Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998)

Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 102

PDF-файл Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 102 Современная философия и методология науки (63746): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf) - PDF, страниц2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 102 страницы из PDF

Наиболее плодотворными оказались идеи неорационалистов омножественности форм рациональности, о исторической динамике разума, об «эпистемологических разрывах» (Башляр), отделяющих качественно своеобразные этапы мысли ипознания друг от друга. Эти идеибыли подхвачены и развиты в историко-научных и эпистемологических трудах Альтюссера*, Фуко*,Деррида*, Ж. Кангильема, Д.

Лекура и др.Особое место в Н. занимает проблема обоснования, функционирования и развития теоретическогознания. Однако теоретизм Н. — этоне новый априоризм. Разум в Н. неисключает динамику, риск, творческую интуицию. Новый научный разу.мшлифует свою «утонченную чувствительность» на весьма разнородномматериале — не только собственнопознавательном, но и связанном сработой художественного воображения, интуиции и т.п. Для Н. важна неодна лишь мощь познающего разума,но и «красота науки» и тех моральных идей, которые лежат в основеразумной деятельности.Н.

С. АвтономоваШ Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987;Киссель М.А. Судьба старой дилеммы:рационализм и эмпиризм в буржуазнойфилософии XX века. М., 1974; Федорюк Г.М. Французский неорационализм.Ростов-на-Дону, 1983.НЕОРЕАЛИЗМ — неоднородноефилософское течение, возникшеена рубеже XIX-XX веков. Отправнойпункт Н. был заложен в работахавстр. философов Брентано* и Мей-286Неореализмнонга*.

Согласно их взглядам, то,что воспринимается и осознаетсячеловеком существует независимоот самих этих актов восприятия иосознания. В анализ этой независимой природы интенциональныхобъектов включились О. Краус,К. Штумпф и др., что оживило интерес к реалистической (в средневековом смысле) интерпретации предметов знания, которые понималиськак «нейтральные» (не квалифицируемые в терминах традиционнойсубстанциональности) умопостигаемые сущности. Эти идеи не обрелибольшой популярности, но оказаливлияние на формирование другихтечений, в частности феноменологии Гуссерля* и критической онтологии Гартмана*, в которых реалистические идеи играют значительную роль.

В брит, философии зачинателем Н. был Мур*, резко выступивший в начале века против берклианства и англ. абсолютного идеализма*. Он обосновал реальность объекта познания и одновременно его непосредственную данность субъекту.В США Н. возник в 1910, когда Р.Б. Перри, У.П. Монтегю,Э.В. Холт, У.Т. Марвин Э.Г. Сполдинг и У.Б.

Питкин обнародовали«Программу и первую платформушести реалистов» («The Program andPlatform of Six Realists // Journal ofPhilosophy, Psychology and ScientificMethods. 1910. V. VII.). Спустя двагода они представили свою концепцию в более систематизированномвиде в кн.: «Новый реализм» (TheNew Realism. N.Y., 1912). В этихпрограммных работах они выступили против характерного для различных видов идеализма, а также позитивизма* и прагматизма* сведениябытия к опыту субъекта.

Одновременно они отрицали дуализм традиционных материалистических трактовок отношения субъекта и объекта и вытекающий из него психологизм* в эпистемологии. Сам Н. исходит из тезиса о «имманентностинезависимого». Его онтологическиепринципы подкрепляются теориейпознания, согласно которой средством постижения истины являетсяакт непосредственного «схватывания» мыслью объекта в целом.

Наэто средство опираются как научнотеоретическое, так и обыденное сознание. Они различаются лишь целевыми установками и предметными сферами. Концепция Н. былаподвергнута критике представителями неопозитивизма* и критического реализма*, что сильно ослабило ее позиции. В 1931 возниклагруппа «религиозного реализма» (кней примкнул Монтегю), но влияние ее было незначительным и непродолжительным. Новая попыткаконсолидировать неореалистическое движение выразилась в создании в конце 40-х годов в США Ассоциации реалистической философии, которая также просуществовала недолго. Ее члены издали кн.«Возвращение к разуму: очерки пореалистической философии» (TheReturn to Reason: Essays in RealisticPhilosophy.

Chicago, 1963), в которойприняли участие реалисты старшего и младшего поколений.Наряду с отмеченными существовала форма Н., ориентирующаяся накосмизм и эволюционистскую метафизику. В Великобритании онабыла представлена С. Александероми Ч.Д. Броудом, у которых плюралистическая онтология (субстанциональную основу бытия у них составляли пространственно-временные«точки-моменты») соединялась с теистическим вариантом эмерджентной эволюции.

