Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Курс философии » Классическая и постклассическая европейская философия XIX-XX вв. Русская философия

Классическая и постклассическая европейская философия XIX-XX вв. Русская философия

2021-03-09СтудИзба

Модуль 4

Классическая и постклассическая европейская философия XIX-XX вв. Русская философия.

Вы будете изучать:

ü развитие философской мысли в XIX-XX вв. и ее основные философские направления;

ü классическую немецкую философию, представленную Кантом, , Гегелем и Фейербахом;

ü постклассическую европейскую философию и ее основные направления: иррационализм, экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм и др.;

ü русскую философию от периода становления до религиозно-философского ренессанса.

Цели модуля:

ü познакомить с характерными особенностями классической и пост? классической философии и особенностями русской философии;

Рекомендуемые материалы

ü дать представления об общих идейно-теоретических корнях философов классического периода;

ü помочь усвоить концептуальные различия философской мысли таких направлений, как классическая философия, материалистическая философия,  постклассическая философия;

ü изучить тенденции преемственного развития русской философии. После изучения модуля вы сможете:

ü знать персоналии и терминологию философии немецкой классической, европейской постклассической философии и русской философии;

ü переносить философское мировоззрение на область материально-практической деятельности;

ü анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития;

ü решать мировоззренческие проблемы, опираясь на знания классической немецкой философии, постклассической европейской философии и русской философии.

4.1. Литература

 Основная

1.         Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003.

2.         История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

3.         Кохановский В.П. Философия. Учеб. пос  для ССУЗов. — Р-Д., 1999

4.         Спиркин А. Г. Философия. — М., 2008.

Дополнительная литература по классической и постклассической философии

1. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

2. Антология мировой философии. — М., 1971. — Т. 3.

3. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

4. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.

5. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 1986.

6. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

7. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.

8. Кун 7V Структура научных революций. — М., 1977.

9. Маркузе Г. Одномерный человек. — М., 1994.

10. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М.( 1976.

11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990.

12. Рассел Б. Почему я нехристианин. — М., 1958.

13. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч. 2.

14. Сартр Ж.-П. Избранные произведения. — М., 1992.

15. Сумерки богов. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр, А. Камю / Под общ. ред. А. А. Яковлевой. — М., 1989.

16. Скирбекк  Г. Гилье Н. История философии. — М., 2000. — С. 132-144.

17. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.

18. Феномен человека. Антология. — М., 1993.

19. Франк Ф. Философия и наука. — М., 1990.

20. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989.

21. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

22. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

23. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М., 1977.

24. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.

25. Честертон Г. К. Вечный человек. — М., 1991.

26. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.

27. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.

28. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.

Дополнительная литература по русской философии

1.         АНТОЛОГИЯ мировой философии.— М., 1971.— Т. 1. Ч. 2.— С. 694-708; Т. 2. - С. 720-750; Т. 4. - С. 57-464.

2.         Зеньковский В. В. История русской философии. — Л., 1991.

3.         Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.

4.         Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990.

5.         Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.

6.         Вехи. Интеллигенция в России // Сб. статей 1909-1910 гг. — М., 1991.

7.         Вехи. Из глубины. — М., 1991.

8.         Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М., 1998.

9.         Галъцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. — М., 1992.

10.       Взгляд на русскую философию//Вопросы философии. — 1994. — № 1.

11.       Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.

12.       Кантор В. В поисках личности — опыт русской классики. — М., 1994.

13.       Кантор В. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. — 1993. — № 4.

14.       КарасевЛ. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. - 1992. - № 8.

15.       Сухов А. Д. Русская философия. — М., 1995.

16.       Лосев А. Ф. Русская философия // Очерки истории. — Екатеринбург, 1991.

17.       Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991.

18.       Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. — М., 1950.

19.       Милюков П. И. Очерки по истории русской культуры. — М., 1992.

20.       Мудрое слово Древней Руси. — М., 1989.

21.       Писарев Д. И. Исторические эскизы. — М., 1989.

