Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij (Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf), страница 45
Описание файла
PDF-файл из архива "Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 45 страницы из PDF
Сбиологической точки зрения реакция природы заключаетсяв том, что с разрушением окружающей среды в конечномсчете станет невозможной сама жизнь. Если же мы хотимпредотвратить такой исход, то должны сами заранее налагать соответствующие ограничения. Собственно говоря, мы должны с точки зрения этической дальновидностипринимать во внимание также и далеко идущие временныеи пространственные последствия наших технических мероприятий» [139, c. 164]. Глобальность и скорость происходящих изменений не имеет аналогов в прошлой историичеловечества.
Академик Н.Н. Моисеев обращал наше внимание на то, что «… антропогенные изменения окружающей среды уже при жизни одного поколения существенноменяют условия жизни людей и надежда на «естественную», т.е. стихийную, адаптацию цивилизации человека кподобным изменениям становится не только иллюзорной,но и крайне опасной» [109, c. 8].В условиях взаимной адаптации общества и природыу нас нет того временного запаса, который был у наших246предков, зато у нас есть технико-технологическая мощь, вчастности военная, способная в короткий срок видоизменить окружающий мир.Традиционный путь проб и ошибок выработки этических норм занимает столетия.
В наше время он вынужденно заменяется на рационально разрабатываемуюэкологическую этику. Высокая скорость научно-технического прогресса требует разработки норм ответственности за использование технических средств (научных достижений) на практике, а также их применения людьмиразличных религий и культурных общностей. Созданиешироко применяемой этики, соответствующей реалиямэкологического кризиса, возможно только с опорой на существующие этические принципы. Принципиально новыеэкологические этики останутся на бумаге или будут восприняты маргинальными группами. Действенный эффектможет быть получен только в рамках развития экологических норм в рамках традиционных религиозных конфессий. Любые политические решения «киотских мудрецов»будут восприниматься фундаменталистами всех видов иподвидов как культурная агрессия стран «золотого миллиарда» — новый культурный колониализм.
И реакция будетадекватной оказываемому давлению.Перед человечеством в лице его многочисленных религиозных и светских объединений стоит задача найти напрактике ответ на следующий вопрос: «Мы уже полностьюподчинились технологиям или еще способны управлятьпорожденным Франкенштейном?» От полученного ответабудет зависеть выживание человечества как вида, а такжесохранение культурных, интеллектуальных, нравственныхи материальных ценностей, которые позволяют нам осознавать себя как Человека во всем многообразии значений,вкладываемых в этот термин.Рассмотрим сферу этической ответственности элементов Великой Триады.247Наука — удел интеллектуалов и влияет на современноеобщество опосредованно, через технику, технологии, популяризацию научных знаний и образование.
Обществооказывает влияние на науку преимущественно через экономику (подробнее см.: [1; 22 c. 51, 55–56]). Фундаментальныеи прикладные исследования различаются по степени их социальной обусловленности, которая усиливается по мереприближения исследований к технологиям, достигая максимума в создании и применении технологий. Обществосталкивается не с самой наукой, а с ее практическим использованием в технологиях и технике.
Попытки этическогоосуждения науки (научного знания) бессмысленны, так какв подавляющем большинстве случаев теоретическое знаниеможет использоваться разнообразным способом: на благо иво вред. Даже благое использование научного знания можетиметь непредсказуемые негативные последствия. Этическаяпроблематика распространяется в первую очередь на самихучастников научного познания — ученых.Ответственность ученых за свою профессиональную деятельность должна быть дифференцированной в зависимостиот того, в какой области — фундаментальной или прикладной — он действует [85 с.
442, 450–451]. Сама наука не загрязняет окружающую среду. Только воплощение научного знания в промышленных предприятиях и сельскохозяйственномпроизводстве создает условия для экологического кризиса.Этические проблемы клонирования стали волновать общество только лишь после реализации технического и технологического проекта по созданию овечки Долли. Нисколько не умаляя значение этических проблем науки, укажу, чтоони далеки от понимания жителями Земли, и решение ихпреимущественно относится к компетенции самих ученых.В своих действиях эти ученые опираются не на этику профессиональных групп, а исходят из интересов безопасностиобщества.
В этической деятельности ученые, обращаясь кпрофессиональному сообществу, апеллируют к его участни248кам не просто как к ученым, но и как к информированнымчленам общества. Обращение за поддержкой к общественному мнению позволяет ученым устанавливать связь с социальным миром, быть значимой в общественном сознании социальной группой. Наука не оторванная от мира людей форма деятельности, а часть единой культуры данного общества.Техника находится в большей зависимости от общества,чем наука. Техника непосредственно встроена в производственные и бытовые отношения людей.
Но условия этоговзаимодействия задаются не самой техникой, а технологиями. Техника только обслуживает устойчивые социальныепроцессы — созданные людьми технологии. При помощиэкономических отношений обществом задаются требования к технике и технологиям. Социумом определяется социальная востребованность (мода) на то или иное техническое устройство. Экономика и наука определяют времяжизни и уровень развития техники. В настоящее времяесли техника оказывается принятой обществом, то финансирование исследований благоприятно влияет на науку.Технологии как способ преобразования окружающегомира находятся под сильным влиянием социокультурныхфакторов. Технологии обусловлены не только научнымзнанием, но и социально.При рассмотрении технологий исключительно как системтехнических устройств, находящихся в определяемом производством отношении, мы лишаемся возможности увидеть самое важное свойство технологий.
Это свойство неразрывнойсвязи технологии и социально-культурных отношений. Известно много, а еще больше забыто открытий, опередившихсвое время. Причины, вызывающие их забывание, а затем повторное открытие, лежат не в науке, а в обществе (в том числеи научном сообществе), которое и определяет через культуру,политику, религию, экономику, технику и технологии востребованность или невостребованность научного знания.Даже если удается воплотить научное знание в техническом249устройстве, то вне создания технологии такое техническоеустройство может быть обречено на забвение.Создание первого паровоза или паровой машины может с определенными оговорками быть рассмотрено какпоявление техники без технологии.
Но уже возникновение железнодорожного транспорта (технологии) сделалонеобходимым как развитие практических исследований всоздании новых моделей паровозов (техники), так и в развитии термодинамики (прикладные и фундаментальныеисследования) и математики. Технологии, таким образом,неотделимы от общества122. Они включают в себя научныеи технические компоненты, социально-культурные элементы, в том числе и торговые связи, а также предположительно географические факторы123.Этические проблемы ориентированы, прежде всего, натехнологии, хотя это часто не осознается. Именно противтехнологий выступает общество, озабоченное биоэтическими проблемами.
Не против самих устройств (хотя и такое было в истории), но против определенного технологией применения технических устройств направлена критика. Если же критика направлена против ученых, то исключительно против тех из них, кто вовлечен в определенныетехнологии. Не против врачей вообще, но против тех, ктопрактикует аборты, эвтаназию и т.д., не против физиков,но против тех, кто занят разработкой оружия массовогоуничтожения и т.д.Сходную позицию описывает Э.
Агацци: «[…] моральные проблемы […] на самом деле касаются не науки, но122Например, потребовалось 54 года для того, чтобы число фирм, использующих паровые локомотивы, повысилось с 10 до 90 % на территории США [229, p. 100].123Имеется предположение, что принятие технологий также зависитот расстояния между страной-производителем и страной-реципиентомтехнологии [229, p.
100].250скорее технологии: только технология может принестилюдям зло (наряду с добром), и поэтому именно технологию необходимо контролировать посредством моральных,социальных и политических принципов. Тот факт, что современная технология в значительной мере основываетсяна результатах науки, не перекладывает ответственности с технологии на науку» [4, c. 52]. В свою очередь замечу, что обезличенные «наука» и «технология», подвергаемые или не подвергаемые моральной регламентации,есть плод опасной абстракции от реальных индивидуумови социальных групп, претворяющих науку и технологии вжизнь. Поэтому, говоря об элементах Великой Триады, необходимо о них помнить и именно к людям, в первую очередь, применять этические нормы.Необходимо упомянуть еще об одной особенности технологий.
Она непосредственно связана с эволюцией технологий. Не существует необходимых и достаточных внутренних, присущих самим технологиям свойств, определяющих направление их эволюции. Существование предшествующих технологий — всего лишь необходимое, но недостаточное условие для дальнейшего развития. Все трансформации технологий от их возникновения до их «смерти», т.е. выхода из употребления, непосредственно связаныс общественными отношениями, причем эти отношениявозникают преимущественно вне технологий.