коллективная индивидуальность- индивидуальность отдельной культуры.
Главные проблемы философии культуры 6 описки сущности культуры. Что отличает человека от животного? Это вопрос о отношении человека к культурному достижения. Культура это процесс творчества- это процесс создания нового. Массы и культура.
- тенденция «научного» исследования культуры. Появляется реакция на философию. Философии начинает противопоставляться наука. Формулируются особые принципы научности. Из философии выделяется социология и психология. Противостоят в первую очередь по методология исследования. Позитивистская установка. Впервые Конт. Философия рассматривает все явления по степени их важности, Конт утверждает демократическую версию фактов – все факты для исследователя равны. Исследования в области гуманитарных наук, психики должны ориентировался на идеалы естественного знания ( физика) это знание которое фиксирует факты и только на основании фактов делает выводы и законы. 2. Есстетсвено найчное знание должно отказатся от оценки явлений, все явления равны, как это сделать благодаря империческим методам- наблюдению, опыт, эксперимент. 3. ЕЗ фиксирует количественные взаимоотношения но не качества, и с этой точки зрения ЕЗ приветствует математику. ( из психологии уходит понятие души и заменяется понятием сознанием)
Оппер- в принципе знание в позитивизме не возможно. Всякое знание излагается в общих понятиях. Всякое знание- это отпечаток философии. Позитивистская установка нашла отражение не только в теории но и в практике. Это научная ориентация в определениях культуры – это установка из герберовского определения культуры, рассматривает культуру как результат человеческой деятельности – 1. это все то что создали человеком, а не самое лучшее. 2. Это факты которые характеризуют деятельность человека общества. Носителем культуры является общество. Если философская установка- индивидуализируется, то это как процесс воспроизводства, как репродуктивный, эту установку не интересует творчество, а интересует массовая тенденция. В рамках появился целый ряд школ, которые оказали влияние и на психологию:
- эволюционистская. Тайлор. Критикует европоцентризм. Все народы развиваются одинаково, проходят через одни и те же стадии. Культура это развитие природы человека. Природа человека разумна. Культура это процесс развития разума, процесс накопления знания. Факт что культуры различаются- некоторые задерживаются в своем развитии из-за каких либо внешних факторов ( болезни.. и т.д.) . природа всех людей одинакова. Из этого вывод- изучение первобытных народов это основание ( фактическое) нового взгляда на историю . первобытные народы –это те что задержались в развитии, изучая их мы изучаем свое прошлое. Эта точка зрения связана с целым рядом проблем- нет доказательств что задержки развития связаны только с внешними факторами. Культура это результат эволюции. Все народы способны к творчеству.
-диффузионизм. Это направление которое выступает против эволюционизма. Развивалось в германии. Исходит из того что те или иные культурные ценности появляется в том или другом месте принадлежит отдельным людям отдельным культурам, подобие объясняется заимствованием. Также не доказана. Школа культурно исторических кругов. Не все народы способны к творчеству.
-функционализм. Малиновский. Исследовал конкретные культуры, как некоторую целостность. Культура примитивных народов носит функциональный характер. Все примитивные народы жестко функциональны, жестко адаптированы к условиям. Проблема лишнего в культуре – продолжительнсть жизни системы обеспечивается множественностью элементов.
-структурализм. Середина 20-го века. В лингвистике – были разделены язык и речь. Язык это система знаков о которой мы судим по речи. Речь это внешняя сторона языка. Язык это глубинное основание. Есть явные проявления культуры то что предметы наших суждений, есть глубинные основания которые не осознается. Стр-зм ищет структуру культуры, это элементы между которыми существуют устойчивые связи.
Научное понимание культуры получило развитие в этнографии,этнологии, культурной антропологии, социологии.
Культурогенез.
1я концепция. Трудовой культурогенез
Дарвин.
Дориар де Жарден.
Конрад Лоренц. Написал ряд работ, посвященных проблеме агрессии. Он был этологом. Он показал, что природа у людей и животных одинакова. Он писал, что неприятие Дарвина отрицательно сказалось на отношении человека к природе и к самому себе.
Энгельс.
Что привело до-людей прибегнуть к постоянному применению условий труда. Предполагал что это было резкое изменение климатических условий.
2я концепция. Религиозной философии. 20 век.
