Исторические личности, ключевые даты и основные понятия
Исторические личности:
аль-Курсави Абу-н-Наср – татарский мыслитель, родоначальник религиозного реформаторства, призывавший к активному мышлению, правотворчеству, новой трактовке мусульманских канонов путем абсолютного иджтихада.
аль-Фараби – выдающийся философ, построивший целостную систему философского наследия Аристотеля, создавший классификацию наук и разработавший социально-политическое учение о государстве и власти.
Ататюрк – лидер Турции; реформатор, начавший секуляризацию Османской империи, упразднивший институты султаната и халифата и провозгласивший республику.
Ибн Рушд (Аверроэс) – арабский философ, исследователь учения Аристотеля, комментарии к произведениям которого получили самостоятельную ценность, создатель концепции «двойственного пути к истине».
Ибн Сина (Авиценна) – выдающийся ученый, систематизировавший все современные ему философские и научные знания; автор «Канона врачебной науки», обобщившей опыт греческих, римских, персидских, среднеазиатских, индийских врачей, и автор «Книги спасения», создавшей новое толкование интеллектуальной природы сотворения Богом мира.
Омар Хайям - классик персидской поэзии, выдающийся философ, математик и астроном.
Пророк Мухаммед – основатель ислама.
Шихаб ад-дин Марджани – татарский ученый-энциклопедист, историк-востоковед, религиозный реформатор, стремившийся приспособить мусульманское право к потребностям общества, гражданско-административную и правовую область жизни мусульман к новой социокультурной ситуации второй половины XIX в.
Рекомендуемые материалы
Юсуф Кардави (Карадави) – глава Международной ассоциации улемов, разработчик системы и механизмов исламского банкинга, публицист, писатель, поэт.
Ключевые даты:
622 г. – переселение Мухаммеда из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.
VII в. – создание арабами теократического государства - халифата.
656-661 гг. – гражданская война в халифате и раскол ислама.
750 г. – переход власти халифа от династии Омейядов к династии Абассидов.
1047 г. – прекращение практики иджтихада и консервация мусульманской суннитской политико-правовой мысли, связанная с принципом следования авторитету (таклидом).
1055 г. – завоевание Багдада турками-сельджуками и распад халифата.
IХ-ХII вв. – период расцвета мусульманской культуры и ее лидерства в мировой материальной и духовной культуре.
1258 г. – гибель Багдадского халифата под ударами монголо-татар, возникновение мамлюкского султаната в Египте.
Конец ХV-начало ХVI вв. – кризис международной торговли на Ближнем Востоке и угасание мусульманских центров транзитной торговли в связи с великими географическими открытиями.
1517 г. – завоевание турками-османами мамлюкского Египта и принятие титула халифа османским султаном Селимом I.
XVI в. - появление державы Сефевидов в Персии и государства Великих Моголов в Индии.
1798 г. – завоевание Египта Наполеоном и начало политического кризиса Османской империи.
1924 г. – упразднение халифата турецким правительством Мустафы Кемаля.
1969 г. – создание Организации Исламская конференция, основного органа межгосударственного сотрудничества в рамках исламского мира.
Основные понятия:
Иджтихад - суждения авторитетного знатока религии для широкого круга мусульман по юридическо-богословским вопросам, не нашедшим конкретного отражения в Коране или Сунне.
Коран – священная книга, согласно исламскому вероучению, ниспосланная Богом пророку Мухаммеду.
Мазхабы – богословско-правовые школы, имеющие равноценное значение.
Муджтахид - человек, имеющий достаточно знаний для того, чтобы понимать и толковать источники шариата.
Султан - титул мусульманского светского правителя, легитимизация власти которого наступала после признания халифом; осуществлял назначения на все гражданские и военные должности.
Сунна – свод поступков и действий пророка Мухаммеда и первых халифов, догматизированных как источник и норма поведения мусульманина.
Суннизм – направление в исламе, признающее в качестве его источников Коран, Сунну, а также идиему – согласованное мнение.
Суфизм – практика аскетизма в исламе, направленная на познание Бога и приближение к нему через самосовершенствование.
Таклид - следование мнению раннеисламских авторитетов, принятому традиционным суннитским исламом.
Фетва – заключение, оценка какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха, даваемое муфтием или группой знатоков шариата и фикха, либо особым органом.
6.4 Аксонометрическая проекция - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Фикх – систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях.
Хадисы – предания о жизни пророка Мухаммеда.
Хариджизм – направление в исламе, признающее принцип выборности политического лидера мусульманской общиной.
Шариат – свод правовых и теологических нормативов, регламентирующих исламский образ жизни.
Шиизм – направление в исламе, признающее в качестве его источников лишь Коран и Сунну; при этом Сунна имеет редакцию отличную от суннистской, в частности, в Сунну включаются высказывания и поступки членов семьи пророка Мухаммеда и некоторых его потомков.
Эмир – правитель наместничества.