22.       Россия и Запад // Вопросы философии. — 1992. -• № 2, 5.

23.       Россия между Западом и Востоком. — М., 1993.

24.       Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1994. — № 1.

25.       Русская философия. Словарь / Под ред. М. А. Маслина — М.,1 1995.

26.       Русский космизм. Антология философской мысли / Сост. С. Г. Се-< менова, А. Г. Грачева. — М., 1993.

27.       Трубецкой Н. И, Славянофильство. — М., 1986.

28.       Федоров Н. Ф. Философия общего дела. — М., 1982.

29.       Флоренский П. А. Сочинения в 2 т. — М., 1990. — Т. 1, 2.

30.       Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992.

31.       Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. — Л., 1991.

32.       Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. В кн.: Шпет Г. Г^ Сочинения. — М., 1984.

4.2. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие; философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих: мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преем-, ственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем.

Становление классической формы философии в одном из учебников1 рассматривается начиная с Декарта, и в этом есть своя логика.

Авторами учебника выделяются следующие направления в классической философской традиции.

I.         Философия Просвещения (XVII-XVIII в.).

1.         Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.

2.         Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк и др.

3.         Французское Просвещение: Ф. М. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. О. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.

И. Немецкий идеализм (XVIII-XIX в.): И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.

Здесь, как мы видим, философия XVII в., т. е. эпоха становления философии Нового времени, отнесена авторами к философии Просвещения. Авторы, безусловно, правы, и здесь нет противоречия, поскольку рационалистическая философия и философия эмпиризма эпохи Нового времени имели своего рода просвещенческий характер. Более того, на протяжении XVII-XIX столетий при всем разнообразии философских концепций господствует модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм и просвещение». Но что касается классической немецкой философии, то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Далее, в постклассический период, гносеологический и онтологический вектор в большей мере перемещается на проблему сущности и бытийности человека.

В классическую эпоху были разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства, отличные от конкретно-научного и характеризующие именно философский подход к опыту. Особенностью рациональных философских систем является их стремление к всеобъемлемости. В большей мере это проявилось в философской системе Гегеля.

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII—первой половины XIX вв. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Характерные черты немецкой классической философии.

1.         Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2.         Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3.         Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.

4.         Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

5.         Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность1.

Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы (так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

И. Кант (1724-1804) — основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, т. е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта—Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется  «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах — это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом.

Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т. е. границы опыта, — это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверхчувственному познанию он называл трансцендентальной апперцепцией. Это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания.

Философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere — переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

На этапе познания мира через практический разум человек, по Канту, использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоретического разума. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта являются «автономная воля» и правила или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам — добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту категорический императив. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах.

1.         Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2.         В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.

3.         Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Таким образом, вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

И. Кант предлагал также, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический общественный строй». Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях:

1)         среди регламентации и установления, в государстве;

2)         в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали.

Мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке. Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант, сформулировав моральный закон — нравственный императив «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом», выдвинул также и идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Г. Гегель (1770-1831) — один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени.

Основные философские произведения. Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Соответственно, философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. По Гегелю, логика — важнейшая часть системы, это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля — доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет абсолютным понятием. Обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий. Философия — это постижение мира в Iпонятиях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, j логикой движения понятий, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.

Величайшая заслуга Гегеля — в разработке проблем диалектики. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель создал непревзойденную систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное; эти категории органично переходят друг в друга. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики:

1)         закон перехода количественных изменений в качественные;

2)         закон единства и борьбы противоположностей;

3)         закон отрицания отрицания. В сфере социально-философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории, рб-щая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом).

Вопросы для самопроверки     

(первый уровень понимания материала)

1.         Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

2.         Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

3. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

4.3. Постклассическая европейская философия XIX-XX вв.

Заслуга немецкой классической философии заключается в том, что она сделала наше мышление историческим, максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все. Во второй половине XIX В. выделились два направления критики немецкой классической философии.

1.         Критика с позиций материалистической философии.

