Запад - Россия - Восток. Том 1 (Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf), страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Ибо ценна сама попытка установить количественные соотношения для пока недоступного человекукосмоса. Лунное кольцо Анаксимандр тоже отважился количественносоотнести с кольцом Земли... (22; 125). С точки зрения сегодняшнейастрономии это опять-таки не более чем фантазия. Относительно самой Земли Анаксимандр строит подобные же догадки. Согласно некоторым свидетельствам (Псевдо-Плутарх), Анаксимандр уподоблял форму Земли барабану каменной колонны (10; 118. 25; 125).В математике Анаксимандру приписывается создание общего очерка геометрии, т.е. подытоживание геометрических знаний древних.Впрочем, содержание геометрических идей Анаксимандра осталось неизвестным.Если последующие века скорее развенчали, чем подтвердили славуАнаксимандра как астронома, то сделанный им шаг на пути преобразования идеи первоначала до наших дней сохранил значение величайшего и перспективного интеллектуального изобретения.
Вот свидетельство Симпликия: „Из полагающих одно движущееся и бесконечное[начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученикФалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает неводу и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы[миры] и находящиеся в них космосы" (9; 117).Утверждение о первоначале как качественно неопределенном, видимо, казалось тогда необычным.
Не случайно даже довольно поздний доксограф, которого именуют Псевдо-Аристотелем, замечает обАнаксимандре: „Но он ошибается, не говоря, чтб есть бесконечное:воздух ли оно, или вода, или земля, или какие другие тела" (14; 119).Ведь в непосредственном историческом окружении Анаксимандра философы обязательно выбирали какое-то определенное материальноепервоначало: Фалес - воду, Анаксимен - воздух. А между этими двумяфилософами, придающими качественно определенный характер первоначалу, вклинивается Анаксимандр, который следует уже иной логике и утверждает, что первоначало бескачественно: им принципиальноне может быть ни вода, ни воздух, ни какая-либо другая определеннаястихия.
Вот как передает мысль Анаксимандра Аристотель: „Есть ведьнекоторые, кто именно этим [параэлементным телом] полагают бесконечное (апейрон), а не воздухом или водой, чтобы один из элементов,будучи бесконечным [~ неограниченным], не уничтожил остальные..."(16; 121-122).48Что же такое апейрон, это приписываемое Анаксимандру понятие,введенное им, как считается, в первом прозаическом сочинении о природе? Апейрон в понимании Анаксимандра — начало материальное,но вместе с тем неопределенное.
Идея эта — результат развертываниявнутренней логики мысли о первоначале: раз есть различные стихиии раз кто-то последовательно возводит каждую из основных в рангпервоначала, то, с одной стороны, стихии как бы уравниваются, а сдругой — одна из них неоправданно предпочитается. Почему, например, берется вода, а не воздух? Так рассуждал — вопреки Фалесу —Анаксимен. Почему воздух, а не огонь? Так — уже вопреки им обоим — думал Гераклит. Почему огонь, а не земля? И не придать лироль первоначала не одной какой-то стихии, а всем им вместе? Такпотом будет рассуждать Эмпедокл.
Но ведь не обязательно последовательно проходить эти логически возможные стадии. Если сопоставитьвсе варианты (в пользу воды, воздуха, огня), каждый из которыхопирается на какие-то достаточно веские аргументы, все же окажется,что ни у одного из них нет абсолютной убедительности перед другим. Не напрашивается ли отсюда вывод, что на роль первоначаланельзя выдвигать ни отдельную стихию, ни все их вместе? Однако ипосле поистине героического "прорыва" мысли к апейрону на целыевека еще будет сохранять власть над умами древних философов исходная логика, апеллирующая к определенному, качественному, хотя"в-себе" уже абстрактному первоначалу.Анаксимандр сделал дерзкий шаг к понятиюнеопределеннобескачественного материального.
По своему содержательному философскому смыслу апейрон как раз и являлся таковым. Вот почемунеопределенность как характеристика первоначала была крупнымшагом вперед философской мысли по сравнению с выдвижением напервый план какого-то одного, определенного материального начала.Апейрон — еще не понятие материи, но ближайшая перед ним остановка философствования.
