Главная » Лекции » Разное » Основы педагогики » 32 Методы и приемы развития творческого потенциала личности

32 Методы и приемы развития творческого потенциала личности

2021-03-09 СтудИзба

7.4 Методы и приемы развития творческого потенциала личности

Top  Previous  Next

Приведем примеры некоторых методов обучения, а также приемов изобретательства, которые способствуют проявлению творчества и направлены на снятие психологической инерции мышления.

Мозговая атака (мозговой штурм, мозговой обмолот, брейнсторминг).

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговая атака была предложена А. Осборном в конце 30-х г. XX в. как метод, направленный на активизацию творческой мысли. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека с целью повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. По мнению А. Осборна, стимулирование творческой активности достигается посредством четырех правил:

·

исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;

·

Рекомендуемые файлы

поощряется необузданное ассоциирование: чем более невероятной покажется идея, тем лучше;

·

количество предложенных идей должно быть как можно большим;

·

разрешается улучшать идеи, комбинируя и видоизменяя их.

Несмотря на то, что мозговая атака по характеру является творческим способом работы, она имеет относительно шаблонные формы.

Стадии мозговой атаки:

1.

Формирование проблемы для рассмотрения и решения. Определение правил и условий коллективной работы. Формирование рабочих групп по 5 – 9 человек и экспертной группы, в обязанности которой входят оценка и отбор наилучших идей.

2.

Тренировочная сессия (интеллектуальная разминка). Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы тренировочной сессии. На этой стадии необходимо помочь участникам мозгового штурма освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, скованности, стеснительности).

3.

Мозговой штурм поставленной проблемы. Генерирование идей участниками мозгового штурма и фиксирование на бумаге выдвигаемых идей экспертами (за каждой группой закрепляется один или два эксперта). Идеи выдвигаются по кругу, время на выдвижение не более 1-2 минуты. Мозговой штурм заканчивается, когда поток предложений иссякает.

4.

Оценка и отбор группой экспертов лучших идей для их дальнейшей доработки.

5.

Разработка на основе выбранных идей вариантов решения, действенных на практике.

6.

Сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита.

Мозговая атака является творческой поисковой работой и служит базой для строгой логической и аналитической мыслительной деятельности. Метод «мозговой атаки» лучше всего использовать для решения задач, которые не являются точными или специальными. При решении очень сложных задач и задач технического характера эффективность применения этого метода менее вероятна, чем при решении задач более общего типа.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры.

Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность обучающихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающихся от традиционных учебных форм. Это – отношения конструктивного сотрудничества, созидания и личностного саморазвития каждого участника. Деловая игра способствует тому, что обучающийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для окружающих.

Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, вариативность решения возникших проблем позволяют играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствуют развитию рефлексивных способностей.  Технологии деловых и ролевых игр относятся к технологиям проблемного обучения. Алгоритм проведения деловой или ролевой игр может быть следующим: подготовка к игре ответственных за ее проведение, выделение ведущей идеи игры, построение имитационной модели; «ввод в игру» (распределение ролей, создание доброжелательной атмосферы, постановка задач, знакомство с правилами и ролями); процесс игры (разрешение проблемы, проверка решения, оценка полученных результатов); подведение итогов игры (создание целостного представления о путях решения рассматриваемой проблемы, реализация творческих подходов и проявление мастерства).

Приведем некоторые полезные приемы творческой деятельности, рекомендованные при решении  разнообразных изобретательских проблем1.

1. Инверсия

Придумать новую задачу очень трудно. Значительно чаще встречаются новые методы решения. Многие новые решения получают благодаря новому подходу к известной задаче.  Одним из способов получения новой точки зрения является так называемый метод инверсии. Он требует сознательного преодоления психологической инерции, отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы посмотреть на нее с некоторой новой или измененной позиции.

Итак, если некоторый объект обычно рассматривается снаружи, то применение метода инверсии означает, что теперь он будет исследован изнутри. Если в рассматриваемом устройстве некоторая деталь всегда располагалась вертикально, то инверсия означает, что ее переворачивают вверх дном, ставят в горизонтальное положение или помещают под некоторым углом. Если одна часть системы движется, а другая неподвижна, то инверсия означает, что эти части меняются местами. Перевернуть вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами – эти слова характеризуют существо метода инверсии, используемого для получения новых идей.

2. Аналогия

Большое число оригинальных мыслей рождается по аналогии, и этот процесс можно с успехом применять для стимулирования новых идей. Часто решение задач подсказывается аналогичными ситуациями, встречающимися в других задачах, природе или даже художественной литературе. Использование аналогичных инженерных решений, особенно заимствованных из других областей для получения новых идей, является довольно простым.  Однако надо подчеркнуть, что наблюдение за другими вещами значительно расширяет знания, которые можно использовать при решении данной задачи.

