Печати Новгородской и Псковской феодальных республик
8.3. Печати Новгородской и Псковской феодальных республик
Княжеские печати. К XIII в. в Новгороде существовал устойчивый тип княжеской печати с изображением двух святых, тезоименитых владельцу печати и его отцу. Печати этого типа бытуют до конца ХIУ в., правда, их количество заметно сокращается. Деятельность таких князей, как Александр Ярославич Невский, Ярослав Ярославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном числе печатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 экземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щитом и св. Феодор, также с мечом и щитом. Есть и другая разновидность печатей Александра Невского, на которых св. Александр представлен в виде всадника, а св. Феодор – в сцене поражения копьем змия. Интересно отметить, что в данном случае всадник изображен с короной на голове, олицетворяя самого князя.
Древнейшим актом, сопровождаемым печатью, является знаменитая грамота киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.). Печать этой грамоты представляет собой хрисовул: изготовлена из двух серебряных и позолоченных пластин, соединенных краями и зажимавших пропущенный между ними шнур. На одной стороне печати изображен Иисус Христос, а на другой – воин, поражающий копьем змия. Диаметр печати 30 мм. В.Л. Янин убедительно доказал, что она значительно моложе грамоты и является подложной. Он считает, что печать принадлежала великому князю Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), несколько раз занимавшему новгородский стол в период между 1215 и 1236 гг., и была приложена к документу в ходе церковной реформы Ивана Грозного, когда осуществлялась частичная секуляризация монастырских земель. Акт земельного пожалования был скреплен именно хрисовулом для придания ему определенной значимости.
Владычные печати. Печати новгородских архиепископов ХIII–ХV вв.: именные и анонимные. Первые несут на себе изображение Богоматери «Знамение», на другой стороне: «Такой-то (указывается имя) архиепископ Новгородский», вторые вместо надписи имеют изображение креста в различных вариантах. Как исключение следует рассматривать древнейший тип анонимной владычной печати, на которой вместо изображения Богоматери помещена
4-строчная надпись: «Печать владычня»
Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов. Именных печатей с обозначением должности посадника известно сравнительно мало (немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). Анонимные печати с надписью «Новгородского посадника». На другой стороне – изображения креста, святого воина на коне или стоящего в полный рост с копьем и щитом и птицы.
3 Лексический анализ - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Печатей новгородских тысяцких известно 25 экз., на которых указаны
17 имен. На большинстве этих печатей помещены только надписи, например на одной стороне – «Печать Матфея Фалелевича», а на другой – «тысяцкого новгородского». Однако известны буллы с изображением святых, архангела и птиц.
Тиунские печати Новгорода составляют большую группу – более 100 экз., от более чем 50 пар матриц. Они содержат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за плохой сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи указание на свою принадлежность, называя имя и должность владельца: на лицевой стороне – «Еремеева печать», на оборотной стороне – «новгородского тиуна».
Печати новгородского Совета господ. Все эти печати анонимны, а формулы надписей на них таковы: «Печать Всего Новгорода» (2 экз.), «Новгородская печать и посадничья» (2 экз.), «Новгородская печать» (ок. 20 экз.) и «Печать Великого Новгорода» (ок. 60 экз.). Помимо надписей, на этих печатях встречаются изображения Вседержителя, вои на, всадника, птицы и зверя.
Печати Псковской феодальной республики. До 1425 г. функции государственной печати Псковской республики выполняла булла наместника новгородского архиепископа. На одной ее стороне была изображена Богоматерь, а на другой – крест, т.е. она фактически ничем не отличалась от других печатей владычных наместников. С середины ХIV в. на печатях появляется изображение Троицы – патрональной эмблемы Пскова.
На печати 1425 г. помещена 6-строчная надпись: «Печать Псковская, тогда и перси свершиша камены (перси – кремлевские стены)», а на оборотной – изображение мужской головы и кириллическая надпись: «В лето 6933, солнца 17, луны 17, индикта 3».
Наиболее поздними псковскими печатями являются две сохранившиеся матрицы с изображением зверя (барса?) и круговой надписью: «Печать государства Псковского».