Популярные услуги

Витгенштейн о вере как форме жизни

2021-03-09СтудИзба

16. Л. Витгенштейн о «вере как форме жизни» и К. Ясперс о «философской вере»

Трактовка познания как процесса, включенного в культуру, а также в исторически определенные формы предметно-практической деятельности и коммуникации - одна из главных предпосылок философско-методологического анализа социально-гуманитарного знания. Такой подход к научному знанию с необходимостью выявляет в нем малоизученные в классической теории познания компоненты, не охватываемые традиционными категориями как не относящиеся к рациональному познанию. Среди них значимое место занимает вера в ее соотношении с сомнением и знанием - тема, которая «изгоняется» из экспериментально проверяемого, обоснованного и «точного» естественнонаучного знания, опирающегося на математические и логические доказательства, дедуктивные выводы. При этом имеется в виду не религиозная вера - это особый случай, требующий специального рассмотрения, - но вера вообще как состояние сознания, не испытывающее сомнения, принимающее события, высказывания и тексты без доказательств и проверки. Это явление не отвечает научным критериям, но вместе с тем тема веры, достоверности, сомнения оказывается одной из фундаментальных в познавательной деятельности, особенно в неформализованном, нематематическом либо интуитивном и метафорическом знании об обществе, культуре, человеке, его сознании и жизни. Реальный факт существования веры и верований в познавательной деятельности сегодня не отрицается, но гносеологический, логико-методологический статус, социокультурные, в частности коммуникативные, истоки веры - это проблемы, требующие специального рассмотрения.

Социально-гуманитарные науки, в отличие от естествознания не забывающие о своих корнях в «человеческих смыслах» и отношениях, рассматривают веру и верования человека прежде всего как данность его бытия среди людей. Так, Э. Гуссерль видит основу «наук о духе» и достоверность познания в «жизни» или «жизненном мире», который является сферой непосредственно очевидного и в этом смысле первичного. Важно подчеркнуть, что для Гуссерля «жизненный мир» - это «круг уверенностей», к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые в человеческой жизни приняты в качестве безусловно значимых и практически апробированных до всех потребностей научного обоснования. Это достоверные, очевидные предпосылки всякого познания (в том числе и научного), имеющие большую значимость по сравнению с ценностью объективно-логических высказываний. Именно очевидности «жизненного мира» и выступают у Гуссерля критерием достоверности. Идея рассмотрения достоверности в связи с дорефлективными представлениями о «жизни», «жизненном мире» предстает как определенная традиция, на разные лады развиваемая в работах феноменологов и герменевтиков.

Идеи Л. Витгенштейна о вере, достоверности, уверенности также близки традиции, где познание не сводится к науке, к естествознанию, но имеется в виду обыденное, опытное, жизненное знание, а также гуманитарное - филологическое, историческое, теологическое, - далекое от рационально-логических норм, образцов научности, созданных в естествознании. Он не рассматривает достоверность как характеристику знания - доказательного, обоснованного с помощью логической связи с высказываниями, истинность которых доказана либо эмпирически подтверждена, но исследует ее укорененность в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую «форму жизни». Витгенштейн раскрывает достоверность в ее социокультурных, коммуникативных аспектах. Жизнедеятельность в целом, а не только познание или общение невозможны без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторые достоверности, несомненности - это и есть «форма жизни» и ее условие. Усвоение «картины мира» в детстве, основанное на доверии взрослым, - это тоже «форма жизни», а не чисто познавательная процедура, не просто знания, но реальные действия на основе уверенности в том, что говорят взрослые. «Ребенок приучается верить множеству вещей... учится действовать согласно этим верованиям. Мало-помалу оформляется система того, во что верят; кое-что в ней закрепляется незыблемо, а кое-что более или менее подвижно. Незыблемое является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно поддерживается, тем, что его окружает». Достоверность - условие и «форма жизни», бытия среди людей, результат того, что «мы принадлежим к сообществу, объединенному наукой и воспитанием». Как «форму жизни» Витгенштейн рассматривал и речевую деятельность, говорение, «языковые игры», которые предстают не в собственно лингвистическом смысле, но как жизнь в ее культурно-исторических и социальных формах. «Языковая игра» понимается как некоторая языковая форма межличностного общения, выбранная на основе правил и норм, конвенции и верований, необходимых для данного вида деятельности. Достоверность-уверенность коренится как в бытийных смыслах «языковой игры», так и в ее правилах и нормах. Через «языковые игры» достоверность обнаруживает свою человечески-бытийную природу, и так происходит прежде всего потому, что это целое, состоящее из языка и действий, в которые он вплетен.

