Запад - Россия - Восток. Том 1 (Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf), страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Самое же существенное — она стала отвечать на более "чистые" вопросы с помощью2 История философии, кн. 134учения о первоначале, А первоначало мыслилось как нечто в принципе единое с природой. Основной вывод: в отличие от мифологии ирелигии сама природа, а не что-то внеприродное, у первых древнегреческих философов становится причиной всего того, что происходит вприроде и с природой.Пред-наука и любовь к мудростиПри изучении исторических свидетельств о древнегреческих мудрецах исследователи сталкиваются и с такой противоположностью: ктобыли они — "ученые" или "философы"?Оба слова не случайно взяты в кавычки: говорить о греческихмыслителях, в особенности о первых, например о Фалесе Милетском,именно как об ученых и философах можно лишь с большой натяжкой.Какие научные знания приписываются Фалесу? Как уже говорилось,ему приписывается (Цицероном и другими авторами) предсказаниесолнечного затмения (5; 106).
Но, во-первых, многие сомневаются,что Фалес действительно смог такое предсказать. Другие авторы допускают, что Фалес мог предсказать затмение, но считают это предсказание скорее не научным, а практическим. Ведь и до него некоторыелюди предсказывали затмения, наблюдая известную повторяемостьявлений, делая некоторые практические астрономические расчеты.Правда, Фалесу Милетскому приписывают (Диоген Лаэртий и др.)серьезные астрономические труды: «О солнцевороте», «О равноденствии» (1; 100). Ни одной строчки из них, однако, до нас не дошло вподлинниках. Есть только переложения. Но существование подобныхастрономических трудов у Фалеса вполне вероятно.
(К тому времениполу практические, полунаучные сведения астрономического характера были уже довольно обширны.) В них, например, могла идти речь оприменении астрономических знаний к морскому делу. Вполне возможно, что Фалес написал некую «Морскую астрологию», обобщивопыт мореплавателя и купца, который он накопил, путешествуя наВосток, в частности в Египет.Известно, что первые греческие мудрецы ездили за знаниями вЕгипет.
Не вызывает сомнения восточное происхождение греческогосвода астрономических знаний. Историки, доксографы (Плутарх, Иосиф Флавий, Ямвлих), более поздние исследователи документальноподтвердили это (11; 108). Но что нового внесли греки в эти знания,в особенности астрономические? Ведь и финикийцы, и египтяне ужедостаточно широко применяли имеющийся у них свод астрономическихзнаний и к мореплаванию, и к земледелию, и к другим областям человеческой практики. Вполне возможно, что Фалес, путешествуя, попали в Финикию (есть даже предположения, что Фалес был финикийцемпо происхождению, хотя большинство исследователей все-таки сходятся на том, что он был милетец).
Из финикийской и египетскойастрономии в те столетия уже было известно, как ориентироваться в35море по звездам. Научившись всему этому у финикийцев, греки существенно упростили и усовершенствовали ориентирование движения кораблей по звездам. Сосредоточение мысли Фалеса на теме моря извезд исследователи не без оснований возводят именно к практикемореплавания, где знания или имели практический, эмпирический характер, или приобретали вид преднаучных фантазий.В связи с астрономией накапливались и иные знания, появилисьновые проблемы и темы. Например, уже у финикийцев, египтян игреков произошло изменение календаря.
Раньше был в ходу лунныйкалендарь, но постепенно наметился переход от лунного года, от лунного цикла на солнечный цикл, на так называемый солнечный год.Как раз в эпоху Фалеса Греция вместе с другими ближайшими к нейрегионами цивилизации перешла уже и к близкому современному делению года на месяцы, дни, т.е. перешла к солнечному календарю. Ичасто накопление такого рода знаний связывается с именем Фалеса.Вот свидетельство Апулея: „Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии угреков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшиевещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения...громов дивные громыхания; планет (sidera) извилистые пути, Солнцагодичные повороты... а также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей — убывание, затмевающейся — преграды.
Малотого, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет[« пропорцию, ratio], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько разсвоей величиной [= диаметром] Солнце меряет ту окружность, которую пробегает..." (19; 112-113). Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу свод знаний, накопленный в ту отдаленную эпоху разными людьми.Вполне возможно, однако, что в астрономических сочинениях Фалеса уже по-новому обсуждался вопрос о светилах и планетах. Ондавно занимал греков, да и не только их.
Модель космоса формировалась постепенно, но ко времени Фалеса, очевидно, Космос уже былразделен на семь кругов. В эпоху Фалеса в астрономических знанияхфигурировали те планеты, которые впоследствии получили названияЛуны, Солнца, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Астрономические сведения практического плана и толка уже соединялись с более абстрактными рассуждениями о планетах. Например,обсуждался вопрос, какой формы планеты. Казалось бы, понаблюдавза Солнцем или за Луной, можно было легко ответить на этот вопрос:раз видится диск, значит, мы видим заполненную чем-то телеснымокружность. Следовательно, можно предположить, что планеты имеют форму шара. Аналогичными могли быть представления о Земле:рассуждая о шарообразной форме других, видимых глазу планет, оправданно заключить, что и Земля имеет форму шара. И мысль о том, что• Земля шарообразна, высказывали некоторые греческие ученые и философы.
Но идея о шарообразности Земли в то время, как ни странно,36вовсе не была самой популярной. Она обсуждалась лишь как одна извозможных версий.Чтобы понять причины подобного состояния философских идей окосмосе, стоит внимательнее присмотреться к характеру астрономических знаний Фалеса и его последователей Анаксимандра и Анаксимена и осмыслить весьма тонкое для древности относительное отличиеастрономии как делающей самые первые шаги науки от астрономиикак свода чисто практического знания. Когда мореплаватель ориентируется по некоему созвездию, по расположению планет, ему, вообщеговоря, не нужно ничего другого, кроме некоторых практических сведений. Для того, скажем, чтобы плыть в Эгейском море, лучше всегоМалую Медведицу держать справа или слева по курсу, в зависимостиот того, в какую сторону плывешь.
Почему именно так, мореплавателю знать не столь важно. Ему также нет необходимости вникать ввопросы о том, какова форма звезд, по которым он ориентируется,планет, которые он наблюдает.Когда мифология задавалась вопросами: почему, как устроены космос и его тела, то от творцов мифов никто не требовал доказательств.Например, если они утверждали: Земля — огромное тело, имеющееформу шара, то создатель мифа мог бы для доказательства сослатьсяна что угодно — на предание, на богов.
А вот первый греческий мудрец, делая какие-то астрономические заключения, уже должен былпредставить соображения, доказательства конкретного характера илитеоретического абстрактного порядка. Как можно было в то времядоказать шарообразность Земли? Лишь использовав для этого какието теоретические соображения, и некоторые философы пробовали этосделать. Но какие то были "доказательства"? Главным образом эстетические. Так, пифагорейцы считали, что шарообразная форма наиболее совершенна. Круглое тело считалось пластичным, красивым.Поэтому нашей Земле — по законам гармонии и совершенства — лучшевсего быть шаром. Но ведь, если рассуждать абстрактно, планета,которую мы видим круглой, не обязательно имеет форму шара. Вполне логично предположить, что к нам обращен каким-то своим донышком некий цилиндр.
И предположение о том, что Земля и другие планеты имеют форму цилиндра, этого весьма популярного у античныхисследователей геометрического тела, — одно из самых распространенных в философии того периода.Эмпирически ясные доказательства шарообразности Земли, вообще говоря, люди получили, когда смогли совершить кругосветноепутешествие или когда полетели в космос, никак не раньше. Правда,теоретические доказательства шарообразности Земли, а также вращенияЗемли вокруг Солнца были получены еще до кругосветных путешествий, тем более космических полетов. Но во времена древних мудрецовони были невозможны.