Основные проблемы средневековой схоластики
2. Основные проблемы средневековой схоластики.
Самой общей и предельной характеристикой идей средневековой философии является, безусловно, теоцентризм. А самыми монументальными теоцентрическими идеями являются идеи монотеизма, креационизма и откровения. И можно считать, что первые две являются фундаментом средневековой онтологии, а последняя – гносеологии.
1. Новое понимание бытия, идеи монотеизма и креационизма.
Теоцентризм создает совершенно новое учение о бытии. Для нового миросозерцания даже умопостигаемое бытие и в целом разумный Космос не являются подлинным бытием. Таковым является только Бог. Он – реальность, определяющая все сущее.
А). Бытие как Бог. Бог как бытие. В Ветхом Завете рассказывается, что Моисей на горе Синай задал Богу вопрос о его сущности, спросил у Бога: «Кто ты?» И Бог ответил: «Я есть сущий» и «Я есть существование». Поскольку Бог есть уникальное совпадение сущности и существования, он есть подлинное бытие и всеблагость. Это, в свою очередь, обуславливает исходную «формулу» средневекового теоцентризма: «бытие и благо обратимы» .
Все, что сотворено Богом, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, хорошо и совершенно. Небытие понимается как антитеза Бога, как дьявол. «Дьявол – это небытие, прикидывающееся бытием ». Это абсолютная испорченность, абсолютная гордыня отхода от Бога, Бытия и Блага.
В христианском мировоззрении нет дуализма добра и зла. Они не равносильны. Бог в христианстве понимается как всемогущий (т.е. могущий все). Добро абсолютно, зло относительно. Зло само по себе есть отсутствия бытия, отсутствие должного быть добра. Зло живет благом и за счет блага. В конечном счете, добро правит миром, а зло хоть и умаляет, но не в состоянии уничтожить благо.
"3. Методология библиотековедения" - тут тоже много полезного для Вас.
Радикальное отвержение какого бы то ни было нравственного, духовного дуализма является основой монотеизма. Самым кратким образом монотеизм может быть определен как идея единого личного Бога. Единый Бог, значит не столько один, в отличие от языческого многобожия, сколько как было сказано, единый, всеохватный и трансцендентный, данный человеческой душе в личной вере.
Библейская традиция понимает Бога как единого и уникального. С таким пониманием уникального Бога рождается, во-первых, новое понятие: «трансцендентное» . Под божественным трансцендентным не может подразумеваться ничто другое, кроме божественного. (Платон и Аристотель называли «божественными» звезды, Платон называл космос «видимым Богом»). Библейская традиция считает трансцендентность уникального Бога абсолютной, тотально отличной от всего прочего.
Во-вторых, особый тип связи человека с Богом. Самой осязаемой и значимой для человека реальностью является именно эта связь. Бог – творец и спаситель – есть «убежище души» . (Языческих богов нельзя было соотнести с человеческой душой, несмотря на все старания Сократа и Платона, люди чаше всего были для них игрушками.) Бог есть сила, делающая, творящая человека человеком, а мир – миром и определяющая их взаимоотношение. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» .
Б). Представления о сотворении мира. Эти представления закрепляются идеей креационизма, или творения. Согласно христианскому догмату, Бог coтворил мир из ничего единым вневременно-временным актом своей воли. Завершающим актом творения является человек, и как сотворенное и как творящее, но не равновесное Богу в своем творчестве. Причем Бог не просто творец, но абсолютный творец. Творцом можно понимать и платоновского Демиурга. Но Демиург творит мир из вечной материи по образцу вечных же объективных идей, но сам не является творцом материи и идей. Христианский «Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить».
Кроме того, Демиург – мастер, ремесленник, но не господин. Христианский Бог – господин («Господь Бог»). Это обуславливает и обуславливается его творческой мощью. Бог – начало, не имеющее конца, то, что в этом мире единственно является несотворенным. Мир же – это то, что существует не благодаря себе, а благодаря воле и разуму Бога, т.е. благодаря трансцендентному. При этом мир как творение и Бог как творец противоположны и едины. Бог и творение – различные степени бытия. Бог – собственно бытие. Творение – участник этого бытия, получающий свое бытие от Бога.
Эти важнейшие идеи средневековой философии получают свою разработку (богословскую и философскую) в рассмотрении следующих важнейших проблем: формулировки доказательств бытия Бога; интерпретация божественной сути в соотношении божественной воли и божественного разума; построения теодицеи (оправдания Бога) и выработки принципов эссенциализма и индивидуации. Они и составляют философский корпус средневековой схоластики. Их основной богословский смысл – быть инструментом толкования содержания догмата Троицы.