Как «жизненные феномены», имеющие свои функции в контексте бытия, рассматривал веру и верования известный испанский философ и культуролог X. Ортега-и-Гасет, противопоставлявший роль идей и верований в бытии человека. Идеи как результат интеллектуальной деятельности и воображения включают в себя и обыденные мысли, и строгие научные теории - все то, «что приходит в голову» человеку. Он их творит, распространяет, оспаривает и даже способен умереть в борьбе за них, но, в отличие от реальной жизни - ее мы проживаем, - идеи принадлежат сфере интеллектуальной жизни, которая конструируется как «ирреальность». Идеи поддерживают друг друга и образуют некое целое - определенную умственную конструкцию, систему идей, между которыми всегда существует как непреодолимая дистанция расстояние от реального до воображаемого.

В отличие от идей, верования не являются плодом наших размышлений, мыслями или суждениями, они совпадают с самой реальностью как наш мир и бытие. Ортега, как и Витгенштейн, полагает, что верования - это «наиболее глубинный пласт нашей жизни», все то, что мы безоговорочно принимаем в расчет, не размышляя об этом. В нашей жизни мы руководствуемся огромным количеством верований, подобных тому, что «стены непроницаемы» и нельзя пройти сквозь здания или что земля - это твердь и т.п., хотя и бывают ситуации, для которых не оказывается коренных верований, и тогда рождается сомнение. Верования - это другой жизненный феномен, нежели идея, мы в них пребываем как «пребывают в уверенности»; о них не размышляют, но с ними всегда считаются. Являясь основанием жизни, базисной предпосылкой и условием наших действий, верования присутствуют в нас не в осознанной форме, а как «скрытое значимое нашего сознания». По этой причине мы их обычно не осознаем, не мыслим, но они воздействуют на нас неявно, как воздействует и то, что мы делаем или мыслим явно. Значимость наших верований определяется тем, что они унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде как «вера наших отцов», система прочных, принятых на веру объяснений и интерпретаций, «образов» реальности, действующих в жизни предков. Среди самых значимых в европейской культуре является вера в разум и интеллект. Как бы она не менялась и не критиковалась, человек по-прежнему рассчитывает на действенность своего интеллекта, активно конституирующего жизнь. Однако, считает Ортега, если вера в разум остается непоколебленной, то отношение к конкретным идеям постоянно изменяется, вплоть до их отвержения. Философ вводит понятие «коллективной веры», признавая коллективно установленное, социально действенное состояние веры, которое предстает как «социальная догма». Она не остается неизменной, и даже самые фундаментальные верования претерпевают своеобразную трансформацию в истории культуры.

Вера присутствует и в структуре научного знания. Как правило, исследователи стремятся предельно ограничить в науке область веры, что является одним из важных требований научности, но одновременно многие мыслители, особенно в сфере философии и культуры, признают конструктивную роль веры в познании. Так, русский философ-эмигрант И.А. Ильин, труды которого стали доступны недавно, посвятил проблеме верований работу «Путь духовного обновления», где называл «предрассудком», требующим критической переоценки, утверждение о том, что только знание обладает достоверностью, доказательностью, истинностью, а вера не более чем суеверие, или «вера всуе», напрасная и неосновательная. В доказанное не надо верить, оно познается и мыслится, верить же можно лишь в необоснованное, недостоверное. Отсюда отрицательное, пренебрежительное отношение к вере, требование «просвещения» и борьбы с суевериями. Критикуя эту упрощенную позицию, Ильин отличает настоящих ученых, которые не абсолютизируют результаты науки, прекрасно понимая, что многое из принимаемого за истинное знание не имеет окончательного обоснования и полной достоверности, от тех, кто к науке относятся догматически, «слишком часто верят в «науку» так, как если бы ей было все доступно и ясно... и только настоящие ученые знают границы своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а совсем не легкая, ежедневная добыча»5.