Свои построенияони также пытались подкрепитьконцепциями современной науки, вчастности теории относительности.Сходные черты присущи «философии процесса» Уайтхеда*, Ч. Хартсхорна и близкого к ней «экспериментального реализма» А. Г. Джонсона, разработанного на базе процессуализма Уайтхеда.Идеи Н. получили наибольшеераспространение в англоязычныхНеотомизмстранах, однако это течение не выдерживало критики со стороныфилософов-аналитиков, которыеобычно предпочитали более изощренные виды реализма или же придерживались инструменталистскопрагматических позиций.A.M.

КаримскийШ Хилл Т.Н. Современные теории познания.М., 1965; J.K. Feibleman. The Revival ofRealism. Chapel Hill, 1946; R. Chisholm.Realism and the Background of Phenomenology. Glencoe, III., 1960; R. Harre.Varieties of Realism. Oxford, 1986; Neorealism and its Critics. N.Y., 1986.НЕОТОМИЗМ — течение в современной католической философии, основывающееся на ученииФомы Аквинского (1225-1274). Получил статус офицальной философской доктрины Ватикана послеопубликования в 1879 энцикликипапы Льва XIII «Aeterni patris».

Кчислу крупных центров, ориентированных на разработку и пропагандуН., относятся Академия св. Фомы вВатикане, Католический институт вПариже, Пуллахский институт(близ Мюнхена), ун-т Нотр Дам(США) и др. Ведущие представители Н.— Жильсон*, Маритен* воФранции, Корет*, И. Месснер вАвстрии, Бохеньский* в Швейцарии,В.

Бруггер, А. Демпф, И.Б. Лотц,М. Мюллер, Й. Пипер, Ранер*, Й. деФриз в ФРГ, Д. Мерсье, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймекер, Ван Стеенберген* в Бельгии,М. Кромпец, К. Войтыла (в настоящее время папа Иоанн Павел II) вПольше, Ф. Ольджати, У. Падовани,К. Фабро в Италии.Еще в первой половине XX в. наряду с тенденциями по сохранениюв неприкосновенности основоположений философии Аквината имелиместо попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта иновейших школ западной мысли.После II Ватиканского собора(1962-65), санкционировавшегокурс католического обновления —«аджорнаменто», отчетливо обозна-287чилась антропоцентрическая переориентация Н., выразившаяся в усвоении им инструментария феноменологии*, экзистенциальной герменевтики*, нем.

философской антропологии*, персонализма*. Защищая религиозное видение универсума и человека, представители Н. утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство данных веры и разума, нерасторжимуювзаимосвязь теологии откровения,рационального богословия и метафизики. Поскольку же метафизические тезисы понимаются в качестве совершенно автономных и неподлежащих коррекции со сторонынауки, философское умозрение вистолковании Н.

ориентируется насобственные критерии рациональности.В сфере онтологии* теоретики Н.опираются на положения аристотелевско-томистской традиции. Отстаивая принципы креационизма(божественного сотворения мира),представители Н. утверждают тотальность чистого божественногобытия. Последнее трактуется какневыразимое посредством категорий и фиксируемое лишь с помощью специфических надкатегориальных определений («трансценденталий»), к числу которых относятся основные «лики Божества» —единство, истина, благо и красота.Сопричастный Богу сотворенныймир природы и культуры также изначально наделяется целостным измерением.Метафизика* Н. состоит в подробном рассмотрении отношенияБога и сотворенного бытия. В Богеимеет место тождество сущности исуществования.

В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность. Наследуя тезисуФомы, согласно которому в разумеТворца заложены сущностные образы — формы вещей, приверженцыН. полагают, что Бог, создающиймир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полно-Неотомизмту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Экзистенциальнаяинтерпретация связи божественогобытия и царства творения, предпринятая Жильсоном* и Маритеном* ,становится сегодня общепринятой вН.

Многообразие сотворенного бытия Н. истолковывает при помощиидеи гилеморфизма: каждое конкретное образование (субстанция) состоит из материи и духовной формы.Материя есть пассивное начало,возможность, требующая для своейактуализации наличия формы.Иерархическая упорядоченность —важнейшая черта картины сотворенного бытия. Первоматерия, неорганическая природа, мир растений и животных, человек и царство«чистых духов», ангелов — таковыступени иерархии творения.Н. утверждает существованиеаналогии Бога и его творения.

Творец противоположен миру, но егосоздание позволяет в некоторой степени судить и о нем самом. Принцип «аналогии бытия» служит опорой традиционных доказательствбытия Бога. Сегодня весьма популярны и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности, на идею изначальной теономичности человека, его изначальной сопряженности с Абсолютом.Они встречаются уже в философииМаритена, а в послесоборный период—у большинства теоретиков Н.,пытающихся реформировать его вантропологическом ключе.Согласно гносеологии Н., каждыйматериальный объект может рассматриваться под различными углами зрения, т.е. представать как формальный объект, интересующий познающего субъекта.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее