Часть 2
Но, как и оказалось без решения «туранского» вопроса, поход сарматской армии оказался просто военным набегом. Исходя из результатов войны, сарматам стало ясно, что победить Рим можно только путем создания огромной Империи, превосходящей Рим в экономическом и военно-политическом отношениях. Такой империи сарматы создать не смогли. Но такая империя исторически была затребована. Она должна была показать свою силу так, чтобы все многочисленные победы Запада поблекли перед могуществом и силой Востока. Вопрос был сложный, но сарматы нашли выход: они пошли на союз с гуннами, так как последние не участвовали в скифских межплеменных разборках и могли быть беспристрастными правителями. Мало того, гунны породнились с аланами и постепенно превратились в новый этнос, так называемых западных гуннов, которые по словам Л.Н.Гумилева, были «также похожи на старых азиатских хуннов, как техасские ковбои на английских фермеров».[1]Союз, гуннов, сармат и скифов позволил создать ту самую гунно- сарматскую империю, которая потрясла Рим до основания.
При этом, как отмечает С.М.Соловьев, - «гунны, раскинув во времена Аттилы свой стан среди славян в Паннонии (на Дунае), переняли от последних некоторые обычаи.[2] В 448г. византийский посол слышал в ставке могущественного Аттилы славянскую речь и записал, что его подданные сажают просо и пьют» мед, а при погребении устраивают погребальный пир - «страву».[3]
Переехав через некоторые реки, - отмечал посол,- мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы…Он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянной оградою. Недалеко от ограды была большая баня, построенная Оганисием, имевшим после Аттилы величайшую силу между скифами ( чтобы быть авторитетным у «скифов», Оганисий должен был происходить из сарматского племени, причем из знатного рода - прим.авт.). При въезде в селение Аттила был встречен девами, которые шли рядами под тонкими покрывалами. Эти девы, приветствуя Аттилу, пели скифские песни…Одежда на Аттиле была такая же простая, как и у прочих воинов, и ничем не отличалась кроме опрятности. Ни висящий на поясе меч, ни застежки скифской обуви, ни узда его лошадей не были украшены золотом или чем-либо драгоценным».[4]
Иордан в своей книге «О происхождении и деяних гетов» ( Getica) отмечал, что находка Марсова меча, признаваемого всеми скифами священным необычайно подняла авторитет Аттилы среди варваров. Через этот меч Аттила объявил, что он поставлен владыкой всего мира и через Марсов меч ему даровано могущество в войнах. Иордан вынужден признать, что «Аттила был умерен на руку, силен здравомыслием, доступен просящим и милостив тем, кому однажды доверился».[5] Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. приводят в книге обращение Аттилы к своему многонациональному воинству: «Братья! Докажите свою храбрость, докажите доброту вашего оружия… смерти не бойтесь! Кому назначено жить, того не зацепит стрела, а кому назначено умереть, тот умрет и во сне»[6].
Аттила
Речь Аттилы перед битвой на Каталунских полях как нельзя лучше характеризует царя гуннов и сарматов. Сражение во Франции в 451 году, в котором приняло участие пол - миллиона бойцов с той и с другой стороны можно назвать « битвой титанов». Причем Аттила действительно был « Бичом божьим», так как наносил удар не по христианской Церкви, а по насквозь прогнившей римской государственности. В западноевропейской истории принято считать, что это сражение остановило нашествие Аттилы, на том основании, что Аттила после окончания битвы первый увел свои войска с поля боя. Но, во - первых, его противник Флавий Этий, готовый к отступлению, не мог этого себе позволить, так как покинув укрепленный лагерь, он тут же был бы окружен и уничтожен. Во- вторых, на другой год Аттила, предав города Италии мечу и пожару, вызывал Этия на бой, но тот предпочитал отсиживаться за высокими стенами Рима. И его отказ сражаться с Аттилой гуннами и сарматами воспринимался как трусость. Храбр и отважен был Аттила, но после его смерти в 453 г. гунно – сарматская империя распалась.
Распад гунно - сарматской империи привел к усилению готского королевства. Отметим, что Иордан, рассказывая о истории гетов (готов), соотносит их «деяния» с войной массагетов против персидского царя Кира и участием в общей войне скифов против Дария. Одновременно он противопоставляет территории Германии и Скифии и не объясняет, каким же образом геты оказались в союзе с Римом, а сарматы в союзе с Аттилой.
Рекомендуемые материалы
Объяснение может быть только одно: геты предали ариев, тем самым, превратив себя в извечных врагов славян. Поэтому вполне можно выделить и другой рубеж V- VI вв. н. э., когда между Одером и Днепром, на территории нынешней Польши, Чехии, Белоруссии, Украины, России появляются несколько археологических культур (пражская, пеньковская, «длинных курганов» и т. д.), которые, безусловно, считаются славянскими.
Тогда же славяне как особая этническая группа начинают упоминаться в письменных источниках - у готского историка VI в. Иордана и византийских писателей и хронистов. При этом В.Н.Татищев различал славян от русов. Позднее, по его мнению, славяне имя русов приняли.[7] Таким образом, Русь формировалась в виде родственного союза славянских и сарматских племен.
В VI веке славяне уже самостоятельно выходят на международную арену. С середины столетия они систематически вторгаются за Дунай в пределы восточной Римской империи (Византии), осаждают Константинополь, Фессалоники и Афины; совершают морские экспедиции на Крит и в Южную Италию. Византийский хронист Иоанн Эфесский в конце VI века подвел итог вторжения «народа склавинов»: они стремительно прошли всю Элладу, области Фессалоники и всей Фракии и покорили многие города и крепости. Они опустошили и сожгли их, взяли пленных и стали «господами на земле»[8]. На территории империи появились даже независимые славянские племенные княжения-«словении»; но к IХ в. произошла эллинизация поселенцев, быстро усвоивших технологию, агрикокультуру, язык и религию новой родины. Ю.Д.Петухов, Н.И.Васильева и В.Е.Шамбаров сходятся в том, что в результате распада Империи гунновна роль лидера Евразии Тюрский Каганат (VIв.) и Хазарский Каганат (VII - IХвв.), покоривший племена полян, радимичей вятичей,Волжскую Булгарию, финно- угорские племена по Оке и Волге и народы Северного Кавказа. Когда в IХв. войны хазар с арабами сменились торговлей и на север стали проникать арабские купцы, они отмечали три сильных славянских государства: Куяба, Арсания и Славия. Куяба – это Киев, Арсания- земля русов, т. е. княжество северян ( Черниговское княжество).
[1] Гумилев Л.Н. От Руси до России. – Санкт –Петербург, 1992, с. 29.
[2] См. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. –М., 1993, кн. 1. Т.1-2.с.83.
Рекомендация для Вас - 9 Искусство Средних веков.
[3] См. История России: Учеб. Для вузов. А.А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М.Н.Зуев и др; Под ред. М.Н. Зуева, А. А, Чернобаева.- М, 2002, с.12.)
[4] Цит. по: Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя или все о казачестве.- М.,1993, с.19- 20.
[5] Иордан. О происхождении и деяних гетов» ( Getica).- С- Пб, 1997, с. 95-.96.
[6] Цит. по: Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя или все о казачестве.- М.,1993, с.20.
[7] См. Кондрашов Н.А. Лингвистические взгляды В.Н.Татищева и язык его произведений.- М., 1985, с.16.
[8] Цит. по. История России: Учеб. Для вузов. А.А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М.Н.Зуев и др; Под ред. М.Н. Зуева, А. А, Чернобаева.- М, 2002.с.12.