Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова". PDF-файл из архива "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В том числе учениеВасилида, у которого Бог – «это превосходящее бытие и мышление не-сущее (т.е.Ничто)»13 и учение Маркиона Синопского о двойственности божественнойсущности. Истинным измерением бытия гностики считали исключительнодуховную сферу познания, которая открывается в мистическом прозрении, врезультате выхода души человека за пределы разума, в состояние духовнопсихической трансформации.
Сама духовная сущность представляет системутрансцендентных первоначал – эонов, образующие Плерому – божественнуюполноту бытия. Последняя из них имеет женское первоначало, именуемоеСофией. Отпав от божественной полноты, София творит психо-материальноемножество духов, безвозвратно утративших свое трансцендентное первоначало.Идея Софии берется Булгаковым за метафизическую основу воссоединениячеловека с Богом, посредством оправдания духовно-телесной целостностичеловека, путем его хозяйственно-упорядоченной деятельности.
Духовноеизмерение бытия, по идее гностиков, постигается исключительно верой, апознанию остается доступным только материальный мир зла. Вера – фундаментхристианского гнозиса. В этом смысле, воплощение истинного добра вматериальном мире, по учению гностиков, остается не сбывающейся попыткойвыйти за пределы падшего мира, что означает невозможность спасения.
Если Боградикально трансцендентен человеку, а мир в котором он существует не являетсяпромыслом Божией воли, поскольку является самой сущностью зла, то значит, ихозяйственная деятельность является не больше чем трудом Сизифа, в––––––––––––––––––––––––––13Водолагин, А.В. Метафизика воли. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии.
– М.; СПб.:Нестор-История, 2012. С. 84.28бессмысленных попытках сближения с благодатью Абсолюта. Поэтому «вгносисе человек духовно-деятелен»14, а реальная жизнь, сопряженная струдностями их превозмогания, остается областью страха, тревоги, безнадежнойтоски и ностальгии по утраченному раю.С.Н. Булгаков критикует пессимистический взгляд гностиков, согласноучению которым, материальный мир есть низшая область человеческогосуществования.
Поэтому С.Н. Булгаков опирается на учение св. ИринеяЛионского, по идее которого Бог, после сотворения мира, осуществляетнепрерывный надзор за ним, что является частью плана спасения человечества.Ириней считал, что творческий потенциал человека изначально являетсянезрелым, и поэтому с историей его раскрытия и развития связан постепенныйпроцесс уподобления Богу. В Божием Промысле св. Ириней усматривал источникпреодоления незрелости и достижения наивысшего духовного совершенства. ВвоплощенииХристабожественнаяприродастановитсячастьюестествачеловеческого. Сотворенный Богом мир есть место страданий, через преодолениекоторых, человек принимая самостоятельные решения, достигает духовной силыволи. А начало греховности положено не в душе человека, а с моментанизвержения его в мир земной, после слияния духовности с телесностью.Всвятоотеческойписьменностипроблемычеловекавытекаютизнравственной оценки хозяйства у большинства великих богословов и отцовцеркви.
Так, согласно Феодориту Кирскому, успех в добродетели прямопротивоположен успеху в приумножении материальных благ. По мысли ИоаннаЛествичника, самоотдача и самоотверженность являются истиной любви, а неприумножением ее через стяжательство. Св. Василий Великий, выскажет мысль, отом, что только любовь к ближнему как к самому себе не знает излишеств иостатков. С точки зрения Амвросия Медиоланского, стремление к накоплениюобратно пропорционально стремлению к несправедливости.
Иустин Философсчитал, что основой самодостаточности человека должна быть озабоченность––––––––––––––––––––––––––14Там же, С. 83.29мирскими благами, как условие личного вклада в общественное дело. Тертуллианукажет на условие человеческого единства через достижение нераздельностиобщественной собственности.Киприан Карфагенский, объявит благотворительность основой духовнойобщности и согласия в любви между людьми. Григорий Нисский усматривал вприумножениидушевногобогатства–единственныйпутьчеловекакбогоподобному совершенству, а в земном богатстве лишь чувственныйсамообман. По идее Блаженного Августина, частной собственностью может бытьтолько личная связь каждого человека с Богом.
Григорий Богослов призывает всечеловечество к стяжательству одного лишь Бога. Св. Иероним показал связьсамопожертвования с высшим, угодным Богу, благом. Поэтому согласноБулгакову, раннему «христианству свойственно оптимистическое воззрение намир, как произведение благого Творца»15.Философское учение Пелагия о независимости свободной воли человека отпервородного греха, нашло свое отражение в философии хозяйства С.Н.Булгакова. В своих воззрениях Пелагий исходил из утверждения о том, чтогреховная сущность человека преодолима, потому как Бог не требует от человеканевозможного и физический мир подвластен и не превышает силы человеческойволи.
Поэтому реальность мира, согласно Пелагию, может быть, как грешной, таки безгрешной в зависимости от направленности и устремленности человеческойволи к добру или ко злу. Путь к высшему благу лежит через волю, потому какрешение о спасении лежит на ответственности самого человека за своюсобственную судьбу.
В этом смысле Пелагий полагает, что сотворенный Богоммир является источником добра и благодати, а человек в своих способностях иустремлениях по Божьему волеизъявлению наделен доброй и благоразумнойсилой собственной души. Первородный грех является дурным актом единичнойволи и не распространяется на всю историю человеческого существования. По––––––––––––––––––––––––––15Булгаков, С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т.
Т. 2. Статьи и работы разных лет. 1902-1942 – М.: Наука.1999. С. 206-207.30учению Пелагия человек от природы безоружен и становится могущественнымдеятелем собственной судьбы через доброту собственной воли, путем внутреннедуховной работы над нравственным самосовершенствованием.
Таким образом,воля Божья является источником добросовестности воли человека, и то, на чтобудет она ориентирована и в каких целях будет реализовываться, зависит от ееразумной автономии. Следовательно, добровольной будет вся хозяйственнаядеятельностьчеловека,котораясводитсяксвободесозидательноговолеизъявления.В сочинении «Какой богач спасется?» апологет христианской веры КлиментАлександрийский развивает хозяйственную этику через проблемы бедности ибогатства, милостыни и собственности.
Климент полагал, что проблемы человеказаключаются не в собственности самой по себе, а в урегулировании страстныхтребований любостяжания души. Согласно учению Климента, обедненнаяжеланиями душа созидательна и богата истинной свободой на пути к спасению, аобреченной на погибель является та, что пуста до саморазрушения. Поэтому С.Н.Булгаков делает вывод, что христианство прививает хозяйственно-этическиеценности только «человеку всецело духовно пребывающему в мире, но имвсецело не охваченному, христианство дает руководящие нормы экономическогоповедения, вытекающие из общего религиозного идеала»16.
Также С.Н. Булгаковзамечает, что идеал праведности соотносится с принципом благотворительности упервых христиан. Поэтому истинное богатство, согласно Клименту, заключаетсяв благородстве и благотворительности души человека. Так, у ап. Павла идеихозяйства получают высоконравственное значение, посредством осознаниягреховной природы человека, исправляемой трудовой деятельностью. Преждевсего это относится к первородному греху, с которого и началась обреченностьчеловека на нескончаемые трудовые тернии, в которых хозяйство стало основойразвития исторической судьбы всего человеческого рода.––––––––––––––––––––––––––16Там же, С. 223.31Креационистская установка Августина Блаженного в его трактате «О градеБожием» развивала представление о дуалистической онтологии мира земного имира небесного.
Если в идеалистической философии Плотина Божествопонималось как безличное трансцендентное Единое, то в философии АвгустинаБог предстает творящей мир и человека личностью. Главная особенность Бога какличности по мысли Августина заключается в Его волевой сущности. ИменноличностноеначаловБогепоБулгаковупредполагаетхозяйственноепокровительство и попечение над миром и человеком.
Неслучайно Августинговорит о «производительной силе» Бога, которая не является творческимпорывом, а организуется через волю и составляет монотеистический принципхозяйственного сотворения мира. Поэтому для объяснения происхождениячеловеческого тела, а также всего природного мира, Августин используетнатурфилософскую идею стоиков о заложенных Богом семенных зачатков вмироздании. Таким образом, бесформенный материальный субстрат, пассивныйпо своей сущности испытывает на себе активную творческую волю Бога, путемхозяйственного выявления из небытия оживотворенную бесконечность космоса.Теологические рассуждения Августина о бестелесности души, неотягченнойматерией, прививают осознание ее волевых качеств, способствующих изменениюмира в стремлении соприкоснуться с неизменно вечным Абсолютом.Душа человека, став самосознанием обрело волевое качество, в котором помысли Августина обнаруживается хозяйственная способность контролироватьтело, делая его активным источником воплощения идей в мире, путем егокреативного преобразования.
Таким образом, душа как хранилище божественныхобразов, является олицетворением индивидуальной неповторимости личностноволевого начала каждого человека. Булгаков обнаружил хозяйственный мотив вфилософии Августина на основании его представлений о Боге как об абсолютномправителе мироздания, а о душе как об активном волевом начале любойдеятельности человека, в качестве процесса развертывания императивов волиБожественной.Абсолютныйметафизическийпринципрелигиозно-32фаталистической концепции Августина выражался в детерминизме человеческойсвободы от могущества Божественной воли. Свобода воли проявляется какследствие сверхъестественного озарения, не имеющее самостоятельной сущностии проявляющееся в эмпирической области человеческой деятельности врезультате Божественного Промысла. Поэтому свобода человеческой воли толькомыслится абсолютной, а проявляется всегда ограниченной во времени ипространстве.Критическую оценку собственности Булгаков находит в христианскихученияхГригорияКлиментаНисского,Александрийского,ГригорияОригена,Богослова,Тертуллиана,ВасилияВеликого,Лактанция,АмвросияМедиоланского и Иоанна Златоуста.