2.         Критика со стороны неклассической идеалистической философии.

Конец XIX и XX в. — эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций, основные из которых: иррационализм (А. Шопенгауэр), марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменология (Э. Гуссерль), герменевтика (X. Гадамер), философская антропология2 (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), структурализм (К. Леви-Строс), критический рационализм3 (К. Поппер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).

Мы остановимся на некоторых философских течениях и их представителях.

4.3.1. Иррационализм

Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, — это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно, своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен-, неподконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля — центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля — это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

В книге «Мир как воля и представление» им выведен логический закон достаточного основания. Согласно этому закону истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания. Философия Шопенгауэра, несмотря на то что не была признана современниками, оказала свое влияние на развитие неклассической идеалистической философии.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше (1844-1900), представитель «философии жизни».

С его точки зрения, жизнь — это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше — помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше — это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать.

Философия Ницше — предшественница ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни.

4.3.2. Позитивизм и неопозитивизм

Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», построенной по образцу естественных наук науки об обществе — социологии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связаной с эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания.' Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании.

Принципы позитивизма:

Философское знание должно быть точным и достоверным;

            при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

Ø основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;

Ø философия должна исследовать только факты, а не их причины;

Ø философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании;

Ø философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умозрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона:

1)         «Закон трех стадий развития ума»;

2)         «Закон классификации наук».

В первом законе ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй — апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей — наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает- необходимость распределения их по степени сложности.

1.         Аналитические — изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия).

2.         Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека(биология).

3.         Социология — призвана изучать социальные законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжателем его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль (1806-1873) Герберт Спенсер (1820-1903).

Одна из заслуг позитивистской методологии — выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие социальных исследований

В XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, и которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.

Неопозитивизм — это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994), Мориц Шлик (1882-1936) и др.

Началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка в 1920-1930-х гг., в который входили Шлик, Поппер, Карнап и др.

4.3.3. Структурализм

Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм.

Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом гуманитарных) наук, исследования которых основаны на методе структурного анализа.

Как общефилософское направление, пытающееся на основе абсолютизации структурного метода выстроить оригинальную теорию познания, структурализм возник в середине XX в. во Франции. Структура исследуемых объектов предстает в философии структурализма как самостоятельно существующая реальность. Наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии. Представителями раннего структурализма являются Клод Леви-Строс (р. 1908), Мишель Фуко (р. 1926), Луи Альтюссер (р. 1918). Современный структурализм (постструктурализм) представлен творчеством Жака Дерриды, Умберто Эко, Жиля Делеза.

4.3.4. Экзистенциализм

Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.

В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуациях» — между жизнью и смертью. Страх перед смертью — единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование.

Серен Кьеркегор (1813-1855) — датский теолог, философ, высказывал недоверие к разуму. Учение С. Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие истины — жизнь, смерть — не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание — это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора — разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны — Николай Бердяев (1874-1948), Леонид Андреев (1871-1919), в Германии - Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), в середине XX в. получил широкое распространение во французской культуре — Жан-Поль Сартр (1905-1980), Симона де Бовуар (1908-1986), Альбер Камю (1913-1960).

Философия экзистенциализма вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Человеку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности.

Многие из философов-экзистенциалистов занимались литературным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. Литература, искусство, по мнению экзистенциалистов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Представители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

4.3.5. Психоанализ

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность религии, предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма1, которое разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

В частности, Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в которых выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т. д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

                                                                  

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей. . 2. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу? 3. Раскрыть суть философии экзистенциализма.

4.4. Русская философия

Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она отлична от философии других стран, и это отличие проявлялось на протяжении всей ее истории. Ее отличают глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем.

Этапы развития русской философии.

1.         Становление русской философии в XI-XVII вв.

2.         Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.

3.         Русская философия XIX — первой половины XX вв.

Русская философия возникла в Киевской Руси в XI в., причем начало процессу было положено принятием христианства русским народом в 988 г. и обретением письменности.

