Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова". PDF-файл из архива "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
По учению Фихтелюбая деятельность человека становится возможной из акта осознания самого––––––––––––––––––––––––––2021Там же, С. 72.Там же, С. 319.38себя или своего «я» как субъекта во взаимосвязи с противоположным емуобъектом или«не-я». Следовательно,сознание формируетсяиз своегособственного самоопределения, в результате взаимодействия с объективностьюмира. В этом смысле процесс самоопределения сознания представляет процессполагания своего «я» через «не-я» и формирует стремление самосознания кновому самоопределению.
Если у Канта сознание пассивно-созерцательно, то вфилософии Фихте оно деятельно и способно самоопределяться в акте рефлексии.«Я» предстает в философии Фихте творческой силой воли, в пределахкоторой преодолевается отчужденность личного «я» от безличного «не-я», нокоторая не осознается и остается в рамках субъективного сознания, не вступая всвязь с реальной объективностью. В итоге достигнуть онтологического единствачеловека с миром по учению Фихте невозможно, в силу присутствия в сознаниибессознательных процессов, способствующих образованию препятствий, которыевновь приходится преодолевать для воссоединения субъекта с объектом.Предметом критики в философии Фихте, по Булгакову, является метафизическийсубъективизм, в соответствии с которым объективность объясняется черезсубъективностьбеспредельностиираскрываетсяидеальноговпредставлениисамосознания,обесконечностинаходящегосявипостоянномсамоопределении.
Согласно Булгакову, именно через хозяйство человекосуществляет переход из «Я» в «не-Я», тем самым создавая возможностьпроникновения в мир путем осознания его через себя в акте рефлексии. Видеалистической системе Фихте Булгаков усматривает идею абсолютизациииндивидуального самосознания, как единственно возможной движущей силы,оказывающей влияние на различные состояния структуры человеческого бытия вмире.
Поэтому С.Н. Булгаков критически заключает, что «радикальныйсубъективизм и иллюзионизм – таков итог философии действия у Фихте какоснованнойненавзаимоотношениисубъектаиобъекта,алишь на39самоположении субъекта, «примате практического разума над теоретическим»,однако осуществляемом только в сфере субъекта»22.Развивая метафизический смысл хозяйства, Булгаков обращается кнатурфилософии Ф. Шеллинга о тождестве субъекта и объекта, в попытках найтиуниверсальный принцип единства между миром и человеком, и таким образомобосновать их гармоничное сосуществование. Булгаков стремился раскрыть идеюобъективности хозяйства, на основании онтологического взаимоотношениясубъекта с объектом, где природа и человеческий дух образуют органическуюцелостность.
В своих философских исканиях Шеллинг усматривал в свободномсубъекте самосознания безусловный источник ничем не обусловленногосамодействия и творчества, стремящегося к тождеству с самим собой. Такимуниверсальным субъектом является феноментрансцендентальностидуха,превыше которого может быть только он сам в процессе своего собственногосамопознания,воплощающаяпринципабсолютнойнеразличимостисубъективных и объективных начал бытия. Этот принцип определяется исходя изтого, что он есть предельное стремление к восстановлению глубиннойраздвоенности связи между субъектом и объектом или природой и духом. Иприрода, и дух являются следствиями онтологического нарушения тождества всилу внутренне присущих – субъективности и объективности – движимых начал,приводящих в состав единой целостности дифференцированно разрозненныечасти абсолютного тождества.
Этим бесконечно отождествленным с самим собойтождествомявляетсяАбсолютныйРазум,выдвигаемыйШеллингомзаонтологический принцип развития мироздания. Если в своей философии Шеллингразвивал систему трансцендентального идеализма, центральной идеей которогоявляется идеальное начало абсолютно себе тождественного Разума, то вфилософии Булгакова такой системой стал трансцендентальный субъектхозяйствования как одухотворенно-деятельный органический процесс живоготворчества в образе всего человечества.
Поэтому Булгаков пишет о том, что––––––––––––––––––––––––––22Там же, С. 75.40хозяйство «есть органическая, синтезирующая деятельность, существующая какбы поверх отдельных ее проявлений, которые, вступая в этот круг, получают внем свою качественную определенность»23.Возможность хозяйства обуславливается тождеством субъекта и объекта,где объект есть бессознательный дух природы, а субъект есть осознавший себячерез связь с природой – человек, в целостности образующие объективноеустремление к Абсолюту. Объективность природы утверждается Шеллингом вкачестве первоэлемента продуктивной деятельности человека, на основаниикоторого осознанно постигается сущность мира. Именно это имеет в видуШеллинг, когда «называет историю природы историей самосознания, оназаканчиваетсяпоявлениемсознания»24.Инымисловами,потенциальное,раскрывающее себя в актуальном, проявляется как волевое начало духа всоприкосновении с миром, а сам процесс соприкосновения есть процессхозяйства.
В философской системе Шеллинга человек, согласно Булгакову,является моментом самопознания Абсолютного Тождества, и раздвоение насубъект и объект отражает отчуждение от Абсолюта – духа от природы.Соответственно, человек оказывается свободно связанным с миром в качествехозяйствующего субъекта, способного оказывать на него влияние, путемтворческого преобразования. Поэтому натурфилософская система тождествасубъекта и объекта в учении Шеллинга приобретает для С.Н.
Булгаковафундаментальное значение. Неслучайно Булгаков высказывает мысль о том, что«вселенная есть самообнаружение Абсолютного, в котором природа и дух, объекти субъект, от века тождественны»25.ВметафизическойфундаментальнымсистемеоснованиемиабсолютногопринципомидеализмадвиженияГ.В.Ф.бытияГегеляявляетсяобезличенный и диалектически разворачивающий сам себя – Абсолютный Дух.Идеальное начало мира является первоисточником и сущностью самого бытия,––––––––––––––––––––––––––23Там же, С. 123.Там же, С. 120.25Там же, С. 80.2441поскольку включает в себя взаимозависимый переход из природного состояния вдуховное и наоборот. Истина бытия разворачивается из фундаментальногопротиворечия между субъективным и объективным основаниями мира.
БытиеАбсолютной Идеи – это бытие становления Разума в акте самопознания,самоопределяющегося в себе и для себя, чтобы стать системой логическисвязанныхивытекающихдругиздругапонятийдлявнутреннейсамоидентификации Духа. Иными словами, высшей формой самореализацииАбсолютной Идеи является не личность, а Абсолютный Дух, достигший полногосамосознания и самоопределения в результате исторически накопленнойчеловечеством духовной и практической деятельности. Предметом критики дляС.Н. Булгакова в философии Гегеля является идеалистический логицизм. ПоГегелюизпервозданностилогическогосхематизмаформируетсяираспространяется на всю историю человечества – рационализация духа, вкачестве целенаправленной и закономерной деятельности мирового разума.Поэтомудействительный«рефлектированнуюмир,помыслиабсолютность»26,Гегеля,котораяпредставляетстроитсянасобойоснованииабстрактных понятий.
По Гегелю духовное самоопределение человека естьразумноеначалосамореализациидуха,формирующегосяизлогическивыверенных понятийных категорий рассудка. Абсолютный Дух, согласно Гегелю,«как живая индивидуальность есть импульс к полаганию абстрактного моментаопределенности понятия как реального различия; будучи непосредственным, эторазличие есть импульс каждого единичного, специфического момента кпродуцированиюсебя,атакжеквозведениюсвоейособенностивовсеобщность»27.
Идеалистическая система Гегеля формируется из мировойнеобходимости восхождения духа от абстрактности к действительности, гделогическоетождественноисторическому,арациональностьвсеобщей закономерностью бытия.––––––––––––––––––––––––––2627Гегель, Георг Вильгельм Фридрих Наука логики. В 3-х т. Т. 2. М., «Мысль», 1971. C. 186.Гегель, Георг Вильгельм Фридрих Наука логики. В 3-х т.
Т. 3. М., «Мысль», 1972. С. 223.объявляется42Булгаков отрицал логическое начало в качестве фундаментальногооснования развития философских систем. Абсолютная идея содержится вчеловеческом самосознании и подтверждается в опыте осознания природногомира в форме категорий рассудка. Абсолютный дух является отчужденной от себяидеей, формируемой и развиваемой в природной действительности, в результатепреодоления, возникающих в процессе познания, противоречий. Отчуждаясь отсвоей самости абсолютная идея осуществляет самореализацию своей духовнойсущности в процессе самопознания и становления себя в качестве абсолютногоразума. Метафизика рационалистического понимания истории, с точки зренияГегеля, исчерпывает многообразие человеческой сущности через абстрактноесодержание понятийного аппарата логики. Таким образом, человек являетсяобезличенным понятием абсолютного духа, действующего в мире с механическойнеобходимостью.
В отличии от абсолютной системы Гегеля философия хозяйстваС.Н. Булгакова «не хочет быть абсолютной системой, заключающей в себе вчистом виде всю философскую истину, обладающей ключом, отмыкающим всезамки»28.Социально-философские идеи К. Маркса стали основополагающими длядуховного перелома русского мыслителя и для формирования всей философскойконцепции «хозяйства» в целом. По словам самого С.Н. Булгакова его«мировоззрение складывалось в атмосфере социальных идей марксизма, и ужепоэтому оно не есть, не может и не должно быть сплошным его отрицанием,напротив, оно стремится к углублению и обоснованию именного тогообщественного идеала, который начертан на знамени марксизма и составляет егодушу»29. В период жизни русского философа идеология марксизма быланадеждой на преобразование несправедливого общественного устройства, сцелью искоренения причин, обуславливающих господство правящих классов надобездоленной массой угнетенных. Однако перемена в системе духовных––––––––––––––––––––––––––28Булгаков, С.Н.