Курсовая работа: Философия эпохи Просвещения (Семинар №9)
Описание
Философия эпохи Просвещения.
“Век Разума”
№1. Какие изменения произошли под влиянием философии Просвещения в западном мире:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
№2. Ответьте на вопрос: Что такое просвещение?, используя определения Канта, Шеллинга и учебник.
Определение И.Канта. |
|
Шеллинг Ф.В. |
|
Учебник |
|
№3. Заполните схему. Укажите представителя, главный труд, даты жизни.
Французское Просвещение |
Французские материалисты | |
Социально-историческое направление | Естественнонаучное направление |
1.
2.
| 1.
2.
3.
4. |
Социально-политическое направление |
1.____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
|
№4. Охарактеризуйте теории и высказывания философов:
“Человек-машина” Ламетри - это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гольбах утверждал: “Если без предупреждения подойти к пророчествам ветхозаветных пророков, мы увидим в них только нескладные фрагменты, плод фанатизма и бреда… эти мнимые небесные предостережения были не чем иным, как бредовым кошмаром и вымыслом нескольких людей, привыкших извлекать для себя пользу из легковерия суеверного народа”.
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гельвеций пересмотрел традиционное определение термина “ересь”: “Ересь, – писал он, – это название, которое сильные мира дают взглядам вообще верным, но противоречащим их собственному мнению”.
_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гельвеций писал: “Бедняк… не имеет возможности ни размышлять, ни исследовать, и истины, и заблуждения он получает готовыми”.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дидро надеялся, что если знания, находящиеся в “Энциклопедии”, будут распространены среди людей, то будет побежден “дух заблуждения, столь противный покою обществ”, и воцарится “любовь между... ближними, терпимость и сознание превосходства всеобщей морали над всеми частными видами морали, которые возбуждают ненависть и смуту, рвут и ослабляют узы, связующие всех людей”. Прокомментируйте идею Дидро.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№5. Что такое энциклопедизм?
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
№6. Охарактеризуйте теорию “географического детерминизма” Шарля Луи Монтескье.
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№7.Охарактеризуйте теорию “разделения властей ” Шарля Луи Монтескье.
______________________________________
______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________
____________________________________________________________________________
№8. Проанализируйте высказывание Монтескье: “Все погибло бы, – писал он, – если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц”.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№9. Кто был автором высказывания “Государство – это я” (фр. – “L’Etat c’est moi”)? Сравните теорию разделения властей и тезис “L’Etat c’est moi”.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№10. Что такое теория просвещенного абсолютизма и кто был ее автором?
___________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№11. Кто такой ”философ на троне”?
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№12. Вольтер говорил: “Народы были бы счастливы, имея государей-философов”, и в то же время “государи были бы еще более счастливы, имея значительное число подданных-философов”. Дайте вашу оценку данному предположению.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№13. Охарактеризуйте высказывание Вольтера “если народ начнет рассуждать, всё погибло”.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№14. Вольтер призывал “раздавить гадину”. О чем говорил мыслитель?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№15. Вольтер оправдывал богатства одних и бедность других достаточно оригинально: “если вы запрещаете богачу есть рябчиков, вы этим обкрадываете бедняка, который мог бы содержать семью ловлей дичи, продаваемой им богачу. Если вы не хотите, чтобы богач украшал свой дом, то этим вы разоряете сотню ремесленников. Гражданин, унижающий бедняка своей роскошью, той же самой роскошью обогащает его в большей мере, чем унижает. Скудость должна работать на изобилие, чтобы когда-нибудь сравняться с ним”. Вы согласны с Вольтером?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№16. Что касается бытия Бога, то мыслитель выражал свое мнение по этому вопросу в сентенции начала 70-х годов: “Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать”? Дайте оценку этому высказыванию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№17. Рассуждая о столкновениях на религиозной почве, Вольтер писал: “Каковы же объекты этих кровавых распрей? Да те подробности, мои братья, о которых ни слова нет в Евангелии. Хотят понять, был ли сын божий порожден или сотворен; был ли он порожден во времени или до него; единосущ ли он с богом-отцом или подобен ему… В общем, начиная с единосущности и кончая пресуществлением (термины, столь же трудные для произношения, как и для понимания), все было предметом спора, а каждый спор влек за собой реки крови”. Охарактеризуйте высказывание.
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№18. Летом 1749 года, Руссо направлялся к Дидро, который был заключен в башню Венсенской крепости вблизи Парижа за сочинение “Письма о Слепых”. На глаза Руссо попалось объявление от Дижонской академии о премии за сочинение на тему “Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов”. Что ответил Руссо на данный вопрос в небольшом сочинении?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№19. Кем был первобытный человек (дикарь) для Руссо?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№20. Прокомментируйте высказывания Руссо.
