Запад - Россия - Восток. Том 1 (Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf), страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Но со временем спрос на все более точные, объективные, как теперь говорят, описания возрастал. Ко времени Аристотеля были описаны уже сотни различных растений и животных. Собрав, систематизировав эти описания, поставив вопросы о40том, что такое живое, что такое организм, Аристотель и стал одним извиднейших философов-биологов древности. Целые книги Стагиритазаполнены описаниями животных, растений, их классификациями. Знание это накапливалось постепенно. Философы не только располагалитаким знанием, осваивали его, но нередко были его создателями.Другой вид описательных знаний — географические сведения: описывались страны, города, моря, составлялись карты, планы.
Позжевозник комплекс более или менее точных географических знаний. Но,начав почти что с нуля, как бы узаконив такой вид мыслительныхизысканий, философы стали предпринимать попытки перейти от описания к установлению связей, к обнаружению сущности, к ответу навопрос "почему?". В те времена отвечать на подобные вопросы былоочень трудно.Тем не менее древнегреческая философия (она же физика) отнюдьне уклоняется от таких вопросов; они просматриваются уже у милетских философов. Предположительно их поставил Фал ее. Но, бесспорно, они есть у Анаксимандра и у Анаксимена.
Вопросы примерно таковы. Почему твердое тело способно вдруг или по прошествии времени распадаться? Почему одно тело расширяется, другое сжимается,становится больше или меньше? Почему вообще меняется состояниетела? Это вопросы и общие, и достаточно определенные, конкретные.Так, проблема сжатия или расширения тела постепенно становитсяодной из главных в физике.
Но ведь первоначально такого рода проблемами озадачили человеческий разум именно философы.К этой же группе вопросов примыкает следующий: тело двигалось, потом оно остановилось — почему? Как это произошло? И чтотакое движение? Чем движение отличается от отсутствия движения,от покоя? Для того чтобы ответить на подобные "общеконкретные"вопросы, надо было — в перспективе — осмыслить физические, материальные тела и в их относительной обособленности, и в их связидруг с другом.
Сначала отдельное тело, тела являлись перед человеческой мыслью в их целостности и в их упорядоченной подчиненностимиру как единству. Все это попало в поле зрения людей раньше, чеммыслители пришли к выводу, что тело можно "раздробить на части"не только физическим образом. Час физики как точной науки тогдаеще не наступил. Но вопросы для нее были поставлены. Однако ответы на них долгое время давались не с точки зрения физики в собственном смысле, а с позиций философии.Почему тело рождается и умирает? В этом вопросе для первыхгреческих мудрецов было не так важно, идет ли речь о человеческомтеле или любом природном теле.
Они ставили подобные вопросы всвязь с более общей проблемой рождения и гибели. Так, проблемыбудущей физики были первоначально восприняты как вопросы - точнее,как единый вопрос — самого широкого, именно философского плана:где то основание, то самое общее и то самое главное, благодаря чемувсе рождается и все уничтожается? Каково то, из чего все происходити во что все "разрешается"? Что есть основание единства мира, всепорождающее и все-объемлющее?Для грека мысль о рождении, возникновении — именно "всеобщая";она отнесена и к природе, и к человеку, и к этическому, нравственному в человеческой жизни и человеческой мысли.
Для античной мыслии тело природы, и человек рождаются и погибают в силу единой необходимости. Причем для грека-философа необходимость — уже не Бог,а некая объективная сила, от которой нельзя уйти. Это что-то вродесудьбы, но не божественной, а внутриприродной. Рождение и гибель сих первоистоками, первопричинами — самая широкая, все единящаятема философии. И мысль грека легко, органично соединяла в ней иприроду, и человека, и социальную жизнь.Главное здесь — именно то, что грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он ищет единого ответа на все "почему" и"из чего".
Он разыскивает одно первоначало, сославшись на котороеможно как бы разом осветить все проблемы, решить все задачи, касающиеся рождения, жизни, гибели, движения, изменения. И общекосмическое первоначало отыскивается не где-нибудь, а в самой природе. Кто первым ввел само слово "архе"? Об этом шли и до сих поридут споры. Теофраст (по свидетельству Симпликия) приписываетпервенство во введении терминологического новшества Анаксимандру.
