Ответы (Ответы на вопросы к зачету), страница 9
Описание файла
Файл "Ответы" внутри архива находится в папке "Ответы на вопросы к зачету". PDF-файл из архива "Ответы на вопросы к зачету", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МФТИ (ГУ). Не смотря на прямую связь этого архива с МФТИ (ГУ), его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Существуют два вида имущественных отношений:Первый вид, очевидный, бросающийся в глаза - волевые или политическиеотношения собственности, закрепляются законом (как заключаются сделки и переводимущества...);2-экономическиеотношениясобственностипроявляютсявраспределение и обмене. Французские историки эпохи реставрации видели тольковолевые отношения собственности.33.
Возникновение политэкономии и открытие социальноэкономических отношенийСуществуют два вида отношений собственности, из которых французские историкизнали только один – волевые. Они зависят от воли и сознания людей. Отношенияэкономические были всегда, на всех стадиях развития экономического общества. Ноих впервые открыли только в XVII-XVIII веке.
Именно в эти годы и возникает наука обэкономических отношениях, которая называется политическая экономия. Она изучаетэкономику не домашнего хозяйства, а страны. Политэкономия возникла как наука невообщеобэкономическихотношениях,акакнаукаокапиталистическихэкономических отношениях. При капитализме возникают такие отношения, которыеначинают определять волю людей прямо непосредственно.
(Изменяя мораль иправо), т.е. существует прямая детерминация экономическими отношениями воли исознания людей. Капиталистическое общество - это общество промышленное.Каждый крестьянин может жить самостоятельно и независимо. А когда возникаетпромышленность, то возникают промышленные предприятия с высокой степеньюспециализации. Т.е. каждый производитель должен поддерживать множество связейс другими предприятиями. И для промышленного общества необходима непрерывнаяциркуляция материальных благ между всеми ячейками производства. Этот обменможно обеспечить методом централизованного государственного управления либорыночнымметодом.Рынокдиктуетлюдямкакдействовать.Открытыеэкономические отношения не зависят от сознания людей, а являютсяобъективными.
Политэкономия, исследовав рыночную экономику, открыла первый висториичеловечестваобщественныйзакон.Былоясно,чтоэкономическиеотношения - этап развития общества. Адам Смит в своих работах показывал, чтоотношения капиталистические это не просто отношения обмена, а отношенияраспределения. Экономисты открыли, что, существуют отношения, независящие отволи и сознания людей. И вот эти отношения диктуют людям как поступать не тольков области экономической деятельности, но и за ее пределами.
Откуда этикапиталистические отношения взялись? На этот вопрос отвечал Адам Смит. Онсчитал,что никаких экономических отношений,кроме капиталистических несуществует. Они вытекают из природы человека. Но есть страны, в которых неткапиталистических отношений. Ответ на вопрос, почему так - результат насилия.
Т.е.капиталистические отношения - естественные, а все остальные искусственные.В XVIII-м веке появлялось много работ посвященных античности, и делался вывод,что античное общество базировалось на рабстве. Феодальное общество базируетсяна труде крепостных крестьян. Затем появилось капиталистическое общество,основанное на труде рабочих.34.Превращение трехчленной периодизации истории цивилизованногообщества в унитарно-стадиальную концепцию истории. А.
Сен-СимонФилософия истории А. Сен-СимонаАнри Сен-Симон (1760-1825), утопический социалист. Он ввел своеобразнуюсистему философской истории. Он знал, что было общество первобытное, естьобщество древнего востока, но не принимал их за общество самостоятельное иприсоединял к античному. Существует три эпохи: 1 - античное общество, основанноена рабстве, 2- средневековое общество (феодальное), основанное на крепостномправе; 3 – индустриальное, основанное на работе наемных рабочих. Смена эпохсвязана со сменой общественно-экономической системы. В античной эпохе былорабство - это своего рода прогресс, т.к.
пленников раньше убивали, а теперь сталибрать в рабство, а в последствии они могли освободиться. В феодальную эпоху,основанную на работе крепостных крестьян, возник тоже большой прогресс посравнению с рабством. В индустриальном обществе рабочий сам решает к комунаняться на работу.
Существует три формы порабощения человека человеком. Чтолежит в основе смен этих эпох - разум, но разум не абсолютный и не разумотдельный людей, а разум человеческий - есть такой общечеловеческий разум.Разум развивается, приходит в противоречие с существующими порядками, затемнаступают новые порядки. Этот разум - движущая сила истории.
(У Сен-Симона былидогадки о роли классов и классовой борьбы.)35.Р.Джонс.Р. Джонс и его вклад в развитие экономической науки.Ричард Джонс (1790-1853) английский экономист (Во многом забытый.) Его заслугабыла в том, что вопреки Адаму Смиту и другим экономистам пришел к выводу, чтокапиталистическая система - это не единственная, а одна из немногих экономическихсистем. И все они тоже естественные. Существуют разные способы производства ираспределения. Их много, и капитализм - только один из таких способов.(?!) Джонс был человеком консервативным. Считал, что капитализм - приходящаястадия экономического развития.
Существуют системы экономических отношений, иэта система является фундаментом каждого конкретного общества. И определяетвзгляды и представления людей, общественный строй. Для того чтобы понятьприроду любого общества нужно изучить систему экономических отношений. Джонсне мог ответит на вопрос: сколько таких систем и как они сменяли друг друга.( Ответ на эти вопросы дал Карл Маркс.)БАЗИС ОБЩЕСТВА – ЭКОНОМИКА: Сформулировал мысль, что экономическиеотношения --- базис общества.
ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ! ЭКОНОМИКА ОПРЕДЕЛЯЕТОБЩЕСТВО! Они существуют ОБЪЕКТИВНО и определяют волю и сознания людей.И разные экономические отношения определяют структуру общества, политику, и тд.Является Фундаментом общества. Он первый стал исследовать некапиталистическиеотношения. Изучал аграрные экономики. Там главное понятие земельная рента, илюди делятся на два класса: кто берѐт и кто платит ренту. ВПЛОТНУЮ ПОДОШЁЛ КМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ.36. Создание материалистического понимания истории и его основныепонятия.Открытие К. Марксом и Ф.
Энгельсом социальной материи и созданиеими материалистического понимания историиКарл Маркс был великим экономистом. Прекрасно знал экономику современнойЕвропы. Понимал, что есть определенная экономическая система, центром ееявляется наемный рабочий. Раньше наемных рабочих не было, но производство всеравно существовало, следовательно, существует разные формы производства.Возникает вопрос, а как быть с древним востоком? Он сказал, что на востоке особыйазиатский способ производства. Общественное производство всегда было и являетсяоснова жизни людей. Стоит остановиться процессу общественного производства, каклюди неизбежно погибнут. Ввел понятие способ производства – производство,взятое в определенной общественной форме.
(Перед нами) Выделил три способапроизводства - античный, феодальный, и капиталистический. Существуют и другие,но ими еще не занимаются. Там, где возникает машинное производство, там рушатсястарые способы производства. Результат - отмена крепостного права. М-с и Э-свводят понятие производительной силы. Эпохи отличаются не только тем, в какойобщественной форме происходит производство, но и кто и как создает... Работники производительная сила общества. В разные эпохи производительные силы обществабыли разными. Растет производительная сила.
Чем определяется характерэкономическихПроизводительнаяотношений?силаУровнемопределяетразвитияхарактерпроизводительности.общественно-экономическихотношений. Возникают такие отношения, которые дают простор для развитияпроизводительных сил. Производительная сила уходит вперед и отношенияэкономические, которые были двигателем, начинают мешать развитию производства,возникает конфликт. И единственный выход - смена экономических отношенийдругими, которые дают простор для развития производительных сил. Т.е.
Марксвыявил, откуда берутся социально-экономические отношения, которые являютсяобъективными, не зависящими от воли людей, а зависят только от уровняразвитияпроизводительныхсилобщества.Всеотношениялюдейбылиразделены на две части - отношения социально экономические, независящие отсознания, и все остальные, волевые. Была создана социальная материя иматериалистическое понимание истории.38.Иррационализм и позитивизм. Аналитическая философияРазвитиезападнойматериализма.философиипослевозникновениямарксистскогоИсторики выделяют два этапа в развитии философии новейшего времени выделяют2 основных этапа.
(Начало 17в – середина 19в. Классическая западно-европейскаяфилософия.) После середины 19в – неклассическая или постклассическая эпоха.Между этими двумя этапами существует коренное отличие – этап быстрого прогрессафилософского знания. Эпоха постановки новых проблем и новых открытий. Втораяже эпоха характеризовалась топтанием на месте, повторением старых систем.Однако новые проблемы все же возникали. Одной из таких проблем была проблемасоотношения эмпирического и теоретического знания. Она была замечена, но нерешена. В это время ни одна проблема не была решена.
Это связано со следующимипричинами: возникла марксистская философия, которая ответила на множествовопросов.Чтобыдвигатьсядальше,необходимобылоусвоитьдостижениямарксистской философии, ведь философия – наука кумулятивная, чтобы двигатьсядальше, необходимо познать то что было. А этого не происходило главным образомпо идеологическим причинам, ведь марксизм – философия революции. Дажефилософии Гегеля приписывали то, что он создает революционную теорию. Поэтомумарксизм нигде не изучали. А значит философия прекратила развитие. Возникалиучения типа неокантианство, неогегельянство и т.п., просто новые прочтения Гегеля,Канта с добавлением современных элементов.Возникло учение под названием«позитивизм» (Философское направление, отрицающее возможность познаниязакономерных связей и отношений действительности и ограничивающее роль наукиописанием фактов, явлений), которое просто является обновлением философииЮма.