Получение идей для инженерных решений путем использования аналогий с механизмами живой природы также является несложным. Однако большинство инженеров испытывают трудности, так как у них отсутствует даже начальная подготовка в областях биологии и физиологии. Природа изобрела так много способов создания различных вещей, что она в изобилии дает новые идеи, которые можно использовать для решения инженерных задач. Например, в природе существует множество различного рода «насосов»,  каковыми являются сердца и другие органы разных животных.

Для использования аналогий из области литературы необходимо хорошее знание художественной литературы, фольклора, мифологии и научной фантастики. Это означает, что из литературы берется реальная или фантастическая идея и применяется в рассматриваемой инженерной задаче либо самостоятельно, либо в некотором видоизмененном виде или же используется другая идея, подсказанная данной. Например, некоторую идею может дать зеркало Алисы. Лилипуты из повести «Путешествие Гулливера» были довольно грамотными инженерами.

Аналогия является обильным источником новых идей и может использоваться с успехом.

3. Эмпатия

Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение его в чувства другого лица. Она часто используется в сфере человеческих отношений и характеризует то состояние, когда приходится ставить себя в положение другого.

Этим термином можно определить также и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы «стать» деталью и посмотреть с ее позиции и ее точки зрения, что можно сделать.

Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. Этому способствуют природная одаренность и нескованность, однако большинство людей могут применять данный метод при соответствующей тренировке. Этот метод очень полезен для получения новых идей.

И эмпатия, и аналогия полезны как при работе в одиночку, так и в составе группы. «Мозговой штурм» обычно используется как групповой метод,  хотя некоторые утверждают, что его можно применять и при работе в одиночку. Разумеется, всегда нужно проявлять такт, обычно лучше давать идеям благожелательную оценку, чем отрицательную.

4. Фантазия

Фантазия – это воображение; она связана с желанием, чтобы произошло то, чего хочется. Использование фантазии для стимулирования новых идей заключается в размышлении над некоторыми фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы.

Часто бывает полезно рассмотреть идеальные решения, даже если это сопряжено с некоторой долей фантазии. Разумеется, есть надежда, что размышление о желательном может натолкнуть нас на новую идею или точку зрения, которая, в конечном счете, приведет к новому осуществимому решению.

5. Систематическое исследование новых комбинаций

Процессам, называемым творческими, присуще следующее качество: к ним приходят в результате использования новых соотношений между различными, ранее не связанными между собой параметрами. Это означает, что творческие решения часто находятся путем создания новых комбинаций уже известных вещей, процессов или идей. Отсюда следует, что систематическое исследование новых комбинаций может оказаться полезным средством, способствующим изобретательству.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1.

Какие методы и приемы развития творческого потенциала личности наиболее эффективны с Вашей точки зрения в семейном воспитании?

2.

Раскройте сущность методов и приемов по активизации коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Какие из них, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными для Вашей будущей профессиональной деятельности?

______________________________________

1Колесников, В.Л. Компьютерное моделирование и оптимизация  химико-технологических систем: учебное пособие для студентов химико-технологических специальностей / В.Л. Колесников, И.М. Жарский, П.П. Урбанович. – Минск, БГТУ, 2004. – С. 24–36.

Исторические сведения

Top  Previous  Next

Воспитание творческой личности школьника в педагогическом опыте И.П.Волкова

Игорь Павлович Волков получил известность как педагог-новатор, работая более 30 лет в средней школе № 2 г. Реутово Московской области. Все эти годы Волков занимался развитием индивидуальных способностей учащихся, приобщая их к многосторонней творческой деятельности.

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы и по своей натуре фантазеры. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства, проводил синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать.

В результате им была создана оригинальная система работы школы, автоматически решающая целый комплекс учебно-воспитательных задач. Главными из них были следующие: обучение школьников в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями, возможностями; усиление эффективности обучения; достаточно ранняя профориентация; развитие творческих способностей; подготовка к трудовой деятельности широкого профиля; полезное использование свободного времени.

Суть системы И.П.Волкова заключается в следующем.

Параллельно с изучением единой для всех школьной программы ученики самостоятельно создают творческий продукт и работы свои регистрируют в «Творческой книжке школьника», документе, который выдается по окончании школы вместе с аттестатом об образовании и, по замыслу, имеет юридическую силу при поступлении на работу или дальнейшую учебу. Прилагаемая характеристика, основанная на анализе творческой деятельности ребенка, позволяет судить о потенциальных возможностях выпускника.

Дети узнавали первоначальные навыки самостоятельности и творчества еще в младших классах. Разработанная новая форма внеклассной работы — творческая комната — позволяла каждому ученику любого возраста, любого уровня развития и в любое время года придти и установить свой собственный ритм работы. За год через творческую комнату проходило до 200 учеников. Каждый день здесь собиралось по 30-40 человек. Ребятам нравилась возможность реально создавать собственные духовные ценности!

