О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей), страница 22
Описание файла
PDF-файл из архива "О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "основы журналистики" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 22 страницы из PDF
Такая рутина частозаставляет фотографа-«новостника» использовать известные ему приемы,одни и те же штампы, что отучает его мыслить и искать новое, он устает,останавливается в своем росте и начинает выдавать продукт, минимально137удовлетворяющий требованиям заказчика. Чтобы избежать подобной ситуации, некоторые редакции предпочитают работать только с внештатными авторами, тем самым заставляя фотографов все время конкурироватьмежду собой. Это помогает лишь отчасти.Когда-то в периодике событие иллюстрировалось только одной фотографией, она должна была быть максимально емкой по содержанию. Интернет позволил с одного события давать сколько угодно фотографий, зритель получил возможность самостоятельно решать, сколько ему смотреть.Не только интернет-СМИ, но даже поисковые системы, такие, как yahoo, выкладывают свои слайд-шоу, делая подборки фотографий за определенныйпериод и по разным темам.
В итоге визуальный ряд бесконечно разрастается. Еще совсем недавно такие подборки включали десять-двадцать снимков, сейчас их количество может доходить до 100 и более. Мозаичность набора, переизбыток мелких деталей формируют некое представление у насв голове, но единого образа не получается. Фотограф больше не стараетсяискать кадр-символ, не стремится быть визуально лаконичным.
К сожалению, это может приводить и приводит к ухудшению уровня фотографии.Но еще хуже то, что хорошие фотографии начинают теряться среди такогоколичества проходных кадров.На данный момент в фотожурналистике существует довольно четкоеразделение на то, что пользуется наибольшим спросом, и то, что ценно длясамих фотографов или специалистов.
В кино, музыке, литературе такоерасслоение уже давно произошло. Существуют даже специальные термины: массовое кино, фестивальное, авторское, поп-музыка, умная музыка ипр. Возможно, когда-нибудь будут официально детерминированы массовая, конкурсная или элитарная фотографии. А то, что мы сейчас называемклассическим репортажем, будет называться «оld school». Пока же мы имеем то, что имеем. Как сказал один мой коллега после фестиваля по фотожурналистике в Перпиньяне: «Столько всего интересного снимается, такиехорошие фотографии.
Грустно, что в газетах и журналах мы видим совсемдругое, то, на что абсолютно неинтересно смотреть».Соотношение между качественным и популярным в фотографии хорошо иллюстрирует самый посещаемый поисковый сервис в Рунете – «Яндекс». В нем есть раздел «Фото дня», в который попадают снимки тех, кторазмещает фотографии на соответствующей странице. За последние годы138 там выделились свои знаменитости.
Несмотря на нередко низкий уровеньфотографий, частота просмотра снимков лидеров рейтинга гораздо выше,чем снимков лучших мировых фотографов. Опасность заключается в том,что большинство пользователей начинает мерить качество фотографийпопулярностью. До появления Интернета ситуация была принципиальноиной. Например, в Советском Союзе информационная платформа была доступна практически только мастерам-профессионалам. К зрителю фотографии попадали после тщательного отбора не только идеологического, но ихудожественного. Поэтому Макс Альперт, Евгений Халдей и другие великиесоветские фотографы были в равной степени известны широкому зрителюи уважаемы профессиональным сообществом.Если говорить о современном искусстве, к которому мы можем отнестифотографию, одна из основных его черт – концептуальность.
В фотографииидея становится важнее формы, важнее мастерства или техники автора. Вфотографии мало этапов, где может проявиться авторская индивидуальность: цвет такой, какой есть, исходя из возможностей пленки (матрицы)и бумаги, бумага тоже заводская, в ее приготовлении акта творчества нет.Поэтому такое огромное значение в фототворчестве приобрела не толькокомпозиция, то есть форма, но и идея, то есть концепция. Раньше зритель задавал вопросы: «Как фотограф это снял? Как смог подойти так близко? Какне погиб, не испугался? Как сделал, чтобы на него не обращали внимания?»Сейчас чаще звучит вопрос: «Зачем он это снял?» Зрителю понятно, чтоснять такую фотографию мог и он, но кто-то снял до него. Он понимает, чтоможет ее повторить, только больше это уже никому не нужно. Вопрос именно в том, кто первый придумает и использует тот или иной сюжет.
Здесь неработают идеи Брессона о «решающем моменте», в этих снимках его вообще нет. Не мгновения, а несколько часов ничего бы не изменили. Фотографобозначает свое присутствие и лишь документирует то, свидетелем чегоявляется, а зачастую явно просит человека позировать на фоне объекта,который, например, и объединяет серию. «Человек и его дом», «человек иего питомцы», «человек и его ружья» – такая фотография может ничего непредставлять из себя одна, но серия будет интересной и привлекать внимание.