Поэтому Аристотель, оценивая мыслительные попытки Анаксимандра и Эмпедокла, как бы приближает их ксвоему времени и говорит: "...они, пожалуй, толковали о материи"(9; 117).Апейрон означает "беспредельное", "безграничное". Само это прилагательное соотносится с существительным шрщ, или "предел", "граница", и частицей ос- , которая означает отрицание (тут — отрицаниеграницы). Итак, греческое слово "апейрон" образуется так же, каки новое понятие о первоначале: посредством отрицания качественных и всяких иных границ. Вряд ли осознавая истоки и следствиясвоего выдающегося интеллектуального изобретения, Анаксимандр посуществу показал: первоначало — не некоторая особая материальная реальность, а специфическая мысль о материальном мире; ипотому каждая следующая логически необходимая стадия в раздумьях о первоначале образуется философской мыслью из философскойже мысли.
Исходный шаг — абстрагирование материального как общего, но остаточное привязывание его к определенному, качественному49уступает место отрицанию. Слово "апейрон" — было ли оно заимствовано Анаксимандром из бытового словаря древних греков или созданоим самим — как нельзя лучше передает генезис философского понятия беспредельного.В этом понятии как бы заключена попытка ответа еще на одинвопрос, который также должен был возникнуть со времени Фалеса.Ведь первоначало должно было объяснить рождение и гибель всего,что есть, было и будет в мире.
Значит, должно быть нечто, из чеговсе возникает и во что все разрешается. Иными словами, первопричина,первооснова и рождения, и гибели, и жизни, и смерти, и возникновения, и уничтожения сама должна быть постоянна, неуничтожима,т.е. бесконечна во времени. Античная философия четко представляетразличие между двумя состояниями.
Одно отмечено рождением исмертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет — онопреходяще. Преходящи каждый человек, каждая вещь. Преходящисостояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит,есть множественное, и оно же — преходящее. Первоначалом, по логикеэтого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим —ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.В отличие от тел, состояний, людей, отдельных миров, первоначалоне погибает, как погибают те или иные вещи и миры. Так рождается истановится одной из самых важных для философии идея бесконечности, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия пространственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствиявременных границ).У истоков диалектикиВ движении идеи материального первоначала внутренне уже заключена диалектика. Но должно было пройти некоторое время, чтобыона была замечена, выявлена и превращена в самостоятельный объектразмышлений.
И здесь опять проявился гений Анаксимандра. Он намечает ту линию рассуждений о первоначале, которая, как уже отмечалось, в дальнейшем разовьется в важнейшую концепцию первоначального философствования, а именно, в античную диалектику, вчастности в учение о единстве и борьбе противоположностей. У античной диалектики как более или менее цельной концепции есть своегорода предыстория — когда диалектические идеи еще не сложились,но уже забрезжили на философском горизонте.Анаксимандр, как мы видели, сопоставляет первоначало в его чисто материальном облике, например воду и огонь: он рассматриваетразные стихии, разные виды существования материального, скажем,твердое и жидкое, сухое и влажное. И рассуждает так: ни одно из нихне может быть отделено от другого, ни одно не может быть возвышенонад другим, потому что одно из другого рождается.
Материальныесостояния родственны, равноправны, и именно поэтому из одного можетвозникнуть другое: сухое может увлажниться, влажное — высохнуть,50холодное — стать горячим, горячее — остынуть. Иными словами,наблюдаются взаимопереходы между материальными состояниями, ихвзаимосвязи, которые в свою очередь неоднородны: среди них естьвзаимодействия, которые ум человеческий отнюдь не случайно выделяет для более пристального рассмотрения.
И тут намечаются существенные различия между дофилософской и ранней философскойдиалектикой, даже если последняя выступает в своей зародышевойформе. Не обязательно быть философом, чтобы заметить изменчивостьвещей, взаимопереходы состояний. Что сухое увлажняется, горячееохлаждается, люди наблюдают уже в повседневном опыте. Философыже показывают — и как раз благодаря идее первоначала, что противоположные состояния чем-то объясняются, что они как бы сосредоточены в едином и из единого основания "выделяются". А единое нетождественно ни той, ни другой противоположности.
Значит, еслипервооснова — апейрон, то именно апейрон дает начало рождению игибели, "из" апейрона "происходят" эти и другие противоположности. Так философия движется к важнейшей из своих идей — идееединства и противостояния противоположностей, идее, которуюГегель позднее назовет проблемой "основания" противоположностей.Аристотель отмечает: "...противоположности [изначально] наличны вОдном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр" (16; 121).Или свидетельство Симпликия, не избежавшего терминологическоймодернизации: „Так, Анаксимандр говорит, что противоположности,содержащиеся-в-наличии в субстратном бесконечном теле...