Курсовая работа: Философские школы Древней Индии (Семинар №2)
Описание
Восточная философия.
Философские учения Древней Индии
№1. Вставьте пропущенные слова.
Самыми древними сочинениями, дошедшими до нас, являются “Веды” (санскр. – ) – священные тексты, которые традиционно рассматривались как шрути (услышанное), то есть “__________________________”. Шрути противопоставлялось смрити (_____________________), то есть предание, собрание этико-правовых предписаний. По мнению исследователя Н.А. Канаевой, “в русском языке сохранилось родственное слово “__________________ ” – знать, свидетельствующее об общих корнях славянских языков и ведийского санскрита – языка древних ариев”.
“Веды” создавались на протяжении около полутора тысяч лет, ориентировочно в период (_________________________), а с учетом служебных и вспомогательных текстов – вплоть до рубежа нашей эры. Почти вся литература по индийской философии написана на санскрите.
№2. Заполните таблицу.
Термин | Оригинал и перевод
| Определение
|
Самхиты |
|
|
Брахманы |
|
|
Араньяки |
|
|
Упанишады |
|
|
№3. Заполните схему. Дайте характеристику системе Вед, сравните ее с системой других священных писаний.
№4. Заполните таблицу “Школы древнеиндийской философии”
Ортодоксальные школы (астика) | |||
Название | Хронология | Основатель | Этимология |
1. Миманса |
|
|
|
2. Веданта |
|
|
|
3. Санкхья |
|
|
|
4. Йога |
|
|
|
5. Ньяя |
|
|
|
6. Вайшешика |
|
|
|
Неортодоксальные школы (настика) | |||
Название | Хронология | Основатель | Этимология |
1. Буддизм |
|
|
|
2. Джайнизм |
|
|
|
3. Чарвака |
|
|
|
4. Локаята |
№4. Заполните таблицу “Школы древнеиндийской философии”
№5. Охарактеризуйте “Четыре благородных истины и Восьмеричный путь”.
Истина первая |
|
Истина вторая |
|
Истина третья |
|
Истина четвертая |
|
Восьмеричный путь
Что обозначает “Колесо Будды”?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте каждый шаг Восьмеричного пути.
Первый шаг |
|
Второй шаг |
|
Третий шаг |
|
Четвертый шаг |
|
Пятый шаг |
|
Шестой шаг |
|
Седьмой шаг |
|
Восьмой шаг |
|
Дайте определения понятиям.
Сансара |
|
Карма |
|
Нирвана |
|
№6. Прокомментируйте символы и сущность притчи “Слепые и слон”.
Буддийскую теорию познания обычно иллюстрируют древнеиндийской притчей “Слепые и слон”[1], версии которой известны в джайнской, буддистской, индуистской и суфийской культурах.
Группа находящихся в темноте или слепых людей прикасается к слону, чтобы понять, что он собой представляет. Каждый из них притрагивается к разным частям его тела, но при этом только к какой-то одной из них, например, голове, хоботу, бивню. Вслед за тем люди описывают свои впечатления и начинают спор. Дискутанты описывают слона по-разному, при этом ни одно из описаний не является истинным.
Притча о “Слепых и слоне”.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
- Назовите отличительные черты китайской и индийской философии.
- В чем значение конфуцианства для развития Китая?
- Вы согласны с Буддой, что жизнь – всегда страдание? Аргументируйте ответ.
- В древнекитайской мифологии возникновение всех элементов природы связывали со смертью и распадом тела великана Пань-гу, в древнеиндийской мифологии возникновение основных элементов общества (каст) было связано с расчленением тела некоего первоначального божественного человека Пурушу. Объясните, почему частям тела придавали онтологический характер, и о какой особенности мифологического мировоззрения идет речь.
- В “Дао Дэ Цзин” написано, что “трудно управлять народом, когда у него много знаний”. Как вы понимаете суть данного высказывания?
Библиографический список
Источники
- Антология мировой философии: в 4 т. – М.: Мысль, 1969.
- Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. – М.: Мысль, 1972.
- Конфуций Изречения. – Харьков: Фолио; М.: ООО “Издательство ACT”, 2000. – 448 с.
- Конфуций Лунь юй (“Беседы и высказывания”) // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. I. – М.: Мысль, 1972. – С. 139–175.
- Лао-Цзы. Дао де цзин // Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. I. – М.: Мысль, 1972. – С.114 – 139.
- Упанишады: в 3 т. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. Научно издательский центр “Ладомир”, 1992.
- Шан Ян. Шань цзюнь шу (Книга правителя [области] Шан). Пер. Л.С. Переломова. – М.: Наука, 1967 (2-е изд., с репр. воспроизведением теста перевода. – М.: Ладомир, 1993). – 392 с.
Основная литература
- Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии: монография / С.А. Нижников. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 168 с.
- Степанянц М.Т. Восточные философии: учебник для вузов / М.Т. Степанянц. – М.: Академический проект, 2011. – 549 с.
Рекомендуемая литература
- Бернюкевич Т.В. Буддизм в российской философской культуре: “чужое” и “свое” / Т.В. Бернюкевич. – М.: Книжный дом “Либроком”, 2009. – 160 с.
- Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. – М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. – 950 с.
- Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2008. – 255 с.
- Лысенко В.Г. Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа) / В.Г. Лысеченко // Философский журнал. № 2 (5). – М.: ИФ РАН, 2010. – C. 5 – 16.
- Нестеров А.В. Парадоксальная логика Книги Перемен / А.В. Нестеров. – М., 2010. – 192 с.
- Радхакришнан С. Индийская философия / С. Радхакришнан. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2008. – 1007 с.
- Философия Древнего Востока: Индия, Китай // История философии / под ред. Д.В. Бугая и В.В. Васильева. – М.: Изд-во “Академический проект”. 2008. – С. 6 – 79.
- Чебунин А.В. Учение китайского буддизма о человеке и обществе: монография / А.В. Чебунин. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. – 274 с.
[1] Притча о “Слепых и слоне” является восточным аналогом известного в Европе “Мифа о пещере”, изложенного Платоном.
Характеристики курсовой работы
Список файлов
- Философские школы Древней Индии.docx 529,2 Kb