Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij (Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf), страница 44
Описание файла
PDF-файл из архива "Mironov_A.V._Filosofiya_nauki_tehniki_i_tehnologij.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 44 страницы из PDF
Если раньше очаг объединял людей, то сейчас почта, телеграф, телефон, смс, e-mail,чаты, форумы стали промежуточным звеном в общении.Положительную тенденцию олицетворяет только Skype,позволяющий видеть лицо собеседника. Проникновениетехники в межличностные отношения и объединение человечества при помощи технологий стали глобальными,а скорость вызываемых трансформаций превысила адаптивные возможности культуры. Если раньше адаптация к118Это утверждение не исключает возможности приравнивания к человеку других живых существ и наделения их моральной и юридической ответственностью.
В первую очередь необходимо обратить внимание на статус человеческого эмбриона, зародыша и плода, которымприписывается «нечеловеческая» — животная — природа, что используется для оправдания абортов. (Кстати, рассмотрение в американскомСенате вопроса о том, когда эмбрион становится человеком, было выведено американскими учеными из сферы науки и отдано на рассмотрение философов и священников [220, p. 424]).241новым техническим устройствам осуществлялась либо поаналогии с предшествующими (гужевой транспорт — автомобиль), либо методом проб и ошибок (авиация), тотеперь скорость возросла настолько, что требуется рациональная работа по предложению норм и правил использования новой техники в повседневной жизни.Техника, словно ледокол, разрушает устоявшиеся связи,нормы, правила, и только отдельные фрагменты былогоеще могут обманывать своей статичностью.
Вместе с темтехнологии создают новые способы связи между людьми.Закономерным последствием «технизации» стало катастрофическое отставание в разработке норм этическойадаптации общества к последствиям научно-техническогопрогресса и экологического кризиса.Поступок, преумноженный технической мощью, нуждается в ограничивающих его нормах этики, рациональных правилах этикета. Без таких норм и правил обойтись уже нельзя.Работу по созданию современного этикета следует продолжать, но нельзя полагаться на нее как на панацею.
Этика имеет больше степеней свободы: она предлагает общие решения,облегчая принятие решений в новой ситуации.Широкое поле деятельности открывается перед философами в рамках техноэтики, призванной формировать отношение людей к науке, технике и технологиям в условияхэкологического кризиса. Скорость смены поколений технических устройств, появление новых, продиктованныхтехнологиями отношений порождает конфликт между поколениями с десятилетним отличием в возрасте. Знания,полученные в результате напряженного изучения гаджета,усваиваются молодыми пользователями «с молоком матери».Ускорение социальной жизни, вызванное техникой итехнологиями, фиксируется в большей скорости речи городских жителей (по сравнению с сельскими), в увеличении темпа музыкальных произведений. Это понимал ещеН.А.
Бердяев, когда писал: «… все болезни современной ци242вилизации порождаются несоответствием между душевной организацией человека, унаследованной от других времен, и новой, технической, механической действительностью, от которой он никуда не может уйти. Человеческаядуша не может выдержать той скорости, которой от неетребует современная цивилизация. Это требование имеет тенденцию превратить человека в машину» [11, c. 158].Человек «омашинивается» по-разному. Существуетустойчивая тенденция к симбиозу человека с механикой(внедрение искусственных имплантатов например), но этодиктуется медицинскими причинами и в наше время уже невызывает серьезного опасения.
Лорд Дрэд, наполовину организм наполовину механизм119, уже не пугает. Но тенденция замены природных органов искусственными протезами возникла не от здоровой жизни и приемлема не для всехлюдей. Попытки соединить в единое целое нервную системучеловека и электронные приборы уже не фантастика, а реальность. Здесь опасений возникает гораздо большие, таккак появление у подобных симбионтов новых возможностей открывает перед ними радужные перспективы, каковые и вызывают опасения у обывателей. Будет ли подобный«синтетический» человек человеком в привычном смыслеэтого слова, не принесет ли он вред остальным людям, какими этическими и нравственными нормами он будет руководствоваться при общении с себе подобными и остальными, не возомнит ли он себя Сверхчеловеком? Все эти имногие другие вопросы становятся актуальными и пока неразрешимыми на научных основаниях.
Но отсутствие научных данных не может являться индульгенцией и позволятьреализовывать все потенциальные возможности прогресса.В русле научно-технологической эволюции перед намибудет вставать дилемма: поспешно осуждать неосущест119Персонаж фантастического сериала «Captain Power and the Soldiersof the Future», США, (1987 – 1988).243вленное или расхлебывать непредвиденные последствиянововведений. К счастью, дилемма не столь остра и естьпромежуточные варианты, а именно: обоснованно выстраивать и экологическую, и богословскую аргументацию, ане превращать все в алармистские выкрики и борьбу «заэкологию» с экстремистским уклоном. Научное знание нетолько описывает известное, но и позволяет обосновыватьпрогнозы дальнейших событий.
Поэтому, несмотря на ограниченность наших знаний относительно будущих последствий и отсутствие фальсификации еще не запущенной вширокое производство техники, а также на не реализованные технологии, предсказывать будущее можно на основании как научных, так и религиозных, моральных и культурных принципов.
Предварительная экспертиза техническихи технологических проектов насущно необходима, однакоона не может полностью гарантировать приемлемый уровень безопасности, тем более что для разных социальныхгрупп «приемлемость» является различной. Это различие вочередной раз подтверждает невозможность единого, удовлетворяющего всех решения. Религиозные организации,традиционно объединяющие людей консервативного склада, выступают необходимым ограничителем безудержноготехнического прогресса. Только безумец сознательно сядетв машину без тормозов, но ехать с нажатым тормозом неполучится. До тех пор, пока не появится достаточное количество технических объектов и связанных с ними проблем, нельзя говорить о причиняемом вреде, но можнообоснованно говорить о потенциальной опасности. Чтобы не было поздно говорить о возникших проблемах, необходимо учитывать возможность отступления от использования технологии120 или ограничивать ее распространение120В статье В.
Гилл «В Европе планируют опробовать генномодифицированных мух» рассказывается о борьбе с вредителем — плодовыми мухами, питающимися плодами оливковых деревьев. Путем генной244до появления информации о негативных последствиях от ееиспользования и опасности, исходящей от техники.Симбиоз человека и машины происходит не только благодаря медицинской технике, но и с помощью включения втехнологические процессы. Индивид вовлечен в динамикусовременного производства и быта. Его ритм определяетсяуже не только и не столько биологическими и географическими факторами, сколько техническими и технологическими.
Восприятие мира при помощи телевидения и Интернетастало определяющим в формировании мировоззрения человека современного. В двадцатом веке человек ощутил одиночество и попытался в технике обрести друга, но так и несмог научить машину думать. Доверчивый верит всему. Длянего критерием истины является первая строка Яндекса илиGoogle’а, сообщение в блоге или на Twitter’е. В безысходностион постарался стать машиноподобным и думать как машина.Игра с техникой приобретает религиозный оттенок поклонения.
Человек начинает служить технике, наделяеттехнические объекты антропными чертами, ищет в нихинтеллект, наделяет свободой воли — демонизирует. Неследует из нее творить кумира121.модификации полученные особи будут оставлять потомство исключительно мужского пола. Самки будут погибать, не достигая половой зрелости. Опасность этой технологии видится исследователям в попадании остатков генномодернизированных мух в рацион человека. На мойвзгляд, опасность заключается не только в этом. Оказавшись на свободе,мухи — носители смертельного для женского потомства гена — будутвключены в биосферу как новый вид.
Именно в этом заключена опасность для всей биосферы. Новый вид, а в дальнейшем и другие виды,созданные искусством человека, включатся в пищевые сети. Изменитсяне только рацион, но и плотность пищевого ресурса. Связанные с нимвиды также будут вынуждены сократить свою численность, предсказать и уж тем более рассчитать последствия «перестройки» биосферы внастоящее время не представляется возможным [30].121«… и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на землевнизу, и что в воде ниже земли» (Исход 20, 4).245«Дружба дружбой, а служба службой», и техника не более чем обслуживающий элемент нашей жизни, а технологии — способ организации общества и техники.
От нассамих зависит как и каким образом их использовать. Отнас зависит причиненный и полученный вред и обретенная выгода.Одним из путей решения экологических проблем представляется включение природы в сферу этики. Расширениеэтической проблематики и включение в нее природы необходимы из-за ускорения трансформации среды обитаниячеловечества. Ее геосферные составляющие трансформируются настолько быстро, что ни они сами, ни человечество не успевают адаптироваться к происходящим изменениям. Немецкий философ Фр. Рапп писал: «Сами процессыприроды как бы слепы; в рамках естественных законов природа открыта нашему регулирующему вмешательству.