Л. Бетховен - Торжественная месса
БЕТХОВЕН. ТОРЖЕСТВЕННАЯ МЕССА
Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения, разделенный на 5 частей, исторически сложившихся к концу Средневековья. Однако сам Бетховен не считал ее сочинением, духовным по преимуществу. В письме в правление Филармонического общества он сообщал, что «ее также можно исполнять в церкви», а в программе она была названа Большой ораторией. Не случайны и авторские надписи в начале 1-й части, Kyrie (Господи помилуй): «Это должно идти от сердца к сердцу» и в середине последней, в эпизоде Dona nobis pacem (Дай нам мир): «Прошу о внутреннем и внешнем мире».
Музыка
Торжественная месса — грандиозное произведение с типичными чертами позднего стиля Бетховена: обилием развернутых хоров полифонического склада, вплоть до фуг; обращением к традициям Баха и Генделя, сопоставлением эпизодов величавых, героических и лирических, то согретых светом надежды, то полных страдания, благоговейных философских размышлений и вселенской радости.
Использованы и темы, близкие хоралу, и средневековые лады, и излюбленные в старинной музыке иллюстративные приемы, связанные с восхождением, нисхождением и т. п.; а наряду с ними — оперный речитатив. 1-я часть, Kyrie (Господи помилуй) строится на противопоставлении торжественных аккордов крайних разделов (авторская ремарка: «с благоговением») и печальной вокальной темы, широко распетой в канонических имитациях квартета солистов — в среднем. Кульминация 2-й части, Gloria (Слава), — блестящая ликующая фуга. Еще более сложная, грандиозная по размаху двойная фуга венчает 3-в часть, Credo (Верую). В 4-й части оригинален последний раздел — Benedictus (Благословен): его открывает соло скрипки в высoком регистре, словно с высоты спускается ослепительный свет; нежную пасторальную тему подхватывают солисты. Пасторальная тема в следующей части приобретает характер веселого хоровода (Dona nobis pacem). Его сменяют приглушенные удары литавр и фанфары труб, которым отвечает «боязливый» (по авторской ремарке) речитатив солистов, — словно война прерывает течение мирной жизни. За небольшой фугой радостного характера, тема которой заимствована из «Мессии» Генделя, следует стремительный, полный энергии оркестровый эпизод.