Если вера в познании может иметь конструктивный характер, то какова ее познавательная природа и какие виды достоверностей, субъективной уверенности охватываются этим понятием? Как соотносятся ее положительные и отрицательные следствия? Прежде всего отметим, что возникновение веры в познавательном процессе не вызвано, как это часто утверждают исследователи, лишь отсутствием или недостатком информации, это частный случай, момент веры, не носящий всеобщего характера, а главное, не объясняющий механизмы и причины ее возникновения. Можно бесконечно наращивать объем информации, но ее усвоение и использование по-прежнему будут основаны на предпосылках, в той или иной степени принятых на веру. При такой трактовке возникает определенное отрицательное отношение к феномену веры, стремление к ее полной элиминации из познавательной деятельности субъекта, а тем более из системы знания. Выявление же конструктивной природы веры возможно лишь в случае признания существования объективных оснований субъективной веры. Это отметил еще в XVII в. английский исследователь познания Дж. Локк, с точки зрения которого «вера стоит сама по себе и на своих собственных основаниях. Она не может быть снята с этих оснований и помещена на основание познания... она разрушается. Тогда это уже более не вера, а знание»6. Итак, и вера, и знание имеют основания, но их основания различны и по природе и по когнитивному статусу. Различие в основаниях носит не просто частный характер, но обладает фундаментальным значением, а изменения в степени и характере обоснованности противоположно направлены. Знание получает свой статус в результате логического оформления, обоснования, проверки, доказательства достоверности и истинности, и лишь в таком качестве оно обретает не только когнитивную, но и социальную значимость, начинает функционировать в культуре, включаться в коммуникации и различные формы деятельности. Вера же базируется совсем на другом - на социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят. Изменение этих предпосылок рождает сомнение и необходимость рефлексии, критики оснований субъективной уверенности, сам пересмотр которых будет осуществляться на базе новых социально апробированных «несомненностей».

Ещё посмотрите лекцию "Необходимость образования пастыря" по этой теме.

В научно-исследовательскую деятельность ученого различного рода верования входят в таких формах, как личностное неявное знание, представленное в форме индивидуальных навыков и умений, практического знания, знания о пространственной и временной ориентации, двигательных возможностях нашего тела - своего рода «личностного коэффициента», «инструмента» взаимодействия с миром вокруг нас. Признание эвристической значимости неявного знания, в свою очередь, влечет за собой введение субъективной веры, поскольку «неявное знание не может быть критическим. ...Систематическая критика применяется лишь к артикулированным формам, которые мы можем испытывать снова и снова»7. Часто вера как субъективная уверенность является началом и источником знания. Вера присутствует также и как доверие к показаниям органов чувств, которое коренится в чувственно-практической деятельности человека; в отнесении объектов к определенному классу вещей, событий.

Свое отношение к религии Карл Ясперс недвусмысленно выразил словами: «Библия и библейская религия суть основа нашего философствования, постоянный ориентир и источник незаменимых истин». Однако за такого рода фразами может скрываться самое различное содержание, и критический анализ взаимоотношений философии Ясперса и религии представляет немалый интерес как раз потому, что философ-экзистенциалист часто принимал участие в полемике по вопросам религии, трактуя их не традиционно. Так, Ясперс нередко критикует те два лица, которыми религия обращена к человеку, — мистицизм и авторитаризм, — усматривая в обоих угрозу человеческой свободе. Однако противоречие мистицизма и авторитаризма, перерастающее в противоречие мистики как «негативного решения» и «отказа от мира», мироотрицания» (Weltverneinung) и этики как совокупности установленных богом законов поведения человека в мире людей, «разрешается» им в экзистенциалистском понимании «философской жизни как деяния отдельного лица во внутреннем действии, посредством которого оно становится самим собою», и философской веры.