Другие это суждение оспаривают. Но, во всяком случае, слово эточасто и уверенно употребляет Аристотель, который не случайно, авполне обоснованно обозначил им как единым термином самую главную область поисков, а также проблемы понятия, с которыми ужепред-философия вошла в мир культуры как со своими специфическими интеллектуальными формообразованиями. Вслед за Анаксимандром (?) или Аристотелем и мы далее будем применять термин "первоначало" к развитию ранней греческой философии.Глава 2.
ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ И ПОНЯТИЯПРИНЦИПЫ РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИПЕРВОНАЧАЛОВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ПЕРВОНАЧАЛА(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)"Первоначало", архе — очень типичная и в то же время необычнаядля древней мысли конструкция (а со времен Аристотеля — и понятие). Это своего рода понятие-кентавр. С одной стороны, первоначалогреки ищут и находят в чем-то достаточно определенном, более илименее конкретном. И это определенное на первых порах слито с какой-либо природной стихией.
Аристотель, излагая "мнения философов", о Фалесе пишет: „Фалес Милетский утверждал, что началосущих [вещей] — вода... Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало (архе)всех животных — сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно,берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растениявлагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают.В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается воднымииспарениями, равно как и сам космос.
По этой же причине и Гомервысказывает о воде такое суждение: „Океан, который всем прародитель" (12а; 109)". Суть рассуждения Фалеса в том, что вода действительно толкуется как первооснова (первоначало).Рассмотрение первоначала как материальной, природной стихии —естественный ход человеческой мысли на той стадии, когда она начинает воспарять в высоты абстракции, но по-настоящему абстрактнойеще не стала. Вот почему в истории философии по поводу "воды"Фалеса велись и ведутся споры. Одни говорят: избрание воды в качествепервоначала навеяно самыми конкретными и реальными наблюдениями.
Таково, например, суждение Симпликия: „Они полагали (речьидет о Фалесе и его последователях. — Н.М.), что начало — вода,причем на это их навело чувственное восприятие" (13; 110). Другие(например, Гегель) утверждают: „вода", как ее понимает Фалес, имеет косвенное отношение ко всему конкретному. Само слово "вода"употребляется иносказательно. Но все-таки остается вопрос, почемуФалес избирает именно воду? На него пытались дать ответ многиеисторики философии, начиная с глубокой древности. Их мнения, если их суммировать, таковы.1. Фалес избирает воду в качестве первоначала прежде всего подвлиянием мифологии. Океан — это очень популярное мифологическое начало.
Дополнительный аргумент: и восточная, скажем древнеиндийская, философия проходила стадию, сходную с фалесовской.£3Там тоже имели место формы первоначального философствования,которые возводили все к воде как к Мировому океану. Такое объяснение представляется вполне веским и важным. Мифологическая космо' гония, как и вообще мифология, вызывала подобные ассоциации, толкала мысль к идее о "воде" как первоначале.Есть еще целый ряд аргументов, объясняющих появление идеипервоначала в "фалесовской" форме'.2.
Греция — морская страна. Поэтому жизненное значение водыгрекам не нужно было особо доказывать. Их жизнь была тесно связана с морем. Морская стихия представлялась им чем-то очень обширным: выплыли из одного моря — попали в другое... Что там дальше,за известными морями? Греки предполагали, что, скорее всего, тожеокеан — река.3.
Водная стихия жизненно важна и универсально плодотворна,живительна. Аристотель вслед за другими доксографами приводит мнение Фалеса о значении воды в жизни всех организмов, включая ичеловека. Мнение это одновременно апеллирует и к здравому смыслу,и к первым научным (физическим) наблюдениям. С увлажнением иливысыханием тела связывается изменение его размеров, т.е. увеличениеили уменьшение.Однако для развития философии имело значение то, что ещераньше, чем идея первоначала как особой материальной стихии (илисовокупности таких стихий) проделала длинный путь, оказавшийсясвоего рода тупиком, стало выясняться, сколь необычное, особое смыслосодержание, и по существу уже с первых шагов философствования,вкладывалось Фалесом и его последователями в понятия "вода","воздух", когда они истолковывались в качестве первоначала.