О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)
Описание файла
PDF-файл из архива "О.А. Бакулин - В мастерской фотожурналиста (сборник статей)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "основы журналистики" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Москва2011ББК 76.0В11Под общей редакциейканд. ист. наук, доц. О. А. БакулинаРедактор-составитель –руководитель специализации «Фотожурналистика» Л. В. СёмоваОфициальный рецензент –фотокорреспондент газеты «Известия» с 1960 года В. В. АхломовВ11В мастерской фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л.
В. Сёмовой. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – 150 с.В сборник вошли статьи преподавателей специализации «Фотожурналистика»факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Авторы – известные фотографы и фотожурналисты, работающие на факультете, – делятся секретами профессионального мастерства, рассматривают практические и теоретические аспектыфотосъемки, размышляют об актуальных проблемах и состоянии современной российской фотожурналистики.
Книга предназначена для всех, кто интересуется фотографией.ББК 76.0© Бакулин О. А., общ. ред., 2011© Коллектив авторов, 2011© Факультет журналистики МГУимени М. В. Ломоносова, 2011СОДЕРЖАНИЕЕлена ВАРТАНОВАФотожурналистика в эпоху массовой креативности . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5Людмила СЁМОВАОт составителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9Владимир ВЯТКИНФоторепортаж – основа фотодокументалистики . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 11Экстремальный репортаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20Дмитрий ДОНСКОЙСъемка первых лиц государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26Сергей КИВРИНСпортивный фоторепортаж: на пути к вершинам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36Владимир ВЯТКИН, Людмила СЁМОВАФотоочерк – исследование жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 52Людмила СЁМОВАПсихологические аспекты съемки фотопортрета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72Виктор ЗАГУМЁННОВОт жанровой фотографии к познанию человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 90Александр КАСПЕРОВИЧСтудийный импульсный свет в работе фоторепортера:возможности профессионального применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103Сергей ШАХИДЖАНЯНРабота фотослужбы в современном издании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 111Елена ПОМИНОВАФотостоки и фотобанки – новое средство обеспечениявизуального контента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118Дмитрий КОСТЮКОВОсновные тенденции развития современной фотожурналистики.Размышления фоторепортера . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133Авторский коллектив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146Елена ВАРТАНОВАФОТОЖУРНАЛИСТИКАВ ЭПОХУ МАССОВОЙ КРЕАТИВНОСТИНа волне технологических прорывов, которые всегда определяли развитиежурналистики, на рубеже ХХ века в газеты и журналы пришла фотография.Став новым видом искусства, доступным не только для понимания, но и дляиспользования самыми широкими группами людей, фотография принеслав журналистику принципиально новые и очень важные свойства – возросший уровень достоверности и точности, увеличившиеся объемы информации и ее плотность, зрелищность и выразительность.
Фотографии даличитателям больше подробностей и деталей о тех событиях, которые онииллюстрировали, научили их вглядываться не только в образы реальности, но и в ее природу, привнесли в освещение действительности четкость,контрастность, а впоследствии – с появлением цветной фотографии – еще икрасочность. Фототекст стал неотъемлемой частью журналистики как профессии еще и потому, что он явился первым конвергентным типом текста, вкотором одновременно сосуществовали новости и анализ, логика и эмоции,анализ и рекреация, высокое и массовое искусство.Образы действительности, которые неизбежно возникали даже на самых скучных первых документальных фотографиях, содержали изначально не только репортерскую информацию.
Газетно-журнальные фотографы превратились в отдельный класс журналистов, которые вроде бы и нежурналисты, потому что не создают вербальные тексты, однако все-такипрофессионалы, потому что визуальными образами писали «историю современности», как и пишущие журналисты.Именно благодаря фотографии начались процессы, которые привели ктому, что современные СМИ «без картинки» уже просто невозможны. Фото-56графия оказалась востребованной и в газете, и в журнале, и на телевидении, и в новой интерактивной цифровой среде Интернета. Она стала неотъемлемой частью разных видов медиатекстов, но, прежде всего, текстовжурналистских и рекламных.
