Запад - Россия - Восток. Том 1 (Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ:ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОКкнига первая:Философия древности и средневековьяПод редакцией проф. Н. В. МотрошиловойУчебник для студентоввысших учебных заведенийТретье издание* Греко-латинский кабинет»®Ю. А. ШичалинаМосква 2000Все имеющиеся в наличии издания Греко-латинского кабинетаможно приобрести, а планируемые издания — заказатьпо адресу: 119435 Москва, Новодевичий проезд, д. 6а.Тел. (095) 246-9726, 246-8347.«Греко-латинский кабинет» Ю. А. ШичалинаЛР № 040433 от 3 июня 1997 г.Подписано в печать 26.08.99. Формат 60 х 90 '/ )6 .Гарнитура Петербург. Печать офсетная.Усл.
печ. л. 30,0. Тираж 5000 экз. Заказ 3049.Тверской ордена Трудового Красного Знамениполиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССРМинистерства Российской Федерации по делам печати,телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.170040, г. Тверь, проспект 50-летия Октября, 46.И75История философии: Запад—Россия—Восток (книгапервая: Философия древности и средневековья). 3-е изд. —М.: «Греко-латинский кабинет»® Ю. А.
Шичалина, 2000.—480 с.ISBN 5-87245-047-8Первая книга учебника «нового поколения» по истории философииадресована студентам, аспирантам высших учебных заведений и научных центров, а также тем, кто самостоятельно осваивает философию. Вданной работе наиболее значительные достижения западной, восточной,русской философии древности и средневековья представлены в их специфике и единстве.
Философия различных регионов и эпох рассмотрена как важнейшая интегральная часть цивилизационного развития, духовной жизни, культуры человечества.Книга подготовлена группой известных специалистов в области истории античной и средневековой философии Запада, Востока, России.Выходит под редакцией проф. Н. В. Мотрошиловой.На обложке: Аристотель. Кафедральный собор в Шартре, Королевский портал (XII в.).«Греко-латинский кабинет»®Ю.
А. Шичалина, 1999В. П. Гайденко, 1995М. Н. Громов, 1995Н. В. Мотрошилова, 1995I S B N 5-87245-047-89п785872 450474©©©©©Д. В. Никулин, 1995Г. А. Смирнов, 1995М. Т. Степанянц, 1995А. А. Столяров, 1995Ю. А. Шичалин, 1995ВВЕДЕНИЕВ основу учебника «История философии: Запад-Россия-Восток»,первую книгу которого, посвященную античности и средневековью,читатель держит в руках, положены некоторые центральные принципы-понятия, связанные с теорией и методологией философии, историко-философских исследований, а также и с личностными установкамиавторов, их отношением к происходящим в современном мире социально-историческим и цивилизационно-культурным процессам.
В работе приняты в расчет и неустранимые противоречия-антиномии, снапряженным взаимодействием полюсов которых приходится иметьдело при исследовании и изучении истории философии.Чтобы облегчить читателю изучение истории мысли и пониманиетого, как именно история философии представлена в данном учебнике, в данном введении будет сделана попытка кратко прояснитьупомянутые принципы, общие понятия, антиномии историко-философского размышления, их связь с уже существующими историко-философскими концепциями, а вместе с тем охарактеризовать то особенное,что отличает наши подходы и, соответственно, предлагаемый учебникот других книг большого массива зарубежной и отечественной историкофилософской учебной литературы.Эти разъяснения целесообразно начать с самого понятия «историяфилософии».