Философ писал в трактате “Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми” следующее: “Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» – и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли – для всех, а сама она – ничья!»”
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руссо провозгласил: “Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон”.
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
“Восстание, которое приводит к убийству или к свержению с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных”.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
- В чем заключается основное отличие между рационализмом, эмпиризмом и сенсуализмом?
- Что такое “идолы Бэкона”?
- Сравните теорию врожденных идей и концепцию сознания как “чистой доски” (tabula rasa).
- Что такое “естественные права” и кто ими обладает?
- Объясните принцип “Esse est percipi”.
- Почему некоторых философов эпохи Просвещения называли энциклопедистами? Можно ли стать энциклопедистом в современном мире знания?
- Что подразумевают, когда говорят “Век разума”?
- Охарактеризуйте влияние теории “невидимой руки” на изменение мотивации благотворительной помощи в XVIII столетии.
Библиографический список
Источники
- Беркли Сочинения / сост., общ. ред. и вступит, статья И.С. Нарского. – М.: Мысль, 1978. – 556 с.
- Бэкон Ф. Сочинения в двух томах / сост., общая ред. и вст. статья А.Л. Субботина. – М.: Мысль, 1972.
- Вольтер Философские сочинения / отв. ред. В.Н. Кузнецов. – М.: Наука, 1988. – 753 с.
- Гельвеций Сочинения: в 2 т. Т. 1. / сост., общая ред. и вступ. статья X.Н. Момджяна. – М.: Мысль, 1973. – 647 с.
- Гоббс Т. Сочинения в двух томах / сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов; пер. с лат. и англ. – М.: Мысль, 1991.
- Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика, метеоры, геометрия. – М.: АН СССР, 1953. – 657 с.
- Ламетри Ж.О. Сочинения / общ. ред., предисл. и примеч. В.М. Богуславского. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1983. – 509 с.
- Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах / ред. и сост., авт. вступит, статей и примеч. Г. Г. Майоров и А. Л. Субботин; перевод Я.М. Боровского и др. – М.: Мысль, 1984.
- Локк Джон Сочинения в трех томах / ред.: И.С. Нарский, А.Л. Субботин – М.: Мысль, 1985.
- Монтескье Ш.Л. Персидские письма. Размышления о причинах величия и падения римлян / пер. с фρ.; вступ. ст. и коммент. Н. Саркитова. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2002. – 512 с.
- Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты: пер. с фр. – М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. – 416 с.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: Наука, 1969. – 704 с.
- Спиноза Б. Этика. –Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001. – 336 с.
- Юм Д. Сочинения в двух томах / пер. с англ. С. И. Церетели и др.; вступ. ст. А. Ф. Грязнова; примеч. И. С. Нарского. – 2-е изд., дополн. и испр. – М.: Мысль, 1996.
Основная литература
- Ковалева Г.П. Философия. Основные социально-философские учения: учебное пособие / Г.В. Ковалева. – Кемерово, 2010. – 173 с.
- Селиверстова Н.А. Основы философии: учебное пособие / Н.А. Селиверстова; под ред. проф. В.Н. Дуденкова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2011. – 188 с.
- Французский материализм XVIII века. Учение об обществе. / П. Гольбах, Ж. Кондорсе, К. Гельвеций, П. Кабанис, А. Барнав. Хрестоматия – М.: Красанд, 2011. – С. 264.
Рекомендуемая литература
- Бенедикт Спиноза: pro et contra. Личность и творчество Б. Спинозы в оценках русских мыслителей и исследователей: антология / Сев.-Зап. отд-ние РАО, Рус. христиан. гуманит. акад.; [вступ. ст., сост., коммент. А.Д. Майданского]. – СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012. – 814 с.
- Длугач Т.Б. Дени Дидро / Т.Б. Длугач. – М.: Канон+, 2009. – 207 с.
- Ивин А.А. Классический стиль мышления Нового времени. // Философский журнал. № 2 (7). – М.: ИФ РАН, 2011. – С. 24–39.
- Петрушенко Л.А. Философия Лейбница на фоне эпохи / Л.А. Петрушенко. – М.: Альфа-М, 2009. – 510 с.
- Филиппов А.Ф. Актуальность философии Томаса Гоббса (I–II) // Полития. – 2009. (I ч. № 2. С. 151–157.); (II ч. № 4. С. 158–172.)
- Чусов А.В. Начала предметного анализа методов (на примере метода Ф.Бэкона): учебно-методическое пособие. / А.В. Чусов – М.: МАКС Пресс, 2009. – 80 с.
Характеристики курсовой работы
Список файлов
- 2.-Задание.-Философия-Просвещения.pdf 608,91 Kb