Диссертация (Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ". PDF-файл из архива "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Пруста, В. Распутина, К. Симонова, А. и Б. Стругацких,14И.С. Тургенева, Ю.Н. Тынянова, А.К. Толстого, А.Н. Толстого, Л.Н. Толстого, О.Хаксли, В. Шукшина и многих других.Помимо указанных, в данной работе были задействованы наиболее частоиспользуемыекакобщелогическиевсоциальнойметодыифилософии,приемытакиисследованиявдругих(анализ,наукахсинтез,абстрагирование, обобщение, идеализация и т.п.) Метод сравнительного анализапозволяет определить основополагающиефункциональные характеристикивзаимодействия идеологии и художественной литературы 8. Существенноезначение в проводимом исследовании имеет историко-генетический метод, спомощью которого выявляется пространственно-временная последовательностьсобытий и фактов бытия социума, повлиявших на развитие рассматриваемыхфеноменов9.
Также, для достижения целей работы, необходим метод контентанализа как текстов программных документов социальных движений, так и так итекстовхудожественнойпрозы:этотметодпризванвыявитьипродемонстрировать случаи проникновения идеологической составляющей влитературу и литературную основу социально-политических документов. Впроведѐнном исследовании осуществлена попытка расширения методическойбазы путѐм рационального заимствования методов смежных гуманитарныхобластей знания.
А именно: метода художественного познания окружающейдействительности и историко-сравнительного метода.На основании вышеизложенного нам представляется целесообразнымиспользоватьуказанныеконцепции,подходыиметодыдиалектико-материалистической традиции, избранной нами в качестве основы даннойисследовательской работы. К тому же данная методология по нашему мнениюможет оказаться наиболее продуктивной, поскольку идеология, будучи системойБудучи специфической методологической процедурой, он обеспечивает расчленение сравниваемыхявлений на составляющие, их познание и сравнение, с целью определения их сходств и различий. [56, с.18]8И.Д. Ковальченко определял содержание метода как «последовательное раскрытие свойств, функций иизменений изучаемой реальности в процессе еѐ исторического движения, что позволяет в наибольшейстепени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта».
[53]915идей и взглядов, трактуется в таком случае, как ценностная ориентация10индивида в социуме, зависящая от его принадлежности к определѐннойсоциальной группе или классу.Научная новизна диссертационного исследования.1. Доказана взаимосвязь феноменов идеологии и литературы, как элементовдуховного производства, с языком, как средством выражения и передачинакопленного социального опыта, а также человеческим сознанием, какоснованием формирования духовной культуры социума.
Полученныевыводы свидетельствуют о влиянии усвоенных субъектом в процессиндивидуации культурных и социальных норм на его идентичность, а такжеидеологические и литературные предпочтения.2. Проанализирована проблема дефиниции понятия «идеология», взятая висторической перспективе развития социально-философского знания, идано его структурное определение, актуальное для современного состоянияобщества, в соответствии с принятой теоретико-методологической базой.3. Определены роль и место литературы и идеологии, как социальныхявлений,вдуховнойсфережизниобщества.Даноопределениехудожественной литературы, как социального феномена, отражающее еѐсовременноевидение.Выявленыстепеньвзаимосвязиисследуемыхфеноменов, а также их функции по отношению друг к другу исовременному обществу.4.
Выявленыисторическидетерминированные,существеннозначимыеидейно-ценностные ориентиры развития российского общества в результатеосмысленияпроцессазарождениярусскойнациональнойидеииДанная ценностная ориентация детерминирована стремлением к удовлетворению коренныхпотребностей группы, и в то же время направлена на трансформацию социума через преобразованиеобщественных отношений в соответствии с усвоенными в процессе исторического развития идеями. Этообстоятельство, в свою очередь, подразумевает необходимость преобразования не только материальныхусловий бытия социума и его производственных отношений, но и его духовной сферы, а значит ихудожественных средств духовного производства.1016формирования Руси, как единого государства, на материале текстовдревнерусских летописей и литературных произведений XI – XII веков.5.
Проанализирован процесс формирования национальной идентичности, какфактора стабильности общественного развития, в России и странахзападной Европы конца XIX – начала XX века. Выявленные взаимосвязипозволяют обоснованно утверждать существенную значимость элементовидеологии, присутствующих в произведениях художественной литературы,на сложный и диалектически противоречивый процесс развития общества.6. Результаты осмысления современного состояния феномена идеологии вРоссии на материале произведений художественной литературы позволяютутверждать не только тесную взаимосвязь тенденций развития российскогообщества с глобальными социальными процессами, но и дают возможностьвыработки стратегии преодоления кризисных явлений в социуме.Теоретическое и практическое значение исследования.Основное теоретическое значение проведѐнного исследования состоит втом, что оно является одним из немногочисленных опытов, в отечественной изарубежной философской мысли, по выявлению и изучению взаимосвязифеноменов идеологии и литературы, как продуктов духовного производства, атакже их комплексного влияния на процесс развития общества, рассмотренного висторической перспективе.
Детальный анализ современного состояния идеологиии литературы, многогранно характеризующих бытие социума в конкретныйисторическийпериод,позволяетвыявлятьопределѐнныетенденцииизакономерности его развития, обусловленные содержанием литературноготворчества,манифестовсоциальныхгруппипрограммныхдокументовполитических сил.В практическом плане выводы диссертационного исследования могут бытьполезны при разработкеперспективной стратегии развития российскогообщества, сообразной с системой национально-государственных интересов.Кроме того, полученные результаты, могут найти дальнейшее применение впоследующих работах посвящѐнных изучению проблем развития современно17общества в целом, а также влияния феноменов литературы и идеологии наразличные области духовного производства в частности.Положения, выносимые на защиту.1.
Усвоенные субъектом в процессе индивидуации культурные и социальныенормы оказывают существенное влияние на его идентичность, а такжеидеологические и литературные предпочтения. Изучение взаимодействияидеологии и литературы, как социальных явлений и продуктов духовногопроизводства, является существенно значимым для понимания их роли иместа в процессе формирования современного общества.2. Идеология – совокупность идей, взаимосвязанных друг с другом иформирующихчѐткуюсистему,выражающуюкоренныеинтересысоциальных групп и мотивирующую их на определѐнные практическиедействия. Человек может воспринимать окружающую реальность толькосквозь призму усвоенных норм социального поведения и, как следствие, всоответствии с идейно-ценностной ориентацией, заданной идеологией, иникак иначе.3.
Художественная литература и идеология активно формируют духовныймир, как отдельной личности, так и больших общественных групп, и какследствие влияют на развитие общества в целом, взаимно дополняя другдруга, и, в то же время, подвергаясь влиянию той среды, в которойсуществуют.4. Регулярность допускаемых в обществе искажений и интерпретацийисторических событий подтверждает приоритет прошлого в восприятииобществом настоящего.5.
Развитиенародногосовокупностинарративом,собразованияособымсыгралиобразомкрайнеилитературноготворчествасформированнымважнуюрольввисторическимраспространениинационального самосознания в России и странах западной Европы XIX –начала XX веков.186. Наосновеанализасовременногосостоянияфеноменаидеологии,выраженного в современной отечественной художественной литературе,сформулированы предложения преодоления кризисных явлений духовнойжизни российского общества.Апробация результатов исследования.Основные положения данного исследования нашли отражение в научныхпубликациях автора в периодических изданиях, определѐнных перечнем ВАК, идокладах на научно-практических конференциях в период с 2012 по 2017 гг., атакже были использованы при подготовке курса лекций и семинарских занятий пофилософии для студентов гуманитарных специальностей.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,шести параграфов, заключения и списка литературы.19Глава 1.
Сущность феноменов литературы и идеологии1.1. Взаимосвязь идеологии и литературы с языком и сознаниемВ первую очередь в данном исследовании нам необходимо краткорассмотреть вопрос возникновения и развития человеческого сознания и языка,каксущественноважныхдетерминантвпроблемеформированияивзаимодействия идеологи и литературы. Данный вопрос, по нашему мнению,является крайне значимым для дальнейшего углублѐнного понимания роли иместа исследуемых феноменов как в культуре современного общества в целом.Во все времена одной из проблем, находившихся под пристальнымвниманием философов и представителей иных наук о человеке и обществе, былапроблема человеческого сознания, поскольку определение места и роли человекавмире,атакжеособенностейеговзаимодействиясокружающейдействительностью предполагает выяснение природы сознания.
Его место вструктуре бытия невозможно переоценить, потому как вопрос о сущностныххарактеристиках сознания и его функциях во взаимодействии бытием затрагиваетфундаментальные основы мировоззрения и методологии, лежащих в основекаждого из философских направлений. Социология, психология, педагогика,языкознание, кибернетика, информатика – все эти науки изучают человеческоесознание и рассматривают очень широкий спектр остроактуальных вопросовкасательно уровня развития общества и научно-промышленного потенциала;принципов возрастного развития индивидов и их коммуникации; использованиямашин и технологий и их влияния на окружающую среду.Как известно, головной мозг человека, как наиболее высокоорганизованнаячасть нервной системы, осуществляет процессы психики и сознания.
Однакосознание не является функцией головного мозга самого по себе. В настоящеевремя вряд ли кто-то будет отрицать факт обусловленности работы сознаниянейрофизиологическими процессами мозга, но полагать, что только мозгопределяет специфику ментальности – очень большое упрощение, так как при20подобном подходе открытым оставался бы вопрос о феноменологическойспецифике интенциональности сознания и его ментальных состояний. Инымисловами, сознание – функция определѐнного, специфического взаимодействияобщественно развитого человека с окружающим миром не сводимая только кбиологической активности головного мозга.
В то же время очевидно, чтофеномены сознания подвергаются активному воздействию со стороны языка иимеют индивидуально-личностную, социальную и культурно-историческуюобусловленность. Следовательно, сознание изначально является продуктомразвития человеческого общества.Кроме того, сознание неизбежно предполагает выделение человеком себя,как представителя активной деятельной позиции по отношению ко внешнемумиру. При этом, выделяя себя из окружающего мира объектов и явлений, человек,в то же время, должен в своѐм сознании вписывать себя в картину этого мира,вырабатывая определѐнное отношение к нему, что является основой развитиясамосознания. Впрочем, для осознания самого себя необходимо увидеть себя состороны, увидеть свой образ, а для этого нужно своеобразное «зеркало», вкотором этот образ появится.
И даже этих условий недостаточно, посколькуувидеть образ в зеркале и осознать, что этот образ и есть отражение смотрящего –не одно и то же. Чтобы человек узнал себя в «зеркале» нужны определѐнныеформы самосознания, не данные человеку изначально, но которые могут быть имвосприняты и усвоены. Эти нормы человек вырабатывает и усваивает, наблюдаясебя в метафорическом зеркале человеческого общества.