Миронов - Лекции (Миронов - Лекции.pdf), страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Миронов - Лекции.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Она существуеткак трансформированная человеком живая (которая включает в себя человека, социальнуюорганизацию и т.д.) и неживая природа. Упрощенное понимание техники как механизма илимашины устарело. Техникой является любая преображенная или используемая человеком частьприроды. Техника многообразна: это механизмы и всевозможные устройства, начиная сдревнейших орудий труда. Техникой являются сельскохозяйственные растения, животные,бактерии, плесени (грибы) и др., обрабатываемые с целью получения урожая территории,включая и почвенный слой.
Геологическими формами техники являются шахты, карьеры,скважины, ирригационные сооружения, каналы, шлюзы, дамбы. Человек частично являетсятехническим объектом: ровно настолько, насколько он способен контролировать своеповедение и тело, управлять ими для достижения поставленных задач. Социальной формойтехники являются не просто организации людей на основе вербально сформулированныхправил, а именно сознательное исполнение этих правил. Военная и спортивная деятельность,соблюдение правил гигиены, выполнение медицинских предписаний, распорядок дня,соблюдение дисциплины и т.д. позволяют рассматривать человека и общество как техническиеобъекты.
Полная редукция представлений о человеке и социуме к технике являетсяпроявлением технократизма. Индивидуум и социум не всегда выполняют предписанныеправила, они их формулируют, принимают, модернизируют или отменяют, способны изменятьсами себя и собственную организацию. Эта активность по трансформации отличает нас отпассивной техники. Другим отличием от техники является поведение на основе моральноговыбора, эстетических принципов, биологических детерминант (инстинктов, работы внутреннихорганов и т.д.).3.Технология является социально приемлемой формой организации использованиятехники на основании научного знания.
Технологии основаны на науке, и чем выше уровеньтехнологического развития, тем большая последовательность действий и объектов включается втехнологию, тем жестче связь между ее элементами. Причем объектом преобразованиявыступает не только живая и неживая природа, но и социальная организация общества, и,конечно, сам человек во всем разнообразии своих психических и соматических проявлений.Роль социума в технологиях двояка: с одной стороны, это организация производства, а с другой– востребованность этого результата со стороны общества. Сама технология возникает способприменения техники и отражает заинтересованность социума в конечной продукции и методахее получения.32Две стратегии влияния на общество социальных технологий:1.Технократическая - чем точнее будут познаны законы общества и природы, темлучше будут организованы общество и природа человеком.2.Антисциентистская - направлена на неприятие техники и научно-техническогопрогресса, в культуре проявляется как экологический алармизм.
Его приверженцы непременноуказывают на неминуемое и скорейшее исчерпание ресурсов, погибель биосферы и всегочеловечества.Наука, техника и технологии представляют хотя и связанные друг с другом, но достаточносамостоятельные сущности.Наука, хотя и объясняет, что можно сделать с подвластным миром, сама по себе неспособна удовлетворить потребности общества. С ХХ в. уменьшалось непосредственное влияниенауки на общество. (Опосредованно, через технику и технологии, наука увеличивает своевлияние на экономику, а также влияет на общественное поведение и мировоззрение).
Наукауступила свое влияние. В большей степени культуру формирует теперь практический результатнаучного знания – техника и технологии. Вся повседневная жизнь протекает в мире техники итехнологий, где создаются условия для формирования новых культурных потребностей.Техника оказывает большее влияние на жизнь социума, чем наука. Последняя напрямуювоздействует лишь на образованный слой, внедряя в его мировоззрение научную картину мираи научную рациональность. Техника же оказывает преобразующее воздействие на все общество:начиная с использования огня до современных воздействий автомобиля и персональногокомпьютера. Техника каждый раз создает принципиально новые условия для жизни человека,но никогда не возникает на пустом месте. Ей всегда предшествует некоторое необходимое дляее создания знание. При этом техника сужает и специализирует наши возможности.
Техникапроизводится для человека и должна учитывать его особенности.Наличие в науке и технике законов, аналогичных законам развития биосферы: существуютли специфические, присущие технике законы развития? Миронов считает, что нет, или они досих пор не установлены.Для техники создание коммуникаций является случайным действием, а для технологийсоздание устойчивых социальных коммуникаций – основное свойство. По Миронову каждоетехническое устройство приобретает социальное значение, только будучи включенным всоответствующую технологию.Понятия «техника» и «технологии» постоянно смешиваются.Технологии – более сложное образование, еще плохо осмысленное в современнойлитературе, начиная с отсутствия различения техники и технологий и до разнообразных попытокразличения на разных основаниях и с различной степенью последовательности.Технологии – возможность утилизации (от слова утиль), возможность использованиятехники на основании научного знания социально-приемлемым способом.33Единая технология находится в стадии формирования, да и то охватывает толькоотдельные развитые страны.
При этом будущая единая технология смешивается с существующейныне техникой, и на этом основании возникает представление о техносфере. Миронов говорит,что речь может идти о сумме технологий, часть которых уже объединена в единое целое, а частьнаходится и всегда будет (по мере возникновения нового) находиться в процессе интеграции.Электрические технологии, воздушные и навигационные технологии являются прообразамиглобальных (единых) технологий.Миф о существовании единой Технологии.
Единой Технологии не существует. Те, ктоутверждает обратное, - шарлатаны – так как будущие технологии не известны.Говоря о технике, необходимо учитывать технологию, в которую данная техника включена,а вместе с этим и те социальные отношения, без которых техника и технологии не имеют смысла.Например, технику продавать легко, а технологию продают крайне редко.Покупая технологию, приходим к одному из трех исходов:1. Или все время нужно окупать новые детали;2. Или необходимо перестроить устройство под свои детали;3. Или нужно использовать по-своему;Как показывает практика, с течением времени люди используют технологию не так, какзадумывали.При этом ни наука, ни техника, ни технология не являются верифицируемыми.Технологии сопрягаются с глубокой древности до наших дней, это их социальное свойство.Этот процесс задается обществом.
Сопряжение Миронов определяет как возможностьиспользования двух и более технологий как единой технологической цепи, т.е. новой технологиидля создания объектов.«Универсальность техники» - ошибочное понятие. Свойство «универсальности» техникипроявляется только при рассмотрении технического устройства в рамках определеннойтехнологии.Понятие «современной техники» лишено конкретного содержания. Оно для техники неопределено. Современными могут быть давние устройства, например разнообразныеинструменты: топор, лопата и т.д.
– хотя и испытывают трансформации, но между этимисобытиями лежат десятилетия. Создание новой техники определяется наличием новойпроблемы и новых материалов. Распространение техники, смена одного поколения другимобусловлены исключительно социотехническими причинами, то есть способностью обществамодернизировать старую или создать новую технологию, в которую и будет интегрирована новаятехника.34При этом знание о производстве (наука), включено как составной элемент и в технику, и втехнологии.
Но пользоваться техникой можно и не зная о том, каким образом она произведенаили как устроена, а вот реализация технологий невозможна без подобного знания.Вне социальных отношений технологии, в отличие от техники, заимствованы быть не могут.На все технологии можно посмотреть как с производственной, так и с социальной точкизрения. Наука (и неразрывно с ней связанное образование) находится в области пересеченияэтих двух точек зрения. Для науки важно как производство людей, способных к инновациям, таки получение нового знания, а также создание взаимосвязей, объединяющих людей и технику втехнологии. Наука являет свое второе имя – образование.
Наиболее близким к социальномувзгляду на технологии является понятие «социальный институт». Но есть принципиальныеразличия. Такой социальный институт как государство может функционировать тысячи лет,периодически меняя свою технологическую основу, т.е. технологию управления. Несмотря накажущееся сходство ошибочно отождествлять понятия «социальная точка зрения натехнологии» и «социальный институт».Современные технологии существуют в следующем единстве: образование в стране,технические возможности, контроль за качеством.3517. В.И. Вернадский – ноосфера.
Критика недостатков модели В.И.Вернадского.Ноосфера и ноосферологияЕго идеи мумифицированы, превращены в идолов, отвергается их критика.Ноосфера – ноос-разум – сфера разума, определение, придуманное для обозначения наосновании лекций Вернадского Э.Леруа. Вернадский обратил внимание человечества на то, чтонаучная мысль стала планетарным явлением.
По силе своего воздействия мысль, оторванная отсвоего носителя, сопоставима с природными процессами, космическими или земными, подобнагеологической силе. Нет никаких естественнонаучных оснований для данного обозначения.Скорее всего, это обобщение.В 50-60 годы, после осознания экологического кризиса – в литературе стали появлятьсяданные, подтверждающие мысль Вернадского. Воздействие научной мысли наобщепланетарные масштабы стали очевидны (взрывы в атмосфере ядерных и термоядерныхзарядов, которые приводили к заражению северного полушария).Задача – управлять процессами на Земле с помощью научного знания.