Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова". PDF-файл из архива "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
2. Статьи и работы разных лет. 1902-1942 – М.: Наука.1999. С. 221.8Татаркевич, В. Античная эстетика. Пер. с польск. Предисл. А. Сикоры. М., «Искусство», 1977. С. 132.9Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека;Художественная промышленность и культура / Пер. с нем. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009. С. 23.23философ разделял на уравнивающую, как условие равенства всех людей передзаконом и распределяющую, основанной на неравенстве, выраженной вразличной степени трудоспособности каждого человека. Таким образом, поучениюАристотеляравенствоинеравенствоотражаютдиалектикуантиномичного процесса развития государства, как гармонической основыобщества и человека. Идеи Аристотеля о государстве базировались напредставлении о нем как об общественном организме, в котором частное непротивопоставляется всеобщему, а органически интегрируется в него.
ПоэтомуБулгаков утверждает, что «по учению Аристотеля, государство как целоесуществует прежде своих частей, так и хозяйство как общественно-целевойорганизм существует прежде своих носителей»10.Испытав влияние неоплатонического учения, С.Н. Булгаков перенесэстетико-метафизические основы философии Плотина, из сверхчувственнойобласти в эмпирическую, тем самым связав метафизику с хозяйственнойдеятельностью человека. Плотин, как и Платон в своих учениях разделяли мир насверхчувственный (совершенный), который постигается одной лишь мыслью, ичувственный (несовершенный), постигаемый в опыте. Если Платон первоначаломидеального и прекрасного считал только сверхчувственный мир, то Плотинусматривал в мире чувственном отражение сверхчувственного.
С точки зренияПлатона истина может быть постигаема и доступна только через разум, а с точкизрения Плотина – доступна также через чувственную область. Согласнотрансцендентной системе Плотина, сверхчувственное является первоначалом поотношению к чувственному миру, а чувственный мир является отражениемосновных свойств сверхчувственного. Вместе с тем, метафизическая позицияПлотина связана с фундаментальной идеей единства мироздания – источникомкоторой является Мировая Душа. Именно в душе по учению Плотина проявляетсяистинно прекрасная сущность человека, соединяющего в себе как умственную,––––––––––––––––––––––––––10Булгаков, С.Н.
Философия хозяйства / Вступ. ст. А. Филиппова; Коммент. В. Сапова. – М.: ТЕРРА – Книжныйклуб, 2008. С. 125.24так и чувственную соразмерность формы и содержания. Но в то же время Плотинрассматривает материю как безобразное и негативное свойство мира заотсутствием в ней духовного источника творчества. В этом смысле искусство, поидее Плотина, воплощается через творческое отражение живой мысли художникав неоформленном и несовершенном мире, в качестве внутренней формы эманациидуши, берущей свое начало в трансцендентной сфере Единого.С.Н. Булгаков считает, что именно душа «по глубокомысленному учениюПлотина, создает себе тело и как организующая сила проникает все функцииорганизма, руководит им, но не сливается с ним, становится ему имманентна, ноостается в то же время ему и трансцендентна, так и человек есть душа мира, покрайней мере в своем предназначении и в своей потенциальности» 11.
ЕслиметафизическаясистемаПлотинабыласпиритуалистической,тоидеивзаимосвязи и единства души с телом, формы с содержанием, трансцендентного симманентным в философии Булгакова носят антропоцентрический принцип,исходя из которого и формировалась философия хозяйства. Творчество,понимаемое Булгаковым как хозяйство, обуславливает процесс художественногооформления материи и ее одухотворения путем креативного усмотрения сквозьнесовершенные формы бытия источник идеальной красоты Абсолюта, который иесть онтологическое воплощение единства всего мироздания. Мрачностьматериального хаоса освещается сиянием живописной вечности идеальнойформы, содержание которой локализуется в духовных свойствах человека,позволяющие из хозяйства сформировать художественный опыт, и тем самымввести красоту в повседневную деятельность человека.Предпосылками этического представления С.Н.
Булгакова о хозяйстве сталифилософские идеи стоицизма. В учениях стоиков на первом месте стоял идеалдобродетели, которому должна быть подчинена вся деятельность человека впоисках первоисточника прекрасного. Исходными теориями стоицизма сталифундаментальные представления о морали и космосе. Наивысшими ценностями––––––––––––––––––––––––––11Там же, С. 136.25считались именно моральные, которым подчинены все хозяйственные ценности,тем самым по идее стоиков деятельность человека изначально имеет благородноеначало. Если в философии Платона совершенство и разумность берутся запервооснову только в идеях, то стоики в своих учениях приписывали эти жекачества всему реально существующему миру.
Стоики усматривали идеальноеблагоустройство человека прежде всего в его духовно-телесной целостности.Таким образом, и духовное и телесное начало являются исходными качествамичеловека, образующие его гармоническую деятельность.К примеру основатель стоицизма Зенон Китийский утверждал, чтополезность деятельности человека определяется его моральными установками,цели которых воплощаются в различного рода добродетелях. Поэтому стоикиполагали, что мир в целом имеет целесообразное устройство, в связи с чем они иобращалисвойблагоустройствовзоринаприродуцелесообразность,ивсювселенную.стоикиусматривалиХозяйственноенетольковцелостности мира, но и в его отдельно сосуществующих частях.
Вселенная, повыражению Хрисиппа, является наивысшим художественным произведениемискусства, через которое человек постигает ему необходимые для хозяйственнойдеятельности принципы меры и пропорции. Хрисипп проводил параллель междудушой человека и его телом как двумя симметриями, делающие сообразностьглавным явлением хозяйственного миропонимания. Вместе с тем, стоикисознавали создаваемые человеком предметы хозяйства как ценные сами по себе, ане по тому, какую пользу они приносят.
Иными словами, польза по учениюстоиков является не целью, но следствием хозяйственной деятельности человека,которая сама по себе должна воплощать объективность прекрасного, черезсубъективность художественного воображения. В результате объективный миррассматривается стоиками как объект хозяйственно-эстетического содержания,предметом которого является в широком смысле слова искусство, под которымпонималось также и производство, и упорядочение мира.26Таким образом, истоки философии хозяйства восходят к древнегреческоймировоззренческой мысли о сложной природе человека, сущность которого неисчерпываетсяисключительнобытовыми,этическими,эстетическими,моральными, метафизическими и сугубо экономическими представлениями, а всовокупности образуют обобщенное или собственно хозяйственное осмыслениемногогранности человеческого бытия. В эпоху зарождения христианства миросваивался человеком исходя из взаимоотношения с Богом, а образ ИисусаХриста воспринимался в качестве истинного символа и источника божественноймудрости.
По учению Христа, человек всегда остается бедным только передБогом, а богатство в виде имущества, приобретаемое человеком имеет оправданиетолько в качестве основы физического существования. Подлинное богатствозаключается в духовном освобождении от власти любостяжания и стремление кединению человека с Богом, а полная бедность является результатом чрезмернойозабоченности материальными благами.Собственность и иные виды имущества, с христианской точки зрения, неотрицаются,нодолжныиспользоватьсядлявсеобщегоспасенияипредотвращения бедности. Имущество, по учению Христа, должно было стать неисточником поклонения, а воодушевлением на организацию благотворительнойдеятельности или помощи ближнему.
Христос является выразителем духовнотелесной целостности и нравственного отношения к миру, с которого по мыслиБулгакова начинается хозяйственно-этический принцип отношения человечествак труду, как источнику освобождения, спасения и проявления взаимной заботы поотношению друг к другу. Поэтому Булгаков приходит к выводу о том, чточеловек«представляетсобойсуществодвуприродное–божественно–космическое существо – всеживотное, созданное из земли, но он есть ибогочеловек in potentia»12.––––––––––––––––––––––––––12Булгаков, С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т.
Т. 2. Статьи и работы разных лет. 1902-1942 – М.: Наука.1999. С. 203.27Идея хозяйства прослеживается в учении гностицизма о человеке как одвуединой Софии (тварной и Божественной). Выражаясь в дуалистическомпредставлении о человеке, как об антагонизме духовного и материального начала,гностицизм исходит из представления о том, что дух является началом добра, аматерия началом абсолютного зла. Наиболее известными христианскими ересямибыли учения иудейского гностицизма, сирийско-египетского гнозиса (школаВалентина) и иранского гностицизма (манихейство).