Новая богословская мысль и процессы христианизации
6. Новая богословская мысль и процессы христианизации.
Еще одним важным моментом, определяющим специфику средневековой мысли, является ее зависимость от процессов социализации нового вероучения, процессов христианизации общества и создания новой богословской системы образования.
Основной задачей церкви было не только выражение нового миросозерцания, но и обращение как можно большего числа людей в истинную веру. Большинство же населения составляла крестьянская масса, которая жила естественными природными циклами и воспринимала мир в структурах мифологического языческого мировоззрения. Необходимо было извергнуть человека из мифа, космоса, полиса и поместить его в состояние одного универсального отношения – личного отношения к Богу, при этом опосредованное догматом и церковным учением.
Обычный человек оставлял мало надежд для сообразования его по Христу и согласно догмату, поэтому возникала потребность медленного и упорного пересозидания человека и его образа жизни. Важнейшим инструментом этого стало духовное и церковное назидание. Возникли разнообразнейшие рекомендательные тексты, восполняющих отсутствие самостоятельных этик. Например, агиография (жития святых), сборники примеров (exempla), описывающие правильные и неправильные с точки зрения религии и морали поступки, пенетенциалии (покаянные книги) и т.п.
Но и богословски образованные люди сталкивались со сложнейшей проблемой интерпретации библейских текстов и откровения отцов церкви. Для облегчения их обучения стали создаваться своеобразные «учебники» , которые назывались «глоссами» и «Суммами изречений» . На них основывались и наиболее значительные теоретические разработки богословия, такие, как «Сумма теологии» Ф. Аквинского.
Все это делало мысль средневековья пророчески-миссионерской, назидательной и спасительной, организующейся как мозаика сентенций и цитат. Слово Бога незаметно оборачивалось всего лишь словом цитаты. Возникло странное единство бытийственной задачи духовного спасения человека и мелко-навязчивого, почти жеманного в своих действиях, обучения догмату. Достаточно банальная задача – достичь удобства усвоения – оказалась естественным, но выхолощенным финалом осуществления исходной фундаментальнейшей задачи религиозного миросозерцания – задачи спасения души через веру.
Вывод. Средневековая философия была очень необычным явлением. Ее характер определялся особенностями мыслительной культуры средневековья[1], к которым относятся:
– ретроспективность и традиционализм. Т.е. обращенность в прошлое, основанная на принципе: чем древнее, тем подлиннее.
Вам также может быть полезна лекция "3 Теоретико-методологические основы экономики социальной работы".
– экзегетизм. Экзегетика – искусство расшифровки, толкования, разъяснения священного писания. Философ – экзегет, постигающий в меру человеческих возможностей Слово Божие.
– иконографичность. Воплощенность мысли в завершенный живой образ. При этом сам образ понимается как наглядно-поучительно данная объективность. Философ, следуя за верой, должен достичь ekstasia, в котором личность отчуждается в пользу авторитета, либо персонального представленного (собственно «лик»), либо аутентичности Писания как такового. Жизнь, а не только мысль, все время соотносится с образом Божиим, представленным иконой и текстом.
– абстрактный концептуализм. Создание и использование сложной конструкции из зачастую искусственных и надуманных понятий (концептов), которые помимо исходного богословского содержания наполнялись и содержанием абстрактно-теоретическим. Эти понятия призваны были создать науку, не противоречащую иконе. Средневековые схоласты предприняли вторую после Аристотеля попытку создания универсального категориального аппарата
– мозаичность. Слово Бога постепенно превращалось в удобные цитаты (или как их тогда называли «сентенции» и даже просто «цветки»). Мысль была равнодушна к собственной теоретичности, системности, монолитности.
– особый самоуглубленный психологизм, неизвестный античности. Строгое заинтересованное внимание к собственной духовной жизни, значимой как путь к Богу, как востребование веры. Не случайно возникновение в это время жанра автобиографий-исповедей («Исповедь» Августина, «История моих бедствий» П. Абеляра) и создание многочисленных трактатов «О душе» как богословско-этических (а не только психологических) текстов.
[1] Подробнее см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.