Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Курс философии » Философия средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения

Философия средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения

2021-03-09СтудИзба

Модуль 3

Философия средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения

Вы будете изучать:

ü развитие философской мысли Средневековья и ее основные религиозно-философские направления;

ü философию Возрождения и ее главные особенности;

ü философию Нового времени и характерные черты ее онтологии гносеологии;

ü философию английского и немецкого Просвещения.

Цели модуля:

ü дать представление о концептуальном различии философское мысли эпохи средневековья и Нового времени;

Рекомендуемые материалы

ü изучить тенденции развития философии эпохи средневековья, Возрождения, Нового времени;

ü усвоить основные характеристики философской мысли в череде веков.

После изучения модуля вы сможете:

ü знать персоналии и терминологию философии средневековья Возрождения, Нового времени;

ü выявлять сходство и различие философских концепций этих эпох;

ü знать специфику философских направлений;

ü выявлять тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;

ü ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;

ü иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.

1.1. Литература

 Основная

1.         Горбачёв В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие для ССУЗов.- М.,2006

2.         Философия. Конспект лекций. Под ред. Якушева А.В..- М.,:2008

3.         История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

  1. Бабкин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М., 1978.
  2. Бурлацкий Ф. М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли. — М., 1977.
  3. Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.
  4. Горфункель А. Г. Философия эпохи Возрождения. — М., 1960.
  5. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов, — СПб., 2003.
  6. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.
  7. Кампанелла Т. Город Солнца. — М., 1954.
  8. НарскийИ. С. Западно-европейская философия XVII века. — М., 1974.
  9. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. — Кн. 2, 3.
  10. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. — М., 1964.
  11. Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.

3.2. Философия Средних веков

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.)- Средневековая философия — это философия эпох феодализма V-XV вв. В средне вековой философии можно выделить два периода: становления развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в I-V вв., а их основу составили этические концепции стихов, эпикурейцев и неоплатоников, то можем выделить следующие периоды:

1)         период апологетики и патристики (III-V вв.);

2)         схоластический период (V-XV вв.).

Особенностью средневековой философии была ее зависимость о религии. «Философия — служанка богословия», «преддверие христанской веры»1 — так определялись место и роль философии в общственном сознании того периода.

Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит свои ми корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религия принадлежали иудаизм, христианство, мусульманство. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии ' античной философской мысли (главным образом наследия Платон и Аристотеля).

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (о лат. theos — бог). В соответствии с принципом теоцентризма источнком всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии.

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. creatio), что значит «творение», «создание».

Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходящие за пределы рассудочного познания формы.

Основные черты средневековой философии.

1.         Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

2.         Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.

3.         Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.

4.         Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста.

5.         Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии.

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов' Августин (354-430), Пьер Абеляр (1079-1142), Фома Аквинский (1225-1274), Оккам (1285-1349) и др.

3.2.1.Патристика (III-V вв.)

Патристика, (от лат. pater — отец) — философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви.

Августин Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Бог, по Августину, — причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos — бог и dike — справедливость) — проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это 11 роявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Воплощая в себе божественный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В теории познания Августином была провозглашена формула: «Верую, чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рационального познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу. Августин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности — «град земной», т. е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу, и «град Божий» — духовную общность, которая основана на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка Богу и бессмертна, она совершеннее, чем тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он счи тал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он дела ет, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые по казал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — это «мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др., которые стали теоретической основой идеологии христианства.

3.2.2. Схоластика (V-XV вв.)

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. Схоластика (от греч. schole — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma — мнение) — это. положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика про-, тивостояла мистике (с греч. mystika — таинство) — учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания — путем откровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский (1225-1274), которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественно-научное) познание она считала греховным.

По Фоме Аквинскому, только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основ-

ной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед

разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина

одна — это Бог.

Фома Аквинский выводит пять положений космологического доказательства бытия Бога.

Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Фома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».

В XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Крупнейшей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называемый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale — общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм (от лат. realis — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) — как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм (от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект/путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.         Каковы характерные особенности философии средневековья?

2.         Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?

3.         В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

3.3. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. renaissance — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом  в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почитались в эту эпоху.

В центре внимания философии Возрождения оказывается человек.

Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феодализму как укладу жизни и господствующему образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными способами действия (появилась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширялась сеть водных торговых коммуникаций, причем особенно интенсивной она была в Средиземноморье — неудивительно, что именно в итальянских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же касается философии, то теперь началось ее отделение от теологии. Религия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная, дающая истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов:

Николая Коперника (1473-1543),

Николая Кузанского (1401-1464),

Джордано Бруно (1548-1600),

Галилее Галилея (1564-1642),

Лоренцо Валлы (1407-1457),

Пико делла Мирандола (1463-1494),

Томмазо Кампанеллы (1568-1639),

Томаса Мора (1478-1535),

Никколо Макиавелли (1469-1527),

Эразма Роттердамского (1469-1536) и др.

Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В философии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцентризме (от греч. anthropos — человек) — мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты схоластические, умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии господствовал пантеизм (от греч. рай — все и theos — бог) — учение, отождествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, направленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доминирует эстетическое (что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежат в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства знаменовали переход от феодализма к раннему капитализму.

Направления в философии эпохи Возрождения:

1)         гуманистическое (XIV-XV вв.) — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);

2)         неоплатоническое (XV-XVI вв.) — с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

3)         натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.) — опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

4)         реформационное (XVI-XVII вв.) — попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Уиклиф);

5)         политическое (XV-XVI вв.) — связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

6)         утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) — поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Подведем некоторые итоги. Ранее мы уже говорили, что философы средневековья и эпохи Возрождения стали восприемниками философов античности. Сравнивая особенности философии этих эпох, можем выделить их различия.

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения.

            Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.

В средние века античная философия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Мировую Душу как Святой Дух. В основе средневековой философии лежат два принципа: идея творения и идея откровения, чуждые философским взглядам античности. В эпоху Возрождения Бога понимают как имманентного всему природному.

            В античном мировоззрении господствует: универсализм, космо-центризм, политеизм. В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм. В эпоху Возрождения превалируют пантеистические идеи.

            При переходе от античности к средневековью произошел существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Сделав еще один шаг в сторону субъективного, эпоха Возрождения пришла к антропоцентризму, т. е. в центр мироздания был поставлен человек. Формально по-прежнему еще в центре мироздания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека. С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований:

а)         в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы

и формируется новая научная парадигма, которая должна была

удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;

б)         в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;

в)         в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической.

Таким образом, основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.         Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

2.         Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

3.         Каковы главные особенности философии этого периода?

3.4. Философия Нового времени

Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах — XVI-XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания — проблемы методологии познания.

Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики п механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.

С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм —абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. deus — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал формой дистанцирования от религии в эту эпоху. Деизм — это учение, которое признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога.

Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727) законы классической механики.

В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон (1561-1626) — Англия, Р. Декарт (1596-1650), Б. Паскаль (1623-1662) - Франция; Б. Спиноза (1632-1677) - Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716) - Германия.

Не без основания XVII в. называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт (подробнее см.: 53. Философское учение о познании).

Рационализм (от лат. ratio — разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм — на математические.

Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэкона является «Новый Органон». Бэкона считают основоположником эмпирического метода познания, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание — сила». Бэкон считал, что цель научного знания в принесении пользы человеческому роду, в практической значимости знания. Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а эта сила выражается прежде всего в стимулировании человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека.

В своей теории эмпирических исследовании Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию — движение от единичного к общему... В трудах Бэкона подверглась глубоко содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует прежде всего освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называет «идолами».

Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта. Основные сочинения Декарта — «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» — гласит основополагающий тезис Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, — это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных сфер.

Философия Декарта находится в зависимости от его математических и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о методе» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», даст возможности построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив ее от случайности.

Им были выведены основные правила рационалистического метода: признание исходным пунктом рассуждений элементарные самоочевидные истины (аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) — движению от общего к частному.

Центральное понятие картезианской метафизики — субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuntia — сущность) — это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Например, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей.

Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной).

Главными атрибутами являлись: духовной субстанции — мышление, материальной — протяженность. У Декарта способностью мышления обладает только духовная субстанция.

Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарта — размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего.

Лейбниц Готфрид Вильгельм — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстанций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. Основа философской системы      Г. Лейбница — учение о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц — монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию.

Такое представление сегодня вряд ли вызовет удивление, поскольку вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами. Следовательно, монада подобна микроорганизму.  Следует отметить, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой степени обязана именно открытию микроскопа А. Левенгуком, который изучал микроскопическое строение тел. Таким образом, монада — это микрокосм, бесконечно малый мир.

Основные идеи философии XVII в.

            Принцип автономного мыслящего субъекта.

            Принцип методического сомнения.

            Индуктивно-эмпирический метод.

            Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

В XVII в. формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии до XIX в. Особенностью философии этого периода было то, что духовный мир человека характеризовали упрощенно. Но положительным здесь было уже то, что выделили его своеобразие, преодолевая тем самым ограниченность гилозоизма.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1.         На каком основании XVII в. называют «веком гениев»?

2.         Каковы характерные черты онтологии Нового времени?

3.         Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов?

3.5. Обобщение по третьему модулю

Отработав третий модуль, вы познакомились с философией Средневековья, Возрождения, Нового времени. Источником средневековой философии явились философские идеи Платона и Аристотеля, античный неоплатонизм. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности. Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего.

Уяснив тенденцию развития философской мысли, вы прояснили для себя и характерные особенности философии этих периодов. Вы познакомились с философскими направлениями, их основными идеями, принципами и особенностями. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.

3.6. Основные понятия и термины

Антропоцентризм — мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

Гелиоцентризм — система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

Геоцентризм — система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

Гуманизм — (от лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Дедукция — логический вывод от общего к частному.

Деизм — учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира.

Дуализм — принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

Индукция — логический вывод от частного к общему.

Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего, акто .своей воли.

Монада — философский термин, обозначающий в учении Лейбни ца бестелесные простые субстанции.

Монизм — утверждение о том, что в основании мира лежит одн субстанция — духовная либо материальная.

Монотеизм — поклонение одному Богу, единобожие.

Натурфилософия — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номинализм — учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия — только имена.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Патристика — учение отцов церкви, относится к III—V вв.

Политеизм — поклонение многим богам, многобожие.

Провиденциализм — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.

Рационализм — направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Реализм — учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Сенсуализм — направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Субстанция — некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность.

Схоластика — «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая, защищающая логическим путем религиозные догматы и систематизирующая их.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Теодицея — оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.

Теоцентризм — направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Томизм — учение Фомы Аквинского.

Эмпиризм — направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Эсхатология — учение о конце света.

3.7. Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?

2.         Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?

3.         Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

4.         В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

5.         В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

6.         Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

7.         В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?

8.         В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

9.         В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?

10.       В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

11.       Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

12.       В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

13.       Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».

14.       Какие произведения великих художников Ренессанса вам наиболее близки? За что вы их цените?

15.       Прокомментируйте их и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в.

            Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист — это литератор.

            Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования — несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

16.       Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

ü практический и теоретический индивидуализм;

ü движение цивилизации против дикости (средневековья);

ü время безбожия и язычества;

ü культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

ü светский дух религии с тенденцией к язычеству;

ü движение культуры против бескультурья и варварства;

ü освобождение от власти авторитетов;

ü особенное внимание к истории;

ü чрезвычайный вкус к искусствам;

ü обновление духовной жизни.

17. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Vivere est cogitare» («Жить, значит мыслить») и Р. Декарта «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).

3.9. Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1.         Истоки средневековой философии находятся в:

1)         атомистической философии античности;

2)         философии Возрождения;

3)         философии Сократа;

4)         философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

2.         Онтологическим принципом средневековой философии является:

1)         рационализм;

2)         креационизм;           

3)         откровение;

4)         формализм.

3.         «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

1)         Фому Аквинского;

2)         Августина Блаженного;

3)         Аристотеля;

4)         Марка Аврелия.

4.         Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1)         историзм;

 2)        рационализм;

3)         откровение;

4)         креационизм.

5.         «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

1)         Фому Аквинского;

2)         Августина Блаженного;

3)         Пьера Абеляра;

4)         Боэция.

6.         В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

1)         идея общего (понятие) предшествует вещи;

2)         идея вещи не соответствует материальному воплощению;

3)         идея идентична вещи, а «имена после вещей»;

4)         реальны лишь единичные вещи.

7.         В средневековой философии в споре об универсалиях реалист утверждали:

1)         идея общего (понятие) предшествует вещи;

2)         реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей»;

3)         идея вещи не соответствует материальному воплощению;

4)         идея идентична вещи.

8.         Индукция — это понятие, означающее в философии:

1)         метод психологического воздействия;

2)         метод мышления, построенный на переходе от общего к част ному;

3)         метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;

4)         метод всеобщего познания.

9.         Рационализм — это понятие, означающее в философии:

1)         область математики;

2)         научное знание вообще;

3)         теоретическое познание, основанное на разуме;

4)         опытное знание.

10.       Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

1)         Бэкон;

2)         Декарт;

3)         Спиноза;

4)         Лейбниц.

11.       Учение Декарта о субстанции называется:

1)         дуализм;

2)         монизм;

3)         плюрализм;

4)         универсальная математика.

12.       Для философии эпохи Просвещения характерно:

1)         метафизичность;

2)         теоцентризм;

3)         рационализм;

4)         креационизм.

13.       Теорию естественного права разработал:

1)         Гельвеций;

2)         Ламетри;

3)         Гердер;

4)         Локк.

3.10. Контрольная работа № 1

(четвертый уровень понимания материала)

Задание: написать эссе (свободное изложение своими словами) по любой из предложенных философских тем одного из модулей. Обязательное требование: текст должен быть только ваш. Объем: 2-3 машинописных страницы. Темы по первому модулю.

1.         Мифология и философия.

2.         Философия и искусство.

3.         Философия и наука.

4.         Философия в системе культуры.

5.         Философия и мировоззрение.

6.         Проблема метода в философии и науке.

7.         Философия и религия.

8.         «Философия — самосознание исторически определенной эпохи».

9.         Язык науки и язык философии.

10.       Способ построения философского знания.

11.       Слово, термин, понятие, категория.

Темы по второму модулю.

1.         Древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».

2.         Буддизм и проблема морального совершенства.

3.         Основные философские традиции Китая: конфуцианство и даосизм.

4.         Проблема соотношения государственности и философии Китая.

5.         Поиски первоначала у философов античности.

6.         Апории Зенона и проблема познания движения.

7.         В чем заключается метод Сократа?

8.         Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.

9.         Характеристика основных философских школ Древней Греции.

10.       Значение философских идей для развития науки.

11.       Чувственные образы мифологии и категории философии.

12.       Космоцентризм античной философии.

13.       Пифагор и пифагорейцы.

14.       Суть диалектического метода Гераклита.

15.       Особенности мышления софистов.

16.       Софисты и Сократ.

17.       Философия Платона.

18.       Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.

Темы по третьему модулю.

1.         Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов.

2.         Проблема человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения.

3.         Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья.

4.         Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта.

5.         Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.

6.         Теория общественного договора Т. Гоббса и общественно-правовой идеал Просвещения.

Вместе с этой лекцией читают "Путешествия и традиции гостеприимства в новое время".

7.         Труд Н. Коперника «Об вращении небесных сфер» и развитие философии и науки.

8.         Пантеизм Дж. Бруно.

9.         Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки.

10.       Утопический социализм в произведениях Т. Мора и Т. Кампа-неллы.

11.       Французские материалисты Гольбах, Гельвеций, Ламетри о мире, человеке и познании.

12.       Философские взгляды и просветительская деятельность Д. Дидро.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее