Диссертация (Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ". PDF-файл из архива "Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества социально-философский анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
83] Такойнегативный в целом взгляд на сущность идеологии и еѐ роль в обществе изложенв работах Т. Адорно, Г. Альберти, Л. Альтюссера, Р. Арона, Д. Белла, М. Вебера,А. Винера, Т. Гейгера, А. Гоулднера, Э. Дюркгейма, О. Лемберга, Дж. Лоджа, К.Манхейма, М. Марковича, Г. Маркузе, У. Муллинза, Т. Парсонса, К. Поппера, Э.Фишера, Ю. Хабермаса, М.
Хоркхаймера, М. Шеллера, А. Шюца и другихзападных ученых5.[10; 78]; Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.;послесл. Л. А. Чухиной. — М.: Гнозис, 1994. - 413 с.3Lemberg E. Ideologic und Gesellshaft. Stuttgart, 1974.; Topitsch Е. Sozialphilosophie zwischen Ideologie undWissen-schaft, 3. Aufl. Neuwied - Berlin, 1971. // «Критический рационализм»: философия и политика(Анализ концепций и тенденций) /Редкол.: Б. Н. Бессонов и др. — М.: Мысль, 1981.
—309 с.;4[2; 19; 130; 132; 137]; Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен: ЦОПЭ, 1960. - 234 с.; Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. и послесловие Л.Б. Гофмана. – М.:510Касательно проблемы деидеологизации общества, можно назвать работыследующих авторов: Р.
Арона, Н.Г. Баранец, Д. Белла, Р. Беллы, И.В. БестужеваЛады, Ю.Г. Волкова, Л.А. Гордона, Ю.А. Жданова, A.A. Зиновьева, И.Г.Калантарян, С.Г. Кара-Мурзы, A.B. Кивы, Д. Кьезы, Н.С. Куничкиной, Дж.Лоджа, В.В. Миронова, H.H. Моисеева, Г.В. Осипова, Н.Е. Покровского, A.C.Панарина, Г.Х. Попова, В.Т. Пуляева, М.Н. Руткевича, Е.В. Смирновой, А.И.Уткина, Э. Шилза6.Тем не менее, не взирая на множество попыток определить понятие«идеология», в западной философской мысли, равно как и в отечественной, всѐещѐ не осуществлѐн его системный, интегративный анализ.
Идеология, пометкому выражению К. Поппера, по-прежнему рассматривается как «ничьяземля», поскольку так или иначе, изучением идеологии занимаются политология,социология, философия и история.Назареформированияполитическойнаукикаксамостоятельнойдисциплины Э. Фримэн замечал: «История — это прошлая политика, а политика— это теперешняя история». Гражданское общество является преимущественнообъектом исследования социологии, в то время как изучение политическихотношений в обществе — задача политологии. Но гражданское общество игосударство реально не отделены друг от друга, и потому всякое разграничение,Наука, 1991. - 576 с.; Маркузе Г.
Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994. - 368 с.; Парсонс Т.Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. —М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.; Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. –М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 1056 с.Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен: ЦОПЭ, 1960. - 234 с.; Баранец Н.Г., Калантарян И.Г.Деидеологизация и реидеологизация современного общества: мифы или реальность? // Власть, 2012'11.С. 97-99.; [132]; Белла Роберт Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы,проблемы, методы.
Сокращѐнный пер. с англ. В.В. Воронина и Е.В. Зиньковского. Изд. «Прогресс»,Москва, 1972. - 392 с.; Куничкина Н.С. Концепции деидеологизации и реидеологизации общественнойжизни как противоположные подходы к определению сущности и роли государственной идеологии //Вестник Челябинского государственного университета, 2008. С.
20-23.; Миронов В.В.«Деидеологизация» – новая идеология? (О месте философии в образовании) // Высшее образование вРоссии № 1, 2003. С. 67-73.; Смирнова Е.В. Деидеологизация в России // Исторические, философские,политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. III. C. 156-158.611как и любая другая классификация, весьма условно. Между областями знанияуказанныхдисциплинесть«промежуточноепространство»,вкоторомсуществуют разнообразные внедисциплинарные феномены, в том числе иидеология.Таким образом, сложность и многогранность феномена идеологии требуетинтегративного подхода к методологической стороне исследования.
Комплексноеиспользование методов и принципов исследования, заимствованных из другихсоциальных наук, в сочетании с их критической интерпретацией позволят датьнаиболее полное представление о сущности и функциях идеологии.Вместе с тем, изучив степень разработанности темы, можем сделать вывод отом, что, не смотря на существенное разнообразие научных трудов посвящѐнныхкак непосредственно идеологии, так и еѐ отдельным функциональным аспектам,специального масштабного анализа вопроса еѐ взаимодействия с художественнойлитературойдонастоящеговременинепроводилось.Основнаямассаисследований посвящѐнных феномену идеологии рассматривают его как элементсоциально-экономической и политической сфер человеческой деятельности, лишьопосредованно затрагивая тему взаимодействия с культурной сферой вообще ихудожественной литературой в частности7.
Данная исследовательская работапризвана восполнить имеющиеся пробелы. Учитывая актуальность обозначеннойпроблемы, проведение подобного исследования, на наш взгляд, достаточнообоснованно.Отдельно необходимо отметить тот факт, что вопрос взаимодействияидеологии и художественной литературы не может быть рассмотрен и понят каквне исторического и социального контекстов, так и без детального анализарассматриваемых феноменов.Объект исследования – духовная сфера жизни современного общества.Осовский О.Е. Идеология и идеологические мифы в пространстве литературы ХХ века // ВестникТатарского гос. гуманитарно-педагогического ун-та. № 2(24), 2011.; Черняховская Ю.С. Россия ипроблемы деидеологизации в историко-политической концепции братьев Стругацких // Власть, 2011'04.С.
63-66.712Предмет исследования – идеологический элемент в художественнойлитературе.Цель исследования – показать посредством социально-философскогоанализа взаимосвязь феноменов идеологии и художественной литературы, а такжеих роль и значение в формировании единства общества в современной России.Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:1.
рассмотреть вопрос взаимосвязи феноменов идеологии и литературы, какэлементов духовного производства, с языком, как средством выражения ипередачи накопленного социального опыта, а такжечеловеческимсознанием, как основанием формирования духовной культуры социума;2. проанализироватьпроблемудефинициипонятия«идеология»,висторической перспективе развития социально-философского знания, и датьего структурное определение в соответствии с принятой теоретикометодологической базой;3. определить роль и место литературы и идеологии, как социальных явлений,в духовной сфере жизни общества, с учѐтом исторических особенностей еѐразвития, а также степень взаимосвязи исследуемых феноменов;4. осмыслить, основываясь на текстах древнерусских летописей, процессзарождения русской национальной идеи и формирования Руси, как единогогосударства;5.
проанализировать процесс формирования национальной идентичности, какфактора стабильности общественного развития, в России и странахзападной Европы конца XIX – начала XX века и подтвердить либоопровергнуть предположение о существенной роли художественнойлитературы в указанном процессе;6. осмыслить современное состояние феномена идеологии в России периодасоциальной трансформации во взаимосвязи с художественной литературойконца ХХ – начала XXI века.13Теоретические и методологические основы исследования.Диссертационноеисследованиевыполненовдиалектико-материалистической традиции с необходимым вниманием к базовому длясоциальной науки принципу историзма, гарантирующему, через требование учѐтаисторического контекста рассматриваемого феномена, приемлемую степеньадекватности результатов исследования реальному положению дел (бывшему илиимеющемуся в данный момент).Теоретической основой исследования являются работы Л.
Альтюссера, М.Вебера, А. Грамши, В.И. Ленина, Г. Лукача, Д. де Траси, К. Манхейма, К. Маркса,Г. Маркузе, Ф. Энгельса. Использование методов постмарксизма (Л. Альтюссер,А. Грамши, Г. Лукач), ориентированных на изучение роли социальных классов игрупп в распространении идеологий, позволяет определить зависимость системценностей от их социальной базы. Тогда как позитивистская концепцияутопичностиидеологииК.Манхеймаитеориягиперидеологичностидействительности (Т. Адорно, Г. Маркузе и др.) позволяют определитьфункциональные составляющие идеологии.Существенное значение для проведѐнного исследования имеют работыотечественных и зарубежных философов посвящѐнные социальной философии,проблемам познания и взаимодействия философии с иными феноменамидуховной сферы жизни общества, а именно труды Б. Андерсона, З.
Баумана, Ю.М.Бородая, Р.Брубейкера, И.У. Будовница, В.В. Виноградова, Г.В.Ф. Гегеля, А.И.Герцена, Э. Дюркгейма, А.Л. Зорина, Т. Иглтона, И.А. Ильина, Р. Инглхарта, А.А.Кокорина, П.А. Кропоткина, Л. Леви-Брюля, Ю.М. Лотмана, К.Х. Мамджяна,Е.М. Мелетинского, Л. фон Мизеса, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Ренана, Б.А.Рыбакова, Ф.
А. Степуна, А. Тойнби, И.Г. Фихте, Ф. Шлегеля, У. Эко и др.Важными для исследования источниками являются синодальное изданиеБиблии и художественные литературные произведения А. Азимова, В. Астафьева,Р. Брэдбери, А. Вампилова, Г. Гессе, А. Данте, Ф.М. Достоевского, И. Ефремова,Е. Замятина, Ф. Искандера, А. Камю, Ф. Кафки, С. Лема, Т. Манна, А. НовиковаПрибоя, В. Пелевина, М.