И на уроках творчества, и в художественной студии применялся алгоритмизированный подход, когда в головку ребенка закладывались не какие-то абстрактные знания, а он обучался решать конкретные задачи. К ним давалось информационное и исполнительское обеспечение. Сложность вопроса не имела значения, единственное условие, чтобы он был в пределах изученного материала.

В помощь педагогам Волков разработал методику проектирования процессов обучения в соответствии с заранее заданным конечным эффектом. По этой проблеме он вел курсы в Московском институте усовершенствования учителей.

Ценно то, что Игорь Павлович не только разработал систему, вел по ней многолетнюю непрерывную работу, но и на примере своих выпускников проследил, какие результаты она дала. Он выявил, что его программа вырабатывает высокую приспособляемость к видам труда, ранее в практике учащегося не встречавшимся. Его выпускники достигали в профессиональной деятельности высшей квалификации уже в 22 — 27 лет!

Игорь Павлович Волков умер в 1999 году. Но остались книги, статьи о нем в газетах и журналах, телесюжеты, воспоминания. Остались его ученики, его идеи. Можно с уверенностью сказать, что Игорь Павлович обогнал свое время. Его идеи современны сегодня, а некоторым предстоит раскрыться со всей полнотой в будущем. Оценивая со стороны все, что ему удалось сделать, поражаешься, как много можно успеть за одну жизнь!

Уроки творчества в Тенишевском училище

Тенишевское училище – одно из знаменитых образовательных учреждений России начала ХХ века, созданное по проекту известного мецената и общественного деятеля В.Н.Тенишева.

Директором училища работал известный русский педагог, литератор А.Я. Острогорский. Он собрал в училище когорту блестящих учителей. Их объединенными усилиями была создана уникальная для того времени школьная атмосфера. В училище принимались все дети, независимо от сословия и вероисповедания. Но особенно популярно оно было в среде петербургской интеллигенции.

В Тешишевке, как тогда называли училище, была реализована собственная образовательная программа, нацеленная на творческое развитие личности учеников. Каждый преподаватель вел урок так, как это подсказывал ему многолетний опыт. Педагогический коллектив объединяла любовь к детям, стремление отдать все свои силы и помыслы воспитанию гармоничной творческой личности. Уроки органично продолжали экскурсии -- ближние (по Петербургу и его окрестностям) и дальние (Крым, Урал, Прибалтика и даже Швеция). Регулярно организовывались учебные экскурсии на фабрики и заводы, где учащихся знакомили с технологией и организацией производства. Особое место в жизни тенишевцев занимали историко-литературные экскурсии по Петербургу.

Большое внимание уделялось интеллектуальному воспитанию. В актовом зале ставил спектакли Всеволод Мейерхольд, выступал Александр Блок. Практиковались литературные вечера, читались лекции, устраивались концерты. Учащиеся регулярно посещали театры, художественные выставки. Развивались творческие способности учащихся. В училище выходил ученический рукописный журнал «Юная мысль». Под руководством известного поэта и преподавателя литературы В. Гиппиуса ученики написали и опубликовали большой коллективный литературоведческий труд под названием «Записки по истории русской литературы», где проанализировали памятники русской словесности.

Здесь не было принято кричать на ребенка, наказывать за шалости. Впервые в истории русской школы отменялись отметки. Родители извещались об успеваемости только в случае плохой учебы. Для того чтобы найти подход к детям, учителя предлагали родителям заполнить опросный лист, охватывающий все стороны жизни будущего ученика.

Интеллектуальное и нравственное силовое поле Тенишевского училища оказалось столь велико, что сказывалось и в 1920-30-е годы. Продолжали преподавать дореволюционные педагоги, а также молодые учителя, составившие затем гордость русской культуры: Ю. Тынянов, И. Соллертинский, Б. Асафьев. После 1917 года удавалось сохранить удивительную, духовно насыщенную атмосферу школьной жизни. Уже в советское время эту школу закончили Лидия Чуковская, Даниил Гранин, немало других известных писателей и поэтов.

Воспитание творческой личности в Яснополянской школе

Яснополянская школа – всемирно известная начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы.

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет. Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек.

Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности. Одним из основных принципов обучения в школе являлась полная свобода учеников, которые не были связаны обязательными часами занятий. Уроки на дом не задавались. Характерной чертой учебного процесса в Яснополянской школе была творческая активность и самостоятельность учащихся на занятиях. Толстой требовал учитывать возможности каждого ученика, его интересы и возрастные возможности. В школе работало четыре учителя. В планы преподавания, которые они составляли, обычно вносились изменения «согласно требованиям учеников».

"Как запомнить большое количество информации" - тут тоже много полезного для Вас.

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Осуществляя свою идею о том, что школа должна отвечать потребностям трудового народа, Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.

Широкий план образования, принятый Толстым для его школы, и постановка обучения в ней выдвинули Яснополянскую школу в число передовых учебных заведений того времени.

Свежие статьи
Популярно сейчас