Представители: Макс Шелер. Основал философскую антропологию. Одна из его работ называется «место человека в космосе». Философская антропология поставила перед собой задачу создать философское учение о человеке, основанное на научных данных. Шелер подверг критике дарвиновский эволюционизм и его идею естественного отбора. У Дарвина человек возникает на вершине биологической эволюции. Шелер делает вывод о том, что человек в биологическом отношении не является вершиной эволюции. Он использует идеи Дивербера, который назвал человека «больным животным» и идеи Ницше, который назвал человека «недоживотным». Неполноценность возможностей человека: он слабее и его органы чувств слабее. Вторая идея, предложенная Шелером (которая вдохновила многих этологов и в т.ч. Лоренца): из всех видов животных человек является самым агрессивным существом. Таких существ, для которых внутривидовая борьба играла бы такую роль, нет.
Еще ряд фактов, найденных последователями Шелера: ни у какого другого биологического вида процесс взросления не растягивается на такой большой промежуток времени как у человека. Необходимость этой периодизации связана с биологическими ограничениями, которых нет у многих животных.
Шелер делает следующий вывод: природа человека дуалистична. Человек с одной стороны больное животное, а с другой – он продукт божественного вдохновения, персона. В этой концепции Бог участвует в человеке, помогает ему выжить в условиях его биологической неполноценности. В этом проявляется доброта Бога. Он выбрал человека не потому что он самый сильный, а потому что он самый слабый и без Бога он не выживет.
Шелер умер в 1920 г.
Сама идея появилась уже у Гербера (умер в 1803г.), потом у Ницше облекается в агрессивную форму.
Религиозная концепция
3я концепция. Культурогенез Фрейда.
Основа психического – бессознательное. Сознание – это та часть психики, которая пытается ограничить влечения бессознательного. Сознание живет по принципу реальности. Т.о. сознание пытается отрегулировать бессознательные влечения. Первое направление сознания – вытеснение, второе – сублимация, обман бессознательного. Культура, искусство, религия – результат сублимации. Фрейд продолжает ницшеанскую критику культуры. Ницше считал, что в основе религии лежит порыв – воля к власти, связанный с присвоением. Человек по природе агрессивен и стремится к властвованию над другими. В борьбе побеждает сильный, и культура должна дать свободу воле к власти. Ницше критикует христианство, культуру, считает, что эта культура создана для защиты слабого. Истинная культура – другая, она должна основываться на воле к власти. С этой точки зрения культура выступает как репрессия по отношению к сущности человека.
Фрейд критикует культуру с этой же точки зрения. Культура ограничивает психические возможности человека, она репрессивна по отношению к человеку.
Идея культуры как репрессии нашла воплощение в молодежных бунтах 50-60 х гг. студенческие движения, к которым присоединялись многие преподаватели и философы и волной прошли через Америку и завершились во Франции в мае 1968г. Шарль де Голь бежал в Англию. Это был бунт против системы.
4я концепция.
Станислав Лем. Философия случая. Рассматривает проблемы культурогенеза в своеобразной перспективе. Пытается ответить на вопрос о причинах многообразия культур. Лем считал, что своеобразие культуры – это в значительной степени процесс обусловленный случайностью. В культуре того или иного народа отражался опыт его. При этом необходимый для выживания культуры стороны тесно связаны со случайными находками. Эта страсть такого рода, что рациональное в культуре невозможно отделить от случайного. Каждая культура приспосабливалась к природе. Психологический механизм подорожания и повторение опытов человека приводят к тому, что случайности смешивались с необходимостью.
Ещё посмотрите лекцию "14 - Физиология сердца" по этой теме.
Строение культуры.
1. Собирательный подход. Культура – совокупность различного рода факторов и явлений. Характерен для Тэйлора.
2. Системный подход. Культура – не просто совокупность факторов или явлений, но и устойчивая их связь между собой. Этот подход предлагает рассматривать явления культуры в связи с другими явлениями. Также системный подход предлагает изучать прежде всего системные качества и свойства. Системные качества характеризуют систему в целом, а не отдельные ее свойства. Изучение системных качеств – изучение качеств, присущих системе, но не присущих его частям отдельно. Подходы изучения систем:
1) По аналогии с машиной: как совокупность частей. Суть системного подхода: целое больше составляющих его частей.
2) Органический подход. Начиная с немецких романтиков, культура чаще всего рассматривается как особая органическая система. Особенность органической системы в том, что отдельные её явления и элементы не существуют сами по себе.
3) Синергетический подход. Учение о неравновесных саморазвивающихся системах. Эти системы как правило имеют огромное количество элементов, между которыми часто нет жесткой связи. Эти связи носят временный характер. Устойчивость этих связей может нарушаться хаосом. Это в результате работы сил могут возникать новые центры и новые структуры. Таким образом, по мнению многих, культура это непрерывное чередование хаоса и порядка. Синергетический подход говорит о том, что космос – это тоже чередование порядка и хаоса. Существующая система – временна. Хаос случайных явления, накапливаясь, может обрушить всю систему. «Эффект бабочки».