Более того, прием подчеркивания открытого присутствия фотографаможет усиливаться нарочито простой композицией, когда главный объектспециально размещается прямо в центре кадра. Автор таким образом намеренно демонстрирует отказ от любых «художественных уловок», делает ак-цент на простой фиксации. Подобное нарочитое стремление к максималь139ной простоте перекликается с идеями художников-примитивистов. Какпримитивисты используют художественные приемы неразвитых стилейили первобытного искусства, так и фотографы сейчас используют приемынепрофессиональной фотографии. Это не уход от формы, как может показаться, а скорее, одно из направлений поиска новых форм.Поиском новых форм можно считать соединение изображения и текста,не просто подписей, а серьезного комментария.
Мы знаем, что в классическом фоторепортаже фотография должна быть самодостаточной. Это жетребование остается актуальным для новостной фотографии. Однако естьавторы, которые фотографируют с учетом последующего восприятия снимков только с текстом. В их творчестве это единый продукт. Неоднократныйпобедитель Уорлд Пресс Фото голландский фотограф Питер Тен Хуупен говорит в интервью: «К моим снимкам обязательно нужен текст! Иначе проектраспадается на куски. Потому что он является комбинацией изображения ислов, сами по себе эти фотографии ничего не значат. Понимаете, я считаюсебя журналистом, я провожу громадную исследовательскую работу передпроектом. Вот, к примеру, Китеж – за ним стоит история, мифы, легенды, яне могу все это сфотографировать, я могу снять только то, что происходит вданный момент, но мне также нужно рассказать, почему я сюда приехал, почему я фотографирую именно это! Это мой собственный стиль, путь, видениемира, мой фотографический язык, моя власть и мой талант – и они идут рукаоб руку с фактами текста.
Для меня это единственный способ. Если мы говорим о произведениях искусства, то там текст не нужен. Но это рассказываниеисторий – и тут изображению нужна рука помощи от слов. Вообще, фотожурналистика – это комбинация текста и фотографии»51.Распространение любительской фотографииСильное влияние на современную профессиональную фотографию оказывает фотография любительская. В наши дни благодаря Интернету миллионылюбительских снимков получили зрительскую аудиторию, бóльшую, чем самые крупные СМИ.
Зрителю смотреть на них не менее интересно, чем на «серьезные» фотографии с каких-то событий. Еще одна причина популярностиМусвик Виктория. Питер Тен Хуупен: «Люди не дураки – и из этого нужно исходить». URL:http://www.photographer.ru.51140 любительских фото объясняется не столько отношением к журналистскойфотографии, сколько к новостям и официальной информации в целом. Видимо, за прошедший век люди настолько устали от всего глобального и масштабного в официальных новостях, что им захотелось абстрагироваться отних, посмотреть на жизнь обычной семьи из обычного города, посмотреть напростые вещи изнутри глазами таких же рядовых граждан; заглянуть дажене за кулисы театра, потому что это уже было показано не раз, а детальнорассмотреть все вокруг и слегка захватить сам спектакль.
Для многих новости глазами обывателей стали интереснее, чем те же новости, переданныепрофессиональными журналистами. Поэтому профессионалы стали активноиспользовать приемы любительской фотографии, имитируя столь привлекательную для зрителя простоту и искренность, даже интимность.Некоторые проблемысовременной фотожурналистики.Вопросы профессиональной честностии журналистской этикиВ современной фотожурналистике существует еще одна проблема – проблема стереотипов и так называемой «заезженности» тем. Мы знаем, что почтивсе громкие журналистские имена были сделаны на таких темах, как война,тюрьма, психбольница, гуманитарные катастрофы.
У зрителя сложилосьустойчивое представление о том, как должны выглядеть, например, голод,или нищета, или боль. Ему кажется, что если это грязь, то грязь должна бытькак в Индии, если голодные, то – как умирающие дети в Африке. Иная ситуация зрителя, привыкшего к ужасам, не трогает.
На сегодняшний день фотографы успели снять все, а активно путешествующие любители еще болееускорили процесс визуализации окружающей действительности. Отсюда, содной стороны, ограниченность выбора тем, с другой – необходимость вызвать сопереживание. И если мы вынуждены показывать один и тот же «продукт», то, по крайней мере, должны заворачивать его в разную обертку! Вотеще одна из причин, требующих сегодня поиска новых форм.Поиск идет и в области форм подачи материала. На наш взгляд, самымперспективным и активно развивающимся направлением в современнойфотожурналистике является мультимедиа.