В предисловии к книге М. Дюфрена и П. Рикера «Карл Ясперс и философия существования» (1947) Ясперс предложил рассматривать его философию таким образом, чтобы ее истина раскрывалась «только посредством движения, которое охватывает целое в одной-един-ственной мысли». П. Рикер, рассматривая эту цитату, справедливо отмечает, что по отношению к философии религии Ясперса в целом такою мыслью является мысль о «трансцендировании» в целом; но она может быть выражена и просто как идея «философской веры». Это исходное понятие действительно является той «клеточкой», из которой развивается содержание религиозной философии Ясперса. Но что такое «религиозная вера»?
Картина мира и человека в нем, которую Ясперс неоднократно набрасывал, начиная с работы «Разум и экзистенция» (1935), сводится к тому, что «объемлющее» (Umgreifende) — новый термин, произведенный, как считают, от одного из определений анаксимандрова апейрона и означающий абсолютную реальность, — предстает нам как расчлененное на бытие в себе (мир и трансценденция, т. е. бог) и бытие, которое есть мы сами; разделяющееся, в свою очередь, на наличное бытие (Dasein), т. е. жизнь, физиологические функции, психические переживания, способы поведения, язык, орудия, поступки; сознание вообще с его разделением на субъект и объект; дух как «жизнь идей» — это те способы, какими «мы представляем собою мир»; наконец, экзистенцию (Existenz), смысл которой состоит в том, что «мы живем из первоначала, которое лежит выше эмпирически объективно возникающего наличного бытия, выше сознания вообще и духа», — это первоначало; экзистенция существует в своем отношении к своей полярности, «трансценденции».

В перечисленных четырех сферах человеческого бытия развертываются различные способы познания: наличное бытие дает нам обыденное знание наличных вещей, с которыми мы находимся в повседневном общении;
сознание вообще дает нам очевидное и принудительное (zvingende), всеобщее и необходимое знание; дух — объединяет разрозненные данные рассудка, т. е. знания, возникающие в двух первых сферах. Наконец, «как экзистенция, я существую постольку, поскольку я осознаю себя как подаренный себе самому трансценденцией», т. е., попросту говоря, как сотворенный богом.
«Философская вера» выступает у Ясперса именно как акт «экзистенции»: если в широком смысле всякая очевидность есть «вера» (инстинкт наличного существования, уверенность сознания вообще, убеждение духа), то в узком смысле вера представляет собой «акт экзистенции, в которой трансценденция осознается в ее действительности»’. Эти рассуждения Ясперса предназначены для того, чтобы отделить философскую веру от собственно религиозной, которая связана с «авторитарной объективностью» культа, молитвы, откровения и церкви. Мы встречаемся здесь с несколькими тенденциями в понимании веры, уже встречавшимися в истории религиозной философии и философии религии, но получившими у Ясперса новый вид и новые приложения.
Перед Ясперсом встает несколько проблем. Первая из них — соотношение веры и разума. Старый антагонизм веры и разума, религии и науки философ-экзистенциалист хочет преодолеть утверждением, что вера и разум отличны друг от друга, но друг друга подразумевают: разум необходим для веры, но вера несводима к разуму. Старый, восходящий еще к Фоме Аквинскому тезис о гармонии веры и разума получает, однако, у немецкого мыслителя новое толкование. Сравним, говорит Ясперс, Бруно и Галилея. Бруно верил, а Галилей знал. Инквизиция требовала от них отречения. Бруно ответил отказом и умер мученической смертью; Галилей отрекся, но это не имело для него особого значения, ибо «все равно она вертится!». Итак, вера — это истина, страдающая от того, что мы от нее отреклись, тогда как знание не затрагивается каким бы то ни было актом человеческой воли. «Истина, из которой я живу, существует лишь таким образом, что я становлюсь тождествен с нею… Истина, правильность которой я могу доказать, существует без меня самого; она всеобща, внеисторична, вневременна… Пожелать умереть за правильность, которая доказуема, было бы ни с чем не сообразно».

