Западное и восточное богословие
5. Западное и восточное богословие.
Основное деление христианства – это разделение на восточную и западную церкви. Между восточным и западным богословием нет абсолютно непроходимой грани, но существенные различия выявились уже в деятельности отцов церкви, которых достаточно быстро разделили на две группы совсем не только по географическому признаку.
Это деление связано с пониманием сути и «конструкции» веры, ее рационального и мистически-духовного наполнения. И во многом это различие теологии и теософии. Если теология – учение о Боге, то теософия (божественная мудрость) – высшее мистическое знание о Боге и божественных таинствах, достигаемое непосредственным созерцанием. Различие экзистенциальных пафосов этих двух типов богословия зафиксировано в двух известных «девизах»: теологии – «Бери, читай!», теософии – «Приходи, живи!».
Богословское содержание двух направлений различается толкованием Символа веры (прежде всего введением католицизмом в догмат Троицы «принципа филиокве» – исхождения святого духа не только от отца, но и от сына). Философское различие связано с пониманием соотношения веры и разума.
Теология стремится к рационализации веры, к достижению гармонического отношения веры и разума. Содержание веры есть Слово Божие, обращенное к человеку. Но человек должен суметь понять это Слово. Вера, данная в откровении и опирающаяся на догмат, должна быть усвоена. Обретение веры, движение к Богу – это путь долгих исканий и падений, которые могут быть залогом того, что на человека снизойдет благодать веры. И это обретение веры вновь означает обязанность человека на самостоятельное разумное ее усвоение и толкование.
В теософии мотив веры как особого мистического состояния души становится абсолютно доминирующим. Теософия опирается на традиции таинственного и апофатического богословия. Первое есть славословие неопределимости и неописуемости Бога. Второе есть отрицательное описание Бога, указывающее на его принципиальную непохожесть на все земное, проистекающее из него. Апофатическое богословие – антипод катафатического (утверждающего) богословия, которое описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений.
Наиболее выразительной формой теологического рационализма является философия Ф. Аквинского – томизм, ставший фактически официальной доктриной Ватикана. Среди теософских воззрений – это исихазм (паломизм), выступивший с проповедью «очищения сердца» молчанием, слезами, отрешенностью и аскетизмом.
Теологи стремятся воссоздать и прописать Слово Божие. Теософы претендуют на роль ретрансляторов непостижимой божественной мудрости. Теология – учение о Боге, опирающееся на откровение и догматы. Теософия – учение о божественном, постижимом субъективным мистическим опытом, стремящееся изложить этот опыт в виде связной проповеднической системы.