Необходимо различать: J) историю философии как объективный исторический процесс развития философии и 2) историюфилософии как особую философскую дисциплину, имеющую своимпредметом данный процесс. К сожалению, применяемый в русскомязыке в обоих случаях термин «история философии» скрадывает эторазличие. В других языках это различение возможно уже на терминологическом уровне. Так, современные немецкие авторы предлагаютоставить традиционный термин немецкого философского лексикона«Geschichte der Philosophie» для обозначения процесса, а менеепривычный термин «Philosophiehistorie» применять для обозначенияистории философии как дисциплины (В.Хесле). В этом учебнике напервый план выдвинута история философии в первом смысле — какпреемственный объективный процесс развития философии от еерождения до наших дней. Одновременно речь иногда идет об «исторической саморефлексии философии», т.е.
об истории философии вовтором смысле — как специальном разделе или особой дисциплинеединого философского знания.Основные принципы применяемых здесь подходов к истории философии как к объективному историческому развитию философии (вкратком изложении) таковы.1. История философии понимается и рассматривается как важнейшая интегральная часть цивилизационного развития, духовнойжизни, культуры человечества. Отсюда следует, что изучение истории философской мысли только тогда будет полным и плодотворным,когда постоянно будет приниматься во внимание контекст совокупного процесса развития человечества, становления и совершенствованиядуха, культуры, в том числе норм и ценностей человеческой жизни.Разумеется, рассказать именно о социо-культурном контексте философии и ее взаимодействии с этим контекстом в каждом из разделовможно было лишь очень бегло.
Но существовала возможность — аодновременно и необходимость — высветить этот контекст как ужезапечатлевшийся в "тексте" и текстах философии. История философиивырастает на почве жизнедеятельности человечества и на фундаментецивилизации и культуры, поскольку она своеобразно "впитывает" всебя влияние контекста и сама воздействует на него. А это значит, чтоглубокое самостоятельное постижение истории философской мыслидля немалого числа людей было и остается важнейшей стороной духовно-нравственного формирования личности, надежным источникомобогащения ума и души и, наконец, поистине эстетического удовольствия от приобщения к великим бессмертным мыслям, идеям, интеллектуальным задачам и загадкам.Единство истории философии как процесса развития духа с историей развития общества, культуры существует в многоразличных формах.
Это прежде всего масштабная по своим итогам включенностьфилософии в осмысление судеб человечества в связи с крупнымиэпохами и региональными образованиями цивилизации, а также счеловеческой цивилизацией в целом. Правда, слово "цивилизация"вошло в обиход философии и культуры сравнительно поздно. Проблемыспецифики человеческого бытия как бытия человеческой цивилизациии сущности человека как особого существа, в деятельности которогосоединены начала природы и цивилизованности, культуры, обсуждались в философии с древнейших времен. Западная и восточная цивилизации — эти особые целостные исторические формообразования,объединявшие способы практической жизнедеятельности, нормы ипринципы духа,— уже в отдаленные времена, когда они совсем илипочти не взаимодействовали друг с другом, породили наделенные неповторимыми чертами типы культуры и как их сторону и часть формыфилософствования.
Осветить их именно в неповторимом историческоми регионально-цивилизационном своеобразии — такую задачу ставилиперед собой авторы учебника. Первая его книга посвящена генезисуи дальнейшему развитию прежде всего двух главнейших форм первоначального, самого древнего из известных сегодня форм философствования, западного и восточного.2.
В данном учебнике постоянно идет речь о внутреннем противоречии, неснимаемой антиномии историко-философского процесса —напряженном противоречии между неповторимым своеобразием продуктов этого процесса, его конкретно-исторических, региональных,национальных, личностно-индивидуальных форм и его неуклоннымпревращением в преемственный процесс взаимодействия различныхтрадиций, вместе представляющих единство мировой философии.Исследование и изложение истории философии в данном учебникев разных отношениях учитывает оба полюса антиномии, их противостояние и единство.
Авторы прежде всего исходили из того, что современный учебник по истории философии непременно должен включатьв себя философии Запада, Востока, России. Читателю наших днейнаверняка будет близка и понятна эта установка. Но в том-то и дело,что в учебниках по истории философии (если они не многотомные)философия Запада редко рассматривается вместе с философией Востока.