И при этом фотография на газетной полосестала даже более ярким символом журналистики, чем любой текстовойжанр – информационная заметка, репортаж или интервью. Обложки и первые полосы печатных изданий, содержащие фотографии, в большей степени олицетворяют бренды СМИ, чем тексты или даже авторы.Фотожурналисты, очевидно, стали первыми профессионалами, которые приучили аудиторию смотреть на огромный мир через маленькоеокошко объектива и видеть реальную жизнь.
Как это ни удивительно, входе цифровой революции фотография превратилась в первый инструмент демократизации профессии, обозначив первую область сближенияжурналистов-профессионалов и аудитории. Дешевые одноразовые фотоаппараты – «мыльницы», встроенные в мобильный телефон камеры, новыефотовидеоустройства, придуманные «монстрами» домашней электроникидля массового пользователя, да к тому же помноженные на совместимостьцифровых фотографий с Интернетом и социальными сетями, – все это открывает сегодня новую эру как в массовой, так и в профессиональной фотографии.Фотография сегодня – одно из первых явлений, которое как это ужеслучалось раньше в истории, знаменует новый этап в развитии общества,ознаменованный всплеском массовой, хотя и непрофессиональной креативности.
Именно поэтому профессиональные фотографы не просто стоятперед вызовами со стороны непрофессионалов, но и вынуждены пересматривать традиционное понимание фотографии, фотоискусства, фотожурналистики. Профессиональная фотожурналистика сегодня сталкивается срядом вызовов, возникших в ходе цифровой революции. Среди них:• потеря фотожурналистами монополии на «картинку» в традиционныхи – особенно – новых СМИ: и скорость, и оперативность остаются за непрофессионалами, корреспондентами-любителями, всегда оказывающимися на месте событий раньше, чем профессиональные журналисты;• изменение стандартов профессии: на фоне ускорения передачи визуальной информации, качество медиафотографий заметно снижается,что «разводит» профессиональную художественную и оперативную новостную фотографию по разным профессиональным нишам;• все более заметное расхождение между фотографией как искусством,создающим высокохудожественные образы, и фотографией как журналистским /репортерским текстом, призванным зафиксировать факты;ª создание современными технологиями новых, прежде невиданныхвозможностей для манипулирования природой «документального» иподмены ее «постановочным» не только на профессиональном, но и любительском уровнях;• возросший уровень анонимности авторов фотографий, что очевидноотражается на достоверности и точности информации.Очевидно, что с развитием цифровой революции для фотожурналистовнаступает новый этап в их деятельности, когда конкуренция с любителями, непрофессионалами начинает требовать нового понимания профессии,разработки новых принципов деятельности и новых стандартов в образовании.
Именно потому публикация этой книги, отражающей историю, достижения и особенности фотожурналистики, которая вышла из стен факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, становится знаковымсобытием. Главное не в том, что авторы статей смотрят в прошлое и анализируют настоящее. Главное в том, что, осознавая свою историю и традиции,они создают задел для будущего – будущего образования фотожурналистовна факультете, будущего понимания профессиональных знаний и навыков,будущего видения профессии фотожурналиста.7Людмила СЁМОВАОТ СОСТАВИТЕЛЯСорокалетие со дня открытия специализации «Фотожурналистика»на факультете журналистики МГУ имени М. В.
Ломоносова мы решилиотметить изданием сборника статей, посвященных фотожурналистскомутворчеству. Такое решение вполне логично и обоснованно. С одной стороны,у нас в стране мало трудов, посвященных этой теме. С другой, нашимифотожурналистами – выпускниками и преподавателями факультета –накоплен бесценный опыт, который они хотели бы передать всем, кточувствует потребность в знаниях и готов их опытом воспользоваться.Мастерская фотожурналиста – это не только редакция или маленькоепомещение с фотоувеличителем, это весь безграничный окружающий насмир. А фотожурналистика – не профессия, а образ жизни, как говорит одиниз авторов издания, которое вы сейчас держите в руках.