Характерные черты русской философии.

Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, В. С. Соловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лос-ского и др. Целостность — единство всех сторон реальности.

            Русская мысль историософична, т. е. она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории. Внимание к философии истории, очевидно, коренится в духовных установках, которые исходят из российского прошлого, от общенациональных особенностей «русской души».

            Характерной чертой русской философии является антропоцентризм, поскольку он больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о смысле и цели его жизни.

            В русской философии всюду доминирует моральная установка. Это один их самых действенных и творческих истоков русской философии.

            Приоритет нравственных ценностей и единство людей на основе их любви к Богу в русской философии получили название соборности. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и правовых воззрений.

            Характерной чертой многих российских мыслителей XIX в. является стремление придать философским идеям прикладной характер, т. е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Привнесение в философское творчество некой внутренней цензуры, отбрасывающей то, что представляется «опасным» в прикладной сфере, т. е. невозможность «разделить» теоретическую и практическую сферы.

            Русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, т. е. истинность сближается с праведностью.

Это далеко не полный перечень основополагающих принципов русской философии.

Теперь рассмотрим поэтапное развитие русской философии.

4.4.1. Становление русской философии в XI—XVII вв.

Русская философия возникла в Киевской Руси в процессе христианизации. Изначально русская философия восприняла ряд черт славянского языческого мировоззрения и культуры. Она получила много идей и концепций античной философии через Византию.

В сочинении первого древнерусского философа — киевского митрополита Илариона (XI в.) — «Слово о законе и благодати» содержатся глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире. В начале-XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва — третий Рим». В ней утверждалось, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции. Россия объявляется центром православия, а светская власть его оплотом.

Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа — идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Это первый этап становления такого мировоззренческого, идеологического и социально-психологического феномена, который впоследствии получит название «Русская идея».

Первые философские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шло в рамках религиозной традиции. Основными проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию.

4.4.2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.

Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I.

Огромное значение для развития духовной культуры Руси имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви.

Пропагандистами научного знания и философии Нового времени в России, выходящей за рамки богословской традиции, были А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г., А. Н. Радищев.

А. Д. Кантемир (1708-1744) — писатель и философ. Перевел произведения Монтескье и Фонтенеля. Философию определяет как «основательное и ясное значение дел естественных и преестественных».

Философия подразделяется на логику, физику, этику, метафизику. В. Н. Татищев (1686-1750) — историк, государственный и общественный деятель, сподвижник Петра I. Автор работ по экономике, языку, внес большой вклад в развитие науки. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в работах: «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предизвещение к "Истории Российской"».

М. В. Ломоносов (1711-1765) — ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Он отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута теория атомической природы строения вещества.

А. Н. Радищев (1749—1802) — писатель, философ. Хорошо знал труды западной философии (Т. Гоббса, Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Н. Гердера, И. Канта). Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер. Главными произведениями являются: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», философско-публицистический трактат «Путешествие из Петербурга в Москву», философское произведение «О человеке».

После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским философом, провозглашавшим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли. Центральная проблема миропонимания Радищева — человек, его сущность, место и роль в мире. Радищев обосновал принципы народовластия (демократии), свободы слова и вероисповедания.

4.4.3. Русская философия XIX-XX вв.

Особенность этого исторического периода обусловила и задач которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого переосмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения.

Значимым этапом русской философии был этап развития философско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьем И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали пpoблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.

Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794-1856) — мыслитель 1 публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах. После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Основная тема философии Чаадаева — историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполем ном и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря: с одной стороны — религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой — материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный.

Видными представителями западников  являлись А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877), М. А. Бакунин (1814-1876), В. Г. Белинский (1811-1848).

По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.

Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов  были А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860).

Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н. Ф. Федоров (1828-1903), К. Н. Леонтьев (1831-1891)).

Представителями философского религиозного направления были русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее

России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского (1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом.