Мы уже приводили эту мысль в связи с Кьеркегором, видевшим в «экзистенциальности» свойство именно религиозной «истины». Оставим в стороне Галилея, которого Ясперс приводит в качестве примера, — его случай куда сложнее, чем представляется Ясперсу: вспомним хотя бы «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта, — и сравним Джордано Бруно, скажем, с протопопом Аввакумом, главой раскола в русской православной церкви (XVII в.), Бруно умер за научную истину, сделавшуюся его глубоким жизненным убеждением; Аввакум — за веру, за «истину» двуперстного крестного знамения и написания имени Христа через одно «и». И мы не можем не пожалеть о том, что впустую были растрачены силы этого человека, одного из тех, кто составляет «соль земли», но который отдал свою жизнь за иллюзорную идею. У Бруно объективная истина и убеждение, знание и «вера» органически слились. Поэтому Ясперс совершенно неправ, когда думает, что объективность истины якобы исключает возможность убежденности в ней, что объективная истина социально и «человечески» нейтральна. Не «вера», а философская убежденность. основанная на твердом научном знании, — вот характеристика взглядов и поведения Джордано Бруно, единство знания и убеждения. И Ясперс волей-неволей вынужден с этим считаться. Он пишет о том, что «философская вера» существует «только в союзе со знанием», даже о том, что «безграничное познание, наука есть основной элемент философствования». Но какие следствия выводятся отсюда?
Ясперс — убежденный иррационалист, уверенный в ограниченности человеческого знания, неспособного открыть «конечные тайны» вселенной. Проще говоря, человеческому знанию, знанию «конечному», недоступны глубокие мировоззренческие обобщения; поэтому тот, кто философствует, должен всегда иметь в виду ограниченность научного знания, которое «объективирует», т. е. опредмечивает, овеществляет, умерщвляет жизнь. Впрочем, ее умерщвляет и вера, взятая только с объективной стороны, т. е. как догма, как утверждение. Взятая чисто субъективно, она остается суеверием. Смысл «философской веры» состоит в том, что она есть, согласно традиционной формуле, fides gua creditur et fides guae creditur (вера, которою мы верим, и вера, в которую мы верим). Но это, вопреки рационалистическим религиозным учениям, не есть гармоническое сочетание в «целостном видении» субъективного и объективного, веры и разума, хотя бы под эгидой веры, но «диалектика» как неразрешимая и безусловная «борьба» противоположностей, как «разрыв противоположностей, ведущий к антиномиям без разрешения их, падение в неразрешимость, в противоречие… отход к границе, где бытие является абсолютно разорванным», — как абсурд. Ясперс следует здесь иррационалистической традиции Кьеркегора и завершает ее фактическим умерщвлением разума. В лучшем случае роль разума сводится к тому, что он — это «возможный трамплин для трансцендирования», т. е. для перехода к богу.

Отсюда следует, что концепция Ясперса не может быть доказана; более того, само требование ее доказательства может восприниматься лишь как своего рода оскорбление веры. Она не только не имеет никакого объективного, общезначимого содержания, но и появление ее возможно только через «самоубеждение», основанное, в свою очередь, на вере в то, что она — «дар» (Geschenk) божий. В итоге религиозный философ вращается в кругу:
«Лишь тот, кто исходит из бога, может его искать. Достоверность бытия бога… есть предпосылка, а не результат философствования».
Но это означает, что бог, выступающий предпосылкой философствования Ясперса, оказывается результатом искаженного, мистифицированного понимания им человека — того, которого он именует, в высшем его проявлении, «экзистенцией». Неопределимое в самой системе философии Ясперса, это понятие может быть определено в системе понятий диалектического и исторического материализма как выражение социальной природы индивидуальной человеческой личности. Отсюда становятся ясными описания «экзистенции» Ясперсом: ее «интен-циональность», т. е. направленность на другие личности («экзистенции»), в разнотипных отношениях к которым она находится; и ее «коммуникация», т. е. общение с ними, во всей ее противоречивости, наглядно отражающей противоречия антагонистического общества; и такие ее «знаки», как свобода, выбор, решение. В структуре «экзистенции» светят отраженным светом реальные общественные отношения, преломившиеся в индивидуальном сознании идеолога буржуазного общества. И завершение описания «экзистенции» — ее направленность на «трансценденцию» — оказывается просто фиксацией, во-первых, достаточно распространенной и «естественной» в капиталистическом обществе религиозности, а во-вторых, власти данного общества над индивидом. Эта власть в ее явной и «светской» форме и есть «мир», в освященной веками религиозной терминологии — бог («трансцен-денция»).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее