Курсовая работа: Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. (Семинар №8)
Описание
Глава 6.Философия Нового времени
и эпохи Просвещения
Основные философские школы Нового Времени (XVII–XVIII вв.). Становление философии Модерна
№1. Определите хронологические рамки эпохи Нового времени.
Начало | 1. 2. 3. |
Конец | 1. 2. 3. |
№2. Заполните таблицу. Впишите имена мыслителей, представлявших основные направления философии Нового Времени.
Основные философские концепции и школы Нового времени | |||||
Гносеология | |||||
Эмпиризм | Рационализм | Сенсуализм | Солипсизм | ||
|
|
|
| ||
Онтология
| |||||
Монизм | Дуализм | Плюрализм | |||
|
|
| |||
Социальные концепции | |||||
Разделение властей | Естественные права | ||||
|
| ||||
| | | | | |
№3. Английская философская традиция. Ф. Бэкон. Эмпиризм. Дайте определения понятиям.
Эмпиризм -
|
Индуктивный метод -
|
№4. Охарактеризуйте “Идолы Бэкона”
Идол рода |
|
Идол пещеры |
|
Идол рынка (площади) |
|
Идол театра |
|
№5. Объясните метафору Бэкона о пауке, муравье и пчеле.
”______________________“
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№6. Т. Гоббс. Теория социального договора.
Дайте определения понятиям.
Теория общественного договора. “Левиафан”.
“Естественное состояние” | Общественный договор |
|
|
№7. Какие права, согласно Гоббсу, люди передают государству по результатам общественного договора? Какая форма правления считается наилучшей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№8. Прокомментируйте высказывания Т.Гоббса.
Если бы законы геометрии противоречили бы “чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии”.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“…правильны оба утверждения: и человек человеку Бог, и человек человеку волк. Первое – в том случае, если речь идет об отношениях между собою сограждан, второе – когда речь идет об отношениях между государствами”.
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№9. Дж. Локк. Сенсуализм. Объясните принцип сенсуализма “нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении”.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№10. Что такое - tabula rasa?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№11. Охарактеризуйте теорию познания Дж.Локка, его концепцию первичных и вторичных качеств. Заполните таблицы.
Внутренний опыт | Внешний опыт |
Рефлексия - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Сенсуализм - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Структура внешнего опыта | |
Первичные качества | Вторичные качества |
|
|
№12. Для чего Локк разработал свою сенсуалистическую концепцию (политический аспект). Кто такие новые Джентри?
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№13. Теория общественного договора Дж. Локка.
Естественное состояние | Договор |
|
|
Сформулируйте три фундаментальных “естественных права” личности:
1. Право на _________________________________________
2. Право на _________________________________________
3. Право на _________________________________________
№14. Локк отмечал, что “люди отказались от свободы естественного состояния и связали себя соответствующими узами, только чтобы сохранить свою жизнь, свободу и имущество”. Прокомментируйте высказывание мыслителя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
№15. Что такое либерализм?
____________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№16. Р. Декарт. Рационализм и дуализм. Дайте определения понятиям.
Дуализм |
|
Скептицизм |
|
Дедуктивный метод |
|
Механицизм |
|
№17. Что такое “универсальное сомнение”? Прокомментируйте высказывание мыслителя: “А как часто виделась мне во время ночного покоя привычная картина – будто я сижу здесь, перед камином, одетый в халат, в то время как я раздетый лежал в постели! …когда я вдумываюсь в это внимательнее, то ясно вижу, что сон никогда не может быть отличён от бодрствования с помощью верных признаков; мысль эта повергает меня в оцепенение, и именно это состояние почти укрепляет меня в представлении, будто я сплю”.
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№18. Охарактеризуйте гипотезу Декарта о “злом демоне”.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
№19. Раскройте содержание принципа “Cogito ergo sum” (лат. – “Мыслю, следовательно, существую”).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
№20. Томас Гоббс сформулировал критическое замечание к принципу Декарта: “Я прогуливаюсь, следовательно, я прогулка”. Объясните это замечание.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
№21. Охарактеризуйте дуализм Декарта, используя следующую таблицу.
Дуализм | ||
Субстанция | Res extẹnsa - | Res cogitans - |
Свойство
|
|
|
№22. Что такое психофизический параллелизм?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№23. Картезианская биология – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№24. Если принять концепцию Декарта, то возможно ли создание искусственного интеллекта на базе ЭВМ?
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
№25. С точки зрения теории познания, Декарт являлся рационалистом, который доказывал, что путь открытия истины лежит через дедукцию и синтез. Декарт разработал правила мышления, которые, по его мнению, помогают находить истину. Охарактеризуйте эти методы.
Первое правило |
|
Второе правило |
|
Третье правило |
|
Четвертое правило |
|
№26. Чем отличается индуктивный путь познания от дедуктивного?
Опишите методы.
|
|
№27. Что такое дерево Декарта?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№28. Б. Спиноза. Пантеизм и монизм. Охарактеризуйте пантеизм и монизм Спинозы.
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№29. Объясните высказывания мыслителя.
“Я буду рассматривать человеческие действия и страсти совершенно так же, как если бы дело шло о линиях, плоскостях или телах”, “порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей”.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
“Свобода есть познанная необходимость”.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“Надо не оплакивать человеческие действия, не осмеивать и не презирать, а понимать”.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№30. Г.В. Лейбниц. Плюрализм. Монадология. Дополните пустые места необходимыми понятиями.
В отличие от дуалиста Декарта и мониста Спинозы, Лейбниц был _____________________(от лат. “pluralis” – ), так как полагал, что мир состоит из множества “духовных атомов”, или ______________(от греч. “μονάς” – ).
№31. Дайте определение понятию Лейбница “предустановленная гармония”.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№31. В работе “Монадология” Лейбниц классифицировал монады следующим образом. Дайте определение каждой монады.
1) простые монады |
|
2) монады-души |
|
3) монады-духи |
|
№32. Охарактеризуйте “теодицею” Лейбница.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№33. Дайте краткий анализ концепции “возможных миров” и ее современного аналога - теории “ансамбля вселенных”.
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№34. Лейбниц писал: “когда возникали бы споры, нужда в дискуссии между двумя философами была бы не большей, чем между двумя вычислителями. Ибо достаточно было бы им взять в руки перья, сесть за свои счетные доски и сказать друг другу (как бы дружески приглашая): давайте посчитаем!”.
Охарактеризуйте высказывание философа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№ 35. Д. Беркли. Солипсизм. Дайте определения понятиям.
Имматериализм |
|
Солипсизм |
|
№36. Свои философские идеи мыслитель изложил в таких работах, как “Трактат о началах человеческого знания” и диалог “Три разговора между Гиласом и Филонусом”. Знаменитая формула его философии: “Esse est percipi” (лат. “Быть значит быть воспринимаемым”). Мыслитель писал: “Существование чувственно воображаемой вещи ничем не отличается от чувственного воображения или восприятия”. Проанализируйте тезис.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№37. Как Беркли доказывал тезис “esse est percipi”? Приведите пример с “вишней”.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№38. Выдвигая Дух в качестве единственной субстанции, Беркли сформулировал четыре аргумента против существования материи.
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
№39. Д. Юм. Агностицизм.
Ведущее место среди философов Нового времени занимал крупнейший шотландский мыслитель Давид Юм (1711–1775 гг.). Главные труды мыслителя – “Трактат о человеческой природе”, “Очерк о человеческом познании”, “История Англии”.
Дайте определение понятию:
Агностицизм |
|
№40. Юм писал: “... Предположение «будущее похоже на прошлое» не основано на каких-либо аргументах, но проистекает исключительно из привычки, которая принуждает нас ожидать в будущем той последовательности объектов, к которой мы привыкли”. Проанализируйте тезис.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№41. Юм показал, что логическую обоснованность нельзя отождествлять с причинно-следственной связью. И вообще по схеме “после этого – значит, по причине этого” могут строиться различные предрассудки и суеверия. Приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№42. Юм активно выступал против схоластики и софистики в научном исследовании: “Возьмем, например, в руки какую-нибудь книгу по богословию или по школьной математике и спросим: содержит ли она какое-либо абстрактное рассуждение о количестве или числе? Нет. Содержит ли она какое-нибудь основанное на опыте рассуждение о фактах и существовании? Нет. Так бросьте ее в огонь, ибо в ней не может быть ничего, кроме софистики и заблуждений”. Поясните позицию философа.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№43. Юм придумал и ввел в научный оборот понятие “философская интоксикация”. Дайте определение и приведите примеры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№44. Что такое “резонерство”?
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
- В чем заключается основное отличие между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом?
- Что такое “идолы Бэкона”?
- Сравните теорию врожденных идей и концепцию сознания как “чистой доски” (tabula rasa).
- Что такое “естественные права” и кто ими обладает?
- Объясните принцип “Esse est percipi”.
- Почему некоторых философов эпохи Просвещения называли энциклопедистами? Можно ли стать энциклопедистом в современном мире знания?
- Что подразумевают, когда говорят “Век разума”?
- Охарактеризуйте влияние теории “невидимой руки” на изменение мотивации благотворительной помощи в XVIII столетии.
Библиографический список
Источники
- Беркли Сочинения / сост., общ. ред. и вступит, статья И.С. Нарского. – М.: Мысль, 1978. – 556 с.
- Бэкон Ф. Сочинения в двух томах / сост., общая ред. и вст. статья А.Л. Субботина. – М.: Мысль, 1972.
- Вольтер Философские сочинения / отв. ред. В.Н. Кузнецов. – М.: Наука, 1988. – 753 с.
- Гельвеций Сочинения: в 2 т. Т. 1. / сост., общая ред. и вступ. статья X.Н. Момджяна. – М.: Мысль, 1973. – 647 с.
- Гоббс Т. Сочинения в двух томах / сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов; пер. с лат. и англ. – М.: Мысль, 1991.
- Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика, метеоры, геометрия. – М.: АН СССР, 1953. – 657 с.
- Ламетри Ж.О. Сочинения / общ. ред., предисл. и примеч. В.М. Богуславского. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1983. – 509 с.
- Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах / ред. и сост., авт. вступит, статей и примеч. Г. Г. Майоров и А. Л. Субботин; перевод Я.М. Боровского и др. – М.: Мысль, 1984.
- Локк Джон Сочинения в трех томах / ред.: И.С. Нарский, А.Л. Субботин – М.: Мысль, 1985.
- Монтескье Ш.Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян / пер. с фρ.; вступ. ст. и коммент. Н. Саркитова. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2002. – 512 с.
- Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты: пер. с фр. – М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. – 416 с.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969. – 704 с.
- Спиноза Б. Этика. –Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001. – 336 с.
- Юм Д. Сочинения в двух томах / пер. с англ. С. И. Церетели и др.; вступ. ст. А. Ф. Грязнова; примеч. И. С. Нарского. – 2-е изд., дополн. и испр. – М.: Мысль, 1996.
Основная литература
- Ковалева Г.П. Философия. Основные социально-философские учения: учебное пособие / Г.В. Ковалева. – Кемерово, 2010. – 173 с.
- Селиверстова Н.А. Основы философии: учебное пособие / Н.А. Селиверстова; под ред. проф. В.Н. Дуденкова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2011. – 188 с.
- Французский материализм XVIII века. Учение об обществе. / П. Гольбах, Ж. Кондорсе, К. Гельвеций, П. Кабанис, А. Барнав. Хрестоматия – М.: Красанд, 2011. – С. 264.
Рекомендуемая литература
- Бенедикт Спиноза: pro et contra. Личность и творчество Б. Спинозы в оценках русских мыслителей и исследователей: антология / Сев.-Зап. отд-ние РАО, Рус. христиан. гуманит. акад.; [вступ. ст., сост., коммент. А.Д. Майданского]. – СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012. – 814 с.
- Длугач Т.Б. Дени Дидро / Т.Б. Длугач. – М.: Канон+, 2009. – 207 с.
- Ивин А.А. Классический стиль мышления Нового времени. // Философский журнал. № 2 (7). – М.: ИФ РАН, 2011. – С. 24–39.
- Петрушенко Л.А. Философия Лейбница на фоне эпохи / Л.А. Петрушенко. – М.: Альфа-М, 2009. – 510 с.
- Филиппов А.Ф. Актуальность философии Томаса Гоббса (I–II) // Полития. – 2009. (I ч. № 2. С. 151–157.); (II ч. № 4. С. 158–172.)
- Чусов А.В. Начала предметного анализа методов (на примере метода Ф.Бэкона): учебно-методическое пособие. / А.В. Чусов – М.: МАКС Пресс, 2009. – 80 с.
Характеристики курсовой работы
Список файлов
- 2.-Задание-Новоевропейская-философия-xvii-xviii-вв-.pdf 1,08 Mb