Л. Н. Толстой (1829-1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам . Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни — в усовершенствовании.

Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX в. — Н. Г. Чернышевский (1828-1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а человек — биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществляется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро — свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды радикальны и утопичны: идеализировал крестьяне скую общину, а крестьянина считал главной революционной силой.

Основные тенденции русской религиозной философии  XIX в. впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900).

Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг  друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории — богочеловечество.

Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В. Соловьева: П. А. Флоренским (1882-1937), С. Н. Трубецким (1862-1905) и Е. Н. Трубецким (1863-1920), С. Н. Булгаковым (1871-1944), С. Л. Франком (1877-1950) и др.

П. А. Флоренский, развивая на новом этапе идеи «философии всеединства», стремился обосновать ее не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Объективный мир Флоренский рассматривал как проявление неких исконных духовно-материальных структур, первичных символов, организующих природу и культуру в формах «всеединства». Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов, сочетающую идеи современного естествознания с религиозным мировоззрением, что и приводит его к созданию «конкретной метафизики» всеединства.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение систем, характеризующихся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.

В этот период возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом.

Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое — мистическо-теологическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т. е. земного и небесного миров. Второе направление — естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Яркий представитель космизма — Н. Ф. Федоров (1828-1903) — основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. Основной вопрос его философии — найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии — объяснить мир и дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.

В. И. Вернадский (1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу.

К. Э. Циолковский (1857-1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика».

А. Л. Чижевский (1897-1964) — основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса.

В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяева (1874-1948), С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка и др.

Н. А. Бердяев — один из виднейших представителей русской религиозной философии. Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева — «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Проблема человека философская антропология является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласив Бердяеву, свобода — есть проявление божественной любви.

Самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистаческой концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, I. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения .

В русской философии XIX-XX вв. можно выделить несколько философских направлений.

Направления русской философии XIX-XX вв.

            Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые — за путь общечеловеческой и европейской цивилизации.

            Материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.

            Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одна из особенностей марксизма в России — направленность на изменение общественно-политического строя.

            Религиозная философия (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединств и абсолютная ценность человека.

            Русский космизм (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров). Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного б насилия мира.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегд находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагм" тизмом и желанием подавить законами логики в человеке индивиду альность и духовность. В одностороннем рационализме западно философской мысли русские философы видели ее кризис — измен гуманистическому духу философского сознания в целом.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.         В чем отличие русской философии от философии европейской?

2.         Какой период в русской философии является периодом ученичества и с какого времени зарождается самобытная русская философия?

3.         Какой вклад внесла русская философия в общемировую?

4.5. Обобщение по четвертому модулю

Изучив материал четвертого модуля, вы познакомились с классической немецкой философией, постклассической европейской и русской философией. К классической философии относят философские учения И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха, философию которых отличают высочайший уровень и значимость решаемых проблем. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Развитие классической философии завершилось к середине XIX в. Философия второй половины XIX-XX вв. получила название постклассической, или неклассической. Если классическая философия объясняет картину мира с идеалистических позиций, то постклассическая философия — с материалистических и идеалистических неклассических позиций. Можно сказать, что постклассическая европейская философия ставит и решает антропологические проблемы. Здесь формируется спектр философских направлений, некоторые из них мы рассматриваем в тексте.

Мы попытались с Вами подробно рассмотреть историю русской философии, становление которой проходит в три этапа. Русская философия, начиная с принятия христианства и до философских систем начала XX в., являет собой поступательное движение философской мысли. Русская философия внесла достойный вклад в общемировую философию.

Уяснив тенденцию развития классической немецкой философии, ностклассической европейской и русской философии, вы прояснили для себя и характерные особенности философии этих периодов. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.

4.6. Основные понятия и термины

По классической и постклассической философии

Абсолютная идея — основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух — часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Автономная воля — категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т. п.

Антиномии — противоречащие друг другу суждения.

Антитезис — противоположное тезису положение.

Априорный — существующий до всякого опыта, врожденный.

«Вещь в себе» — основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.

Герменевтика — искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

Законы диалектики — законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулированы три основные закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Императив — правило, которым руководствуются в поведении, пра-

вило, побуждающее к поступку.   ,

Иррационализм — направление в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миро понимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

Категории диалектики — основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например возможность, действительность, необходимость, случайность и т. п.

Категорический императив — правило, требующее обязательного исполнения.

Максима — правило поведения, внешне выраженная формула поведения.

Неопозитивизм — отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм — философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практичности, индивидуальности и соборности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное откровение. Подобно томизму, неотомизм считает философию служанкой богословия.

Неофрейдизм — направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма 3. Фрейда неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

Объективный дух — часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Отчуждение — категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Позитивизм — философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм — субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него — успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации.

Субъективный дух — категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Тезис — первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.

Трансцендентальный — существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция — доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный — выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада — метод гегелевской философии, показывающий трехзвен-ную структуру любого диалектического процесса.

Феноменология — философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т. е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия жизни — иррациональное философское течение, центральной категорией которого выступает «жизнь» как некая интуитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся ни к материи, ни к духу.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

Экзистенциализм — философия существования в отличие от классической философии сущности. Существование в отличие от сущности постигается не разумом, а чем-то вне- или надрациональным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции неприменимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдегге-ру, есть бытие, направленное в ничто и сознающее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глубоко трагична.

По русской философии

Богопознание — процесс постижения человеком Бога как высшей истины и ценности бытия.

Богочеловечество — категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.

Всеединство — категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Всемирная церковь — категория в философии В. С. Соловьева,

означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы:

Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога.   

Западники — сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру.

Мессианизм — черта русской философии, показывающая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над ней и управления процессами социальной жизни.

«Москва — третий Рим» — доктрина, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом.

Русская идея — национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

Русский философский ренессанс — период развития русской философии, начинающийся с 90-х гг. XIX в. и оканчивающийся в 50-х гг. XX в. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т. п.

Свобода человека — категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и Бога. Согласно концепции Н. А. Бердяева, свобода человека предопределена ее корнями, находящимися в подоснове бытия — Ungrund, существующем прежде Бога.

Славянофилы — сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к Нравственным ценностям.

Соборность — объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.

Философия русского просвещения — философия России XVIII в., в которой основными проблемами были опора человека на разум в познании, признание рационально-механического подхода в качестве основного в жизни и культуре вообще.

4.7. Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1.         Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?

2.         Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?

3.         Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

4.         Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

5.         К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.

            «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

            «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

6.         Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность* истинна?

7.         Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?

8.         Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?

9.         Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, Какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев).

10. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций:

 а) формационного подхода;

б) цивилизационного подхода?

            «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

            «Евразия — это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия — это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

            «Русским чужда мистика расы й крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, Г. Флоровский).

4.8. Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1.         «Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон;

4) сущность.

2.         Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления;

2) со свободы воли;

3) с природы;

4) с общества.

3.         Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг.

4.         Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:

1) философия экзистенциализма — это учение о высшем понимании мира;

2) философия экзистенциализма — это познание причин и принципов сущего;

3) экзистенциальная философия — это учение о том, как человеку жить;

4) экзистенциализм — это учение о человеческой свободе.

5.         Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм;

2) позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;

4) рационализм.

6.         Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

7.         В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2)             любовь к славянству;         

3) опора на сельскую общину;

4) увлеченность языковой культурой.

8.         А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;

2) западничество;

3) позитивизм;

4) народничество.

9. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и единство человека;

3) единство природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

10.       В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:

1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

2) стремление к свободе;

3) Бог;

4) софия.

11.       Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) непричинение зла другому;

Лекция "26. Структурирование информации в базах данных" также может быть Вам полезна.

4) середина между добром и злом.

12.       Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:

1) в мессианизме;

2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в продолжении западнической политики Петра I.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее